|
Методы цитологии. Клеточная теория Тема урока: Методы цитологии. Клеточная теория.
Класс: 10.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Цель урока: расширить знания учащихся о методах цитологии, познакомить учащихся с историей становления клеточной теории.
Задачи урока:
Образовательные:
Рассмотреть понятия: клетка, клеточная теория, цитология, микроскопия;
Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;
Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;
Продолжить формирование знаний о методах в биологии (на примере методов изучения клетки).
Развивающие:
Продолжить формирование общеучебных умений и навыков, умения пользоваться научной терминологией;
Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения; а также выделять главное, формулировать ответ и публично выступать.
Воспитательные:
Совершенствовать умение работать в группах;
Сформировать навыки самостоятельной работы;
Продолжить демонстрировать необходимость биологических знаний.
Оборудование: презентация «Клеточная теория», портреты ученых, доклад учащихся в виде презентации; раздаточные листы; таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки».
Методы и методические приемы:
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой на активную деятельность на уроке.
Актуализация опорных знаний.
Тестирование по теме «Введение».
Целеполагание.
В XVII веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы и совершили переворот в воззрение на строение живых организмов. Как вы думаете, что это за открытие? (клетка)
- Как называется наука о клетке? (цитология)
- Почему клетку принято считать единицей всего живого?
Сообщение темы и формулирование цели урока.
Изучение нового материала.
Цитология – наука о клетке, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.
Предметом цитологии являются клетки одноклеточных и многоклеточных организмов, про которые можно изучить строение и химический состав, функции их структур, функции самих клеток, размножение и развитие клеток, приспособления клеток к условиям окружающей среды. Термину «клетка» 300 лет, а возраст науки 100 лет.
? Кто впервые увидел клетки и ввел термин «клетка»?
Прочитай содержание параграфа 5 учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология». Познакомься с методами цитологии в параграфе (см. п. 1):
использование микроскопов
центрифугирование
хроматография
электрофорез
использование радиоактивных изотопов
Изучи вклад ученых в развитие цитологии (сообщения учащихся, составление конспекта), заполни таблицу:
Таблица «История изучения клетки»
- 1590г З. Янсен изобрел микроскоп
- 1665г. Р. Гук ввел термин «клетка»
- 1676г. А. Левенгук описал бактерии
- 1682г. Грю ввел термин «ткани»
- 1781г. Ф. Фонтана зарисовал клетки животных и их ядра
- 1827 г. Карл Бэр обнаружил яйцеклетку у млекопитающих.
- 1831г. Р. Браун описал ядро растительной клетки
- 1838-1839 годы. Ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн объ единили идеи разных ученых и сформулировали клеточную теорию, которая постулировала, что основной единицей структуры и функции в живых организмах является клетка.
- 1855 год. Рудольф Вирхов показал, что все клетки образуются в результате клеточных делений. 4. Изучи основные пункты этой теории в учебнике на стр. 24-25.
-Найдите в тексте слайда положения клеточной теории Шванна и Шлейдена. Какое из этих положений неверно с современной точки зрения?
-А какой немецкий ученый установил это? Расскажет нам …
? Почему дополнение принципа Р. Вирхова к клеточной теории было очень важным?
- Найдите в учебнике основные положения современной клеточной теории. Прочитайте их. (Параграф 5 на стр.25)
Клеточная теория оказала огромное влияние на развитие всего естествознания в целом. Ф. Энгельс поставил создание клеточной теории в один ряд с законом превращения энергии и эволюционным учением Ч. Дарвина. Он считал, что в общности клеточного строения организмов находит свое отражение общность происхождения всего органического мира на нашей планете. Сегодня учение о клетке имеет значение для установления и лечения заболеваний организма.
?Где применимы знания о клетке?
- медицина (общий анализ крови, где по количеству клеток судят о состоянии пациента, искусственное оплодотворение, пластическая хирургия, пересадка клеток красного костного мозга при онкозаболеваниях; влияние никотина, алкоголя, наркотических веществ на клетки организма, вызывая в них изменения);
- генетика (стволовые клетки, изменение формы эритроцита: при замене одной аминокислоты на другую, глутаминовая кислота заменяется на валин, функции клеток зависят от белков, входящих в состав клеток);
- размножение растений методом культуры тканей, когда не удается размножить растение вегетативным путем (чтобы можно было управлять человеку процессом размножения);
- клонирование (генная инженерия);
- искусственное оплодотворение в сельском хозяйстве и т.д.
Закрепление.
Работа с тестовыми заданиями из ЕГЭ. (Учащиеся обмениваются работами, сверяют с ответами на экране, оценивают работу.)
Домашнее задание.
Прочитать параграф 5 учебника.
Выписать и выучить основные положения клеточной теории.
Найти другие методы изучения клетки.
Рефлексия.
-Закончите предложение:
«Знания полученные на уроке мне необходимы…»
«Я получил полезную информацию о том, что…»
Затем, комментируя, выставляет оценки в журнал.
Урок завершен, успехов вам! |
|
|