|
Матвеева Эльвира Олеговна учитель английского языка мбоусош №2 «Чтение. Подготовка к егэ» Матвеева Эльвира Олеговна
учитель английского языка МБОУСОШ №2 «Чтение. Подготовка к ЕГЭ» Наверное, тема моего сегодняшнего выступления выбрана не спроста, так как, по большей части, именно вокруг ЕГЭ по английскому языку возникает много вопросов и споров. Введут ли английский в качестве обязательного предмета для сдачи ЕГЭ или нет? Некоторые ученики совершенно расслаблены по этому поводу, они считают, что их это минует. А вот учителя продолжают переживать. Ведь не знаешь чего ожидать от нашего края-экспериментов. Даже учителя английского с недавнего времени тоже проходят процедуру сдачи ЕГЭ, например, на соответствие занимаемой ими должности. Мне вот тоже пришлось познакомиться с процедурой сдачи ЕГЭ при прохождении одного из этапов конкурсного отбора «молодых» учителей для прохождения стажировки в Англии. Хорошо, что я уже имела практику подготовки учащихся к сдачи ЕГЭ, поэтому мне удалось справиться с заданиями.
Конечно, можно найти огромный плюс в ЕГЭ по английскому. Где вы ещё так будете активно заниматься языком и постигать азы английской грамматики? А слушать такое большое количество аудиозаписей и вздрагивать при каждом «Now we are ready to start»? А сколько текстов из раздела «Чтение» разберёте и повысите словарный запас? Исходя из практики, готовя детей к экзамену, учитель сам тренируется, читает литературу по подготовке, пытается научить учащихся тому как, может быть, даже «выкрутиться» в том или ином задании. В течение 4-х лет я готовлю учащихся к сдаче экзамена, и за это время я прочла много информации в книгах, Интернете, сама прорешала множество вариантов заданий, могу уже рассказать о некоторых тонкостях выполнения, зная которые, можно сэкономить время на экзамене.
Сегодня хотелось бы немного освятить раздел «Чтение» в ЕГЭ, а именно представить некоторые полезные рекомендации при подготовке учеников к этому непростому испытанию в их жизни. Особое внимание я стала уделять чтению, когда начала вести межшкольный факультатив в этом учебном году.
Существует определенный ряд проблем, с которыми сталкиваются учителя при подготовке учащихся к ЕГЭ. Например, далеко не все задания в школьных учебниках рассчитаны на подготовку к ЕГЭ. Школьный учитель должен проводить занятия по утвержденному в учебном плане учебнику, который не всегда содержит достаточное количество упражнений для подготовки к ЕГЭ. Следует сначала остановиться на том, что следует уметь учащимся при подготовке к выполнению заданий по чтению. Для получения высоких тестовых баллов на экзамене и в 9, и в 11 классах при выполнении заданий раздела «Чтение» учащимся необходимо уметь:
- понимать тему в полном объёме;
- извлекать необходимую/запрашиваемую в задании информацию;
- понимать логические связи внутри и/или между частями текста;
- догадываться о значении отдельного выражения по контексту;
- подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения;
- изменять скорость чтения в зависимости от задания. К сожалению, как показывает опыт, многие школьники не владеют всеми способами чтения на иностранном языке и совершают типичные ошибки:
впадают в панику при виде первого незнакомого слова;
сразу пытаются перевести незнакомые слова, даже не пытаясь догадаться о значении слов по контексту или использовать языковую догадку;
полностью игнорируют неизвестную конструкцию/слово, тем самым упуская существенный смысл высказывания;
неправильно распределяют силы и время на задания, следовательно, не могут уложиться во временной лимит, начинают паниковать. Во избежание подобных ошибок во время учебного года учителю целесообразно строить урок следующим образом:
Перейдём непосредственно к рекомендациям по подготовке учащихся к выполнению заданий разного типа. Задания на подбор заголовков
Обсудите с учащимися, что для успешного выполнения подобного задания нужно уметь находить ключевые слова.
Разделите класс на группы и дайте задание каждой группе поделить какой-либо текст на смысловые части и придумать подзаголовок к каждой части. Группы обмениваются обработанными таким образом текстами, и учащиеся подбирают заголовки к частям текста, подготовленным другой группой.
Обязательно обговаривайте время выполнения тренировочных заданий и жестко соблюдайте установленные временные рамки для того, чтобы преодолеть боязнь нехватки времени и предотвратить возможную панику на экзамене. Задания на соответствие утверждениям
Каждый раз, задавая прочитать текст, сокращайте отводимое для чтения время, пока учащиеся не научатся укладываться в нужное время.
При поиске ответов на вопросы к тексту обращайте внимание на то, что прежде всего нужно определить ключевые слова в самих вопросах, а затем по ним находить только ту информацию, которая запрашивается, избегая детального прочтения всего текста.
Давайте задания такого типа: предложите текст для чтения и задайте вопрос, который не совсем подходит к тексту, и попросите учащихся изменить либо текст, либо вопрос так, чтобы они соответствовали один другому. Задания на полное понимание прочитанного
Регулярно давайте задания прочитать текст и ответить на вопрос, проверяющий понимание основного содержания, четко обговаривая время и строго соблюдая временные рамки выполнения задания.
Давайте задания на нахождение по ключевым словам той части текста, где содержится необходимая информация.
Давайте задания на формирование умения «читать между строк» — делать выводы и интерпретировать прочитанное. Задание В3 (второе задание в разделе "Чтение") - это задание повышенного уровня на понимание структурно-смысловых связей в тексте, по формату - это задание на соответствие. Вам предлагается небольшой связный текст, из которого были извлечены шесть фрагментов - частей предложений или целых предложений и список из семи фрагментов, который включает один лишний фрагмент. Ваша задача - вернуть фрагменты на место, восстановить текст. Вы сможете это сделать, если поймете структурно-смысловые связи в тексте. За каждый правильный ответ вы получаете один балл, а всего за полностью правильно выполненное задание В3 вы получаете 6 баллов.
Важно! Не нужно прочитывать весь текст, но обязательно нужно вчитаться в само предложение с пропуском, а также внимательно прочесть предложения до и после. Знание лексики не так важно, сколько понимание синтаксиса, структуры предложения и текста.
Пробегитесь глазами по всему тексту, чтобы уловить его общий смысл. Не старайтесь понять каждое слово и не обращайте внимание на незнакомые слова.
Прочитайте пропущенные части предложений и подчеркните в них грамматически значимые окончания, предлоги, частицы, местоимения, союзы. Это поможет вам определить, какой частью предложения может являться пропущенный фрагмент – сказуемым, дополнением, придаточным предложением, и т. д.
Внимательно прочитайте всё предложение в тексте, где содержится первый пропуск. Определите, какой части не хватает – сказуемого, подлежащего, придаточного предложения, в какой форме должно быть употреблено следующее слово (например, нужное время глагола, настоящее или прошедшее). Постарайтесь предугадать продолжение данного предложения. В этом задании необходимо обращать внимание на слова до и после пропуска.
Например: 'Second Stonehenge' discovered near original Archaeologists have discovered evidence of what they believe was a second Stonehenge located a little more than a mile away from the world-famous prehistoric monument.
The new find on the west bank of the river Avon has been called "Bluestonehenge", after the colour of the 25 Welsh stones of A________________.
1. Здесь явно должна содержаться информация о камнях. Значит, должно быть относительное придаточное, начинающееся с which. Но в задании представлено много отрывков с which – 1. which could reveal
2. which they stood
3. which it was once made up
4. that this stretch of the river Avon
5. that there might have been something
6. that it should be considered as integral part
7. that leads from the river Avon to Stonehenge 2. Тогда следует обратить внимание на слово перед пропуском – of, которое здесь будет иметь значение «Из», значит, при переводе получается «из которых…»
Снова пробегаем глазами по списку возможных вариантов, находим единственный подходящий вариант ответа: 3. which it was once made up 3. Проделываем ту же операцию с каждым последующим пропуском: внимательно прочитываем всё предложение, пытаемся предугадать, что пропущено, пробегаем глазами по списку вариантов заполнения пропуска, находим нужный вариант, вычеркиваем его. 4. Если грамматически есть два подходящих варианта, то тогда обращаем на лексическое значение слов – слова должны быть лексически подходить друг к другу по смыслу.
При подготовке учащихся к выполнению заданий в разделе «Чтение» необходимо сначала познакомить их со стратегиями выполнения данных заданий, обратить внимание на лимит времени. Я практикую создание памяток по данному разделу, которые я раздаю ученикам. Желаю Вам успехов в этом нелегком труде – подготовке к ЕГЭ! |
|
|