В контролирующую структуру индивидуального образовательного маршрута входят текущий контроль, отчет о выполнении учебных модулей и итоговая аттестация достижений. Создать индивидуальный маршрут для ребенка можно только при условии ведения мониторинга, отслеживании результатов, выявлении специфики одаренности или причин неуспешности (в этом случае образовательный маршрут станет условием осуществления психолого-педагогической коррекции каких-то качеств, способностей и т.д.). Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника (как документ) в детском объединении дополнительного образования может включать следующие составляющие:
•обобщенная характеристика воспитанника (результаты комплексной диагностики);
•перечень знаний и умений в рамках основной образовательной программы детского объединения;
•перечень знаний и умений для углубленного изучения в данной области;
•перечень творческих заданий по каждой учебной теме программы;
•перечень специальностей, которые существуют в данной области деятельности;
•перечень учреждений профессионального образования в конкретной сфере деятельности;
•результаты педагогического мониторинга;
•необходимые коррекционно-развивающие мероприятия.
Индивидуальная образовательная программа реализуется в ходе групповых индивидуальных занятий, а так же в процессе самостоятельной работы в случае одаренности воспитанника. 2. Примерная модель занятия в УДОД Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.
При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:
учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
определяются тип и структура занятия;
его тема, цель, задачи.
Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем. 2.1 Основные требования к современному занятию
Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к обучающимся. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и др.
2.2 Структура различных типов занятий
Тип занятия
| Основные элементы структуры занятия
| Комбинированное занятие
| Организационная часть
Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.
Изложение нового материала.
Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.
| Занятие сообщения и усвоения новых знаний
| Организационная часть
Изложение нового материала и закрепление его.
| Занятие повторения и обобщения полученных знаний
| Организационная часть
Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.
Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
Подведение итогов.
| Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков
| Организационная часть
Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.
Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.
Обобщение и оценка выполненной работы.
| Занятие применения знаний, умений и навыков
| Организационная часть
Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.
Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.
|
2.3 Методы организации занятия в детском объединении УДОД
репродуктивный;
словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
методы практической работы;
метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.
методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;
использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
2.4 План занятия При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.
Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:
организационный этап,
проверочный этап,
подготовительный этап,
этап актуализации имеющихся у детей знаний,
этап работы по новому материалу,
этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,
этап повторения изученного материала,
этап обобщения пройденного материала,
этап закрепления новых знаний, умений и навыков,
физкультминутка или этап релаксации,
контрольный этап,
итоговый этап,
этап рефлексии,
информационный этап.
Рассмотрим пример планирования комбинированного учебного занятия как наиболее распространенного типа ( Приложение 4).
Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В её формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы. Зачастую, в качестве темы занятия педагогами используются неконкретные или некорректные фразы типа «Веселый гномик», и т.п. Такие фразы могут быть использованы только в контексте, например: «Развитие навыка изображения фигуры человека в процессе рисования «Веселого гномика» или «Знакомство с сезонными народными играми и обрядами».
Цель занятия должна соответствовать его теме, а так же направленности образовательной программы. Так, если взять для примера вышеуказанные темы учебных занятий, то цели могут звучать следующим образом: «Создать условия для формирования основных навыков изображения…», «Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о традициях…».
Задачи – это ориентиры для достижения цели и должны образовывать единую систему деятельности. Педагог вправе поставить три основные задачи – образования, развития и воспитания, а может расписать их и более подробно.
Для формулировки целей и задач рекомендуется использовать фразы «создать условия для восприятия/ понимания/ закрепления/ осмысления…», «организовать деятельность по восприятию/ применению/ контролю/ коррекции…», «способствовать формированию/развитию …», «помочь в …» и т.д.
Каждое занятие начинается с организационного этапа, т.е. с приветствия и посадки детей, настроя их на работу, концентрации внимания. На следующем этапе проверяются готовность детей к занятию, наличие каких-либо материалов для работы, выполнение домашнего задания и т.д. Затем следует подготовительный этап – объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса.
Затем идет основная часть занятия, состоящая из нескольких этапов. Здесь обычно имеет место работа по новому материалу (не изложение нового материала!), во время которой идет процесс усвоения воспитанниками новых знаний и способов действий. Работу по новому материалу эффективно начать с актуализации уже имеющихся у детей знаний по данной теме. На фоне собственного опыта изучаемый материал станет для воспитанников личностно-значимым, а значит, усвоится на более высоком уровне. Этап знакомства с новым материалом завершается этапом его первичного усвоения.
Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения пройденного на прошлом занятии. Педагог проводит краткий обзор предыдущего занятия, предлагая детям вспомнить тему и основную мысль предыдущей встречи, сделанные выводы.
Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его практического использования в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов. В процессе закрепления (повторения, запоминания) воспитанники действуют по образцу, алгоритму.
На обобщающем этапе детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале.
Контрольные вопросы задаются по ходу всего занятия, но на контрольном этапе педагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы или раздела образовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач. При этом контрольная (самостоятельная) работа должна быть разноуровневой.
После этого проводится итоговый этап, в ходе которого педагог анализирует деятельность детей или направляет их на самооценку, дает советы и рекомендации по применению изученного материала. На этом этапе оценивается общая работа группы.
На рефлексивном этапе педагог мобилизует воспитанников на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, определить наиболее перспективные пути на будущее.
На информационном этапе детям сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.
Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка или этап релаксации, в случае, если деятельность коллектива предполагает физическую работу (хореографический, спортивный коллектив). Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. Так, в коллективах изобразительного и декоративно-прикладного творчества в течение двух- или трехчасового занятия дети заняты «сидячей» работой, напрягают зрение. С целью сохранения здоровья детей руководителю такого коллектива необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), а так же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.
Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещё большую уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности образовательного процесса в целом. 2.5 Общие требования к написанию плана-конспекта занятия Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:
цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
ведущие виды деятельности участников занятия;
структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;
формы и способы взаимодействия с детьми, общение;
диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
приемы управления вниманием, активизация детей;
типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
образцы корректирующих упражнении;
приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
диагностика результатов занятия, подведение итогов.
2.6 Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе
Традиционные занятия
| Нетрадиционные занятия
| Лекция
Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.
| Презентация предмета, явления, события, факта.
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.
| Семинар
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.
| Социадрама
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.
| Дискуссия
Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
| Защита проекта
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
| Конференция
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.
| Философский стол
Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.
| Экскурсия
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.
| «Крепкий орешек»
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
| Туристический поход
Передвижение группы людей с определенной целью.
| Конверт вопросов
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
| Учебная игра
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.
| Выпускной ринг
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.
| Утренник, праздник т.д.
Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.
| Психологическое занятие
Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.
|
Заключение Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки.
Как и в любом деле, результат в дополнительном образовании имеет свою поэтапность, ступенчатость:
1. Открытое занятие. Это первая ступень, где впервые проявляются исполнительские способности и навыки у воспитанника и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии воспитанник показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил воспитанника определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.
2. Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, турниры, праздники и пр. Это уже вторая ступень результата. На ней уже более ярко виден результат воспитанника и педагога. Здесь показаны не только способности и навыки в той или иной области (хореографии, рисовании, спорте, в музыке, театре и др.), но и в других видах искусства. А именно в совокупности всех видов искусства будет проявляться результат. Ведь проводя итоговые мероприятия, а в них принимают участие и воспитанники, и родители и, конечно же, педагог: кто-то готовит афишу, кто-то костюмы, кто-то подарки, кто-то решает организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по тому, как оно прошло и виден результат работы воспитанника и педагога.
3. Выход на сцену: концерты, смотры, фестивали, конкурсы и пр. Эта более значимая ступень, более ответственная. Она подразделяется ещё на несколько частей. И каждая часть несёт свой уровень результата. И так, давайте рассмотрим каждую часть отдельно.
Концерт.
Принимая участие в концерте, каждый коллектив, каждый воспитанник этого коллектива и, конечно же, педагог показывает уже высокий результат свое деятельности. Воспитанник – исполнительское мастерство и умение. Педагог – педагогические, балетмейстерские, организационные навыки, знания, умения. Если раньше на открытом занятии или итоговом мероприятии результат видели только родители, воспитанники коллектива, другие педагоги, то на концерте результат вашей работы увидят уже воспитанники других коллективов, их родители, их педагоги, да и просто посторонние люди, пришедшие на концерт. Здесь уже нужно постараться исполнить свою роль так, чтобы зритель пришёл ещё раз на вас посмотреть.
Смотры, конкурсы, фестивали.
Это уже выход на профессионализм. Есть конкурсы районного значения. Заняв, какое либо место на этом конкурсе, можно заявляться на конкурс окружного значения, далее городские фестивали и смотры, потом идут межрегиональные, российские и международные конкурсы, фестивали. Побеждая на каждом из видов конкурсов, мы тем самым показываем и совершенствуем своё мастерство: воспитанник – исполнительское и актёрское, педагог – педагогическое, балетмейстерское, организационное. Как воспитанник, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного статуса, продолжает повышать свой профессиональный уровень. Это посещение мастер-классов, конференций, семинаров, лекций. Это и общение между коллективами, между педагогами, руководителями и, конечно же, с членами жюри, выслушивая их замечания и делая выводы в отношении своей работы.
Как правило, такие воспитанники в дальнейшем выбирают себе профессию, касающуюся данного вида творчества (хореография, спорт, рисование, рукоделие, плавание и пр.). Они становятся либо профессиональными исполнителями, либо педагогами и учат уже своих воспитанников.
Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.
Литература Л.Н.Буйлова, С.В.Кочнева, Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей, Гуманитарный издательский центр « Владис», 2001г.;
Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, С.В. Климин, Н.А. Морозова, Р.М. Петрунева, Ю.Г. Татур, И.Ф. Шишкин «Методические материалы по комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения». Москва «Новый учебник» 2003 г.
Журнал «Дополнительное образование и воспитание» 3 / 2006г., Конструирование задач учебного занятия, стр.28-32
В. Кульневич, В.Н. Иванченко «Дополнительное образование детей. Методическая служба». Ростов-на-Дону «Учитель» 2005 г.
Л.Г. Логинова «Качество дополнительного образования детей. Менеджмент». Москва «Мегаполис» 2008г.
Е.Ю.Сухаревская, Технология интегрированного урока, /Педагогика нового времени/, издательство «Учитель», 2993г.;
Станченкова Н.П. Нормативное и информационное обеспечение образовательной деятельности учреждения дополнительного образования./ Дополнительное образование. -№ 11. - 2001.
Н.А. Сидорова, Е.Б. Коминова «Педагогический поиск. Практика дополнительного образования детей». Москва 2007 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
Анализ деятельности педагогов дополнительного образования за учебный год
Программа «_________________________________________________________________»
Педагог дополнительного образования ___________________________________________
Количественный анализ
1.1.Количество детей в объединении на начало года_____, на конец года_______
1.2. Возрастная характеристика детского коллектива:
1.3.Творческие достижения обучающихся (персональные и коллективные):
Участие обучающихся в мероприятиях различного уровня
в 201___-201___ учебном году
№
| Полное название мероприятия, место проведения
| Участники
(фамилия, имя)
| Результат (личный)
| Результат
(командный)
| Общее количество участников
(чел.)
| Федеральный уровень
| 1.
| Всероссийский лагерь-слет туристов-краеведов (этнографов)
| команда
|
| 3 место в конкурсе «Бытовые навыки»;
4 место в «Ориентирование по выбору»
И т.д.
|
|
|
| Иванов Семен
| 1 место в конкурсе «Город мастеров»
|
|
|
|
| Петрова Лариса
| 4 место в Ориентировании (Ж-16)
|
|
|
|
| И др.
|
|
|
| Региональный (областной) уровень
| 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Муниципальный (районный) уровень
| 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Уровень учреждения (школа)
| 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выполнения разрядов
№.п.п.
| Фамилия, имя
| Дата
рождения
| Год
обучения
| Разряд(спортивное ориентирование,
спортивный туризм)
| дата присвоения
|
|
|
|
|
|
| 2.Личные достижения педагога
2.1.1. Почетные звания, награды, разряды; _________________________________________
2.1.2.Наличие публикаций, отражение деятельности Вашего коллектива и опыта работы в СМИ за данный учебный год (прикладываются ксероеопии)
Название материала, автор
| Тема (о чем)
| Где опубликовано (название издания), когда(дата)
|
|
|
|
|
|
| 2.1.3.Самообразование
№
| Тема самообразования
| Результат*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| *Результатом может быть публикации, выступление на педагогических чтениях и педагогических советах УДОД, советах и собраниях учреждения по месту основной работы, если данная тема касается вопроса дополнительного образования (обмен опытом, распространение опыта).
- провел(а) открытое занятие (тема, дата):
- разработал(а) методические материалы(тема):
-участвовал(а) в конкурсе педагогического мастерства (копии материалов):
2.1.4.Повышение квалификации (как педагог дополнительного образования; по направлению деятельности)
№
| Курсы, семинары, индивидуальные консультации
(форма)
| Тема
| Где и когда,
Если индивидуальные консультации, то у кого
| Подтверждение
(если есть документ)
|
|
|
|
|
| 2.1.5. Испытывали ли вы трудности при организации Вашей деятельности по работе с объединением? Какие Ваши предложения по темам обучающих и проблемных семинаров на следующий год?
Ваши ответы помогут при планировании.
3. Результаты педагогической деятельности:
Выполнение образовательной программы
Выполнение программы «_________________________ « за 201__ -201__ учебный год
Объединение_______________________________________________________________
Год обучения ______________________________________________________________
Руководитель объединения __________________________________________________
№
| Тема учебного плана
| Выполнение учебного
плана
| Выполнение содержания
учебных программ
(указать неизученные
разделы программы, причины)
|
|
| Количество
часов по
учебному
плану
| Количество.
проведенных
часов
| Процент
выполнения
учебного
плана
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего часов
|
|
|
|
|
4. Какую роль в работе Вашего объединения играют родители? В чем она выражалась в этом учебном году?_________________________________________________
Участие родителей в работе объединения
Фамилия, имя ребенка
| ФИО родителя
| Мероприятие
|
|
|
| 5. Конечно, у Вас есть интересные наработки? Чем можете поделиться с коллективом?
Одну разработку занятия, праздника и т.д. сдать в УДО для создания сборника методических материалов педагогов дополнительного образования;
6. Оформите с детьми страничку (альбомный лист) о деятельности своего объединения за учебный год, отразив в ней наиболее яркие дела и результаты (для портфолио объединения) Приложение 2
Критерии оценки результативности обучения
по дополнительной образовательной программе «Акварель»
Показатели
(оцениваемые
параметры)
| Критерии
| Степень выраженности оцениваемого качества
| Оценка
|
| 1. Теоретическая подготовка ребенка
|
| 1.1. Теоретические знания
| Соответствие теоре-
тических знании
ребенка программ-
ным требованиям
| Недостаточный уровень
Ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков,
предусмотренных программой.
| ¤
|
| Средний уровень
Объем усвоенных знаний составляет более ½
| ☻
|
| Достаточный уровень
Ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период.
| ☺
|
| Оптимальный уровень
Ребенок полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня)
| ☼
|
| 1.2. Владение
специальной
терминологией
| Осмысленность и
правильность ис-
пользования специ-
альной терминоло-
гии
| Недостаточный уровень
Ребенок избегает употреблять специальные термины.
| ¤
|
| Средний уровень
Ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой.
| ☻
|
| Достаточный уровень
Специальные термины употребляет осознанно.
| ☺
|
| Оптимальный уровень
Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.
| ☼
|
| 2. Практическая подготовка ребенка
|
| 2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
| Соответствие прак-
тических умений и
навыков программ-
ным требованиям
| Недостаточный уровень
Ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков.
| ¤
|
| Средний уровень
Объем усвоенных умений и навыков составляет более ½.
| ☻
|
| Достаточный уровень
Учащийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.
| ☺
|
| Оптимальный уровень
Ребенок полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня).
| ☼
|
| 2.2. Владение
различными художественными материалами и инструментами
| Отсутствие затруд-
нений в использо-
вании материалов и инструментов
| Недостаточный уровень
Учащийся испытывает серьезные затруднения в выборе художественных материалов и инструментов, в их использовании.
| ¤
|
| Средний уровень
Работает с различными материалами инструментами с помощью педагога.
| ☻
|
| Достаточный уровень
Работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не
испытывает особых трудностей.
| ☺
|
| Оптимальный уровень
Работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не
испытывая трудностей.
| ☼
|
| 2.3. Творческие навыки
| Креативность в выполнении практических заданий
| Недостаточный уровень
Креативность в работах отсутствует.
| ¤
| Средний уровень
В работах проявляется начальный (элементарный) уровень развития креативности. Учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
| ☻
| Достаточный уровень
Работы выполняются на репродуктивном уровне. Ребенок выполняет в основном задания на основе образца.
| ☺
| Оптимальный уровень
Творческий уровень. Выполняет практические задания с элементами творчества
| ☼
| 2.4. Развитие
воображения
|
| Недостаточный уровень
Проявления творческого воображения практически незаметны.
| ¤
| Средний уровень. Проявляет творческое воображение в случае, если педагог оказывают соответствующую помощь.
| ☻
| Достаточный уровень. Способен к выполнению творческих заданий самостоятельно.
| ☺
| Оптимальный уровень
Проявляет воображение при выполнении всех творческих заданий.
| ☼
| 3. Общеучебные умения и навыки воспитанника
| 3.1. Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога
| Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
| Недостаточный уровень.
Ребенок испытывает затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.
| ¤
| Средний уровень. Умеет слушать и выполняет задания, данные педагогом. Обращается за помощью при необходимости.
| ☻
| Достаточный уровень.
Большую часть заданий выполняет самостоятельно.
| ☺
| Оптимальный уровень.
Работает самостоятельно.
| ☼
| 3.2.Умение организовать свое рабочее место
| Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой
| Недостаточный уровень.
Учащийся испытывает затруднения в организации своей деятельности и рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Освоил менее чем ½ правил техники безопасности.
| ¤
| Средний уровень. Умеет организовать свою деятельность при помощи педагога. Освоил более ½ правил техники безопасности.
| ☻
| Достаточный уровень.
Самостоятельно может подготовиться к выполнению различных заданий. Знает и выполняет основные правила техники безопасности.
| ☺
| Оптимальный уровень.
Самостоятельно готовится ко всем занятиям.
Строго соблюдает правила техники безопасности, следит за соблюдением техники безопасности другими воспитанниками.
| ☼
|
Приложение 3 Тест промежуточной аттестации
детей II года обучения театра–студии моды «Гармония» 1. Курс «Конструирование, моделирование иизготовление швейных изделий».
1.Что такое мода?
А) кратковременное господство одного стиля над другим стилем,
Б) то, что носят на улице.
Ответ:
2. Кто такой Кутюрье?
А) стилист,
Б) модельер,
В) визажист.
Ответ:
3. Каких знаменитых кутюрье вы знаете?_______________________________
4. Какие основные стили в одежде вы знаете?
А) классический,
Б) сафари,
В) романтический,
Г) ретро- стиль,
Д) спортивный.
Ответ:
5.Что такое ансамбль в моде?________________________________________
6. Выравнивание поверхности ткани на конце вытачки с помощью ВТО называется
А) разутюживание,
Б) сутюживание,
В) заутюживание,
Г) приутюживание.
Ответ:
7. Для чего делают надсечки на срезах деталей изделия во время раскроя ткани?_______
Ответ:
8. Отделочная деталь, выкроенная по спирали, кольцу или овалу называется
А) подкройная обтачка,
Б) косая бейка,
В) волан,
Г) окантовка.
Ответ:
9. Чтобы увеличить выкройку на два размера, необходимо
А) разрезать и раздвинуть выкройку на необходимую величину,
Б) увеличить припуски по швам,
В) выполнить обе операции.
Ответ:
10.Для предохранения срезов от высыпания их
А) заметывают,
Б) обметывают,
В) приутюживают,
Г) приметывают.
Ответ:
11. Подготовка ткани к раскрою включает в себя следующие операции
А) выравнивание срезов,
Б) стирка,
В) выявление дефектов,
Г) накрахмаливание,
Д) определение направления долевой нити,
Е) определение лицевой стороны.
Ответ:
12.Чтобы изделие не деформировалось в процессе ВТО утюг необходимо перемещать
А) круговыми движениями,
Б) вдоль нитей утка,
В) вдоль нитей основы,
Г) в диагональном направлении,
Д) в любом направлении.
Ответ:
13. Какие виды декоративно - прикладного творчества вы знаете?
Ответ:
14. Какие изделия в лоскутной технике можно изготовить?
Ответ:
15. Что такое "Коллаж"?
Ответ:
16. Какие аксессуары вы знаете?
Приложение 4 Примерный план занятия Дата «__»_____________года
Номер занятия
Раздел
Тема занятия
Цель, задачи занятия
Оборудование, дидактический материал
1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.
2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.
3. Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.
4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.
5. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.
5.1. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.
5.2. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.
5.3. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.
6. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.
7. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия.
Кроме этого, при подготовке любого занятия педагог ДО должен учитывать следующие правила:
Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д.
Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности) и т.д.
Список литературы.
Приложение 5 Конспект учебного занятия
для детей III года обучения объединения «Многоликая кожа»
|