|
«Мебель в доме» государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа №15 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Чебурашка»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк»
Тема: «Мебель в доме»
Подготовила:
Улько Е.А.
учитель-дефектолог ГБОУ ООШ №15
структурное подразделение
«Детский сад «Чебурашка»
г.о. Новокуйбышевск
г. о. Новокуйбышевск 2014
План – конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Мебель в доме» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Художественная литература», «Физическая культура». Задачи:
Коррекционного обучения:
- Закрепить знания детей по теме «Мебель»; «Познание».
- Закрепить знания детей о названиях предметов мебели; «Познание».
- Закреплять умение выражать свои мысли законченными фразами; «Коммуникация».
Коррекционного развития:
- Развивать зрительно-образную память; «Познание».
- Развивать зрительное восприятие, внимание; «Познание».
- Развивать зрительно-пространственную ориентировку; «Познание».
- Развивать цветовосприятие, наблюдательность; «Познание».
- Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом; «Физическая культура».
- Развивать общую координацию движений; «Физическая культура».
- Развивать умение ракрашивать контурное изображение; «Художественное творчество».
- Развивать умение слушать новые стихи, следить за развитием действия; «Художественная литература».
- Развивать слуховую память; «Познание».
Коррекционного воспитания:
- Самостоятельность при выполнении заданий.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Методы и приёмы:
Практические – продуктивная деятельность (раскрашивание), физкультминутка.
Наглядные – дидактические игры «Запомни и назови», «Что изменилось в комнате?», «Расставь игрушки на полках», «Запомни и раскрась», «Что было на картинке?».
Словесные – чтение стихотворения, беседа, ситуативный разговор.
Материал: предметные картинки по теме «Мебель» (или игрушечные предметы мебели), две картинки с одним сюжетом, но отличающиеся деталями, карточки с заданием «Расставь игрушки на полках», цветные и контурные изображения предметов мебели, цветные карандаши, настольная игра «Что было на картинке?» Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность
| Формы и методы организации совместной деятельности
| Двигательная
| Зрительная гимнастика «Будь здоров!»
Физкультминутка «Мы ребята мастера!»
| Коммуникативная
| Беседа, ситуативный разговор,
чтение стихотворения «Раз, два, три, четыре много мебели в квартире»
| Продуктивная
| Раскрашивание контурных изображений мебели
| Игровая
| Дидактические игры «Запомни и назови», «Что изменилось в комнате?», «Расставь игрушки на полках», «Что было на картинке?»
| Логика образовательной деятельности
№
| Деятельность учителя-тифлопедагога
| Деятельность детей
| Ожидаемые результаты
| 1
| Чтение стихотворения:
Раз, два, три, четыре
Много мебели в квартире:
В шкаф повесим мы рубашку
А в буфет поставим чашку,
Чтобы ножки отдохнули
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали
На кровати мы лежали,
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили
Много мебели в квартире.
| Дети внимательно слушают и по памяти называют те предметы мебели, о которых говорится в стихотворении
| Развитие слуховой памяти, внимания
| 2
3
4
| Дети садятся в кружок, педагогом оговаривается тема, которая будет звучать в играх и различных заданиях, предлагает поиграть в игру «Всё помню»
Дидактическая игра «Запомни и назови»
Педагог раскладывает игрушечные предметы мебели (предметные картинки), просит детей запомнить их и назвать по памяти. Вариант: изменить расположение каких-то предметов (картинок), убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет (картинку), после чего попросить ребёнка определить, что изменилось. Дидактическая игра «Что изменилось в комнате?» Педагог предлагает детям две картинки с одним сюжетом, но отличающиеся деталями. Просит внимательно посмотреть на первую картинку и постараться запомнить, что на ней нарисовано (время 1 минута). Затем картинку убирают, предлагают вторую и спрашивают, что изменилось на картинке
| Дети уточняют, что это мебель
Первый ребёнок называет любой предмет мебели (например, стол), второй – повторяет названное слово и добавляет своё (стол-диван), следующий ребёнок должен повторить уже сказанное, и добавить своё слово (стол-диван-комод) и т.д. Дети в течение 1 минуты внимательно рассматривают все предметы (предметные картинки), затем по памяти перечисляют всё, что удалось запомнить.
Вариант: дети находят изменения в расположении предметов (картинок) и называют их
Дети внимательно рассматривают первую картинку, запоминают, что на ней нарисовано, затем рассматривают вторую картинку, называют изменения
| Уточняются знания детей по теме «Мебель» Расширяется объём слуховой памяти, формируется навык запоминания информации
Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, внимания, зрительно-пространственной ориентировки, активизируется связная (объяснительная) речь
Развитие зрительной образной памяти, внимания, цветовосприятия, наблюдательности, умения сравнивать, выделять признаки
| 5
| Зрительная гимнастика
«Будь здоров!»
Чтобы глазки зорче были,
И в очках чтоб не ходить,
Эти нужные движенья предлагаю повторить!
Вдаль посмотрим
и под ножки,
влево-вправо побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь вращай по кругу,
Словно стрелочка часов.
Открывай глаза и снова
На занятье… Будь здоров!
| Дети выполняют движения глазами по тексту стихотворения
| Активизируется работа глаз
| 6
| Дидактическая игра «Расставь игрушки на полках»
Педагог предъявляет детям картинку, просит запомнить расположение игрушек на ней и воспроизвести их расположение по памяти, не нарушая их пространственного положения
| Дети рассматривают, запоминают расположение игрушек на картинке и самостоятельно по памяти выкладывают их на индивидуальных карточках
| Упражнение развивает зрительно-пространственную ориентировку, зрительно-образную память, наблюдательность
| 7
| Дидактическая игра «Запомни и раскрась» Педагог предлагает детям рассмотреть изображения предметов мебели, запомнить их цвет, раскрасить по памяти
| Дети рассматривают изображённые предметы мебели, обращают внимание на детали, цвет, затем разукрашивают контурные изображения по памяти
| Развитие зрительной образной памяти, внимания, цветовосприятия, мелкой моторики пальцев рук. Воспитывается аккуратность
| 8
| Физкультминутка
«Мы ребята мастера!»
Мы ребята-мастера
Стул сломали мы вчера
Молотком тук-тук стучали,
Гвозди долго забивали,
Получилось как-то криво,
Отпилили мы красиво,
Зачищали шкуркой долго,
Покрывали лаком стойким.
Верх узором украшали,
Мастера смотреть позвали.
Это стул – на нём сидят,
Это стол – за ним сидят.
Вот кровать – на ней лежат.
В шкаф мы вещи убираем,
На занятие шагаем.
| Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения, имитируя действия мастера
| Развивается общая координация движений. Активизируется двигательная активность детей, умение выполнять движения соответственно тексту. Развиваются мелкие движения рук
| 9
| Дидактическая игра «Что было на картинке?» Педагог предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку, запомнить все изображённые на ней предметы и отобрать карточки с нужными элементами
| Дети внимательно рассматривают каждый свою картинку, запоминают, что на ней изображено, переворачивают картинку и по памяти отбирают карточки с нужными элементами
| Развитие зрительно-образной памяти, зрительного внимания
| 10
| Итог:
- Ребята, вам понравилось как мы сегодня играли?
- Что вы делали на протяжении всего занятия?
- Какая игра была интереснее для вас?
Педагог оценивает работу каждого ребёнка
| Примерные ответы детей (тренировали, развивали память).
| Воспитывается у детей доброе, вежливое отношение к окружающим;
формируется положительная мотивация детей к учёбе
|
Литература:
1. |
|
|