|
Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений/ Под ред. С. О. Филипповой. Спб.: «Детство пресс», 2011. 416с Спортивно-развлекательный проект
«Аты – баты, мы солдаты!»
(старший дошкольный возраст 6-7 лет) Цель: способствовать развитию двигательной активности детей дошкольного возраста через формирование патриотических чувств и интереса к военной службе. Литература:
Густомясова А.Л. Метод проектов в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста: научно-методическое пособие. – Ставрополь: Литера, 2007. – 132 с.
Справочник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений/ Под ред. С.О. Филипповой. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 416с.
Сочеванова Е.А. Игры-эстафеты с использованием традиционного физкультурного инвентаря. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 64с.
НПЖ Инструктор по физкультуре №1, 2012г.
Форма отчета: спортивный праздник «Аты – баты, мы солдаты!».
Дата отчета: 23 февраля 2012 года.
Результат:
Дети познакомились с историей возникновения русской армии, с родами войск и военной техникой, узнали где служили их родственники.
Совместно с воспитателем по ИЗО оформили выставку рисунков военной техники.
Совместно с музыкальным руководителем дети разучили песни про армию.
Совместно с родителями и воспитателями группы оформили газету «Чтобы дети мирно жили – папы в армии служили».
Приняли участие в празднике «Аты – баты, мы солдаты!»
Осуществление спортивно-развлекательного проекта «Аты-баты, мы солдаты!» способствовало развитию познавательной и двигательной активности детей дошкольников, сформировало навыки исследовательской деятельности, интереса к армии и военной службе.
Актуальность исследования:
Давно известно, что развитию двигательной активности детей дошкольного возраста способствует игровая деятельность. Ролевые игры вызывают у детей живой интерес. С помощью ролевых игры можно воспитывать патриотические чувства детей.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Чувство любви к Отчизне сформируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Это сложное чувство вырастает из любви к близким людям, к родному краю.
Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает прежде всего то, что воздействует на их чувства. Любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей. Основываясь на требованиях «Программы развития и воспитания в детском саду», воспитатель решает в этой связи следующие важные задачи: воспитывает у детей любовь к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе, воспитывает уважение к людям, их труду, чувство гордости за всенародные достижения; воспитывает любовь и уважение к Российской Армии, чувство гордости за мужество и патриотизм советских воинов, стремление быть на них похожими; формирует у детей интерес и положительное отношение к доступным их пониманию явлениям общественной жизни, традициям, чувство интернационализма.
Воспитатель учитывает интерес, проявляемый детьми к Армии: сначала их привлекает красочность военной формы, динамика военных ритуалов. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более существенного - патриотизма русских воинов, их готовности защищать Родину, постоянного совершенствования боевой выучки. Дети с интересом рассматривают картины и иллюстрации, отражающие боевые подвиги и мирные будни защитников Родины. Воспитанников старшего возраста знакомят с различными родами войск, с боевыми наградами, с именами героев гражданской и Великой Отечественной войн. Посещение памятников, возложение, цветов становится традиционным. Важно, чтобы дети узнали от воспитателя, чем занимаются воины в мирное время: проводят военные учения, участвуют в строительстве, помогают труженикам села.
Дети охотно играют в «школу пограничников», в «аэродром», «военный парад». Эти игры используются для воспитания у них таких качеств, как смелость, ловкость, товарищество, дисциплинированность, умение командовать и подчиняться. Уже в этом возрасте дети усваивают главное - наша армия стоит на страже мира.
Одним из важнейших направлений социальной политики государства является политика в области обеспечения здоровья нации, о чем свидетельствует постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения».
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Изучение материалов исследований (Кудрявцев В.Г., Шебеко В.М.) показало, что в настоящее время активно ведется поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, формирования у них нравственно-ценностной мотивации занятий физической культурой, воспитания интереса к физическим упражнениям на основе жизненной потребности быть здоровым, ловким, сильным.
Ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка-дошкольника в движении занимают подвижные игры. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
Подвижные игры представляют собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния, школой управления собственным поведением.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. Тема интеграции патриотического и физического воспитания очень актуальна в наше время.
Это определило тему моего проекта: «Аты – баты, мы солдаты!».
Объектом исследования в данном проекте является процесс развития двигательной активности детей дошкольного возраста через формирование патриотических чувств и интереса к военной службе.
Предмет исследования: развитие двигательной активности детей дошкольного возраста посредством спортивно-развлекательной проектной деятельности.
Педагогическая цель: способствовать развитию двигательной активности детей дошкольного возраста через формирование патриотических чувств и интереса к военной службе, включив детей, педагогов и родителей в спортивно-развлекательный проект.
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения Российской армии, родами войск, военной техникой и особенностями военной службы.
Развивать основные физические качества, двигательные способности, а так же познавательные, коммуникативные умения детей в совместной деятельности.
Способствовать обогащению словаря дошкольников, сближению детей, родителей и педагогов в исследовательской деятельности.
Формировать патриотические чувства к своей Родине, краю, городу.
Совершенствовать двигательные навыки дошкольников, умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность через участие в спортивном празднике «Аты-баты, мы солдаты!».
Гипотеза исследования: процесс развития двигательной активности детей дошкольного возраста будет эффективным, если участие детей, педагогов и родителей в спортивно-развлекательном проекте «Аты-баты, мы солдаты!» будет рассматриваться как одно из важнейших условий взаимодействия и сотрудничества.
Ожидаемый результат: осуществление спортивно-развлекательного проекта «Аты-баты, мы солдаты!» всеми участниками процесса будет способствовать развитию основных физических качеств, двигательных способностей, исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, что гарантирует успешное обучение детей в школе, сформирует у дошкольников патриотические чувства, а так же устойчивый интерес к Российской армии и военной службе.
Дидактический смысл проектной деятельности: Использование исследовательских методов (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения); анализ полученных данных, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, подведение итогов, корректировка, выводы.
Принципы реализации проекта:
доброжелательность при всех обстоятельствах;
дисциплинированность и соблюдение всех правил при проведении подвижных игр;
обязательность в выполнении всех заданий;
взаимопомощь в работе;
тщательность и добросовестность в выполнении работы;
полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.
Каждый ребенок обладает индивидуальным уровнем развития, объемом знаний, умений, навыков, обуславливающих характер протекания проектной деятельности. Рейтинговая система позволяет определить индивидуальные особенности овладения проектной деятельностью и скорректировать направления работы воспитателя по формированию специфических знаний и умений ребенка. Диагностика результативности нацелена на изучение уровня сформированности специфических знаний, навыков и умений.
Методика обследования сформированности знаний и умений детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), необходимых для осуществления проектной деятельности
Этап проектной деятельности
| Показатель
| Критерий оценки
| Методика проведения
| 1 этап – выявление проблемы
| Знания, необходимые для вхождения в проблемную ситуацию, определение конечного результата деятельности
| 4 балла
| Наблюдение за участием ребенка в ходе реализации 1 этапа проекта
| Умение на основе диалога с воспитателем ставить цель, определять результат групповой деятельности
| 4 балла
| Знания возможных способов разрешения проблемной ситуации
| 5 баллов
| Умение строить гипотезу, выбирать из нескольких гипотез одну
| 5 баллов
| Знания о возможности практической реализации выдвинутой идеи, задачи
| 4 балла
| Умение формулировать вместе с воспитателем и самостоятельно задачи
| 5 баллов
| 2 этап -
планирование
работы над
проектом
| Знания об этапах исследовательской деятельности
| 5 баллов
|
| Умение разрабатывать план деятельности по достижению цели
| 5 баллов
| Знания о моделях конструктивного поведения в рабочей группе
| 5 баллов
| Наблюдение за участием ребенка в ходе реализации 2 этапа проекта
| Умение договариваться и конструктивно решать возникшие при распределении ролей разногласия
| 5 баллов
| Знания об источниках информации:
- сверстники,
- взрослый, педагог,
- книги,
- опыты, эксперименты
| 4 балла
| Умение использовать различные источники и способы получения информации
| 5 баллов
| Знания о способах представления информации
| 4 балла
| Умение объяснять, показывать, представлять сверстникам полученную из различных источников информацию
| 5 баллов
| 3 этап -
практическая
деятельность
по решению
проблемы
| Знания и умения, необходимые для практической реализации идеи
| 5 баллов
| Наблюдение за участием ребенка в ходе реализации 3 этапа проекта
| Умение реализовывать идею в индивидуальной практической деятельности
| 5 баллов
| Знания, применяемые для получения результатов
| 4 балла
| Умение совместно включаться в презентацию продукта
| 5 баллов
| 4 этап –презентация результатов деятельности детей
| Знания о способах презентации и анализа деятельности
| 5 баллов
| Наблюдение за участием ребенка в ходе реализации 4 этапа проекта
| Умение выступать публично и давать объективную самооценку, участвовать в обсуждении оценки других
| 5 баллов
| Знания, позволяющие увидеть перспективы деятельности
| 3 балла
| Умение проектировать дальнейшую деятельность
| 3 балла
|
Критерии оценки проектной деятельности дошкольника Всего баллов за работу по этапам:
1 этап - Выявление проблемы - 27 баллов;
2 этап - Планирование работы над проектом - 38 баллов;
3 этап - Практическая деятельность по решению проблемы - 19 баллов;
4 этап - Презентация результатов деятельности детей - 16 баллов.
Максимальный балл - 100. Уровни сформированности знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, необходимых для осуществления проектной деятельности 80 - 100 баллов - высокий уровень сформированности умений и знаний, необходимых для осуществления проектной деятельности в дошкольном возрасте. Характеризуется инициативой детей, нестандартностью мышления, развитыми организаторскими и коммуникативными умениями, высокой степенью самостоятельности и рефлексии. Проектная деятельность детей зачастую выходит за рамки проекта, спланированного воспитателем.
50-80 баллов - уровень сформированности знаний, умений и навыков, обеспечивающий протекание проектной деятельности в рамках, спрогнозированных воспитателем. Отличается стабильностью результатов, активностью детей, самостоятельностью. Функция педагога заключается в стимулировании деятельности и руководстве при необходимости.
30 - 50 баллов - уровень сформированности знаний и умений, определяющий позицию детей как «ведомых». Воспитатель выступает в роли организатора, наставника, руководителя деятельности в рамках проекта.
Распределение деятельности участников спортивно-развлекательного проекта «Аты – баты, мы солдаты!»
Этапы
| Деятельность детей
| Деятельность воспитателя по физической культуре
| Деятельность
воспитателей и
специалистов
| Деятельность родителей
| Место и способ проведения
| 1. Выявле-ние проблемы
| Вживаются в
ситуацию.
Осознают и личностно
принимают проблему.
Предлагают варианты решения
| Формулирует проблему. Побуждает детей к решению проблемы.
Предлагает варианты решения.
|
|
| В спортивном зале под руководством воспитателя по физической культуре
| 2. Планиро-вание работы над проектом
| Определяют направления деятельности по разрешению проблемы. Намечают этапы осуществления проекта
| Подводит итог обсуждению. Помогает спланировать деятельность, ее конечный продукт.
|
|
| В спортивном зале под руководством воспитателя по физической культуре, дома с родителями, в группе с воспитателями
| 3. Практи-ческая деятель-ность по решению проблемы
| Находят и систематизируют информацию. Изучают рода войск. Узнают в каких родах войск служили их родственники.
| Организует работу над проектом. Проводит серию бесед на тему: «Кто и где служит», «Армейские учения».
| Воспитатель по ИЗО: зарисовывание военной техники разных родов войск. Музыкальный руководитель: разучивание песен про армию.
Воспитатели: рассматривание иллюстраций о службе в армии; заучивание стихов о армии.
| Совместно с детьми изготавливают газету «Чтобы дети мирно жили –папы в армии служили!»
| На занятиях по физкультуре, в группе под руководством
воспитателей, дома совместно с родителями.
В изостудии под руководством воспитателей по ИЗО и физической культуре.
| 4. Презента-ция результатов деятель-ности детей
| Готовятся к представлению продуктов деятельности
| Организует презентацию результатов проекта в форме праздника «Аты- баты , мы солдаты!»
| Помогают в организации этапа презентации
|
| В музыкальном зале под руководством воспитателя по физической культуре
|
Конспект праздника, посвященного Дню защитника Отечества в рамках проекта
"Аты- баты, мы солдаты!"
для детей старшего возраста
(6-7 лет)
Автор: Середа Инна Геннадьевна
воспитатель муниципального
бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Центр
развития ребенка – детский сад № 50
«Светофорик»
г.Невинномысск
2012 г.
Место проведения: музыкальный зал.
Количество детей: 41 чел.
Цель: воспитывать у детей патриотические чувства, через воспитание интереса к физической культуре и спорту.
Задачи:
- побуждать детей к двигательной активности, повышать самооценку;
- создать положительный эмоциональный фон;
- учить детей работать в команде, сочувствовать, сопереживать, радоваться успеху других, контролировать отрицательные эмоции;
- развивать выдержку, выносливость, решительность.
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений и песен про армию.
Газета «Чтобы дети мирно жили – папы в армии служили!»
Оборудование: 3 картинки с изображением самолета, подводной лодки и танка, разрезанные на 5 частей; 3 мешочка с песком; зрительные ориентиры (конусы); набор цветных мячей; 3 корзины; 6 дуг для подлазания; 6 обручей; «снаряды» по количеству детей; 12 кеглей; 3 картошки; 3 ложки; иллюстрации.
Технические средства: аудиозаписи, магнитофон.
ХОД ПРАЗДНИКА: Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы поздравить всех мужчин с Днем защитника Отечества. Наверное, защитники Отечества есть в каждой семье – это и дедушки, и старшие братья, и конечно же, ваши любимые папы. Пожелаем им здоровья, любви, успехов во всех делах и гордости за своих детей, которые их очень любят!
Дети читают стихи:
1-й ребенок:
Посмотрите, в нашем зале
Гости славные сидят!
Сразу столько пап видали
В феврале мы год назад.
2-й ребенок:
Здесь есть плотники, монтеры,
Инженеры, лекари,
Есть отличные шоферы,
Летчики и пекари.
3-й ребенок:
Я скажу вам без прикрас:
Дома папа высший класс.
Всю неделю с нетерпеньем
Жду субботы, воскресенья.
4-й ребенок:
Только с папой, а не с мамой
В эти дни мы мастерим,
Все футбольные программы
В перерывах поглядим.
Ведущая: Наши мальчики скоро вырастут и пойдут служить в армию. Давайте представим себе, что мы оказались в армии. Вы знаете, что в армии есть различные рода войск.
- Кто ездит в танке? (Танкист)
- Кто служит на границе? (Пограничник)
- Кто летает на вертолете? (Вертолетчик)
- Кто такой ракетчик? (Кто, служит в ракетных войсках)
- Как называется человек, прыгающий с парашютом? (Парашютист)
- Как называется солдат, у которых нет военной техники? (Пехотинец)
Молодцы! А сейчас мы с вами разделимся на команды и посмотрим, какие из вас получатся солдаты, и сможете ли вы служить в армии.
В наших соревнованиях примут участие и мальчики, и девочки, чтобы и девочкам было понятно, как тяжело приходится на военной службе. Я буду давать вам различные задания и буду зорко следить, как вы их выполняете. За выполненное задание вы будете получать кусочек картинки, а в конце праздника, собрав все кусочки, узнаете, в каких войсках вы служите. Это будет наше секретное задание! Ну а начнем мы наши соревнования песней «Будем в армии служить!».
Дети исполняют песню.
Ведущий: В нашей части объявляется боевая тревога.
Солдатам нужно быстро надеть каску.
1-я эстафета «БОЕВАЯ ТРЕВОГА» (бег с мешочками с песком на голове – «каска»).
Ведущий: А теперь, мы перейдем к боевым учениям: проверим, умеют ли наши будущие солдаты попадать в цель.
2-я эстафета «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ» (попасть мячом в корзину).
Ведущий: Железная рыба ныряет до дна
Родные моря охраняет она.
3-я эстафета: «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА» (эстафета с ползанием под дугами).
Ведущий: Конечно в армии солдаты не только воюют и тренируются, они еще и отдыхают.
Дети исполняют песню «Синее море».
Конкурс для всех детей. Нужно определить какой вид боевой техники изображен на листе бумаги и назвать солдата, который там служит.
4-я эстафета «САПЕРЫ» (на линии финиша находится обруч, в котором лежат “снаряды”. По сигналу ведущего первый игрок начинает движение: обегает каждую кеглю, добегает до обруча, берет “снаряд”, возвращается в свою команду кладет “снаряд” в обруч.)
Ведущий: Знаете, скажу вам по секрету, иногда случается, что солдаты нарушают дисциплину, и тогда их посылают на кухню чистить картошку.
5-я эстафета «КАРТОШКА» (нужно перенести «картошку» в ложке).
Ведущий: В каждой военной части есть свои таланты. Давайте проверим, какая команда лучше поет? Звучит песня «Эх – левой..»
Дети поют.
Ведущий: Мы проверили, что наши солдаты умеют точно попадать в цель, ловко бегать, прыгать. А сейчас, проверим умеют ли они точно выполнять указанные действия. У каждой команды 5 кусочков картинки. Предлагаю вам собрать картинку и назвать свой род войск. Каждая команда собирает свои картинки, на которых изображена военная техника и называют род войск.
Ведущий: Молодцы, ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями, показали, что вы сильные, ловкие, умелые, что сможете служить в армии и станете достойными защитниками нашей Родины, которую будите беречь и любить.
Я хочу, чтоб все смеялись
Чтоб мечты всегда сбывались.
Чтоб детям снились радостные сны,
Чтоб утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы не было войны! |
|
|