Главная страница

"Молекулярный уровень"



Название"Молекулярный уровень"
страница2/3
Дата24.02.2016
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
1   2   3

Контрольная работа № 4

«Биосферный уровень организации»

Вариант 1

Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера; 
б) литосфера; 
в) атмосфера; 
г) биосфера.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.-Б. Ламарком;
б) В.И. Вернадским; 
в) Э.Зюссом; 
г) Э.Леруа.

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

а) 77 км;
б) 12,5 км, 
в) 10 км; 
г) 2 км.

4. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:

а) планктон;
б) нектон;
в) бентос; 
г) нейстон.

5. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; 
б) концентрация соли свыше 270 г/л; 
в) отсутствие элементов минерального питания; 
г) все перечисленные условия.

6. Живое вещество – это:

а) совокупность всех растений биосферы; 
б) совокупность всех животных биосферы; 
в) совокупность всех живых организмов биосферы; 
г) нет правильного ответа.

7. К косному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; 
б) вода, почва; 
в) гранит, базальт; 
г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию; 
б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы; 
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:

а) да;
б) нет.

10. Ноосфера – это:

а) сфера прошлой жизни; 
б) сфера разумной жизни; 
в) сфера будущей жизни; 
г) правильного ответа нет.

Ответы: 1 – г; 2 – б; 3 – а; 4 – г; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – г; 9 – а; 10 – б.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.

(Изменение газового состава атмосферы; накопление горных пород и минералов; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и др.)

2. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.

(Биогенное – созданное живыми организмами: нефть, каменный уголь, известняк и др.)

3. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км?

(Выше – сильное ультрафиолетовое излучение, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации.)

4. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.

(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

Энергетическая состоит в способности зеленых растений ассимилировать и передавать по пищевой цепи энергию Солнца.)

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?

(Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды, надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть ее – на стенках пробирки появится конденсат.)

6. Какое значение имеет азот в жизни растений?

(Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствие этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растения.)

7. Оцените биомассу и продуктивность продуцентов в Мировом океане.

(Биомасса продуцентов в Мировом океане составляет примерно 2,6 млрд т, что составляет примерно 8,5% от общей биомассы. Однако продуктивность продуцентов составляет 430 млрд т, что составляет всю продуктивность Мирового океана.)

8. Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане.

(Например: хамса ---> скумбрия ---> дельфин.)

9. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

(Негативное – создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии – пирогенные ландшафты.)

Вариант 2

Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

1. Биосфера – это:

а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами; 
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами; 
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

2. Термин «биосфера» был предложен:

а) Ж.-Б. Ламарком;
б) В.И. Вернадским; 
в) Э.Зюссом; 
г) Э.Леруа.

3. Границы биосферы в гидросфере проходят на глубине:

а) 1 км;
б) 2 км; 
в) 10 км; 
г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

4. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:

а) планктон;
б) нектон; 
в) бентос; 
г) нейстон.

5. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе;
б) концентрация соли свыше 270 г/л; 
в) отсутствие элементов минерального питания; 
г) все перечисленные условия.

6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

а) жизнь; 
б) биомасса; 
в) живое вещество; 
г) правильного ответа нет.

7. К биокосному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; 
б) почва; 
в) гранит, базальт; 
г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Газовая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию; 
б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы; 
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода:

а) да; 
б) нет.

10. Эжен Леруа:

а) создал учение о биосфере; 
б) предложил термин «биосфера»; 
в) предложил термин «ноосфера»; 
г) был другом В.И. Вернадского.

Ответы: 1 – г; 2 – в; 3 – г; 4 – в; 5 – а; 6 – в; 7 – б; 8 – б; 9 – б; 10 – в.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Приведите несколько определений биосферы.

(Биосфера – это живая оболочка Земли. Биосфера – это оболочка Земли, населенная живыми организмами. Биосфера – это открытая, глобальная, саморегулирующаяся система со своим входом и выходом.)

2. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?

(Жесткий ультрафиолет, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации и др.)

3. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскройте сущность газовой функции.

(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

Газовая состоит в способности живых организмов изменять газовый состав атмосферы, например, зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.)

4. Какое вещество биосферы является биогенным? Приведите примеры.

(Биогенное – вещество, созданное живыми организмами, например, нефть, каменный уголь, известняк.)

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ?

(Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ, надо небольшое количество почвы растворить в воде, профильтровать, фильтрат выпарить. На часовом стеклышке останется небольшое количество минеральных солей.)

6. Какое значение имеет калий в жизни растений?

(Ионы калия присутствуют в цитоплазме всех живых клеток и участвуют во многих биохимических процессах. Одна из функций калия в организме растения – влияние на формирование корневой системы.)

7. Приведите пример бентосной пищевой цепи.

(Например: детрит ---> двустворчатые моллюски ---> морские звезды.)

8. Оцените вклад редуцентов в биомассу и продуктивность Мирового океана.

(Биомасса редуцентов в Мировом океане составляет ничтожную часть от общей биомассы, а продуктивность и того меньше.)

9. Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли?

(Негативное влияние – концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами, исчезновение видов растений и животных и др.)

Вариант 3

Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

1. Живая оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера;
б) литосфера;
в) атмосфера; 
г) биосфера.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.-Б. Ламарком;
б) Ч.Дарвином; 
в) Э.Зюссом; 
г) правильного ответа нет.

3. Границы биосферы в литосфере на суше проходят на глубине:

а) 100–200 м;
б) 1–2 км; 
в) 3–4 км; 
г) 100–200 км.

4. Группа пассивно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

а) планктон;
б) нектон; 
в) бентос; 
г) нейстон.

5. На склонах горы Мак-Кинли (Аляска) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе;
б) концентрация соли свыше 270 г/л; 
в) отсутствие элементов минерального питания; 
г) все перечисленные условия.

6. Совокупность всех живых организмов биосферы называется:

а) косное вещество;
б) биокосное вещество; 
в) живое вещество; 
г) биогенное вещество.

7. К биогенному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк;
б) вода, почва;
в) гранит, базальт;
г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Окислительно-восстановительная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы; 
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:

а) да;
б) нет.

10. Учение о ноосфере было разработано:

а) В.И. Вернадским; 
б) Э.Леруа; 
в) П.Тейаром-де-Шарденом; 
г) все ответы верны.

Ответы: 1 – г; 2 – г; 3 – в; 4 – а; 5 – в; 6 – в; 7 – а; 8 – в; 9 – а; 10 – г.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Кто первым создал стройное учение о биосфере?

(В.И. Вернадский.)

2. Какие факторы определяют границы биосферы в гидросфере?

(Высокое давление, отсутствие света, соленость водной среды выше 270 г/л.)

3. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие концентрационной функции.

(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

Концентрационная состоит в способности живых организмов накапливать в себе химические элементы, например, кальций в раковинах моллюсков.)

4. Какое вещество биосферы является биокосным? Приведите примеры.

(Биокосное – вещество биосферы, возникающее при взаимодействии живых организмов и окружающей среды, – почва.)

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве гумуса?

(Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве гумуса, нужно поместить почву в пробирку и нагреть. Через некоторое время появится характерный запах горящей органики.)

6. Какое значение имеет аэрация почвы в жизни растений?

(Аэрация – это степень насыщенности почвы воздухом. Воздух необходим для дыхания корней растений.)

7. Как и почему с погружением в глубину меняется окраска водорослей?

(С погружением в глубину окраска водорослей меняется от зеленой до бурой и красной. Это связано с уменьшением количества солнечного света, попадающего в более глубокие слои воды и, соответственно с уменьшением количества хлорофилла и увеличением количества каротиноидов.)

8. Сравните биомассу поверхности суши с биомассой Мирового океана.

(Биомасса поверхности суши примерно в 800 раз больше биомассы Мирового океана. Однако на суше основную часть биомассы составляют продуценты, тогда как в Мировом океане, напротив, более 90% – консументы.)

9. Перечислите три основных этапа в эволюции человека, которые оказали наибольшее влияние на биосферу.

(Использование огня, неолитическая революция (одомашнивание растений и животных) и научно-технический прогресс.)

Вариант 4

Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

1. Биосфера – это:

а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами; 
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

2. Термин «биосфера» был предложен:

а) Ж-Б. Ламарком; 
б) В.И. Вернадским; 
в) Э.Леруа; 
г) правильного ответа нет.

3. Границы биосферы определяются:

а) наличием воды в жидкой фазе; 
б) благоприятным температурным режимом; 
в) уровнем радиации; 
г) наличием кислорода и углекислого газа;
д) степенью солености воды; 
е) всеми перечисленными факторами.

4. Группа активно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

а) планктон;
б) нектон; 
в) бентос; 
г) нейстон.

5. В арктических пустынях фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; 
б) отсутствие элементов минерального питания;
в) неблагоприятный температурный режим; 
г) все перечисленные условия.

6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

а) жизнь;
б) биомасса; 
в) живое вещество; 
г) правильного ответа нет.

7. К живому веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; 
б) вода, почва; 
в) гранит, базальт; 
г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию; 
б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы; 
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера – это глобальная замкнутая саморегулирующаяся система, не имеющая входа и выхода:

а) да; 
б) нет.

10. Ноосфера – это:

а) стадия разумной жизни; 
б) сфера разумной жизни; 
в) стадия развития биосферы; 
г) все ответы верны.

Ответы: 1 – г; 2 – г; 3 – e; 4 – б; 5 – г; 6 – в; 7 – г; 8 – а; 9 – б; 10 – г.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. В.И. Вернадский писал: «Живое вещество... подобно массе газа растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление в окружающий среде». Как вы понимаете это высказывание?

(Живое вещество распространено почти по всей земной поверхности, там, где есть подходящие условия для жизни. Живое вещество оказывает мощное давление на все оболочки Земли. Например, изменяет газовый состав атмосферы, способствует образованию горных пород (нефть, каменный уголь, известняк), окисляет горные породы и др.)

2. Какие факторы определяют границы биосферы в литосфере?

(Наличие воды в жидкой фазе, наличие свободного кислорода и углекислого газа, определенный температурный режим, наличие минимума минерального питания и др.)

3. Что входит в понятие «живое вещество»?

(Совокупность всех живых организмов биосферы.)

4. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие окислительно-восстановительной функции.

(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.
Окислительно-восстановительная состоит в способности живых организмов окислять и восстанавливать химические элементы.)


5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воздуха?

(Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воздуха, нужно небольшое количество почвы бросить в воду – будут заметны пузырьки.)

6. Какое влияние оказывает фосфор на жизнь растений?

(Атомы фосфора входят в состав многих органических молекул. Недостаток этого вещества у растений угнетает процессы цветения и плодоношения.)

7. Приведите пример планктонной пищевой цепи.

(Например: фитопланктон ---> зоопланктон ---> медуза.)

8. Оцените вклад консументов в биомассу и продуктивность Мирового океана.

(По биомассе консументы составляют более 90% общей биомассы Мирового океана, однако продуктивность их очень невелика по сравнению с продуктивностью продуцентов.)

9. Какое значение оказало одомашнивание растений и животных на биосферу Земли?

(Негативное – изменение экосистем, исчезновение многих видов растений и животных.)

Контрольная работа № 5

«Основы учения об эволюции»

Тест по теме «Основы учения об эволюции».

1 вариант

ЗАД.1. Выбери правильные ответы на вопросы. 10 баллов

1. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида, прежде всего, сходство процессов размножения, относится к критерию:

А. физиологическому Б. генетическому

В. морфологическому Г. экологическому

2. Популяция является основной структурной единицей:

А. рода Б. типа В. вида Г. класса

3. Борьбу за существование, наследственную изменчивость и естественный отбор можно назвать:

А. доказательствами эволюции Б. направлениями эволюции

В. результатами эволюции Г. движущими факторами эволюции

4. Стабилизирующий отбор может осуществляться в:

А. в постоянных и изменяющихся условиях среды

Б. только в постоянных условиях среды

В.в постоянно меняющихся условиях среды

Г. в экстремальных условиях среды

5. Прерывание потока генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного отбора – с другой, приводит к видообразованию:

А. симпатрическому Б. экологическому

В. внезапному Г. аллопатрическому

6. Прямыми доказательствами эволюции являются:

А. сравнительно-анатомические Б. палеонтологические

В. Эмбриологические Г. биогеографические

7. Эволюционные изменения, не являющиеся узкими приспособлениями к резко выраженным условиям существования, приводящие к общему подъему организации, увеличению интенсивности процессов жизнедеятельности, называется:

А. биологическим прогрессом Б. идиоадаптацией

В. ароморфозом Г. дегенерацией

8. Возникновение на Земле класса млекопитающих относится к такому направлению эволюции, как:

А. идиоадаптации Б. конвергенции

В. дивергенции г. ароморфозу

9. Какие из перечисленных пар организмов могут служить примером конвергенции?

А. сумчатый и полярный волк Б. бурый медведь и медведь гризли

В. крот и землеройка Г. полярная сова и ушастая сова

10. Дивергенция проявляется в:

А. схождении признаков в процессе эволюции

Б. объединении нескольких популяций в более крупную

В. расхождении признаков в процессе эволюции

Г. образовании нескольких групп внутри одной популяции

ЗАД.2 Из перечня выбери признаки характерные для биологического прогресса:

Расставь признаки в последовательном порядке, как это происходит в природе.

А) превышение рождаемости особей над смертностью;

Б)сокращение ареала вида; В) снижение численности особей вида;

Г) образование новых популяций; Д)ведет к вымиранию вида;

Е)расширение ареала вида; Ж) ведет к процветанию вида;

З) превышение смертности особей вида над рождаемостью,

И) увеличение численности особей. К) уменьшение числа таксонов

Зад. 3 Дайте развернутый ответ на вопрос.

Опыты с посевами горчицы показали, что в сильно загущенных посевах гибель растений составила примерно 85%, при меньшей норме высева погибло уже 65%, а в условиях разреженного посева гибель растений составила только 7%. Какие выводы можно сделать из данного опыта, какими положениями эволюционного учения можно воспользоваться?

Тест по теме «Основы учения об эволюции».

2 вариант

ЗАД.1. Выбери правильные ответы на вопросы.

1. Общность предков, единая история возникновения и развития вида относят к критерию:

А. физиологическому Б. историческому

В. морфологическому Г. экологическому

2.Наименьшей единицей эволюции является:

А. род Б. тип В. вид Г. класс

3. Постоянным источником наследственной изменчивости являются:

А.мутации Б. изоляции В. миграции Г.дрейф генов

4. Движущий отбор может осуществляться:

А. в постоянных и изменяющихся условиях среды

Б. только в постоянных условиях среды

В.в постоянно меняющихся условиях среды

Г. в экстремальных условиях среды

5.Одним из способов симпатрического видообрахования является

А. полиплоидизация Б. расширение ареала вида

В.сужение ареала вида Г. пространственная изоляция особей вида

6.Наиболее остро борьба за существование протекает между:

А. особями разных видов Б.особями одного вида

В. живыми организмами и факторами среды Г.все ответы верны

7. Эволюционные изменения, ведущие к утрате ряда органов или систем органов, называется:

А. биологическим прогрессом Б. идиоадаптацией

В. ароморфозом Г. дегенерацией

8. Уплощение тела, окраска под цвет грунта у камбалы и скатов, это пример:

А. идиоадаптации Б. конвергенции

В. дивергенции г. ароморфозу

9. Какие из перечисленных пар организмов могут служить примером параллелизма?

А.акула и кит Б. морж и тюлень

В. бабочка и птица Г. летучая мышь и птица

10.Конвергенция проявляется в образовании сходных признаков у:

А. родственных организмов

Б. организмов не связанных родством

В. организмов не связанных родством, но обитающих в сходных условиях

Г. родственных организмов, обитающих в сходных условиях

ЗАД.2 Из перечня выбери признаки характерные для биологического регресса:

Расставь признаки в последовательном порядке, как это происходит в природе.

А) превышение рождаемости особей над смертностью;

Б) сокращение ареала вида;

В) снижение численности особей вида;

Г) образование новых популяций;

Д) ведет к вымиранию вида;

Е)расширение ареала вида;

Ж) ведет к процветанию вида;

З) превышение смертности особей вида над рождаемостью,

И) увеличение численности особей.

К) уменьшение числа таксонов

Зад. 3 Дайте развернутый ответ на вопрос.

Известно, какой большой урон картофельным плантациям наносит колорадский жук. Но иногда среди сильно поврежденных картофельных растений можно увидеть кусты, листья которых повреждены личинками жука меньше. Какими положениями эволюционного учения вы можете это объяснить это явление?

Какие выводы может сделать селекционер, обнаружив такие мало поврежденные картофельные растения?

Ответы:

Вариант 1.

1 ЗАДАНИЕ

1а,2в, 3г,4б, 5г,6б,7в,8г,9в,10в_

2 задание

АИЕГЖ

3 задание

Чем гуще посевы , тем острее протекает борьба за существование, т. к. растениям нехватает воды, света, минеральных солей, между ними протекает внутривидовая борьба за существование, которая проявляется наиболее остро, .к. особи нуждаются в сходных потребностях. Борьба за существование является причиной естественного отбора, который приводит в выживанию наиболее приспособленных.

Вариант 2.

1 ЗАДАНИЕ

1 Б,2В,3А,4В,5А,6Б,7Г,8А,9Б,10В

2 задание

З В БК Д

3 задание

Основным материалом для эволюции является наследственная изменчивость. В данном случае речь идет о мутациях у ряда растений, которая привела к тому, что листья картофеля , имеющих такую мутацию, отличались худшими вкусовыми качествами, чем те, которые ее не имели. Данные растения могут быть использованы в дальнейшей эволюционной работе, для выведения новых сортов, устойчивых к колорадскому жуку.
Контрольная работа № 6

«ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

Вариант 1

Максимальное количество баллов — 30

I. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Первыми живыми организмами на Земле были:

А) анаэробные гетеротрофы Б) анаэробные автотрофы

В) аэробные гетеротрофы Г) аэробные автотрофы

2. Опыты Л. Пастера доказали возможность:

А) самозарождения жизни Б) появления живого только из живого

В) занесения «семян жизни» из космоса Г) биохимической эволюции

3. Появление фотосинтеза привело:

А) к возникновению многоклеточности Б) к возникновению бактерий

В) к накоплению О2 в атмосфере Г) к возникновению полового процесса

4. В соответствии с гипотезой А. Опарина:

А) жизнь переносится с планеты на планету

Б) жизнь появилась одновременно с появлением Земли

В) жизнь зародилась на Земле в водах первичного океана

Г) жизнь на Земле существует вечно

5. Согласно представлениям о возникновении живого из неживого в первичной атмосфере не было:

А) водорода Б) кислорода В) метана Г)воды

П. Расположите события в порядке их возникновения. (5 баллов)

А) появление многоклеточности Б) появление клеточной мембраны

В) появление ядра Г) появление полового процесса

Д) появление аэробного дыхания

III. Какие ароморфозы произошли в растительном и животном мире в течение палеозойской эры? Приведите 3-4 примера с пояснениями.(10 баллов)

IV. И Аристотель, и Опарин являлись сторонниками теории самозарождения, однако их взгляды на самозарождение сильно различались. Охарактеризуйте это различие. (10 баллов)

Вариант 2

Максимальное количество баллов — 30

I. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Первыми автотрофными организмами на Земле были:

А) анаэробные эукариоты Б) аэробные прокариоты

В) анаэробные прокариоты Г) аэробные прокариоты

2. Опыты Л. Пастера опровергли теорию:

А) появления живого из неживого

Б) появления живого только из живого

В) занесения «семян жизни» из космоса Г) божественного творения

3. Появление фотосинтеза привело:

А) к возникновению многоклеточности Б) к возникновению бактерий

В) к возникновению полового процесса

Г) к возникновению аэробного дыхания

4. Согласно представлениям о возникновении живого из неживого первые живые организмы появились:

А) 6 млрд. лет назад Б) 4,6 млрд. лет назад В) 3,5 млрд. лет назад Г) 2,6 млрд. лет назад

5. В соответствии с теорией вечности жизни:

А) жизнь переносится с планеты на планету

Б) жизнь появилась одновременно с появлением Земли

В) жизнь зародилась на Земле в водах первичного океана

Г) жизнь на Земле существует вечно

П. Расположите события в порядке их возникновения (5 баллов)

А) появление аэробного дыхания Б) появление клеточной мембраны

В) появление метаболизма Г) появление многоклеточности

Д) появление полового процесса

III. Какие ароморфозы произошли в растительном и животном мире в течение мезозойской эры? Приведите 3-4 примера с пояснениями. (10 баллов)

IV. Сравните теории абиогенеза и панспермии. Приведите аргументы, подтверждающие и опровергающие каждую теорию. (10 баллов)

Вариант 3

Максимальное количество баллов — 30

I. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Согласно теории симбиотического происхождения первыми эукариотами были:

А) анаэробные фототрофы Б) анаэробные гетеротрофы

В) аэробные гетеротрофы Г) анаэробные хемотрофы

2. Опыты Ф. Реди доказали возможность:

А) самозарождения жизни Б) появления живого только из живого В) занесения «семян жизни» из космоса Г) биохимической эволюции

3. Накопление кислорода в атмосфере вследствие фотосинтеза привело:

А) к возникновению многоклеточности Б) к возникновению бактерий В) к возникновению аэробных организмов

Г) к возникновению полового процесса

4. В соответствии с гипотезой абиогенеза:

А) жизнь переносится с планеты на планету

Б) жизнь появилась одновременно с появлением Земли

В) жизнь зародилась на Земле в водах первичного океана

Г) жизнь на Земле существует вечно

5. Согласно представлениям о возникновении живого из неживого первые многоклеточные организмы появились:

А) 6 млрд. лет назад Б) 4,6 млрд. лет назад

В) 3,5 млрд. лет назад Г) 2,6 млрд. лет назад

II. Расположите события в порядке их возникновения. (5 баллов)

А) появление ядра Б) появление автотрофного питания (фотосинтеза) В) появление многоклеточности Г) появление полового процесса

Д) появление генетического кода

III. Какие ароморфозы произошли в растительном и животном мире в течение кайнозойской эры? Приведите 3-4 примера с пояснениями.

(10 баллов)

IV. Сравните теории абиогенеза и биогенеза. Приведите аргументы «за» и «против» каждой гипотезы. (10 баллов)

Вариант 4

Максимальное количество баллов — 30

I. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Первыми живыми организмами на Земле были:

А) анаэробные гетеротрофы Б) анаэробные автотрофы

В) аэробные гетеротрофы Г) аэробные автотрофы

2. Опыты Опарина доказали возможность:

А) самозарождения жизни Б) появления живого только из живого В) занесения «семян жизни» из космоса Г) биохимической эволюции

3. Появление фотосинтеза привело:

А) к возникновению многоклеточности Б) к возникновению бактерий В) к накоплению кислорода в атмосфере

Г) к возникновению полового процесса

4. В соответствии с гипотезой панспермии:

А) жизнь переносится с планеты на планету

Б) жизнь появилась одновременно с появлением Земли

В) жизнь зародилась на Земле в водах первичного океана

Г) жизнь на Земле существует вечно

5. Согласно современным представлениям возраст Земли около:

А) 6 млрд. лет Б) 4,6 млрд. лет

В) 3,5 млрд. лет Г) 2,6 млрд. лет

II. Расположите события в порядке их возникновения. (5 баллов)

А) появление многоклеточности Б) появление клеточной мембраны В) появление ядра Г) появление полового процесса

Д) появление аэробного дыхания

III. Какие ароморфозы произошли в течение архейской и протерозойской эр? Приведите 3-4 примера с пояснениями.(10 баллов)

IV. Дайте характеристику теориям панспермии и самозарождения. Приведите аргументы, подтверждающие и опровергающие каждую теорию. (10 баллов)
Итоговая проверочная работа в 9 классе

1 вариант

К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный, номер этого ответа запишите.

А 1. Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?

  1. Клеточную мембрану

  2. Эндоплазматическую сеть

  3. Вакуоль

  4. Рибосому

А 2. Образование новых видов в природе происходит в результате

  1. Регулярных сезонных изменений в природе

  2. Возрастных физиологических изменений особей

  3. Природоохранной деятельности человека

  4. Взаимодействующих движущих сил (факторов) эволюции

А 3. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки

  1. Гистология

  2. Эмбриология

  3. Экология

  4. Цитология

А 4. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов в отличие от объектов неживой природы?

  1. Рост

  2. Движение

  3. Ритмичность

  4. Раздражимость

А 5. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них

  1. Хлоропластов

  2. Плазматической мембраны

  3. Оболочки из клетчатки

  4. Вакуолей с клеточным соком

А 6, Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?

  1. И.И. Мечникова

  2. Луи Пастера

  3. Н.И. Вавилова

  4. Ч. Дарвина

А 7. Какая цепь питания составлена правильно

  1. кузнечик-------------растение-----лягушка---------змея----------хищная птица

  2. растение----- кузнечик----------- лягушка---------змея----------хищная птица

  3. лягушка-------растение-----кузнечик-------хищная птица----- змея

  4. кузненчик-------змея--- хищная птица -------лягушка-------- растение

А 8. Какое изменение не относят к ароморфозу

  1. Живорождение у млекопитающих

  2. Прогрессивное развитие головного мозга у приматов

  3. Превращение конечностей китов в ласты

  4. Постоянная температура тела у птиц и млекопиьтающих.

А 9. При моногибридном скрещивании рецессивный признак проявится в фенотипе у потомков второго поколения

  1. 75%

  2. 10%

  3. 25%

  4. 50%

А10. К освобождению энергии в организме приводит

  1. Образование органических веществ

  2. Диффузия веществ через мембраны клеток

  3. Окисление органических веществ в клетках тела

  4. Рахложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина

При выполнении заданий В 1. – В 2. Запишите номера трех правильных ответов

В 1. Сходное строение клеток животных и растений свидетельствует

  1. об их родстве

  2. об общности их происхождения

  3. о происхождении растений от животных

  4. об их развитии в процессе эволюции

  5. о единстве растительного и животного мира

  6. о многообразии их органов и тканей

В 2. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе?

  1. Поглощается кислород

  2. Выделяется углекислый газ

  3. Поглощается углекислый газ

  4. Выделяется кислород

  5. Органические вещества образуются

  6. Органические вещества расходуются

С 1. Прочтите текст и найдите в тексте предложения, в котором содержаться биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте правильно.

  1. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

( 1) Наследственность – это способность организма сохранять и передавать свои признаки и особенности развития из поколения в поколение. (2) Передача наследственных признаков у организма, происходит только при половом размножении. (3) Носителями наследственной информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах. (4) Материальной основой наследственности, определяющей развитие признака, является ген – участок молекулы ДНК. (5) Совокупность всех наследственных признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом организма. (6) Все полученные по наследству гены обязательно проявятся у организма

ответы

А1-2; А2-4; А3-4; А4-4; А5 -2; А6 -4; А7 -2; А8-3; А9-3; А10-3.

В.1. – 125; В 2. – 345.

С 1.

  1. В предложении (2): -Передача наследственных признаков у организма происходит при бесполом и половом размножении

  2. В предложении (5): - Совокупность всех наследственных признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генотипом организма

  3. В предложении (6): - не все полученные по наследству признаки обязательно проявляются у организма.

Итоговая проверочная работа в 9 классе

2 вариант

К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный, номер этого ответа запишите.

А 1. Организмы, способные сами синтезировать органические вещества из неорганических, называются

  1. Анаэробами

  2. Автотрофами

  3. Аэробами

  4. Гетеротрофами

А 2. Покровительственная окраска заключается в том, что:

  1. Окраска животных яркая и сочетается с их ядовитостью или неприятным запахом

  2. Окраска животного сливается с окраской окружающего фона

  3. Тело покрыто пятнами неправильной формы и полосами

  4. Спинная сторона тела окрашена темнее брюшной.

А 3. К органическим веществам клетки относятся:

  1. Белки и липиды

  2. Минеральные соли и углеводы

  3. Вода и нуклеиновые кислоты

  4. Все правильно

А 4. Благодаря репликации ДНК осуществляется:

  1. Регуляция биосинтеза белка

  2. Расщепление сложных органических молекул

  3. Передача наследственной информации

  4. Копирование информации необходимой для синтеза сложных веществ

А 5.Для модификационной изменчивости характерно:

  1. Она приводит к изменению генотипа

  2. Изменения, появившиеся в результате нее, наследуются

  3. Она используется для создания новых сортов растений

  4. У каждого признака организмов своя норма реакции

А 6. Основная заслуга Ч.Дарвина заключается в том, что он:

  1. Объяснил происхождения жизни

  2. Создал систему природы

  3. Усовершенствовал методы селекции

  4. Объяснил причины приспособленности организмов

А 7. Основной эволюционирующей единицей в царстве животных является:

  1. Семейство

  2. Популяция

  3. Класс

  4. Особь

А 8. Отличием живых систем от неживых можно считать:

  1. Использование живыми системами энергии на поддержание своего роста и развития

  2. Различия в химических элементах, из которых состоят системы

  3. Способность к движению

  4. Способность к увелечению массы

А 9. К биотическим факторам воздействия среды на организм относится:

  1. Загрязнение атмосферы промышленными выбросами

  2. Похолодание

  3. Вытаптывание травы в парках

  4. Затенение растений нижнего яруса растениями верхнего яруса

А10.Органические вещества при фотосинтезе образуются из:

  1. Белков и углеводов

  2. Кислорода и углекислого газа

  3. Углекилого газа и воды

  4. Кислорода и водорода

При выполнении заданий В 1. – В 2. Запишите номера трех правильных ответов

В 1. Во время метафазы I происходят:

  1. Спирализация и обмен участками гомологичных хромосом

  2. Прикрепление к центромерам хромосом нитей веретена деления

  3. Окончание формирования митотического аппарата

  4. Конъюгация гомологичных хромосом

  5. Выстраивание бивалентов хромосом на экваторе клетки с образованием метафазной пластинки

  6. Деление хроматид и их расхождение к полюсам клетки

  7. Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки

В 2. Выберите признаки, отличающие клетку животного от бактериальной клетки

  1. Наследственный материал содержится в ядре клетки

  2. Образуют споры

  3. Наличие цитоплазмы

  4. сть клеточная стенка

  5. Есть рибосомы

  6. Наличие цитоплазматической мембраны

Прочтите текст и выполните задание

С 1. Биосинтез белка – это процесс, в ходе которого наследственная информация, закодированная в генах, реализуется в виде определенной последовательности аминокислот в белковых молекулах. Все начинается с синтеза матричной РНК на определенном участке ДНК. Матричная РНК выходит через поры ядерной мембраны в цитоплазму и прикрепляется к рибосоме. В цитоплазме находятся транспортные РНК и аминокислоты. Транспортные РНК одним своим концом узнают тройку нуклеотидов на матричной РНК, а другим присоединяют определенные аминокислоты. Присоеденив аминокислоту, транспортная РНК идет на рибосомы , где, найдя нужную тройку нуклеотидов, кодирующих данную аминокислоту, отщепляет ее в синтезируемую белковую цепь. Каждый этап биосинтеза катализируется определенным ферментом и обеспечивается энергией АТФ.

Заполните таблицу в соответсвии с ее разделами.

Название процесса

Условия процесса

Механизм процесса

Результаты прроцесса

Значение процесса
















Где происходит процесс синтеза матричной РНК?

Ответы

А1-2; А2-2; А3-1; А4-3; А5 -4; А6 -4; А7 -2; А8-1; А9-4; А10-1.

В 1. – 235; В 2. -- 124

С 1.

Название процесса

Условия процесса

Механизм процесса

Результаты процесса

Значение процесса

Биосинтез белка

Наличие ДНК, мРНК, тРНК, ферментов, АТФ

Синтез мРНК на рибосомы, ваимодействие тРНК с аминокислотой и мРНК, отсоединение аминокислоты в синтезируемую белковую цепь

Синтез определенного белка

Синтез собственных белков организма, реализация наследственной информации.

9 класс. Итоговый тест за III четверть
1   2   3