Главная страница


Место человека в система органического мира



Скачать 157.38 Kb.
НазваниеМесто человека в система органического мира
Дата07.04.2016
Размер157.38 Kb.
ТипДокументы

Тема: место человека в система органического мира


  1. Дополните схему

«систематическое положение человека»

Тип Хордовые______________________

Подтип __________________________________

Класс ___________________________________

Отряд ____Приматы_______________________

Семейство _______________________________

Род _____________________________________

Вид _____________________________________

  1. Пользуясь учебником, выпишите признаки, характеризующие человека как представителя

типа хордовых _________________________________________________________________________________
подтипа позвоночных _________________________________________________________________________________
класса млекопитающих _________________________________________________________________________________

3. приведите доказательства родства человека и человекообразных обезьян. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: место человека в система органического мира

  1. Дополните схему

«систематическое положение человека»

Тип Хордовые______________________

Подтип __________________________________

Класс ___________________________________

Отряд ____Приматы_______________________

Семейство _______________________________

Род _____________________________________

Вид _____________________________________

  1. Пользуясь учебником, выпишите признаки, характеризующие человека как представителя

типа хордовых _________________________________________________________________________________
подтипа позвоночных ________________________________________________________________________________
класса млекопитающих _________________________________________________________________________________
3. приведите доказательства родства человека и человекообразных обезьян. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Клеточное строение организма.
1.Рассмотрите рисунок, надпишите названия органоидов.




  1. Заполните таблицу.


«ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ»

ОРГАНОИДЫ

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

ФУНКЦИИ















































3. Выпишите названия процессов, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема: ткани и органы

1. Дайте определение понятия ткань.

Ткань – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. заполните таблицу.


Название ткани

Строение

Функции

В каких органах встречается данная ткань














  1. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные на рисунке ткани. Охарактеризуйте особенности их строения, функции.



1 2 3


  1. Зарисуйте (по выбору) эпителиальные ткани. Какие особенности строения эпителиальной ткани связаны с ее функциями?




  2. Зарисуйте нейрон. Подпишите названия его частей. Какие функции в организме человека выполняет нервная ткань?

  3. Рассмотрите рисунок.

1 2

Надпишите названия мышечных тканей. Опишите особенности их строения. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: системы органов.


  1. Дайте определение понятий:

ТКАНЬ - _________________________________________________________________________________

ОРГАН -_________________________________________________________________________________

СИСТЕМА ОРГАНОВ - ____________________________________________________________________

2. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия систем органов и органов, их составляющих.


заполните таблицу:
«Строение и функции систем органов».


Название системы органов

Функции системы

Названия органов системы









Тема: гуморальная регуляция.

1.Рассмотрите рисунок, надпишите его. Укажите, какие функции выполняют эти железы внутренней секреции.





  1. Дайте определение понятий:

ГОРМОН - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЖЕЛЕЗА ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполните таблицу

«Железы внутренней секреции»


Железы

Функции






Тема: Строение нервной системы.


  1. Каково значение нервной системы? Выберите правильный ответ.

  1. Обеспечивает связь с внешней средой.

  2. Защищает организм от повреждений.

  3. Регулирует работу органов.

  4. Обеспечивает организм питательными веществами, кислородом.

  5. Согласует работу органов.

  6. Является опорой тела.

  1. Перечислите основные свойства нервной системы. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Дайте определения следующим понятиям:


СЕРОЕ ВЕЩЕСТВО -

БЕЛОЕ ВЕЩЕСТВО

НЕРВНЫЙ УЗЕЛ -

НЕРВ -

НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС -

ТОРМОЖЕНИЕ

ВОЗБУЖДЕНИЕ -
Тема: спинной мозг.

1.Рассмотрите рисунок. Надпишите его части.




2. Заполните таблицу.


Части спинного мозга

Функции








  1. Как взаимосвязаны спинной и головной мозг? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Тема: спинной мозг.

1.Рассмотрите рисунок. Надпишите его части.




2. Заполните таблицу.


Части спинного мозга

Функции






Как взаимосвязаны спинной и головной мозг? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: головной мозг.
1.Рассмотрите рисунок. Надпишите названия отделов головного мозга.






2. Заполните таблицу.

«Отделы головного мозга».

Отделы головного мозга

Функции








3.На рисунке отметьте положение центров коры полушарий: двигательный, слуховой, обонятельный и двигательный.

4. Где расположен продолговатый мозг? Каковы его функции? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Анализаторы.
1. Каково значение анализатора? Из каких частей они состоят? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия частей глаза.



3. Выпишите названия частей глаза, выполняющих защитную функцию. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполните таблицу.

«Строение глазного яблока».

Части глазного яблока

Значение







5. Выпишите названия частей глаза, через которые проходят лучи света, прежде чем они попадут на сетчатку. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Дайте определения понятий:

ПАЛОЧКИ - ______________________________________________________________

КОЛБОЧКИ - _____________________________________________________________

СЕТЧАТКА - _____________________________________________________________

ЖЕЛТОЕ ПЯТНО - ________________________________________________________

СЛЕПОЕ ПЯТНО - ________________________________________________________

Тема: Анализаторы слуха и равновесия.
1.Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей уха.

2. Заполните таблицу.

«Строение органа слуха».


Отделы органа слуха

Части, их составляющие

Функции










3. опишите процесс восприятия звука. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. каково строение органа равновесия? Какие функции он выполняет? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Рассмотрите рисунок подпишите названия частей внутреннего уха.








Тема: Органы мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.
1.Какой орган представлен на рисунке? Каково его строение и функции? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2. Как функционирует орган вкуса? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Все ли вещества способны вызывать раздражение обонятельных и вкусовых клеток? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие анализаторы обеспечивают кожную чувствительность? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Какой орган представлен на рисунке? Каково его строение и функции? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2. Как функционирует орган вкуса? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Все ли вещества способны вызывать раздражение обонятельных и вкусовых клеток? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие анализаторы обеспечивают кожную чувствительность? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Значение скелета, его состав, строение костей.
1.Рассмотрите рисунок. Надпишите названия костей.



2. Заполните таблицу:

«Строение скелета и его значение».

Отдел скелета

Кости, его образующие

Значение









3. Как осуществляется рост кости в длину и ширину? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. назовите изображенные на рисунке соединения костей. Какие движения они обеспечивают?



  1. Выберите названия костей, соединенных между собой неподвижно.

Кости таза.

Позвонки.

Кости черепа.

Плечевая кость с лучевой и локтевой костями.
Тема: Строение скелета.
1.Какая часть скелета является основной, из каких частей она состоит? Какие функции она выполняет? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите отделы позвоночника, укажите количество позвонков каждого из отделов. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Зарисуйте схему строения позвонка. Подпишите названия его частей.

4. Заполните таблицу.
«СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ».

Отдел скелета

Кости, его образующие

Значение









Тема: Строение скелета.
1.Какая часть скелета является основной, из каких частей она состоит? Какие функции она выполняет? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите отделы позвоночника, укажите количество позвонков каждого из отделов. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Зарисуйте схему строения позвонка. Подпишите названия его частей.

4. Заполните таблицу.
«СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ».

Отдел скелета

Кости, его образующие

Значение









Тема: Мышцы.
1.Рассмотрите рисунок. Сделайте подписи.



2. Какие функции в организме человека выполняют мышцы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Заполните таблицу

«Основные группы мышц».


Группы мышц

Значение






Тема: Внутренняя среда организма.
1.Объясните, почему клетки нашего организма могут существовать только в жидкой среде. Из чего состоит внутренняя среда организма? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дайте определение понятий:

ТКАНЕВАЯ ЖИДКОСТЬ - _____________________________________________________________________________

ЛИМФА - ____________________________________________________________________

КРОВЬ - _____________________________________________________________________

3. Заполните схему «СОСТАВ КРОВИ»


4. Докажите, что кровь – это соединительная ткань. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выпишите основные функции крови. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что такое плазма, каков ее состав и значение? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Опишите механизм свертывания крови. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Заполните таблицу.

«Клетки крови».

Названия клеток

Форма

Наличие ядра

Количество в 1 см3

Значение

















9. Зарисуйте внешнее строение эритроцита, укажите его функции. Какие особенности строения эритроцита связаны с его функциями? _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Тема: Иммунитет.
1.Зарисуйте лейкоцит. Какие особенности строения лейкоцита позволяют ему выполнять его функции? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дайте определение понятию

ИММУНИТЕТ - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Дополните схему



Иммунитет



Естественный



4. Дайте определения следующим понятиям:

ЛЕЧЕБНАЯ СЫВОРОТКА - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАКЦИНА - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Тема: Органы дыхания.
1.Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов.



2. Что такое дыхание? Из каких этапов складывается дыхательный процесс у человека? _____________________________________________________________________________

3. Заполните таблицу.

«Органы дыхания».

Название органа

Особенности строения

функции










4. Что происходит с воздухом в носовой полости? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какой орган изображен на рисунке? Каковы его функции?







Тема: Газообмен.
1.Дорисуйте рисунок, подпишите его, опишите процесс газообмена в легких.









2. Как осуществляется вдох и выдох? Почему принятие большого количества пищи затрудняет дыхание? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как осуществляется регуляция дыхательных движений? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Пища. Питательные вещества.
1.Заполните таблицу.

«Питательные вещества и пищевые продукты».

Питательные вещества

Пищевые продукты







2. Какова роль питательных веществ, пищи, пищеварения для организма человека? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия ее органов.


4. Каковы основные функции органов пищеварения? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Заполните таблицу.

«Строение и функции пищеварительной системы».

Название органа

Строение

Функции








Тема: Пищеварение в ротовой полости.
1.Подпишите части зуба, обозначенные на рисунке.


2. Зарисуйте внешний вид коренного зуба, резца и клыка. Подпишите названия основных частей. Объясните, почему эти зубы имеют разное строение. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Рассмотрите рисунок зубов. Надпишите их названия. Укажите функции зубов.











1 2 3
4. Что происходит с пищей в ротовой полости? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему слюнные железы относят к железам внешней секреции? Каковы функции слюнных желез? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что такое слюна? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Расщепление какого вещества начинается в полости рта? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. До какого вещества расщепляются углеводы под действием слюны? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема: Пищеварение в желудке.
1. Опишите особенности внешнего строения желудка. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Каков состав желудочного сока? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие вещества перевариваются в желудке, а какие – всасываются? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какое значение имеет слизь для стенок желудка? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие железы принимают участие в процессе переваривания пищи7 _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В чем состоит роль печени в пищеварении? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Пищеварение в кишечнике.
1.Что происходит в двенадцатиперстной кишке? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какова роль печени в организме человека? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что такое желчь? Каково ее значение а переваривании пищи? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Рассмотрите рисунок. Подпишите его. Напишите, как осуществляется механизм всасывания. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




5.Заполните таблицу.

«Всасывание веществ»

Отдел пищеварительной системы

Всасываемые вещества








Тема: Выделение.
1.Перечислите органы, которые выполняют выделительные функции. Какие продукты распада они выделяют? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия частей мочевыделительной системы. Укажите их функции.








3. Зарисуйте внутренне строение почки, надпишите ее основные части. Укажите функции, которые она выполняет. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как образуется первичная моча? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие процессы лежат в основе работы почек? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что такое моча? Каков ее состав? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ТТема: Строение кожи.


1.Заполните таблицу.

«Кожа, ее строение и функции».


Слои, образующие кожу

Особенности строения

Функции










2. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия слоев, образующих кожу.


3. Объясните, почему температура тела человека постоянна. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Опишите процесс терморегуляции организма человека. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
5. Какие железы расположены в коже? Каковы их функции? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что такое пот, каков его состав? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________