Главная страница

Методические рекомендации программно-методическое обеспечение образовательного процесса



НазваниеМетодические рекомендации программно-методическое обеспечение образовательного процесса
страница3/3
Дата18.04.2016
Размер0.55 Mb.
ТипМетодические рекомендации
1   2   3
Тема: Изготовление современного аксессуара из кожи на основе украшения народного костюма Белгородчины - «грибатка»

Цель: Организовать деятельность для создания современного украшения в народном стиле на основе традиционной грибатки, присутствующей в народном костюме Белгородского региона;

Задачи:

  • Организовать деятельность для изучения традиций изготовления аксессуаров народного костюма Белгородчины, внесения народных традиций в изготовление современного украшения из кожи;

  • Способствовать развитию творческой инициативности, художественного воображения;

  • Создать условия для воспитания стойкого интереса к народному творчеству, к народной культуре Белгородской области.

Оборудование: ножницы, клей, кусочки кожи, пробойник, молоток, учебные слайды, карандаши и бумага для эскизирования.

Методические приемы: эвристическая беседа, алгоритмический метод, эскизирование, метод эмоциональной поддержки, наглядный, практический,

Предварительная подготовка:

  • накануне занятия дать детям задание найти иллюстрации с изображением народного костюма Белгородского региона, рассмотреть, какие в нем присутствуют аксессуары;

  • учебное помещение оформить элементами, присущими русской избе, выставить манекены, одетые в мужской и женский костюмы Белгородского региона.


Ход занятия:

1 Орг. момент

2. Сообщение темы занятия: Я хочу, чтоб вы сами сказали, чем мы будем заниматься на занятии. Для этого я приглашаю вас сегодня окунуться в мир народной культуры и почерпнуть глоток живительной воды для современного творчества

Посмотрите, пожалуйста, слайд №1.

Что вы увидели? Правильно, это традиционный народный костюм Белгородской области, женский и мужской. Что общего вы заметили в женском и мужском костюме? (вышивка на рубахе, украшение) Как называется это украшение? (грибатка). Вы можете теперь сказать, что же станет сегодня предметом нашего внимания? (ответы)

3. Актуализация знаний

Что вы знаете о грибатке? (ответы)

4. Сообщение нового материала: сообщение сведений о грибатке, традициях ее изготовления, использования.

ГРИБАТКА — это нагрудное украшение женского и мужского костюма нашей области. В русском костюме этот вид украшений в виде кругов на тесьме не имеет аналогов. Эти украшения назывались – грибатки. Грибатка служила обязательной принадлежностью праздничного костюма молодых замужних женщин и мужчин. В нашей и Воронежской губернии и надевалась с рубахой, имевшей на плечах черную вышивку. На большие праздники надевали сразу несколько грибаток, как на грудь, так и на спину. Их надевали по праздникам в южных областях (воронежской, курской, белгородской и рязанской) не только женщины, но и мужчины, что является уникальным явлением в русском мужском костюме. В мужском свадебном костюме обязательным дополнением к рубахе служило ожерелье - «грибатка», на свадьбе это был непременный атрибут. Безусловно, надевались они не столько для красоты, сколько в качестве амулета, талисмана, своеобразного оберега. По числу декоративных солнышек на последних молодой супруге прочили количество будущих детей.

Грибатка представляла собой висячее монисто из кругов – «ярил», размещенных по сдвоенным шнурам, искусно украшенное бусинами (стеклянными, позолоченными, посеребренными), бисером разных цветов и оттенков, пуговками, яркой вышивкой.

слайд №2.

5.Закрепление нового материала

- Какой основной элемент составляет грибатку? Какие цвета использовались? Из скольких кругов – ярил может состоять грибатка? Каким декоративным элементом заканчивается украшение? (ответы) Нарисуйте, пожалуйста, традиционную грибатку. (практическая работа детей). Представьте свои рисунки на стенде.

6. Актуализация знаний

- В современной моде актуально использование народных традиций. Посмотрите на свои рисунки и скажите, могла бы грибатка украсить современный костюм? Может ли грибатка изменить свой образ? Народные традиции вдохновляют современных художников на создание новых аксессуаров. Посмотрите работы молодых художников, которые создали свои варианты грибатки.

слайды №3,4,5,6,7

- Из каких материалов созданы эти украшения? Какие элементы использованы в украшении? Какие цвета использовались при создании современной грибатки? Сохранены ли традиционные цвета грибатки? Как вы думаете, можно ли создать такое украшение из кожи? Какие приемы обработки кожи можно использовать для украшения круглых элементов? (т/обработка, плетение, драпировка, аппликация, и др.) Какие цвета вы использовали бы для изготовления своей грибатки?

7. Практическая работа

Я предлагаю вам закрыть глаза и представить свою авторскую грибатку. А теперь нарисуйте свое украшение. (изготовление эскизов) Почувствовать атмосферу народного творчества вам помогут народные песни Белгородской области (звучат народные песни Алексеевского района).

Поместите свои авторские эскизы рядом с традиционными. Что изменилось? (цвет, расположение круглых элементов, декоративная отделка ) Обсуждение эскизов по плану: используемые цвета, материал; количество элементов; способ украшения кругов.

Обсуждение технологии изготовления:

-Напомните, пожалуйста, правила безопасности труда (ответы)

- С чего мы начнем работу? Составление алгоритма изготовления изделия (подбор материала, крой кругов и шнуров, декоративное оформление кругов, сборка изделия).

Приступаем к работе (звучат народные песни Белгородского региона).

Готовые работы помещаются на стенд.

8. Анализ работ.

-Я чувствую, что ваши работы излучают добро, ведь они несут в себе память прошлых поколений, мудрость нашего народа. Как вы считаете, удалось ли нам передать народный колорит украшений? По каким признакам можно судить, что это украшение в народном стиле? (яркие цвета, сохранение традиционной формы, использование для украшения элементов народных орнаментов – крест, коловорот). Какая изюминка есть в вашей работе? Чем она отличается от других? Полностью ли удалось реализовать свой творческий замысел?

9. Рефлексия

-Какие чувства посещали вас во время работы? Что интересного вы сегодня узнали? Вам хотелось бы продолжить работу по изучению аксессуаров народного костюма? (ответы детей).

Мне было очень интересно увидеть, как в ваших руках рождается современное украшение, которое несет тепло ваших рук и сохраняет память о народных традициях. Грибаткой украшали праздничный костюм, поэтому я предлагаю вам украсить себя и гостей грибатками и присоединиться к празднику, на который нас приглашает фольклорный коллектив «Каравай».

Входит фольклорный коллектив «Каравай», заводит хоровод, в который включаются все присутствующие.

Спасибо ансамблю «Каравай», давайте поблагодарим друг друга традиционным русским поклоном. Спасибо вам за то, что вы увлеченно работали, что вы прониклись духом народного творчества, я надеюсь, что вы сохраните интерес к нашей народной культуре.

Занятие окончено.
Приложение 6
План открытого занятия

студии народного творчества «Отрада»
Дата проведения: 20.04.06.

Руководитель студии: Камнева Марина Евгеньевна.

Педагог студии: Садовая Елена Михайловна – педагог студии.

Концертмейстер: Лапшин Николай Николаевич.

Возраст детей: Старшая группа (13 – 18 лет).

Тема занятия: Традиционная культура как средство духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования.

Форма занятия: Презентация программы студии народного творчества «Отрада».

Ход занятия: Рассказ руководителя студии иллюстрируется концертными номерами в исполнении ансамбля студии «Отрада».

Оформлена выставка работ декоративно-прикладного творчества участников студии. По ходу презентации происходит знакомство с каждым участником студии, его творческая характеристика.

- Во все времена духовные, нравственные и культурные ценности народа передавались от поколения к поколению. Современные условия жизни, к сожалению, прервали традиционную преемственность поколений, естественный процесс развития народного творчества. Под угрозой оказалось нравственное здоровье нации, традиционные жизненные устои. Песни, сказки, традиционные обряды и обычаи, ремесла составляли целостную систему воспитания. Нарушив эту систему, мы лишились ценнейшего дидактического материала в эстетическом, нравственном, трудовом воспитании подрастающего поколения. На Алтае богатейшим источником духовно-нравственного воспитания были традиционные культуры двух основных групп: староверов и казаков. На Алтае проживали несколько групп старообрядцев: «каменщики», «поляки», «беспоповцы» и др. Все они, благодаря своей замкнутости, очень хорошо сохранили свою культуру, традиции. На контакт с «мирскими» староверы шли очень неохотно, но тем не менее участники фольклорных экспедиций сумели записать и таким образом сохранить достаточно большое количество музыкально – песенного материала, который используется в репертуаре студии после расшифровки и, если это нужно, небольшой обработки. Если староверы были сосланы в Сибирь, то казаки находились на «государевой службе». У этого сословия был совершенно другой жизненный уклад. Эти две культуры переселенцев Алтайского края, дополняя друг друга, а иногда (очень редко) и смешиваясь, а также испытав влияние тюркского населения, образовали богатейшую, самобытную культуру русского населения Алтайского края.

Современные дети не получают знания о культуре своего народа путём передачи традиции, поэтому приходится искать разные способы их приобщения к истокам. По этой причине в программе возникли три направления: ансамблевое пение, сольное пение, прикладное творчество.

Цель работы студии – чтобы каждый ребёнок, прикоснувшись к одному виду творчества, захотел проникнуть как можно глубже в традицию своего региона.

Занимаясь по данной программе, изучая песенное творчество, народные ремёсла, обряды и обычаи своих прародителей ребёнок не только получит знания об истории и культуре своего края, но и обогатится духовно, разовьёт свои творческие способности, осознает себя частичкой культуры великого народа, что особенно важно для вступления во взрослую жизнь.

Прозвучали песни:

  • «Я у маменки выросла в холя» (Петропавловский р-н АК);

  • «Шел казак» (Петропавловский р-н АК);

  • «Подружка моя» (частушки Краснощёковского р-на АК)

  • «Ой горы мои» (протяжная песня АК);

  • «Кукареку» (весенняя закличка Омской области);

  • «Припевки» (песня семейских старообрядцев, Башкирия);

  • «Жигули» (муз. А. Костюка);

  • «Как под лесом под лесочком» (РНП в обр. Л. Шаминой);

  • «У ворот батюшкиных» (РНП в обр. Бекетова).

Список детей, принимавших участие в презентации:

  • Белокур Ольга

  • Опарин Роман

  • Рябцева Валентина

  • Силина Виктория

  • Кадыкало Наталья

  • Малышкина Наталья

  • Дошлова Татьяна


Приложение 7
План открытого учебного занятия по предмету «Хореография»
педагог дополнительного образования В.А. Грищенко

Дата «____»___________2005г.

Возраст: 13 –16 лет

Год обучения: 1-3

Количество: 18 человек

Тема: Чтобы помнили….

Цель занятия: воспитание патриотических чувств и уважительного отношения к старшему поколению.

Задачи:

  • развитие образного и логического мышления , умения передавать характер, чувства, эмоции через сценическую пластику, песню;

  • воспитание патриотизма, духовных традиций, любви и уважения к окружающим;

  • формирование чувства ответственности за результаты коллективной и индивидуальной творческой деятельности.

Результативность :осознание учащимися чувства патриотизма и уважительного отношения к старшему поколению.

Оснащение занятия: аудиоматериал, реквизит, сценические костюмы, видеоаппаратура.

Тип занятия: комбинированный

Форма занятия: коллективная работа, занятие-инсценировка

Методы: метод создания ситуации творчества; метод учебного диалога; ассоциативный метод.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

- приветствие, объявление темы, целевая установка;

  1. Мотивационный этап:

- обзорная информация по заданной теме, исторические события и факты военных лет).

  1. Практические применение знаний и навыков:

  • вокальный номер в исполнении Екатерины Кокориной «Солдат»,

  • миниатюра «Вальс»,

  • композиция «Священная война;

  • танцевальная миниатюра со свечами;

  • финальная песня «Жди меня», исполняет Антон Тимофеев

  • 4. Рефлексия, подведение итогов. Поклон.



1   2   3