|
Доклад посвящен проблемам становления, развития и дальнейшей перспективы учебно-исследовательских обществ. Автор подчеркивает, что успех преподавания только тогда будет успешным, Доклад посвящен проблемам становления, развития и дальнейшей перспективы учебно-исследовательских обществ. Автор подчеркивает, что успех преподавания только тогда будет успешным, когда будут созданы условия для соморазвития и самосовершенства, что напрямую зависит от правильной организации учебной и научной деятельности в школах.
Исследовательская деятельность обучающихся в школе: история становления, проблемы и перспективы.
Современное развитие образования предусматривает такое развитие обучающегося, которое могло бы позволить ему активно функционировать в качестве полноправного члена общества. Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении кольников в исследовательскую деятельность.
МБОУ СОШ №1 ЗАТО Озерный находится на территории военного городка Расположен городок вблизи ст Бологое , что между Москвой и Санкт-Петербургом. Бологое – это древнеславянское слово, обозначающее доброе, хорошее и красивое место, дословно – «благое место». По социальному составу, культурному уровню и образовательным потребностям население разнообразно, так как кроме детей военнослужащих школу посещают обучающиеся из соседних деревень. Удаленность от научных, культурных центров создает своеобразный микросоциум. Авторитет школы как среди населения, так в педагогической среде стабильно высок. Выпускники продолжают обучение в самых престижных высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга.
Успех преподавания будет эффективным только в среде, культивирующей потребность к саморазвитию и самосовершенствованию. Особое место в данном вопросе занимает именно исследовательская и проектная деятельность, где каждый ребенок развивает свои способности, самостоятельно ищет и находит решения нестандартных проблем, создает в ходе поисковой деятельности что-то новое . И пусть это открытие будет незначительным и в масштабах страны незаметным, но оно значимо для самого ребенка. Использование исследовательских методов способствует развитию творческих наклонностей детей.
Немного истории…
На первом этапе становления учебно-исследовательской деятельности школьников их работы носили реферативный характер. Это было то время, когда не было Интернета и для написания работы приходилось посидеть в библиотеках с литературными источниками У нас успешно функционировало учебно-исследовательское общество , в задачи которого входило приобщение ребят к исследовательской деятельности.
Принципы организации учебно-исследовательской деятельности:
- научность и целенаправленность;
- систематичность и последовательность;
- личностно-ориентированная направленность.
Начиналось все с поисков объектов исследований. Творческая группа учителей провела экскурсионные поездки в краеведческие музеи Валдая и Бологое, посетила Валдайский национальный парк, Удомельскую атомную станцию, встречалась с местными краеведами, с поэтами и писателями Тверской земли. Особую ценность для нас представляли дворянские усадьбы Тверской губернии, большинство из которых находятся в запустении, а от некоторых остались одни развалины. Но интересна история этих мест, потому что именно здесь останавливались знаменитые люди своего времени.
На основе анализа выявленных тем исследований была организована работа учебно-исследовательского общества.
Традиционно сильными были литературоведческие и исторические исследования. Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему. Оно помогает почувствовать свою сопричастность к истории великой страны- России.
История кадетства- это особая тема исследований, потому что в Озерном есть кадетские классы. Проект «Кадеты – уроженцы Тверского края в русской военной истории» призван способствовать закреплению возрастающего интереса к личности в истории, рассчитан на проведение многолетних исследований, практическое использование и со временем может быть включён в систему исследовательских проектов, посвященных проблемам Российской Императорской Армии и военной истории России
Выполнение заданий по сбору литературно-краеведческих материалов, активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывали у школьников сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком.
В школе накоплен интересный опыт по изучению дворянских усадеб , некогда процветавших на тверской земле, славившихся не только знаменитыми хозяевами , но и их гостями - известными людьми .Тверская земля с ее прекрасными лесами, живописными реками, истоком Великой Волги, светлыми озерами навсегда связана с гением русской поэзии Александром Сергеевичем Пушкиным. Наша школа стоит на древней Бологовской земле, богатой своей историей.
Не менее интересными являются исследования, связанные с различными явлениями , происходящими в языке. Обучающиеся под руководством учителей искали интересные факты из истории языка, старались объяснить те явления, которые происходят в удивительно богатом русском языке. Так, исследования , которыми занимались ребята , были направлены на изучение реформ , затронувших различные стороны языка, на связь топонимики с говорами и диалектами. А затем девятиклассников заинтересовала тема необычных названий, школьных прозвищ, нелитературной лексики.
С появлением Интернета, ситуация коренным образом изменилась, так как у ребят появилась возможность пользоваться информацией с самых различных сайтов.
Исследования стали носить элемент научных поисков, выходящих за границы школьной учебной программы. Такие работы учащихся представляются не только на школьных научных конференциях, но и на городских или региональных..
Ежегодно руководители секций учебно-исследовательского общества находили и предлагали ребятам не только интересные темы для исследований, но и новые формы такой работы. С 2012-2013 учебного года учебно-исследовательское общество стало научно- исследовательским , в школе появился научный руководитель. Теперь работа проводится по направлениям: гуманитарная лаборатория, естественно-науная и технологическая, в которых занято 259обучающихся.
Впервые в прошедшем учебном году в торжественной обстановке в члены учебно-исследовательского общества были приняты самые маленькие исследователи, которые на конференции уже представили свои первые открытия. На городской конференции «Меня оценят в 21 веке» наравне со старшеклассниками выступили наши юные исследователи:
«Миг 31 – боевой самолет истребитель-перехватчик» (1-е классы)
Проект « Колокола» (4-е классы) .
Старшеклассники представили следующие работы:
«Екатерина Вторая – исторический портрет на фоне эпохи: 750-летие вступления на престол» (8-е классы)
«Экологические аспекты энергосбережения в быту» (8-е классы)
« Экология жилья. Химия и косметика» (10-йклассы)
«Экспериментальная физика»(7-е классы);
« Роль фразеологизмов в сказках Салтыкова-Щедрина» (8-е классы);
« Магическое число «3» в сказках» (7-е классы)
« СМС как новый речевой жанр» (10-й класс)
« Язык рекламы» (8-е классы)
« Голубоглазый красавец лен» (8-е классы);
Теперь исследовательская работа школьников - это небольшой научный проект, поэтому тут же возникают проблемы , связанные с тем, как научить ребят исследовательским компетенциям.
Таким образом, исследовательская деятельность в школе прошла путь развития познавательных, научных, художественных, прикладных интересов обучающихся И на современном этапе перед педагогами стоят уже более сложные задачи по формированию у обучающихся исследовательских компетенций.
Список литературы:
Организация исследовательской деятельности школьников, Спб,1998,29с.
Учебно-исследовательская деятельность как технология развивающего обучения. Кропанева ГА
Газета "Первое сентября" https://rus.1september.ru/ Миневич Н.Я.- заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №1 ЗАТО Озерный. |
|
|