Главная страница

Методические рекомендации программно-методическое обеспечение образовательного процесса



НазваниеМетодические рекомендации программно-методическое обеспечение образовательного процесса
страница1/3
Дата18.04.2016
Размер0.55 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


Отдел образования администрации Магдагачинского района
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Программно-методическое обеспечение

образовательного процесса

педагога дополнительного образования




п. Магдагачи

2012г.

Аннотация
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требованиям системы образования РФ.

Методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.

Представленные материалы имеют практическое значение, как для начинающих, так и для более опытных педагогов дополнительного образования.
Составитель: методист МОБУ ДОД ЦВР Е.Ю. Пономарева

Содержание
Введение………………………………………………………………………………………… 5

1. Виды учебной документации в УДО детей………………………………………………... 6

1.1. Основная документация…………………………………………………………………… 8

1.2. Дополнительная документация. Критерии оценки уровня усвоения образовательной программы………………………………………………………………………………………. 8

1.3. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся…………………………………... 9

1.4. Индивидуальный образовательный маршрут……………………………………………10

2. Примерная модель занятий в УДО детей…………………………………………………. 10

2.1. Основные требования к современному занятию………………………………………...11

2.2. Структура различных типов занятий……………………………………………………. 12

2.3. Методы организации занятия в детском объединении………………………………… 12

2.4. План занятия………………………………………………………………………………..13

2.5. Общие требования к написанию плана-конспекта занятия……………………………..15

2.6. Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе …………………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………………………...17

Литература………………………………………………………………………………………18

Приложение 1. Анализ деятельности педагогов дополнительного образования за учебный год………………………………………………………………………………………………..19

Приложение 2. Критерии оценки результативности обучения по дополнительной образовательной программе «Акварель»…………………………………………………….. 21

Приложение 3. Тесты промежуточной аттестации детей 2 года обучения театра-студии моды «Гармония»……………………………………………………………………………….23

Приложение 4. Примерный план занятия……………………………………………………. 25

Приложение 5. Конспект учебного занятия для детей 3 года обучения объединения «Многоликая кожа»……………………………………………………………………………..25

Приложение 6. План открытого занятия студии народного творчества «Отрада»…………28

Приложение 7. План открытого занятия по хореографии……………………………………29

Введение
Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития обучаемых.

Образовательный процесс – процесс управляемый, следовательно, включает в себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ её результатов (Приложение 1). Все эти элементы присущи и деятельности педагога.

Планирование своей деятельности педагог осуществляет посредством разработки учебной документации, которая в свою очередь помогает грамотно организовать занятия, рационально использовать учебное время, эффективно отслеживать результаты.

Какие же требования предъявляются к оформлению и содержанию данных материалов? Главным правилом является то, что при разработке учебной документации всех уровней педагог должен руководствоваться Государственными образовательными стандартами, нормативными документами и инструкциями Министерства образования и науки РФ, а так же Уставом образовательного учреждения.
Схема 1. Нормативная база образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей








Личная документация педагогов, воспитанников


1. Виды учебной документации

в учреждении дополнительного образования детей
Существует большое количество видов учебной документации, которые условно можно разделить на две группы: первую – основную и вторую – дополнительную. Есть, например, документация, которую нужно иметь педагогу уже до начала организованного образовательного процесса, а есть такая, которую можно разработать в ходе реализации образовательного процесса.

К основной учебной документации относятся образовательная программа, календарно-тематические планы, планы занятий и воспитательных мероприятий. В деятельности педагога дополнительного образования эта документация имеет первостепенное значение и должна предшествовать началу образовательного процесса. Образовательная программа – база, на основе которой ведется перспективное и тематическое планирование. Планы разрабатываются и к каждому учебному занятию, при этом наличие подробных планов-конспектов занятий необходимо в случае, если педагогом проводится открытое или итоговое занятие.

Дополнительная учебная документация востребована на определенном этапе образовательного процесса. В ходе реализации образовательной программы педагогами дополнительного образования широко используется диагностический и исследовательский аппарат. Это различные контрольно–оценочные диагностики, тесты стартовой, промежуточной и итоговой аттестации, анкеты, индивидуальные дневники наблюдений, обеспечивающие непрерывный мониторинг процесса личностного развития обучающихся. По дополнительным программам разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, рассчитанные на обучение одаренных детей или детей с ограниченными физическими возможностями.

Одним из критериев вида учебной документации является ее целесообразность, необходимость для совершенствования образовательного процесса. В широком смысле под «документом» понимается любой материальный носитель данных и информации, следовательно, он может быть представлен не только в форме печатной продукции, но и в форме аудио- и видеоматериалов, которые способствуют решению задачи сохранения и распространения педагогического опыта.
Схема 2. Перечень учебной документации педагога.









    1. Основная документация


Организация процесса обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования осуществляется на основе образовательных программ, которые могут быть как типовыми, т.е. рекомендуемыми, так и модифицированными (адаптированными), экспериментальными и авторскими, которые разрабатываются педагогами, имеющими в настоящее время широкие возможности творчески подходить к отбору содержания и направления своей деятельности.

Дополнительная образовательная программа – это вид организационно-нормативного документа, при разработке которого определяется возможный объем и содержание образования детей в свободное время, состав педагогов, материально-техническая база и возможный контингент обучающихся. Образовательная программа – важнейший документ, являющийся основой методического обеспечения образовательного процесса и в то же время – оперативный управленческий документ, определяющий особенности деятельности детского коллектива через содержание и объемы образования, технологии, необходимые и достаточные условия.

Теоретическое обоснование структуры образовательной программы в системе дополнительного образования детей впервые было проведено в 1993 году Фоминой А.Б. и опубликовано в учебно-методическом пособии «Управление социально-педагогической деятельностью УДОД». Согласно нормативным документам последних лет в структуру образовательной программы, как правило, входят следующие элементы:

  1. Титульный лист.

  2. Введение.

  3. Пояснительную записку.

  4. Учебный и учебно-тематический планы.

  5. Содержание изучаемого курса.

  6. Методическое обеспечение.

  7. Список литературы.

На Титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указать полное наименование образовательного учреждения, где, когда и кем утверждена программа, её полное название, возраст детей и срок реализации, Ф.И.О. и должность автора, название города или поселка, в котором реализуется программа и год её разработки.

Во Введении дается краткая характеристика направления деятельности, по которому написана образовательная программа, говорится о его социальной значимости и анализируется ситуация, сложившаяся в данной местности на данный момент времени.

Более подробно направленность образовательной программы раскрывается в Пояснительной записке. Далее отдельными абзацами расписывается новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы, выделяются отличительные особенности данной программы от уже существующих.

Здесь же должны быть четко сформулированы цели педагогической деятельности и обозначены основные тенденции в развитии детского коллектива.

Результат — это то, что удовлетворяет определенную потребность определенного человека. Можно сказать, что цель – это описание желаемой ситуации в измеряемых переменных. А процесс достижения этой цели, порядок действий, шагов, этапов, ведущих к цели, в свою очередь являются задачами. Таким образом, цели и задачи образовательной программы должны представлять собой систему достижения ожидаемого результата .

В пояснительной записке так же должны быть указаны следующие исходные данные: нормативный срок реализации программы; возраст детей, на которых рассчитан процесс обучения по программе, их психологические и физиологические особенности; количественный состав учебных групп, режим занятий.

Особым пунктом пояснительной записки является описание предполагаемых результатов по каждому году обучения и формы их отслеживания. Собственная система диагностики поможет педагогу скорректировать свою деятельность таким образом, чтобы на выходе выпускник приобрел те качества, которые считаются показателями освоения образовательной программы. Используемые формы контроля должны давать возможность в полной мере определить качество усвоения программного материала, показать творческий рост воспитанника в соответствии с разработанными критериями оценки знаний, умений и навыков воспитанников.

Эффективным отражением качества образовательной деятельности является проведение мониторинговых исследований. В результате тестирования получают количественные показатели, которые служат объективной стандартизированной мерой уровня усвоения образовательной программы.

Учебный и учебно-тематический планы содержат перечни разделов и тем дополнительной образовательной программы и определяют количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Комплексные образовательные программы должны содержать сводные учебные планы, отражающие все изучаемые предметы (курсы) и распределение учебной нагрузки воспитанника, занимающегося по данной программе по годам обучения, за весь период обучения. Если же образовательный процесс предполагает индивидуальную работу с детьми (например, с солистами ансамбля, танцевальными парами и т.д.), то программа должна содержать и учебно-тематический план индивидуальных занятий.

Основное содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание теоретического и практического материала каждой темы (раздела) программы. Здесь же возможно описание формы проведения занятия, используемые приемы и методы работы с детьми, необходимый дидактический материал и оборудование, формы подведения итогов.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, возможно выделить и отдельным пунктом раздела Условия реализации программы. В него будет включено более подробное описание всех условий, необходимых для реализации программы. Это кадровое обеспечение, характеристика функционального помещения, перечень учебных и вспомогательных материалов, методическое и технологическое сопровождение и т.д.

Список литературы, помещенный в конце программы, должен состоять из двух разделов – литературу для педагога и литературу для воспитанников.

Составленная таким образом программа будет являться целостной системой, обеспечивающей эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками, способствующей достижению поставленных целей и реальных результатов учебной и творческой деятельности детей. При этом важно помнить, что реализуемые в образовательной практике программы должны быть гибкими и открытыми, т.е. допускать внесение изменений.

Программа должна иметь 2 рецензии (внутреннюю, внешнюю). Основными критериями оценки образовательной программы для рецензента является следующее:

  1. Степень актуальности (социальная значимость), новизны и преимуществ в содержании, педагогические технологии, инновационные методики организации образовательной деятельности в сравнении с ранее созданными программами этой направленности.

  2. Педагогическая обоснованность построения программы и соответствие содержания, методов, форм организации и характера деятельности её целям и задачам.

  3. Наличие критериев оценки результативности образовательной деятельности.

Сюда же прилагаются индивидуальные образовательные маршруты, если существует необходимость в индивидуальной работе.

Текущий педагогический контроль осуществляется в течение всего периода обучения – на каждом этапе учебного занятия, по ходу изучения отдельной темы. Итоговый контроль осуществляется по окончанию изучения нескольких тем или разделов образовательной программы, обычно – в конце полугодия в ходе промежуточной и итоговой аттестации воспитанников. Этапы педагогического контроля могут быть описаны в программе деятельности, для чего рекомендуется следующая таблица:
Таблица 2. Этапы педагогического контроля

Сроки

Какие знания, умения, навыки

контролируются

Форма

проведения

занятия












Описываемые здесь знания, умения и навыки должны строго соответствовать требованиям образовательной программы ( «… должен знать и уметь»).

Далее необходимо указать, какие инновационные формы работы с детьми и методы обучения будут использоваться в ходе реализации программы.

Работа объединения в летний период планируется отдельно.

Участие в конкурсных программах – хорошая возможность для реализации творческого потенциала воспитанников, эффективное средство повышения их познавательной активности. Педагог должен запланировать участие воспитанников в выставках, смотрах и конкурсах детского творчества, а так же в концертных программах, если это соответствует специфике деятельности объединения.

Раздел «Организационно-методическое обеспечение» включает три подраздела:

- организация и создание внутри коллектива творческих и/или инициативных групп,

- работа с родителями (консультации, собрании, совместные мероприятия для детей и родителей, другие формы привлечения родителей к учебно-воспитательной деятельности),

- методическая работа (работа по самообразованию, разработка конспектов занятий и сценариев воспитательных мероприятий, диагностических материалов, методических пособий, бесед и консультаций с указанием конкретных тем и сроков исполнения и т.д.).

1.2 Дополнительная документация.

Критерии оценки уровня усвоения образовательной программы
Говоря о качестве образовательной деятельности, мы подразумеваем соответствие специфических характеристик объекта, на которого направлена эта деятельность (личность воспитанника) и требований, установленных образовательной программой. Рассмотрим общие критерии оценки уровня усвоения образовательной программы (Приложение 2).

Предлагаемая технология основывается на трех показателях - теоретической и практической подготовке, общеучебных умениях и навыках.

Главными параметрами оценки качества теоретической подготовки являются теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы и владение специальной терминологией.

Параметрами практической подготовки являются практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой, владение специальным оборудованием и оснащением и творческие навыки воспитанников.

К общеучебным умениям и навыкам относятся такие параметры, как учебно-интеллектуальные умения (умения подбирать и анализировать специальную литературу, умение пользоваться электронными источниками информации, умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность), учебно-коммуникативные умения (умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией, вести полемику, участвовать в дискуссиях и т.д.), учебно-организационные умения и навыки (умение организовать свое рабочее место, умение аккуратно выполнять работу).

Степень выраженности каждого показателя выявляется по четырем уровням:

1 уровень - оптимальный (высокий образовательный результат, полное освоение содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города, области, России);

2 уровень - достаточный (полное освоение программы);

3 уровень - средний, т.е. базовый (полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки);

4 уровень - недостаточный (не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий).

На основе вышеизложенного педагог может составить индивидуальную карту достижений воспитанника или общую на группу таблицу результативности обучения воспитанников.


    1. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся


Оценка успехов воспитанников - основная составляющая образовательного процесса. Проверяя уровень теоретической подготовки воспитанников, очень важно продумать форму проведения аттестации. Педагоги дополнительного образования широко используют самые разнообразные формы.

Например: тестирование, цель которого выявление уровня знаний, умений и навыков.

Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) – это набор стандартизированных вопросов и заданий, результат выполнения которых позволяет измерить личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. В ходе педагогического тестирования получают количественные показатели, которые являются объективной мерой уровня освоения теоретической части образовательной программы. В этой связи качество теста зависит от того, насколько точно его задания выявляют знания, подлежащие измерению, и насколько точно тест отражает контролируемую область знаний.

Любой тест прежде всего должен содержать инструкцию - словесные указания испытуемому, связанные с выполнением заданий (выбором правильного ответа из нескольких вариантов; решением какой-то задачи и т.п.).

Тестовые задания могут быть закрытого типа, когда содержание сопровождается несколькими номерованными вариантами ответа и испытуемому предлагается выбрать номер правильного, и открытого типа - без указания возможных вариантов ответа, когда испытуемому предлагается самостоятельно указать правильный ответ.

Один и тот же тест может иметь несколько вариантов, различающихся по трудности заданий, при этом каждый вариант может содержать, так называемые, узловые (общие) задания, которые используются для выравнивания результатов тестирования.

Для проведения тестирования могут применяться бланки определенного образца, которые и являются носителем содержания теста. Бланки теста обычно дополняются соответствующим бланков ответов (ключом), с помощью которого производят проверку.

В зависимости от вида аттестации (стартовая, промежуточная или итоговая) выделяют и несколько видов теста (вводные, тематические, промежуточные, итоговые), что дает педагогу возможность создать стабильную систему контроля (Приложение 3).


    1. Индивидуальный образовательный маршрут


Решением актуальной задачи дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении конкретных образовательных стандартов является создание индивидуальных образовательных маршрутов.

Анализ педагогической литературы показывает, что нет единого мнения о понятии «индивидуальный образовательный маршрут», некоторые авторы отождествляют его с понятием «индивидуальная образовательная траектория». В любом случае здесь понимается структурированная программа действий обучаемого на некотором фиксированном этапе обучения.

Временная структура индивидуального образовательного маршрута определяет отрезок учебного времени, покрываемый индивидуальным обучением, и фиксирует общий срок выполнения (предполагает, например, ускоренный или замедленный темп развития ребенка, учитывает внешние обстоятельства его жизни и т.д

Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута основана на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут.
  1   2   3