Методическая разработка урока по теме:
«Важнейшие олигосахариды. Их строение и свойства» (10 класс, группа углубления)
Смирнова А.Ю., учитель химии
МАОУ «СОШ №102» г.Перми
Тип урока: усвоения новых знаний
Формы работы: работа в группах, работа с учебником и дополнительной литературой, применение интернет-ресурсов, проведение химического эксперимента.
Цели: Сформировать знания учащихся об олигосахаридах (на примере сахарозы), проверить уровень практических умений и навыков учеников, сформированных на основе внутрипредметных и межпредметных связей, метапредметных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности; проверить уровень знаний учеников о классах органических соединений, уровень умений и практических навыков, приобретённых в ходе выполнения лабораторных работ групповым и индивидуальным методом, формировать научное мировоззрение, умение работать с методическими материалами, дополнительной литературой, анализировать факты, делать выводы, прогнозировать возможные результаты эксперимента; развивать логическое мышление учеников, умение устанавливать причинно-следственные связи между строением веществ и их свойствами на основе положений теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.
Метапредметные компетентности: учебная, коммуникативная, здоровьесберегающая, социальная.
Ключевые слова: углеводы, классификация углеводов, моносахариды, олигосахариды, полисахариды, сахароза, мальтоза, лактоза, восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды; функциональная группа, реактив на функциональную группу.
Оборудование и реактивы: сахароза, растворы CuSO4, NaOH, аммиачный раствор оксида серебра, HCl; лакмус, фарфоровая чашка, спиртовка, спички, держатель для пробирок, колба с водой, штатив с пробирками.
Ход урока.
Действия преподавателя
| Действия учащихся
| 1.Организация целевого пространства. Введение в тему, проблему: «Классификация углеводов. Чем по строению и свойствам отличаются олигосахариды от моносахаридов?»
«Можем ли мы выделить эти отличия, используя знания предыдущей темы?»
« Что исследовали в углеводах? Что ещё следует исследовать? Что вы хотите узнать о сахарозе?»
2. В XIX веке исследование природных органических веществ велось исключительно химическими методами. Изучаемое вещество, прежде всего, необходимо было накопить в значительных количествах, очистить его от примесей. Далее начиналась самая сложная и трудоёмкая работа – установление строения вещества. Действуя на изучаемое вещество различными реагентами, выясняли наличие в нём функциональных групп, разбивали вещество на более простые части, дающие представление о строении целого. Ваша задача: с помощью химического эксперимента, на основе качественных реакций, определить строение сахарозы, доказать, что сахароза - сложный углевод. Работать будете в группах. То есть на этом занятии мы не только изучим новый материал, но и проверим уровень теоретических знаний, практических умений и навыков
От каждой группы необходимо выбрать по одному представителю, который доложит о результатах исследования.
3.Следующее задание для групп: используя учебник, интернет-ресурсы, ознакомиться с процессом получение сахара из свёклы.
Ввод в проблему (по экологии): чтение отрывка из книги «Поющие в терновнике», задание учащимся – прослушать отрывок и сформулировать проблему.
«… Неожиданно порыв ветра обдал их тяжким, тошнотворным запахом, который преследовал Мэгги с той минуты, как она сошла с поезда. Пахло словно бы гнилью, но не совсем – слащаво, въедливо, неотступно, и запах этот не рассеивался, как бы сильно не дул ветер.
Это пахнет чёрной патокой, - сказала Энн, заметив, как вздрагивают ноздри Мэгги.
- Очень неприятный запах.
Да, правда. Но в какой-то мере к нему привыкаешь, только в отличие от других запахов, он никогда не исчезает. Днём ли, ночью, всегда приходится дышать этой патокой.
А что там за постройки у реки, с чёрными трубами?
Та самая фабрика, откуда запах. Там из тростника варят сахар-сырец. Сухие остатки тростника называются выжимки. И эти выжимки, и сахар-сырец отправляют на юг, в Сидней, для очистки. Из сырца делают светлую и чёрную патоку, сироп, сахарный песок, рафинад и жидкую глюкозу. А из выжимок строительный материал, прессованные плиты для строительства вроде фанеры. Ничто не пропадает зря, ни одна крупинка. Поэтому выращивать сахарный тростник выгодно, даже сейчас, несмотря на кризис».
Отрывок из книги К.Маккалоу «Поющие в терновнике».
Обобщение знаний, умений, навыков, компетенций. Итоги занятия (рефлексия)
-Какую цель занятия мы ставили в начале и какие методы использовали для ее достижения?
-Было ли результативным сотрудничество в вашей группе? Какие результаты достигнуты?
6. Домашнее задание. 1. Индивидуальные карточки-задания. 2. Составить уравнения реакций, с помощью которых можно получить из сахарозы: неорганические вещества, спирт, кислоту, сложный и простой эфир, предельные, непредельные, ароматические углеводороды.
| Отвечают на вопрос: «Классификация углеводов».
Большой класс углеводов делится на 2 большие группы: простые углеводы (моносахариды) и сложные углеводы (олигосахариды и полисахариды). На прошлом уроке исследовали строение и свойства глюкозы. Доказали, что глюкоза – альдегидоспирт. На этом уроке было бы интересно изучить самый распространённый в природе дисахарид – сахарозу (обычный сахар), получение сахара в промышленности.
Учащиеся предполагают, какие функциональные группы могут быть в сахарозе, потом проводят опыты и заполняют таблицу:
-
Функциональная группа
| Реактив
| Наблюдение
| вывод
|
|
|
|
| После обсуждения в группе докладывают о результатах эксперимента, делают вывод, что сахароза – сложный углевод, составляют уравнение гидролиза сахарозы (инверсия сахара). Указывают, что сахароза – многоатомный спирт, не содержит альдегидную группу, то есть является невосстанавливающим дисахаридом.
Аналогично исследуют лактозу и мальтозу.
Учащиеся работают в группах, составляют план ответа по теме: «История производства сахара. Производство сахара из свеклы», затем рассказывают о производстве сахара (одно выступление от группы).
Учащиеся формулируют проблему: Насколько безопасно производство сахара?
Какие экологические проблемы необходимо решать, проектируя производство сахара? Затем - дискуссия о существующих технологиях производства сахара и перспективах развития этого производства.
Участники каждой группы выступают с кратким анализом работы на уроке.
| |