|
Место человека в система органического мира Тема: место человека в система органического мира
Дополните схему
«систематическое положение человека»
Тип Хордовые______________________
Подтип __________________________________
Класс ___________________________________
Отряд ____Приматы_______________________
Семейство _______________________________
Род _____________________________________
Вид _____________________________________
Пользуясь учебником, выпишите признаки, характеризующие человека как представителя
типа хордовых _________________________________________________________________________________ подтипа позвоночных _________________________________________________________________________________ класса млекопитающих _________________________________________________________________________________
3. приведите доказательства родства человека и человекообразных обезьян. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: место человека в система органического мира
Дополните схему
«систематическое положение человека»
Тип Хордовые______________________
Подтип __________________________________
Класс ___________________________________
Отряд ____Приматы_______________________
Семейство _______________________________
Род _____________________________________
Вид _____________________________________
Пользуясь учебником, выпишите признаки, характеризующие человека как представителя
типа хордовых _________________________________________________________________________________ подтипа позвоночных ________________________________________________________________________________ класса млекопитающих _________________________________________________________________________________ 3. приведите доказательства родства человека и человекообразных обезьян. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Клеточное строение организма. 1.Рассмотрите рисунок, надпишите названия органоидов.

Заполните таблицу.
«ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ»
ОРГАНОИДЫ
| ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ
| ФУНКЦИИ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Выпишите названия процессов, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: ткани и органы
1. Дайте определение понятия ткань.
Ткань – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. заполните таблицу.
Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные на рисунке ткани. Охарактеризуйте особенности их строения, функции.

1 2 3
Зарисуйте (по выбору) эпителиальные ткани. Какие особенности строения эпителиальной ткани связаны с ее функциями?

Зарисуйте нейрон. Подпишите названия его частей. Какие функции в организме человека выполняет нервная ткань?
Рассмотрите рисунок.
1 2
Надпишите названия мышечных тканей. Опишите особенности их строения. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: системы органов.
Дайте определение понятий:
ТКАНЬ - _________________________________________________________________________________
ОРГАН -_________________________________________________________________________________
СИСТЕМА ОРГАНОВ - ____________________________________________________________________
2. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия систем органов и органов, их составляющих.
 заполните таблицу: «Строение и функции систем органов».
Название системы органов
| Функции системы
| Названия органов системы
|
|
|
|
Тема: гуморальная регуляция.
1.Рассмотрите рисунок, надпишите его. Укажите, какие функции выполняют эти железы внутренней секреции.

Дайте определение понятий:
ГОРМОН - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЖЕЛЕЗА ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу
«Железы внутренней секреции»
Тема: Строение нервной системы.
Каково значение нервной системы? Выберите правильный ответ.
Обеспечивает связь с внешней средой.
Защищает организм от повреждений.
Регулирует работу органов.
Обеспечивает организм питательными веществами, кислородом.
Согласует работу органов.
Является опорой тела.
Перечислите основные свойства нервной системы. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте определения следующим понятиям:
СЕРОЕ ВЕЩЕСТВО -
БЕЛОЕ ВЕЩЕСТВО
НЕРВНЫЙ УЗЕЛ -
НЕРВ -
НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС -
ТОРМОЖЕНИЕ
ВОЗБУЖДЕНИЕ - Тема: спинной мозг.
1.Рассмотрите рисунок. Надпишите его части.

2. Заполните таблицу.
Части спинного мозга
| Функции
|
|
|
Как взаимосвязаны спинной и головной мозг? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: спинной мозг.
1.Рассмотрите рисунок. Надпишите его части.

2. Заполните таблицу.
Части спинного мозга
| Функции
|
|
|
Как взаимосвязаны спинной и головной мозг? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: головной мозг. 1.Рассмотрите рисунок. Надпишите названия отделов головного мозга.

2. Заполните таблицу.
«Отделы головного мозга».
Отделы головного мозга
| Функции
|
|
|
3.На рисунке отметьте положение центров коры полушарий: двигательный, слуховой, обонятельный и двигательный.
 4. Где расположен продолговатый мозг? Каковы его функции? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Анализаторы. 1. Каково значение анализатора? Из каких частей они состоят? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия частей глаза.

3. Выпишите названия частей глаза, выполняющих защитную функцию. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу.
«Строение глазного яблока».
Части глазного яблока
| Значение
|
|
|
5. Выпишите названия частей глаза, через которые проходят лучи света, прежде чем они попадут на сетчатку. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Дайте определения понятий:
ПАЛОЧКИ - ______________________________________________________________
КОЛБОЧКИ - _____________________________________________________________
СЕТЧАТКА - _____________________________________________________________
ЖЕЛТОЕ ПЯТНО - ________________________________________________________
СЛЕПОЕ ПЯТНО - ________________________________________________________
Тема: Анализаторы слуха и равновесия. 1.Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей уха.
2. Заполните таблицу.
«Строение органа слуха».
Отделы органа слуха
| Части, их составляющие
| Функции
|
|
|
|
3. опишите процесс восприятия звука. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. каково строение органа равновесия? Какие функции он выполняет? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрите рисунок подпишите названия частей внутреннего уха.

Тема: Органы мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса. 1.Какой орган представлен на рисунке? Каково его строение и функции? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как функционирует орган вкуса? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Все ли вещества способны вызывать раздражение обонятельных и вкусовых клеток? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие анализаторы обеспечивают кожную чувствительность? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1.Какой орган представлен на рисунке? Каково его строение и функции? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как функционирует орган вкуса? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Все ли вещества способны вызывать раздражение обонятельных и вкусовых клеток? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие анализаторы обеспечивают кожную чувствительность? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Значение скелета, его состав, строение костей. 1.Рассмотрите рисунок. Надпишите названия костей.

2. Заполните таблицу:
«Строение скелета и его значение».
Отдел скелета
| Кости, его образующие
| Значение
|
|
|
|
3. Как осуществляется рост кости в длину и ширину? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. назовите изображенные на рисунке соединения костей. Какие движения они обеспечивают?

Выберите названия костей, соединенных между собой неподвижно.
Кости таза.
Позвонки.
Кости черепа.
Плечевая кость с лучевой и локтевой костями. Тема: Строение скелета. 1.Какая часть скелета является основной, из каких частей она состоит? Какие функции она выполняет? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите отделы позвоночника, укажите количество позвонков каждого из отделов. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Зарисуйте схему строения позвонка. Подпишите названия его частей.
4. Заполните таблицу. «СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ».
Отдел скелета
| Кости, его образующие
| Значение
|
|
|
| Тема: Строение скелета. 1.Какая часть скелета является основной, из каких частей она состоит? Какие функции она выполняет? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите отделы позвоночника, укажите количество позвонков каждого из отделов. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Зарисуйте схему строения позвонка. Подпишите названия его частей.
4. Заполните таблицу. «СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ».
Отдел скелета
| Кости, его образующие
| Значение
|
|
|
| Тема: Мышцы. 1.Рассмотрите рисунок. Сделайте подписи.

2. Какие функции в организме человека выполняют мышцы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Заполните таблицу
«Основные группы мышц».
Тема: Внутренняя среда организма. 1.Объясните, почему клетки нашего организма могут существовать только в жидкой среде. Из чего состоит внутренняя среда организма? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте определение понятий:
ТКАНЕВАЯ ЖИДКОСТЬ - _____________________________________________________________________________
ЛИМФА - ____________________________________________________________________
КРОВЬ - _____________________________________________________________________
3. Заполните схему «СОСТАВ КРОВИ»

4. Докажите, что кровь – это соединительная ткань. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выпишите основные функции крови. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что такое плазма, каков ее состав и значение? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Опишите механизм свертывания крови. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Заполните таблицу.
«Клетки крови».
Названия клеток
| Форма
| Наличие ядра
| Количество в 1 см3
| Значение
|
|
|
|
|
|
9. Зарисуйте внешнее строение эритроцита, укажите его функции. Какие особенности строения эритроцита связаны с его функциями? _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тема: Иммунитет. 1.Зарисуйте лейкоцит. Какие особенности строения лейкоцита позволяют ему выполнять его функции? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте определение понятию
ИММУНИТЕТ - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дополните схему
       
Иммунитет 
Естественный 
4. Дайте определения следующим понятиям:
ЛЕЧЕБНАЯ СЫВОРОТКА - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВАКЦИНА - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Тема: Органы дыхания. 1.Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов.

2. Что такое дыхание? Из каких этапов складывается дыхательный процесс у человека? _____________________________________________________________________________
3. Заполните таблицу.
«Органы дыхания».
Название органа
| Особенности строения
| функции
|
|
|
|
4. Что происходит с воздухом в носовой полости? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какой орган изображен на рисунке? Каковы его функции?

Тема: Газообмен. 1.Дорисуйте рисунок, подпишите его, опишите процесс газообмена в легких.
2. Как осуществляется вдох и выдох? Почему принятие большого количества пищи затрудняет дыхание? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как осуществляется регуляция дыхательных движений? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Пища. Питательные вещества. 1.Заполните таблицу.
«Питательные вещества и пищевые продукты».
Питательные вещества
| Пищевые продукты
|
|
|
2. Какова роль питательных веществ, пищи, пищеварения для организма человека? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия ее органов.

4. Каковы основные функции органов пищеварения? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Заполните таблицу.
«Строение и функции пищеварительной системы».
Название органа
| Строение
| Функции
|
|
|
| Тема: Пищеварение в ротовой полости. 1.Подпишите части зуба, обозначенные на рисунке.
 2. Зарисуйте внешний вид коренного зуба, резца и клыка. Подпишите названия основных частей. Объясните, почему эти зубы имеют разное строение. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Рассмотрите рисунок зубов. Надпишите их названия. Укажите функции зубов.
1 2 3 4. Что происходит с пищей в ротовой полости? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему слюнные железы относят к железам внешней секреции? Каковы функции слюнных желез? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что такое слюна? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Расщепление какого вещества начинается в полости рта? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. До какого вещества расщепляются углеводы под действием слюны? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Пищеварение в желудке. 1. Опишите особенности внешнего строения желудка. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Каков состав желудочного сока? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие вещества перевариваются в желудке, а какие – всасываются? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какое значение имеет слизь для стенок желудка? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие железы принимают участие в процессе переваривания пищи7 _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В чем состоит роль печени в пищеварении? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Пищеварение в кишечнике. 1.Что происходит в двенадцатиперстной кишке? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какова роль печени в организме человека? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что такое желчь? Каково ее значение а переваривании пищи? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Рассмотрите рисунок. Подпишите его. Напишите, как осуществляется механизм всасывания. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Заполните таблицу.
«Всасывание веществ»
Отдел пищеварительной системы
| Всасываемые вещества
|
|
|
Тема: Выделение. 1.Перечислите органы, которые выполняют выделительные функции. Какие продукты распада они выделяют? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия частей мочевыделительной системы. Укажите их функции.
3. Зарисуйте внутренне строение почки, надпишите ее основные части. Укажите функции, которые она выполняет. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как образуется первичная моча? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие процессы лежат в основе работы почек? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое моча? Каков ее состав? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ТТема: Строение кожи.
1.Заполните таблицу.
«Кожа, ее строение и функции».
Слои, образующие кожу
| Особенности строения
| Функции
|
|
|
|
2. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия слоев, образующих кожу.

3. Объясните, почему температура тела человека постоянна. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Опишите процесс терморегуляции организма человека. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 5. Какие железы расположены в коже? Каковы их функции? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что такое пот, каков его состав? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
|