|
Мужская и женская одежда в Древней Руси Цель Мужская и женская одежда в Древней Руси
Цель: продолжать знакомить детей с историей русской одежды, с
особенностями внешнего вида. Формировать у детей обобщенные знания и
соответствующие изобразительные умения: освоение детьми характерных
элементов, колорита узоров, воспитывать при этом чувства формы, ритма и
симметрии.
Развивать и воспитывать у детей чувства патриотизма, любовь и уважение к
своей Родине, народу.
Материал: теоретический - дидактический иллюстративный наглядный
материал «Костюм», Ю.Каштанов «Русский костюм Древней Руси до наших
дней». Музыкальный репертуар: русские народные напевы («Красный
сарафан»)
Практический - листы бумаги формата А-4 с нарисованной одеждой,
ножницы, цветные карандаши, фломастеры и восковые мелки.
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к
детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация картин,
видеоматериал), практический метод.
Словарная работа: одежда, рубаха, сорочка, кафтан, понева.
Одежда - предметы, которые покрывают, облекают тело
Рубаха — одежда из легкой грубой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела.
Сорочка - то же, что рубашка
Понева - юбка из домотканой шерстяной ткани.
Кафтан - старинная мужская долгополая верхняя одежда
Ход занятия
Ребята, вы уже знаете, что история русского костюма начиналась с древних времен. Сегодня мы узнаем еще подробнее о старинной одежде и даже смастерим ее. А для начала заглянем в тайну слово «одежда». Слово одежда очень древнее. Оно имело такое значение: «то, чем покрывают, одевают тело». В понятие одежда не входят шапки, рукавицы и обувь.
Повседневная одежда на Руси вид имела простой, не сказочный. Важной частью одежды была рубаха, или рубашка, которую носили мужчины, женщины и дети. Ее шили толстыми ворсистыми пеньковыми нитями, украшали узорами из растительного орнамента, иногда с добавлением геометрических фигур. Рубаху, которую носили мужчины, делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. Шили рубаху из белой домотканой ткани, а богатые люди - из дорогостоящей цветной или узорчатой. Ворот, рукава, подол рубахи расшивались причудливыми узорами, изображающими людей, травы, деревья. Рубахи были мужские, женские и детские. Они различались по цвету и материалу, из которого были сшиты. Излюбленным
цветом на Руси был красный, и рубаха красного цвета считалась праздничной и выходной.
Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Поверх них надевали верхнюю одежду - кафтан. Кафтаны носили и бедные, и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. При работе их собирали в складки, иначе невозможно было что-либо делать. Откуда и пошли поговорки:
«Работать, засучив рукава», «Работать спустя рукава». Ребята, как вы понимаете эти поговорки?
Главной частью женской одежды была длинная рубаха (сорочка). Как говорилось в русской пословице: «бабьи рубашки - те же мешки, рукава завяжи да что хочешь, положи». Дополнительно поверх сорочки женщины надевали поневу. Вы уже знаете, что так называлась самая древняя юбка у женщин. Понева была черного, коричневого и красного цветов. Молодые женщины украшали поневу яркими узорами. А вот девочки поневу никогда не носили. Для этого надо было еще подрасти.
Ребята, сегодня на занятии мы познакомились с одеждой древних жителей Руси, с ее особенностями. Что относится к одежде? Какую часть одежды в старину носили все: и мужчины, и женщины, и дети? Чем различалась одежда мужчин и женщин? Какую часть женской одежды никогда не носили девочки? Как выглядела одежда? Какой орнамент был на этой одежде?
(после ответов демонстративный материал убирается)
А теперь давайте представим, что мы с вами мастера, которым предстоит выполнить сложную работу, украсить одежду жителей Древней Руси.
(На столах у детей разложены листы, с изображением людей в древнерусской одежде, цветные карандаши, восковые мелки и фломастеры. Одежда нарисована простым карандашом. Во время рисования звучит музыка.)
Дети приступают к выполнению задания. В ходе работы воспитатель индивидуально помогает детям, напоминает им об особенностях узора и цветовой гамме.
После выполнения задания дети вырезают готовые силуэты. Воспитатель предлагает детям определить те работы, где орнамент на одежде больше похож на тот, что представлен на наглядно-демонстративном материале. |
|
|