Главная страница

Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Ленинградской области «О порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательных учреждений»



Скачать 104.64 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Ленинградской области «О порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательных учреждений»
Дата16.04.2016
Размер104.64 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 8 класса рассчитана на 17 часов, составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Приказ Минобразования РФ №1312 от 09.09.2003 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3. Приказ Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

4. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории

5. Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Ленинградской области «О порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательных учреждений».

Рабочая программа по курсу «Всемирная история» для 8 класса составлена на основе программы «Всемирная история» А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной («История России. XIX век»), А.Я. Юдовской, П.А. Баранова и Л.М. Ванюшкиной (Новая история: 1800-1913 гг.) .
Цели и задачи курса:

Основными задачами данного курса являются:

систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся;

обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельноосмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;

представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;

формирование у учащихся исторического мышления, понимания  причинно-следственных  связей, умения оперировать основными научными понятиями;

осознание учащимися места России и истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;

воспитание у учащихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации   (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по времени и современным культурам;

2.
формирование у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции — неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;

воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного раз решения.

 На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  2. Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;

  3. Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной  и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для ос мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. 

 Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная

3.

успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. 

В учебно-методический комплект входят:
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. XIX век» Москва «Просвещение» 2008 г.

А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина «Новая история: 1800-1913 гг.»

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Всемирная история» в 8 классе в течение 17 часов учебного времени. Минимальное количество учебных часов в неделю – 0,5.

Общая характеристика учебного процесса:

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  • Урок, сочетающий урок с объяснением;

  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

  • Лекция с элементами беседы;

  • Работа с документами;

  • Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;

  • Раскрывать содержание иллюстраций.

Межпредметные связи:

География.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

·     основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

·   периодизацию всемирной и отечественной истории;

4.

·   современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

·   историческую обусловленность современных общественных процессов;

·   особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

·    важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

·    изученные виды исторических источников;

уметь

·  проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

·    критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

·     соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

·    использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

·     показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

·    анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

·   различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

·   устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

·   участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

·     представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

·    объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

5.

·   определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

·  использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

·  соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

·    понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

·   высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

·   объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

·   использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Требования к уровню усвоения дисциплины.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Содержание программы учебного курса

8 класс (17 часов)

Содержание курса Истории России XIX века

Раздел I «Российская империя в первой четверти XIX в.»
Россия на рубеже веков.
Внутренняя политика в 1801-1806 гг.
Реформы М.М.Сперанского.
Россия в международных отношениях начала XIX в. Внешняя политика в 1801-1812 гг.


6.


Отечественная война 1812 г.
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг.
Внутренняя политика в 1814-1825 гг.
Социально-экономическое развитие.
Общественные движения.
Династический кризис 1825 г.
Раздел II «Российская империя в 1825-1855 гг.»
Внутренняя политика Николая I.
Социально-экономическое развитие.
Общественное движение 1830-1850-х гг.
Внешняя политика во второй четверти XIX в.
Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в.
Крымская война 1853-1856 гг.
Культура и быт в первой половине XIX в.
Раздел III «Российская империя во второй половине XIX в.»
Великие реформы 1860-1870-х гг.
Отмена крепостного права.
Либеральные реформы 1860-1870-х гг.
Национальный вопрос в царствование Александра II.
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права.
Общественное движение.
Внешняя политика Александра II.
Внутренняя политика Александра III.
Экономическое развитие страны в 1880-1890-е гг.
Внешняя политика Александра III.
Развитие культуры во второй половине XIX в.
Быт: новые черты в жизни города и деревни.

Содержание курса Новой истории:

История Нового времени: 1800 – 1913
Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному.
Глава I. «Становление индустриального общества в XIX в.»
Индустриальная революция: достижения и проблемы.
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.
Наука: создание научной картины мира.
XIX век в сфере художественных исканий. Литература.
Искусство XIX в. В поисках новой какртины мира.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство.
Глава II. «Строительство новой Европы»
Консульство и образование наполеоновской армии.
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.


7.


Англия: сложный путь к величию и процветанию.
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. К новому политическому кризису.
Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.
Германия: на пути к единству.
«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
Глава III. «Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества
Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем.
Великобритания: конец Викторианской эпохи.
Франция: третья республика.
Италия: время реформ и колониальных захватов.
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Глава IV. «Две Америки»
США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики.
США: империализм и вступление в мировую политику.
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.
Глава V. «Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма
Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника»
Китай: сопротивление реформам.
Индия: насильственное разрушение традиционного общества.
Африка: континент в эпоху перемен.
Глава VI. «Международные отношения в конце XIX – начале XX в.»
Международные отношения: дипломатия или войны.
Повторение по курсу.

Используемая литература

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. XIX век» Москва «Просвещение» 2008 г.

А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина «Новая история: 1800-1913 гг.»

Исторические атласы

Контурные карты по истории для 8 класса
Преподаватель истории МОБУ «Сясьстройская СОШ №2»

Д. Ю. Смоленков


8.