Главная страница

Методические рекомендации к использованию Web-квестов на уроке химии



Скачать 100.99 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к использованию Web-квестов на уроке химии
Дата18.04.2016
Размер100.99 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Кокорина С.Е., учитель химии МБОУ СОШ №10 Г.Североморск

Методические рекомендации к использованию Web-квестов

на уроке химии

Сегодня система образования развивается в условиях радикальных перемен. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение акцентов с усвоения знаний на формирование различных компетентностей учащихся: познавательных, коммуникативных, социальных, на развитие информационной и исследовательской культуры учеников. В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и активной, самостоятельной обработке информации с использованием технологических средств, успешно ее отображать и использовать. В настоящее время, когда компьютеры стали непременным атрибутом нашей жизни, а информационные технологии создают принципиально новые возможности получения человеком знаний, все более актуальной становится задача использования их возможностей в школе.

Современный учитель, важнейший участник образовательного процесса, не может не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий. С одной стороны, с каждым днем появляются все новые средства, использование которых способствует повышению эффективности обучения школьников. С другой стороны, информатизация большинства областей научной и практической деятельности человека объективно заставляет преподавателей пересматривать содержание обучения по всем школьным дисциплинам, оперативно расширяя и углубляя его за счет информации, полученной с помощью новейших информационных систем и технологий.

Каждый учитель понимает, что его профессиональная деятельность может стать более насыщенной и интересной, если она будет опираться на использование средств и ресурсов, предоставляемых компьютерной сетью Интернет.

Современная школа должна осваивать информационно-компьютерные технологии в рамках общеобразовательных предметов, осуществлять комплексный подход к процессу информатизации. Наличие компьютерных классов, интерактивных досок, компьютерных микролабораторий, большое разнообразие мультимедийных пособий позволяет открывать новые пути в развитии мышления, предоставляя новые возможности для активного обучения.

Именно на уроках под руководством педагога школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.

И основная задача для учителя, состоит в том, чтобы и интегрировать информационные знания с преподаваемым предметом. Такая интеграция позволяет делать изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества.

Одной из форм применения ИКТ в учебном процессе, на наш взгляд, является проведение Интернет-уроков. Прямо на занятиях вместе с учащимися можно совершать путешествия на производства различных органических и неорганических веществ, виртуальные музеи, открывать электронные учебники, узнавать о жизни и деятельности известных ученых-химиках, отвечать на вопросы online-тестов. Однако низкая скорость подключения к сети Интернет, невысокая мощность школьных компьютеров приводят к большим затратам времени на поиск, анализ и сбор информации, просмотру огромного количества найденных и часто неинформативных веб-страниц. И этот поиск зачастую отнимает большую часть урока.(слайд)

Поэтому наиболее интересной формой проведения Internet-урока, которая решает эти проблемы, мы считаем урок с использоваением Web- квестов. Это конструктивный подход к обучению. Ученики не только собирают и систематизируют информацию, полученную не от учителя, а из Интернета, они направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу. Интернет здесь является средством, которое делает урок более продуктивным, а работа учащихся превращается в творчество.

Что же такое Web-квест? Под квестом (от англ. quest - путешествие) понимают продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой Web-квест в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет. (слайд 4)

Web-квесты представляют собой мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Методика работы с Web-квестами предложена учеными из Государственного университета Сан-Диего в 1995г и рекомендована для изучения самых разных научных дисциплин. Методика Web-квестов (Web – сеть, quest - вопрос) универсальна и очень проста, для ее применения необходим лишь компьютер с выходом в Интернет.

Особенностью Web – квеста является то, что часть или вся информация для самостоятельной работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах, предварительно отобранных учителем, к которым учащиеся переходят с помощью гиперссылок с листа задания. (слайд)

Такими образом, Web-квесты - это активная форма обучения, в основе которой заложена модель индивидуальной работы учащегося с Интернет-ресурсами.

Работа с Web-квестом включает в себя последовательность мыслительных операций в процессе исследовательско-ориентированной деятельности: постановка проблемы, ознакомление с заданиями Web-квеста, выполнение задания на основе ресурсов Интернета, оформление работы, обсуждение результатов деятельности.

Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Их формы самые разнообразные – от простого текстового документа с вопросами и гиперссылками до полноценного сайта

В качестве примера хотим познакомить вас с фрагментами интегрированного Интернет-урока химии и информатики для учащихся 9 класса «Удивительный мир металлов Мурманской области». Данный урок создан по технологии WEB-квеста средствами стандартного приложения MS Office PowerPoint. Представляет собой краткосрочный исследовательский проект с региональным содержанием (рассчитан на 2-3 часа учебного времени и домашнюю работу с материалами Интернет-источников по оформлению результатов деятельности), проводится в рамках изучения тем: «Металлы» (химия), «Поиск информации в сети Интернет» (информатика).

Методика использования Web-квестов универсальна и очень проста, для её применения необходимы лишь компьютеры с выходом в Интернет. На нашем уроке использовались также интерактивная доска, проектор, авторская разработка - WEB-квест (Приложение 1), дидактический материал к уроку для каждой группы учащихся





При работе над проектом учащиеся исследуют свою тему в мини-группах, выполняют задания Web- квеста, созданного учителями информатики и химии и размещенного на компьютерах локальной сети в кабинете информатики, совершая виртуальное путешествие по просторам сети Интернет.

Урок-путешествие по просторам сети Интернет включает в себя несколько этапов:

1.Мотивационно-ориентировочный,

2.Исследовательская деятельность (работа с веб-квестом)

3. Заключительный

4.Этап подведения итогов и рефлексии

На мотивационно-ориентировочном этапе осуществляется актуализация знаний, задается исходная ситуация, выбирается маршрут




1.«Актуализация»: В начале занятия проводится подготовительная работа, беседа по вопросам темы (слайд), задается исходная ситуация, осуществляется погружение в тему. Это помогает учащимся настроиться на продуктивную деятельность.

Кольский полуостров – поистине минералогическая сокровищница. Здесь на сравнительно небольшом пространстве выявлено свыше 900 видов минералов. Минерально-сырьевая база Мурманской области уникальна: 64 химических элемента таблицы Д. И. Менделеева обнаружены в промышленных концентрациях, более 30 извлекаются горнопромышленными предприятиями. Все используемое минеральное сырье подразделяют на три группы, среди которых металлические полезные ископаемые.

Предлагается совершить виртуальное путешествие в мир самых значимых для человека металлов, которыми богата Кольская земля и формулируется тема.

С помощью интерактивной доски демонстрируется структура Web-квеста, указывается на особенности перехода по ссылкам, обращается внимание на дидактические материалы к уроку Собранный материал рекомендуется сохранять в электронные папки для дальнейшей обработки, анализа и использования при подготовке домашнего задания.

Ученики получают адрес файла-запуска квеста и попадают на страницы квеста, где знакомятся с заданиями.

Учащимся предлагается собрать как можно больше информации, выполняя задания и отвечая на вопросы маршрутной карты квеста, используя ссылки сети Интернет. Задания призваны(нацелены) вызвать интерес и побудить к исследовательской деятельности.

WEB-квест предполагает ведение учениками группового исследования предложенных металлов по нескольким направлениям: истории, химии, геологии, биологии, техники, промышленного производства. Для этого учащиеся разбиваются на группы.

  1. Исследовательская деятельность. Каждая группа выполняет собственное исследование, осуществляет поиск и сбор материала, для этого переходит на свою страницу Web- квеста по ссылке и начинает виртуальное путешествие по указанному маршруту, стараясь выполнить все задания и ответить на максимальное количество вопросов.

Но в начале путешествия ребятам необходимо отгадать загадку про металл, информацию о котором они будут собирать, используя ссылки на сайты всемирной паутины. Например, первая группа учащихся, отгадывая загадку, выясняет, что им предстоит собирать сведения об алюминии. Другие группы собирают материал о железе, меди, никеле, кальции, титане.

Далее каждому путешественнику предстоит побывать на станциях, выполняя различные задания Web-квеста. Задания представляют собой отдельные блоки вопросов и ссылки на адреса сайтов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайтов ученик был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит. На этом этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки. Работа над темами должна обобщать, углублять знания учащихся, расширять их кругозор.

Например, попадая на станции:«Историческая» полагается изучить историю накопления знаний о данном металле и создать отчет или историческую справку, который знакомит с историей его открытия и получения, с выдающимися событиями и датами, именами ученых, интересными фактами и курьезными случаями из истории изучения металла.

Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой в удобном ему темпе, так как на каждое задание квеста предлагается по несколько ссылок.

  • «Химическая» - собрать информацию о физических свойствах металла и его химической активности, сведения о химических процессах и явлениях, характеризующих свойства металлов.

  • «Геологическая» - предстоит выяснить названия,химический состав, внешний вид и месторождения природных соединений данного металла, области его распространения.

  • «Биологическая» - добыть сведения о содержании данных металлов в живых организмах, их биологической роли и влиянии на здоровье человека.

  • «Техническая» - изучить области применения металлов и их соединений в технике и народном хозяйстве.

Завершая свое путешествие на станции «Промышленная» - изучить способы получения металлов, найти крупные предприятия Кольского полуострова, занимающиеся добычей и переработкой природных минералов.

Всю собранную информацию в виде текстовых документов, фотографий, схем, картинок учащиеся сохраняют в своих электронных папках для последующей обработки.

Учитель выступает в роли организатора процесса учения и консультанта, руководит самостоятельной деятельностью учащихся, оказывает им нужную помощь и поддержку.

3 Заключительный этап.

По окончании работы с Web-квестом ребята по ссылке переходят на карту Кольского полуострова, где находят и отмечают на ней районы добычи металлических полезных ископаемых и предприятия их перерабатывающие.

Таким образом создают макет геоинформационной карты «Металлические полезные ископаемые Кольского полуострова.





  1. Подведение итогов урока

1) При подведении итогов урока учитель предлагает учащимся ответить на вопросы и провести самооценку.2) В качестве домашнего задания предлагает ученикам оформить собранную входе исследования информацию в виде мультимедийной презентации, учитывая рекомендации.

II. Оформление результатов исследования (домашняя работа).

При оформлении результатов деятельности происходит осмысление проведенного исследования. Работа на данном этапе предусматривает отбор самой значимой информации из накопленного материала.

  1. Защита проектов – конференция (урок 2)

Результаты работы заслушиваются, обсуждаются всеми участниками проекта на конференции.

Представление и обсуждение работ участников проекта проводиться в виде конференции, чтобы ребята имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы.

На конференции ребята также обобщают представленный материал и делают выводы. Оценка работ осуществляется самими учениками в соответствии с критериями оценочного листа.

Детские работы стали составной частью геоинфомационной карты. «Металлические полезные ископаемые Мурманской области».

Практическая реализация:

Разработанный нами образовательный ресурс предоставляет широкие возможности для использования его в учебном процессе не только по химии, но позволяет осуществлять межпредметные связи. Web-квест предназначен для учащихся среднего и старшего школьного возраста, педагогов, его можно использовать на уроках географии при изучении минерально-сырьевой базы Кольского полуострова, биологии и экологии при изучении влияния металлов на живые организмы и окружающую среду, информатики, при знакомстве с электронными поисковыми системами и как самостоятельную домашнюю работу.

Работу с web – квестами можно организовать как внеурочную проектную деятельность с учащимися, интересующимся химией и информатикой, в качестве предпрофильной подготовки, при подготовке к интеллектуальным конкурсам и викторинам. Учащиеся могут участвовать в разработке собственных Web-квестов.

В заключение хочется сказать, что, конечно, такие уроки интересны и понятны учащимся, их можно проводить (например, в качестве обобщающих после изучения тем или уроков-исследований). Но ни для кого не секрет, что разработка подобного рода уроков требует большой подготовки именно от учителя, так как в его задачи входит не только создать квест, но и отобрать полезную информацию в Интернете. Это удел энтузиастов. И хорошо, когда на помощь приходят коллеги – единомышленники.