Главная страница
Очное и дистанционное обучение фитнес-инструкторов Курс: инструктор групповых программ. Направление "Детский фитнес" Курс: инструктор групповых программ.

Литература Работу



Скачать 437.22 Kb.
НазваниеЛитература Работу
Арефьева Вероника
Дата23.02.2016
Размер437.22 Kb.
ТипРеферат

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 8 им. Л.М. Марасиновой

XVIII научно – практическая конференция им. Кондратьева

Химия и литература

Работу выполнила:

Ученица 9 «А» класса

Арефьева Вероника

Научный руководитель:

Лебедева Ирина Владимировна

Рыбинск, 2011

Содержание:

1. Введение стр. 3

2 Литературное творчество учёных - химиков стр. 4

3. Химические образы в художественной литературе стр. 7

4. Химия вдохновляет! стр. 8

5. Химические неточности в произведениях литературы стр. 10

6. Заключение стр. 12

7. Список литературы стр. 13

8.Приложения стр. 14

8.1.Приложение №1 стр. 14

8.2.Приложение №2 стр. 16

8.3.Приложение №3 стр. 17

Введение.

Мы часто замечаем связь естественных наук: химии, физики, биологии, географии, экологии и др. А что насчет химии и литературы? Они важны в современном мире. Химию называют «индустрией чудесных превращений». Она повсюду: одежда, пища, заводы, фабрики и машины, машины, машины… А книги с самого детства - наши друзья. Казалось бы, химия и литература — совершенно разные предметы, и соприкосновения найти невозможно. В своей работе я докажу обратное.

Объектом исследования данного проекта являются произведения русской и зарубежной литературы, в которых присутствуют описания химических веществ и их превращений, что делает стихи и прозу более яркими, образными, колоритными, позволяя читателю иметь полное представление о каких-либо событиях. «Нельзя объять необъятное», - считал один литературный герой. Пришлось с ним согласиться и из целого океана, именуемого Литературой, взять для данной работы лишь небольшой ручеёк ─ некоторые отрывки из произведений художественной литературы.

У химии большие перспективы,

Она во всем на помощь к нам идет,

Чтоб жил народ и лучше и красивей,

Чтобы шагал уверенно вперед.

Выбранная мною тема очень актуальна: ведь знакомство с литературой мы начинаем с детских стихов, затем изучаем более серьёзные произведения. А узнав предмет «химия», вспоминаем некоторые отрывки, начинаем их анализировать, появляются вопросы, в которых порой хотелось бы убедиться экспериментально.

Также в этом проекте я выдвигаю гипотезу: всегда ли писатели и поэты в своих произведениях правильно описывают химические вещества и процессы?


Литературное творчество учёных – химиков

История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия—вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след. А. С. Пушкин писал, что, “соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей”. Следует заметить, что эта разнообразная деятельность Ломоносова была порождена бурной эпохой преобразования нашей Родины, эпохой, связанной с деятельностью Петра I.

Тщательное изучение работ Ломоносова в области физики и химии, проведенное в наше время, открыло нам совершенно новое понимание роли Ломоносова в мировой науке. Ломоносов несомненно олицетворяет собой наиболее прогрессивный и боевой дух науки своего времени. Оценка его работ знаменитым Эйлером, полагавшим, что “эти работы могут служить украшением любой академии”, несомненно оправдана.

Поэзия Ломоносова была проникнута высокой идеей служения своему народу, стремлением способствовать развитию русской культуры просвещения; она являлась неотъемлемой составной частью его научной и просветительской деятельности. В своей поэзии Ломоносов затрагивал и развивал темы, имеющие важное общественно-политическое значение. Его произведения отличаются исключительной по тому времени чистотой языка. В основе поэтического творчества Ломоносова лежит убеждение, что чем больше новых представлений вносит поэзия в сознание читателя, тем она значительнее. В похвальных одах, написанных по тому же или иному официальному поводу, он всегда выходил за пределы обычной тематики этого жанра, превращая оду в многотемное произведение; как правило, прославляемый в оде образ монарха отступает у него на второй план, а на первое место выступает Россия; он пишет о благополучии и славе страны, о её природных богатствах, прославляет труд, разум, науку, человека, даёт оценку политических событий и т. д. Ломоносов стремился не только распространить в России новые идеи, но и воспитать новое отношение к науке. Этой задаче также служила его поэзия. Стихотворение “Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния” (1743, изд. 1748), в котором Ломоносов излагает естественнонаучные гипотезы, пронизано пафосом познания природы. Похвальные оды были для Ломоносова средством пропаганды просвещения, достижений науки, необходимости приложения науки к развитию производительных сил страны; это относится к “Оде…[1747года”], к “Оде…1750 года” и др. Духовные оды Ломоносова также служили целям просветительства. Переводы псалмов, которые занимают важное место в поэтическом творчестве Ломоносова, позволяли ему, с одной стороны, развивать собственные воззрения на природу и, с другой – высказывать этические и политические суждения. В «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!
Ломоносов был убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым:
Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут…
Молодежные пятницы, которые Менделеев проводил у себя дома, вскоре превратились в литературно-художественные среды с приглашением известных художников и литераторов.

Они проводились со второй женой Анной Ивановной Поповой, где угощением были простые бутерброды и чай. Но главным было общение. Как вспоминает Анна Ивановна: "Это и было счастьем, но этого тогда не замечали".

На "Менделеевских средах" много спорили о науке, литературе и искусстве. Для разрядки серьезной обстановки Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Однажды он объявил: "Господа, курение — вред, и, если кто из вас закурит, я соберу табачный дым в банку". Менделеев любил читать В. А. Жуковского и А. С. Пушкина. Из иностранных писателей — В. Гюго, Ф. Шиллера, У. Шекспира. Но больше всего ценил поэтов: английского — Д. Байрона и русского — Ф. И. Тютчева. Музыка оказывала сильное воздействие на Менделеева. Его любимым композитором был его коллега — великий химик А. П. Бородин, который написал оперу "Князь Игорь". В 1903 году знаменитый поэт А.Блок женился на Любови Менделеевой (старшей дочери Д. И. Менделеева), героине его первой книги стихов “Стихи о Прекрасной Даме”.
Конечно, для многих химиков, в том числе известных, литературные опыты - дело обычное: как и другие люди, в молодости они пишут стихи, а на склоне лет - эссе и мемуары. Но некоторые химики стали профессиональными писателями.

Писатель Василий Семенович Гроссман (1905-1964) окончил химическое отделение физико-математического факультета МГУ, заведовал аналитической лабораторией в Макеевке. Самый известный роман Гроссмана "Жизнь и судьба" опубликован через много лет после смерти автора.

Известный писатель-эмигрант Марк Алданов (настоящая фамилия Ландау, 1886-1957) - тоже химик. Он окончил Киевский университет по отделениям химии и права. Во время Первой мировой войны Алданов разрабатывал в Петербурге способы защиты от химического оружия. В эмиграции он продолжал работать в области химии. В 1937 году издана его книга "Актинохимия", в 1951 году - "К возможности новых концепций в химии". Параллельно он писал литературные произведения, многие из них теперь изданы в России.

Мировую известность как писатель получил австрийский химик Элиас Канетти (1905-1994). Он учился химии в Вене, в 1928 году получил степень доктора философии по химии. Но прославился как сценарист и романист, в 1987 году получил Нобелевскую премию по литературе.

Ломая хронологию, вспомним Гёте. Недавно на немецком языке вышла книга "Гёте как химик"; подобные публикации были и раньше, и в немалом количестве. Действительно Иоганн-Вольфганг Гёте (1749-1832) много времени и сил уделял научной деятельности, в том числе - задолго до Оствальда, колористике (свойствам цвета), а также минералогии, ботанике и другим наукам.

Возвращаясь в XX век, отметим, что знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов (1920-1992) окончил химический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, был преподавателем, затем профессором биохимии медицинского факультета Бостонского университета. За свои произведения Азимов получил множество литературных наград.

Два выпускника химического факультета МГУ стали известными поэтами - Бахыт Кенжеев и Владимир Костров. Кенжеев окончил химфак в начале 70-х годов по кафедре коллоидной химии, там же работал несколько лет. В 1982 году уехал в Канаду, где и живет постоянно, но несколько раз в году приезжает в Россию и другие страны СНГ. НА русском языке вышло не менее восьми его поэтических книг. В 2000 году Бахыт Кенжеев получил премию "Антибукер", учрежденную "Независимой газетой" в пику престижной англо-российской премии "Букер", которая присуждается только за романы; размер ее 12000 долларов. "Антибукер" вручается по четырем номинациям - проза, поэзия, драматургия, критика, причем каждая премия составляет 12001 доллар - на один доллар больше!

Детский писатель Яков Аким учился в МИТХТ. Выпускник того же института В. Азерников - драматург, его пьесы шли в театрах в 60-70-х годах.

Не слишком известный американский химик Э.Э. Рейд в возрасте 100 лет опубликовал автобиографию с замечательным названием: "Мои первые сто лет".

Здесь надо назвать еще двух американцев, куда более знаменитых. Нобелевский лауреат химик-органик и писатель Карл Джерасси (р. 1923 г.), создатель промышленным методов получения гормонов, очень популярный в США человек. Его часто приглашают выступать с лекциями на разного рода крупные собрания. Второй - тоже Нобелевский лауреат по химии, Роалд Хоффман, активно работает как химик-теоретик; профессиональным писателем не стал, но написал ряд Эссе, поэтических книг. Одна из таких его работ называется "Химия образная". Когда Хоффман был студентом химического факультета Колумбийского университета, он увлекся гуманитарными дисциплинами. Много позже в интервью газете "Нью-Йорк таймс" он говорил: "Я слушал лекции… о поэзии, изучал японскую литературу и почти полностью переключился на историю искусств как на самый главный предмет в моей учебе".

Наконец, в этой серии можно, хотя и с натяжкой, упомянуть Агату Кристи (1890-1976), английскую писательницу, мастера детективного жанра. В молодости она работала лаборантом-фармацевтом, готовила в аптеке лекарства. Покупателей было мало, у Агаты оставалось свободное время, и она стала писать детективы. ("Химия и жизнь" не раз отмечала, что отравления в ее романах описаны гораздо грамотнее, чем у многих других авторов).

Химические образы в художественной литературе.

Узнав о способах разделения смесей на уроке химии, я вспомнила произведение В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович», изученное ранее на одном из уроков литературы: “Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды. А вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная”.
Я сразу узнала один из методов очистки веществ – фильтрование. А зачем Рукодельница брала угольки? Оказалось, это не что иное, как процесс адсорбции. Дома я провела небольшой опыт: адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.

Известный писатель-фантаст Жюль Верн часто использовал химические понятия. Например, в произведении «Опыт доктора Окса» он описал состав воздуха: «Семьдесят девять частей азота, двадцать одна часть кислорода, углекислота и водяные пары в переменных количествах». Писатель не указал в своем перечне инертные (или благородные) газы. Но это не ошибка: он просто не знал об их существовании, потому что первый представитель этих веществ – гелий – был открыт через 25 лет после написания книги.

В романе А.Конан Дойла «Маракатова бездна» есть эпизод, когда исследователи морских глубин терпят катастрофу, и их батискаф остается на дне океана: «…воздух был тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно ещё было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше…». Нетрудно догадаться, что речь идет об углекислом газе (оксиде углерода IV – CO2), который тяжелее воздуха и не поддерживает дыхание.

Об этом же веществе упоминается и в произведении В.Короткевича «Черный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха»: «Вы слышали об эффекте “Собачьей пещеры в Италии”? Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут». Углекислый газ собирается внизу пещеры: человеческая голова выше этой зоны, а собачья и кроличья – нет.

В книге Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» описана сцена тушения пожара: «…сухой, как трут, осиновый пол мгновенно занялся, заглатывая огонь, как воду… Она (Скарлетт) сунула ковер в бадью и, набрав побольше воздуха в легкие, ринулась снова в темную от дыма кухню, плотно захлопнув за собой дверь. Целую, как ей показалось, вечность она, кашляя, задыхаясь, кружилась по кухне, била и била мокрым ковром по струйкам огня, змеившимся вокруг нее». Чтобы погасить пламя, нужно либо охладить вещество ниже температуры воспламенения, либо прекратить доступ к нему кислорода, что и делала героиня. Действовать нужно быстро и решительно. Огонь гасят, накрывая горящий предмет, в данном случае ковром. Чтобы погасить горящую древесину (пол), ее заливают водой. Вода охлаждает горящую древесину и преграждает доступ к ней воздуха.

В романе Г.Р.Хаггарда «Клеопатра» есть следующие строки: «…она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин… и… опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа…». Основу жемчужины составляет карбонат кальция. Такую же основу имеет мел, мрамор, яичная скорлупа, которые тоже взаимодействуют с кислотами:

СаСО3 + 2НСl = СaCl2 + СО2 + Н2О .

Богаты недра России: нефть, газ, руды металлов. Но краше всего – это камни самоцветные, спрятанные в глубине Уральских гор. Большая сила заключена в этих камнях, красоту и радость несут они людям. Охраняет самоцветные камни от злых и жадных людей Хозяйка Медной горы. Только талантливые и работящие имеют доступ в её чертоги. Именно об этом рассказывает в своих произведениях цикла «Малахитовая шкатулка» известный русский писатель Павел Петрович Бажов. Он описывает такие минералы, как малахит, родонит, лазурит, сердолик, амазонит, криолит, опал, халцедон.

С детства всем известны рассказы писателя Николая Носова. Один из них – «Бенгальские огни»: “По целым дням он (Мишка) толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу”; “ Вдруг бенгальские огни вспыхнули, засверкали и рассыпались кругом огненными брызгами. Это был фейерверк! Нет, какой там фейерверк - северное сияние! Извержение вулкана! Вся ёлка сияла и сыпала вокруг серебром. Мы стояли как зачарованные и смотрели во все глаза”; “Наконец огни догорели, и вся комната наполнилась каким-то едким, удушливым дымом”.

4Al + 3O2 = 2Al2O3

Эта химическая реакция используется для изготовления бенгальских огней и фейерверков и легла в основу рассказа Н.Носова
Химия вдохновляет!

Химия и поэзия! ... Это две области человеческой деятельности, окутанные завесой таинственности. Многие из поэтов сочиняют стихи, но только творения немногих покоряют сердца людей. Аналогично, многие мечтают изучать свойства и превращения веществ, но только труд немногих химиков получает всеобщее признание. Между тем, художественная литература зачастую содержит интересные описания тех или иных химических явлений, физических и химических свойств различных веществ и их применения в самых необычных ситуациях. До недавнего времени взаимодействие химии с искусством ограничивалось преимущественно поэзией. Поскольку химия вдохновляла деятелей искусства, самих химиков, часто сочиняющих пьесы и баллады, где главные герои - химические элементы и их соединения. Примеры того, когда известные поэты использовали некоторые химические понятия или образы, химики хорошо знают. Поэт Валерий Брюсов в поэме «Мир электрона» описывает те фантазии, которые, несомненно, многим ранее уже приходили в голову:
Быть может эти электроны-

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков.

Ещё, быть может, каждый атом-

Вселенная, где сто планет;

Там всё, что здесь, в объёме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.
Атмосферу химической лаборатории живописно передаёт Андрей Белый:
Я вижу огненное море

Кипящих веществом существ

Сижу в дыму лабораторий

Рад разложением веществ;

Кристаллизуются растворы

Средь колб горелок и реторт...

Готово: порошок растёрт...
По-видимому, открытие Менделеевым периодического закона произвело сильное впечатление на тех, кто был весьма далёк от химии. Вот строки А.Белого:
Передо мною мир стоит

Мифологической проблемой:

Мне Менделеев говорит

Периодической системой...
Поэт С.Городецкий пишет о Д.И.Менделееве:
Он верит в вес, он чтит пространство,

Он нежно любит материал.

Он вещества не укорял

За медленность и постоянство.
Богата химическими терминами поэзия XIX века:

Торговали мы булатом,

Чистым серебром и златом. (А.С.Пушкин)
И железная лопата

В каменную грудь,

Добывая медь и злато,

Врежет страшный путь.

(М.Ю.Лермонтов)



Кулак был из свинца…

Я помню время золотое…

(Ф.И.Тютчев)
В поэзии XX века авторы используют химические термины для усиления образности повествования. Интересно отображают поэты всем известное явление коррозии металлов:

На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть… (А.Ахматова)
От медленных лобзаний влаги

Нежнеет грубый свод гробниц,

Где зеленеют саркофаги

Святых монахов и девиц. (А.Блок)
Листая один из школьных учебников по химии, я встретила отрывок:

Коррозия – рыжая крыса,

Грызет металлический лом. (В.Шефнер)

На стене здания Главной палаты мер и весов в Ленинграде (Санкт-Петербурге) сооружена из камня периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Поэт А.Чивилихин посвятил стихотворение этой каменной таблицы Менделеева. Вот отрывок из стихотворения:

Но даже камни обветшали.
Их гордость прежнюю не жаль -
Все это древние скрижали
Видна нам новая скрижаль.
И каждый знак ее взлелеяв,
Суровым гением своим.
Поведал миру Менделеев
В природе понятое им
И вот в вечернем полумраке
Стена отвесная видна.
На ней начертанные знаки -
Как дней минувших письмена
Снег падает. Весь мир заснежен,
Но вечно движется к весне.
“Исчислен, разделен и взвешен”, -
Вещают знаки на стене.




Химические неточности в произведениях литературы

Нередко авторы допускают ошибки или же высказывания требуют соответствующих пояснений. Например, у И.Сельвинского есть строки:

Видишь – мрамор:

Это просто кальций…

Мрамор – это не кальций, а соль – карбонат кальция (СаСО3).

В стихотворении А.Ахматовой тоже есть ошибка, но как точно подмечена разница в динамике разрушения стали и мрамора:

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное слово

Конечно, золото – благородный металл – не ржавеет, не корродирует.

В стихотворении Л.Лавренёва можно заметить неточность в строках:

В озон превращается воздух…

В озон превращается не воздух, а кислород. Уравнение химической реакции:

2 = 2О3 (при электрическом разряде).

Писатели-фантасты часто используют химическую терминологию, при этом допуская неточности и ошибки. Например, в романе А.Беляева «Продавец воздуха» можно прочитать:

Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, вода которого отличалась необычайно красивым голубым цветом… « Жидкий воздух», - сказал Бейли. Я был поражён. До сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории”.

Температура, при которой воздух становится жидким, должна быть ниже -1960С. Человеку при этой температуре невозможно находиться вблизи этого «озера», он погибнет от переохлаждения.

В популярной повести А.Н.Рыбакова «Приключения Кроша» фраза «Стоящий в электроцехе запах серной кислоты напоминал мне о сожженных в Липках брюках…» звучит химически неграмотно, так как серная кислота не имеет запаха.

И конечно, нельзя не вспомнить отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей» А.К.Дойла, в котором допущена существенная химическая ошибка:

“…Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

Фосфор, - сказал я”.

Светится в темноте белый фосфор, а он, во-первых, ядовит, а во-вторых, самовоспламеняется на воздухе, поэтому его нельзя использовать для нанесения на тело животного.

Заключение.

В исследовательской работе я выполнила поставленные цели и задачи: изучила и проанализировала отрывки из произведений художественной литературы; сделала компьютерную презентацию. Если обратиться к прошлому, то мы увидим, что химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов. Всё это делало их произведения более яркими, образными, колоритными.

Химизация поэзии и прозы началась с освоения химического языка – названий химических элементов и веществ, в первую очередь металлов. И в поэзии XX века мы находим немало примеров использования химических терминов, как для усиления образности повествования, так и в качестве объекта творчества поэта. Читая поэтические произведения, часто можно встретить устаревшие химические термины, что заставляет поработать с химическими энциклопедиями или словарями. Например, в поэме «Ключ» Д. Васильева есть строка: ...Он наливал масло в сосуд…

Купоросным маслом в старину называли концентрированную серную кислоту (из-за её желтоватого цвета, вязкости и источника – железного купороса).

Как уже было сказано, авторы художественных произведений допускают ошибки в описании химических веществ и процессов.

В заключение своей работы хотелось бы отметить, что истины, облачённые в поэтические одежды, порой влияют на сознание гораздо сильнее, чем простые высказывания. Союз химии и литературы поражает своей изобретательностью и значимостью. Монументальность химии, её логика, сложность, формулы, законы и понятия так гармонично сочетаются с изящной, напевной, лиричной поэзией и фантастической прозой!

Список литературы.

  1. П.П.Бажов, Малахитовая шкатулка. – М.: Художественная литература, 1997. – 334 с.

  2. А. Беляев, Сочинения в 3-х томах. – М.: Терра, 1996.

  3. О.С.Габриелян, Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 200 . – 224 с.

  4. О.С.Габриелян, Г.А.Шипарёва, Химия, методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 203 с.

  5. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов-М.: Просвящение, 1996 -255 с.

  6. А.Конан Дойл, Маракатова Бездна. – М.: Детская литература, 1993.

  7. А.Конан Дойл, Записки о Шерлоке Холмсе. – М.: АСТ, 1998.

  8. М.Митчелл, Унесённые ветром. – Л.: Лениздат, 1989 (перевод с английского Т.Кудрявцевой)

  9. Н.Носов, Весёлые рассказы о школьниках. – М.: Детская литература, 1976

  10. В.Ф.Одоевкий, Мороз Иванович. – М.: Круг чтения, 2001

  11. А.Рыбаков, Приключения Кроша. – М.: Детская литература, 1976

  12. Г.Р.Хаггард, Клеопатра. Скиталец. Исторические романы. – М.: Молодая гвардия, 1990

  13. Н.В.Чудакова, Я познаю мир: Детская энциклопедия. Литература. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 448 с.

  14. Н.В.Ширшина, Химия для гуманитариев. – Волгоград: Учитель, 2004. – 136 с.

  15. Стихи А.Ахматовой, А.Блока, Л.Лавренёва, М.Лермонтова, А.С.Пушкина, И.Сельвинского, Ф.Тютчева, В.Шефнера

  16. https://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/text_0080.shtml

  17. https://liveinternet.ru/community/1726655/post68065522/

  18. https://roman.by/r-97613.html

  19. https://webelements.narod.ru/elements/Mendeleev/biography.html
  20. Золотов Ю.А. Химики, проявившие себя в иных областях. https://alhimik.ru/read/zolotov.html.



Приложения

Приложение №1

Мое творчество.
Фосфор.

Элемент№15

Это чудо вещество!

Он бывает белый, красный

Фосфором зовут его.

Белый фосфор легкоплавок

И летуч и ядовит

С кислородом-неметаллом

Образует он оксид

В порошке воспламенимый

Он в воде не растворим

Светит в темноте красиво

Но отличен красный с ним

Красный фосфор не летучий

Он совсем не ядовит

И нагрев в такой-то случай

Красный в белый превратит!

Вот в году 69-том

Хеннинг Бранд его открыл

И конечно, без сомнений

Светоносным объявил!

Что ещё сказать про фосфор,

свечки делаются с ним

Есть каминные, чтоб просто

Разожгли бы мы камин

Спички для сигар и трубок

Штормовые спички есть

Так, что можно в непогоду

У костра спокойно сесть!

Сигнальные, термические

И фотографические

В этих спичечных головках

Красный фосфор, клей, стекло

Сера, хромпик и, конечно,

Бертолетовая соль.

Чтобы сильно не горели,

Окунают в парафин,

Чтобы равномерно тлели,

Руки не обжечь свои

Фосфор нужен всей природе,

Нужен всем и для всего

И в быту, и в производстве

Применили мы его!


Алюминий.

Когда учёные открыли

Столь прочный в сплавах элемент,

Они назвать его решили

И призадумались в момент.

Такой и лёгкий, и пластичный,

Так ослепительно горит.

Теплопроводный, нетоксичный

И металлически блестит.

Так, так, раздумья вдаль уводят.

Какой загадочный металл!

И электричество проводит

Вот так народ гадал, гадал.

В соединении с кислородом

Здесь образуется оксид.

А если вдруг прибавишь воду

Нерастворимый гидроксид.

Красивый, серебристо белый

Этот металл всеми любим.

И вот примеры соединений:

Боксит, корунд, сапфир, рубин.

Как быстро время пролетело,

Теперь в наш умный светлый век

Этот металл пустили в дело,

Стал развиваться человек.

И в производстве применили,

И очень нужен он в быту.

Все свойства, сплавы изучили

И добавляли в кислоту.

Посуда, техника, детали

Огни бенгальские, фольга -

Его во многом применяли

Хотя в минувшие года,

Дороже золота ценили

Давно открытый элемент

Конечно это алюминий

Вот вам и весь простой ответ!

Дым без огня.

Не верьте поговорке вы друзья!

Что дыма не бывает без огня

Так, так, ещё один момент

Мы проведём такой эксперимент:

Один стаканчик – с аммиаком,

Второй – с соляной кислотой.

Подносим их, стаканчик со стаканом

И видим признак реакции такой-

Хлорид аммония в итоге получился

Образовался здесь густой и белый дым

Запомни этот опыт друг, всё может получиться

Поверь, запомни, расскажи другим!


Опыт.

Мы в школе опыт проводили

Писали, брали реактивы

И добавляли в кислоту

Цинка гранулу одну.

Мы сидим и наблюдаем

Как реакция идёт

Сульфат цинка получаем

Получаем водород

Вот ещё пример обмена

Взяли бария нитрат

И к нему прилили смело

Меди голубой сульфат

Нитрат меди и осадок

Получился небольшой

Много в химии загадок

Этот опыт непростой!

Осталось всего 5 минут до звонка

Подходит Ирина Владимировна.

– «Ну что, как успехи, вы всё записали?

– Заряды расставили и уравняли

И руки помыли, и вывод написан

Листочек с практической чисто подписан

Сосуды в порядке, и колбы на месте

Учиться становится всё интересней

Вы это поймёте, конечно, когда-то

Звонок прозвенел, до свидания, ребята!

Д.И.Менделеев

Учёный-химик, это он

Открыл периодический закон.

Он обобщил все свойства элементов

Он множество провёл экспериментов

И создал ясную понятную таблицу,

Чтоб легче было химии учиться

Назвал её периодической системой

Наш русский химик - самый первый

Построил элементам дом

И всё прекрасно стало в нём!

Легенда есть, что как-то ночью

Она приснилась вдруг ему

И он проснулся, зная точно

Как всё расставить, что к чему

Чтоб совпадал заряд и группа

Период с уровней числом

Теперь всё это знать не трудно

Он был профессором во всём!

Во всех трудах его так много знаний

Научный дар, уменье обобщать,

Легко составить формулы,

Кислот и оснований

И с интересом это изучать!

Он педагогом был прекрасным

Хорошим, добрым и не властным

Географ, физик, просто гений

Учёный-Дмитрий Менделеев!



Приложение №2

Стихи известных людей.
АТОМЫ

Доказаны, увидены, измерены

Ты, мысль сосредоточив, посмотри-

Живительные сгусточки материи

Пульсируют у сущего внутри.

Ползут века магнитофонной лентой,

Ученые седеют по ночам.

Что вы такое, семена Вселенной,

Несущие начала всех начал?

Введенный в круг высоких категорий

Тысячелетним яростным трудом,

Вдруг атом Бора, словно атом Горя,

Явился нам чудовищным грибом,

Нас опалил огнем невыносимым

В нас бил страшней свистящего свинца.

И ядовитый пепел Хиросимы

Неслышно опускался на сердца.

Нет, побеждают атомы Добра,

Да, атомы Добра, Любви и Света.

Да, будет беспокойная планета

Спокойной и улыбчивой с утра!

Все ближе эта новая пора!

Мы молоды, упорны и любимы!

Нерасщепимы атомы Добра,

И атомы Любви неистребимы.

В. Костров



О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ

Прежде служили оружием могучие руки, когти,

Зубы, каменья, обломки ветвей от деревьев и пламя.

После того была найдена медь, вместе с нею железо,

Все-таки в употребление вошла раньше медь, чем железо,

Так как была она мягче, притом изобильней гораздо.

Чтобы оружье иметь и орудья для рубки деревьев,

Чтобы обтесывать лес и выстругивать гладкие брусья,

Чтобы буравить, долбить и просверливать в дереве дыры,

Это они серебром или золотом делать пытались

Так же сначала, как силой могучей и мощной меди.

Тщетно. Слабей была прочность у этих металлов, и с медью

Вровень они не могли выдерживать грубой работы.

Ценной тогда была медь, а золото было в презренье. Лукреций Кар
О ЗАКОНЕ СОХРАНЕНИЯ МАССЫ ВЕЩЕСТВ

Химический состав свой изменять

Должны все формы жизни в вечном споре,

Они живут, чтоб умереть им вскоре,

И умирают, чтоб ожить опять.

Так вещество бессмертное умеет

Бурь преходящих побеждать порыв,

Не погибая в них, растет и зреет,

По временам лишь форму изменив.

Жизнь производит веществам отбор,

Все вредное спешит изгнать как сор,

А чистое, переварив усвоить.

Э. Дарвин


ЧИТАЯ МЕНДЕЛЕЕВА

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах;

Все: от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай!

Ты знаешь, газ легчайший водород

В соединеньи с кислородом – это

Июльский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

Тут мало оптикой поможешь глазу,

Тут мысль пытливая всего верней.

Пылинку и увидишь-то не сразу –

Глубины мирозданья скрыты в ней.

Будь то вода, что поле оросила.

Будь то железо, медь или гранит, –

Всю страшную космическую силу,

Закованную в атомы хранит.

Мы не отступим, мы пробьем дорогу

Туда, где замкнут мирозданья круг, –

С собой возьмем мы знанья на подмогу

И это станет делом наших рук.

С. Щипачев


ПИСЬМО О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА

Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые стекло чтут ниже минералов.

Приманчивым лучом блистающим в глаза.

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

Не редко я для той с Парнасских гор спускаюсь;

И ныне от нея наверх их возвращаюсь,

Пою перед тобой в восторге похвалу,

Ни камня дорогим, ни злату, но стеклу.

И как я оное хваля воспоминаю.

Не ломкость лживого я счастья представляю,

Не должно тленности примером тое быть,

Чего и сильный огнь не может разрушить,

Других вещей земных конечный разделитель:

Стекло им рождено; огонь его родитель.

М.В. Ломоносов

Приложение №3
Стихохимия.

ЗОЛОТО И БУЛАТ

Все мое, - сказало злато.

«Все мое», – сказал булат.

«Все куплю»,- сказало злато.

«Все возьму», – сказал булат.

* * *

Мне приснилась иная печаль

Про седую дамасскую сталь.

Я увидел, как сталь закалялась,

Как из юных рабов одного

Выбирали, кормили его,

Чтобы плоть его сил набиралась.

Выжидали положенный срок,

А потом раскаленный клинок

В мускулистую плоть погружали.

Вынимали готовый клинок.

Крепче стали не видел Восток,

Крепче стали и горше печали!

А.С. Пушкин






ДИАЛОГ О КИСЛОРОДЕ

Источник жизни – кислород!

Как чародей великий тот,

Поможет он всему на свете,

Что дышит, бегает, растет…

А, может быть, наоборот –

Злой разрушитель – кислород?

Ведь все не без его участья

Горит, ржавеет и гниет…

Дает горение тепло,

Морозу лютому назло

На север, взяв с собой огниво,

Жить человечество пришло.

Все, что отжило на земле

Сгорит или сгниет в тепле,

Но часто пища жизни новой

Лежит в гнилушках и золе.

А вот металлов целый класс…

Они все так важны для нас.

И видеть, как они ржавеют, –

Не удовольстие для глаз.

Не так уж кислород силен:

Такие газы, как неон,

И благородные металлы

Не вздумает окислить он.

И все же хочется сказать,

Будь дорог он всем нам, как мать,

Его не стал бы мир зеленый

Без сожаленья отторгать.

Предположенья неверны,

Что выделения вредны.

Не все, что вредно, отторжимо –

Излишки просто не нужны.




ВОДА

Известна важностью своей на всей Земле вода.

Живет в воде для нас, людей, и радость, и беда.

Накопит силы – забурлит, размечет все подряд;

И без усилий растворит в себе и мед, и яд…

Лихую жажду утолит живительным глотком,

И все живое умертвит нещадныи кипятком…

Любой сосуд – то ей не труд – без щелочки займет,

А в лед замерзнет – свой сосуд на части разорвет…

Что охлажденье, что нагрев – закон не писан ей.

Любая жидкость, затвердев, становится плотней.

Любая, только не вода. В ней самый твердый лед,

Когда наступят холода, по верху поплывет...

И замерзает не со дна глубокий водоем,

И корка льда хранит всегда в мороз живое в нем.

И химия в чести везде живет уже века.

А вот аналога воде не знаем мы пока.



ОЗОН

О нем известно во всех странах света,

И помнить нам об этом есть резон:

От злых влияний ультрафиолета

Нас защищает наверху озон.

Волшебник, всех оксидов он родитель,

Металлам часто портит внешний вид.

Он самый мощный в мире окислитель,

И золото пред ним не устоит.

Когда в грозу могучий гром ударит,

И молния сверкнет над головой,

Озон-волшебник чистоту нам дарит

И свежий воздух послегрозовой.

УГЛЕРОД

Героя нашего встречаете везде вы.

Он разный даже в состояньи чистом.

Он – бриллиант на пальце королевы,

И сажа на щеках у трубочиста.

А карандаш с графитовым сердечком?

Он так порой зависит от условий:

Соавтором быть может мыслей вечных,

А может быть – носитель пустословья…

Алмаз-король металлы резать может,

Графит – писать и смазывать как масло.

И нашу жизнь, когда мороз тревожит,

Горящий уголь делает прекрасной.



КРЕМНИЙ

Он с тобой в любое время,

Лишь нагнись, возьми кусок…

На Земле содержит кремний

Камни, глина и песок.

Друг, проверенный веками,-

В нем история сама,

Подружился кремний с нами,

Стал полезным, и весьма.

Чтоб огнем согреть жилище

Среди холода и скал,

Чтобы приготовить пищу,

Кремень искры высекал.

Не нальешь воды в корзину…

Было трудно до поры.

Обожгли случайно глину –

Появились гончары.

Черепицу и кувшины.

Крынки и горшки для щей…

Люди делают из глины

Много нужных им вещей.

Как хорош хрусталь лучистый:

В нем прохлада и тепло.

Научились люди чисто

Плавить из песка стекло.

Кирпичи дает нам глина.

Краски, прочные вполне,

И подошва для ботинок

Космонавтам на Луне.

Н.К. Шабалина



СУД НАД УГЛЕКИСЛЫМ ГАЗОМ

Суд прошел в 9 «Г», газ судили на суде!

Ему свободу подарили, когда проблемы разрешили.

Чтобы не было накладки, изложу все по порядку.

Сначала говорил прокурор сурово:

СО2 создает эффект парниковый.

Осудить его срочно и строго,

Пока не растаял ледник стометровый,

Иначе станет родная Земля

Дном океана почти что вся.

Свидетели бойко потом выступали,

Газ углекислый они осуждали:

За то, что приносит тепло планете,

Мешает дышать и взрослым, и детям.

Как известковую воду он мутит,

Как он курильщику легкие губит.

Сам подсудимый вину признавал,

Рожденье свое он суду рассказал.

Хотел говорить о хорошем значенье,

Но был в состоянии очень плачевном…

А потом на суде адвокат выступал,

Газ углекислый он защищал:

Фотосинтез – его рук дело,

В нем он участвует очень смело.

Вместо себя кислород производит

И углеводы давать нам изволит.

Сегодня судить человека пора.

Ведь он этот газ выдает на-гора.

Топлива много люди сжигают,

Лес не сажают, а лишь вырубают.

Вот и скопился газ на планете,

Вот и мешает взрослым и детям.

Суд оказался гуманным очень:

Газ за решетку он не заточит.

Даровать Газу свободу решил,

Правильно суд наш, друзья, поступил!

Н.В. Красавина


БРАТЬЯ – КАРБОНАТЫ

На земле живут три брата

Из семейства Карбонатов.

Старший брат – красавец Мрамор,

Славен именем Карары,

Превосходный зодчий. Он

Строил Рим и Парфенон.

Всем известен Известняк,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом,

Возводя за домом дом.

И способен, и умел

Младший мягкий братец Мел.

Как рисует, посмотри.

Этот СаСО3!

Любят братья порезвиться,

В жаркой печке прокалиться.

СаО да СО2 образуются тогда.

Это углекислый газ,

Каждый с ним знаком из вас,

Выдыхаем мы его.

Ну а это СаО – жарко обожженная

Известь негашеная.

Известковым молоком

Стены белятся легко.

Светлый дом повеселел,

Превратив известку в мел.

Фокус-покус для народа:

Стоит лишь подуть сквозь воду,

Как она легко-легко

Превратится в молоко.

А теперь довольно ловко

Получаю газировку:

Молоко плюс уксус. Ай!

Льется пена через край!

Все в заботах, все в работе

От зари и до зари –

Эти братья-карбонаты,

Эти СаСОз.

Е.С. Ножко, А.П. Сугатов

АЗОТ

Открыл его Лавуазье, он нужен всюду и везде.

В белках он – составная часть, и в воздухе его напасть.

Профессий у него не счесть, им можно красить, можно съесть.

А можно в лампах применить, и в холодильниках хранить,

А также сплавам жизнь продлить, и фрукт, и овощ подкормить.

О ком же речь идет? Кто незнакомец тот?

Весьма ленивый газ АЗОТ.

Тройные связи не дают ему свой темперамент проявить.

Но можно и его расшевелить; тепло, давление системе сообщить,

И уж тогда его остановить нам не придется:

Он то взорвется, то развеселит, то оживит, то попросту прольется. О.В. Недогибченко
ГАЛОГЕНЫ

Фтор

Фтор – окислитель мощный самый,

Он так активен и силен,

Что вытесняет очень славно

Всех окислителей вагон.

Сам кислород не устоит

Перед напором фтора едким,

И образует он фторид,

Где кислород одновалентный.

Работать с ним весьма опасно,

Он так коварен и ершист,

Что за небрежность с ним расплатой

Не раз уж становилась жизнь.

Хлор

Желто-зеленый, ядовитый,

Весьма опасный галоген,

Хлор – очень сильный окислитель,

Хлор – удушающий фосген.

Прогнать врага он может смело,

В воде микробов оглушить.

Когда берется он за дело,

Скорее надо свет тушить.

Он на свету бомбит метан,

Процесс растет как снежный ком,

И вот уже в сосуде дан

И метилен, и хлороформ.

Хлоридов целую плеяду

Он образует с давних пор.

Он – осмос в клетке, и в быту отрада.

А медикам насущный физраствор.

Бром

«Зловонный» – все же некрасиво

И грубовато назван бром.

Действительно в свободном виде

Довольно резко пахнет он

Бром быстро успокоит нервы.

Вернет уверенность в момент.

Он в фотографии не первый,

Но очень важный элемент.

Вода из брома как экран

Нам обнаружит кратность связи,

И отличить этен – этан

В реакциях поможет разом.

Йод

Открыл случайно Куртуа

В соавторстве с котом,

Когда, упав из рук, зола

Смешалась с кислотой.

Он рану обработает,

Микробов изведет

Активный, вездесущий

И очень важный йод.

Без йода вырасти нельзя

И умным стать подчас.

И зоб грозит тому, друзья,

Кто, может быть, из вас

Не ест морской капусты

И свеклы каждый раз.

О.В Недогибченко, Т.Ф. Разина


ФОСФОР

Мечтая раздобыть свой философский камень,

Способный приоткрыть златые ворота,

Алхимик Бранд увидел синий пламень

И фосфором нарек его тогда.

Он, элементом мысли» будет назван,

Плодоношенье трав определит.

И даст начало удобреньям разным

Природный фосфорит и апатит.

Двуликий фосфор: миф о нем развеян.

Он даст завесы дым – лишь только тронь.

Или в компании с стеклом и клеем

На спичке в коробке смирит огонь.

О.В. Недогибченко




ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ

Литий

Пурпурным светом в пламени вулканов

Из недр земли выходит он во мгле.

Чтобы затем трудиться неустанно

В крылатых сплавах и в оптическом стекле.

Калий

Он – Соликамска уроженец.

И худо будет, если вдруг

Не достает его в растеньях.

Цветам, плодам он лучший друг.

Собьется с ритма сердце наше,

И наживешь себе врага.

Тогда придет на помощь каша.

Орех, укроп и курага.

Натрий

Легко он режется ножом,

Как мячик бегает в воде.

Из керосина лезет на рожон.

В природе нет его нигде.

В озерах соль его таит.

А электролиз, как театр,

Преображает в гидроксид

С названьем чудным: едкий натр.

Рубидий

Рубидий наш буквально недотрога,

Горит он в воздухе, взрывается в воде.

В земной коре его совсем немного,

Он в минеральных водах и слюде.

Рубидий обнаружен в свекле,

Он почвы и морской воды клиент,

Рубидий в виноградном соке.

Вот что такое этот элемент.

О.В. Недогибченко, Т.Ф. Разина



ГИМН ПОВАРЕННОЙ СОЛИ

Я соль поваренную славлю!

Да, это натрия хлорид.

Ее на пьедестал я ставлю

Не только за приятный вид.

Насыщен ею повсеместно

Океанический бассейн,

Следы ее и в водах пресных,

Таких, как реки, Нил и Рейн,

Найти мы, безусловно, сможем,

Конечно, и в озерах тоже.

Прекрасный на Руси обычай:

Гостеприимно хлеб да соль

Хозяева подносят лично,

Гость в доме появился коль;

И до сих пор на наших свадьбах

Так поступают сват и сватья.

А вот еще и мудрость есть:

Чтоб хорошо узнать кого-то,

С ним должен ты пуд соли съесть.

Немалый срок – почти два года

Займет такой эксперимент

Средь будней, праздников и бед.

Такую с детства знаю сказку:

Свою любовь к отцу и ласку

Сравнила дочь с любовью к соли,

Но он воспринял это с болью:

Отца сравненье возмутило –

Лишил он дочь родного крова.

Собрав все мужество и силы

И не сказав дурного слова,

Ушла, куда глаза глядят…

Лишь много времени спустя,

Лишенный своего богатства,

По свету странствуя, старик,

Любуясь на хором убранство,

К крыльцу парадному приник.

Не знал он, что хозяйкой дома

Была его родная дочь.

Ему накрыли стол дубовый,

Поесть же был старик не прочь,

Но что ни пробовал – невкусно.

Тогда-то дочь сказала грустно:

«В еду я соль не положила –

Так объяснить тебе решила

Свое сравнение в любви…»

Отец в слезах шептал: «Прости…»

В народе есть еще примета:

Просыпешь соль – и быть скандалу.

Ну почему, скажите, это?

Ответ в истории сыскала.

Когда-то денежною мерой

Была поваренная соль;

Добытчик-муж ругался скверно

С домохозяйкою-женой,

Когда за суетой случалось,

Что соль по полу рассыпалась.

Да, мерой денег соль была –

Свидетельствуют очевидцы –

И на обмен в торговле шла,

Стран будоражила границы;

Катились бунты соляные по России,

Когда на соль налоги повышались;

Народы войны страшные косили –

Так из-за соли страсти разгорались…

Вопрос, чем вызван вечный к соли интерес,

Помог решить технический прогресс.

Кровь наша чуть соленая на вкус –

Содержится в ней натрия хлорид;

В межклеточном пространстве натрий-плюс

Давленье Осмоса для клеток сохранит.

Хлорид-ионы царствуют в желудке,

Чтобы запас соляной кислоты

Нам обеспечить, - это же не шутки

Белковой пищи расщеплять хвосты.

Во взрослом человеке содержание

Хлорида натрия примерно граммов триста,

Но так как есть процессы вымывания,

Мы пополняем солью организмы.

И важно пищу не пересолить –

Избыток соли может навредить.

Лишь десять граммов нам достаточно, не боле,

Поваренной съедать за сутки соли.

В хозяйстве исстари использовали соль:

Крестьянин ли, рабочий ли, король –

Любой к огурчикам питает слабость,

Хозяюшкой засоленным на радость;

И даже мясо можно сохранить,

Достаточно его лишь засолить.

Но соль нужна не только для питания,

Ее используют для полученья натрия

И хлора, натра едкого и соды,

И медицины ей открыты своды,

Она и в технике находит примененье –

Столь велико ее предназначенье!

Так будь же славен натрия хлорид!

Вполне заслужено ты в мире знаменит!

И.Н. Хачатрян



КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ

Загадочны морей просторы…

Что там – под толщей темных вод?

Долины, впадины и горы,

Веществ сплошной круговорот.

Жизнь зародилась здесь когда-то,

И от простейших до китов

Во всем неистовстве богатом

Царит до самых берегов!

От взора внешнего сокрыта,

Нас продолжая удивлять,

Отсюда, словно Афродита,

Жизнь вышла сушу покорять!

Моря, как брызги океана,

Разбросаны по всей Земле.

В них волны плещут неустанно

И манят царственно к себе;

Чаруют шелестом прибоя

Или пугают в сильный шторм.

Ты здесь о Вечности невольно

С собой заводишь разговор…

И созерцая моря краски,

Гармонией его пленен,

Ты, будто бы герой из сказки,

На новый подвиг устремлен!

Загадочны морей просторы…

Что там под толщей темных вод?

Долины, впадины и горы,

Веществ сплошной круговорот…

И.Н. Хачатрян


ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ


Жил один кристалл ионный,

Для ионов дом огромный,

Был красивый он и ровный,

Но случилась с ним беда.

Капля на него упала,

И кристалла вмиг не стало:

На ионы распластала

Его ловкая вода.

Все семейство удивилось:

«Что снаружи приключилось?»

Это рядом появилась

Вдруг молекул череда.

Подбежали шумным роем,

Окружили плотным строем;

Предложить хотим героям

Нашу дружбу навсегда…»

Водородом к анионам,

Гидроксилом к катионам,

Не уйти от них ионам

Ни туда и ни сюда.

Н.К. Шабалина