Главная страница


Мужская и женская одежда в Древней Руси Цель



Скачать 32.63 Kb.
НазваниеМужская и женская одежда в Древней Руси Цель
Дата14.04.2016
Размер32.63 Kb.
ТипДокументы

Мужская и женская одежда в Древней Руси

Цель: продолжать знакомить детей с историей русской одежды, с

особенностями внешнего вида. Формировать у детей обобщенные знания и

соответствующие изобразительные умения: освоение детьми характерных

элементов, колорита узоров, воспитывать при этом чувства формы, ритма и

симметрии.

Развивать и воспитывать у детей чувства патриотизма, любовь и уважение к

своей Родине, народу.

Материал: теоретический - дидактический иллюстративный наглядный

материал «Костюм», Ю.Каштанов «Русский костюм Древней Руси до наших

дней». Музыкальный репертуар: русские народные напевы («Красный

сарафан»)

Практический - листы бумаги формата А-4 с нарисованной одеждой,

ножницы, цветные карандаши, фломастеры и восковые мелки.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к

детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация картин,

видеоматериал), практический метод.

Словарная работа: одежда, рубаха, сорочка, кафтан, понева.

Одежда - предметы, которые покрывают, облекают тело

Рубаха — одежда из легкой грубой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела.

Сорочка - то же, что рубашка

Понева - юбка из домотканой шерстяной ткани.

Кафтан - старинная мужская долгополая верхняя одежда

Ход занятия

Ребята, вы уже знаете, что история русского костюма начиналась с древних времен. Сегодня мы узнаем еще подробнее о старинной одежде и даже смастерим ее. А для начала заглянем в тайну слово «одежда». Слово одежда очень древнее. Оно имело такое значение: «то, чем покрывают, одевают тело». В понятие одежда не входят шапки, рукавицы и обувь.

Повседневная одежда на Руси вид имела простой, не сказочный. Важной частью одежды была рубаха, или рубашка, которую носили мужчины, женщины и дети. Ее шили толстыми ворсистыми пеньковыми нитями, украшали узорами из растительного орнамента, иногда с добавлением геометрических фигур. Рубаху, которую носили мужчины, делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. Шили рубаху из белой домотканой ткани, а богатые люди - из дорогостоящей цветной или узорчатой. Ворот, рукава, подол рубахи расшивались причудливыми узорами, изображающими людей, травы, деревья. Рубахи были мужские, женские и детские. Они различались по цвету и материалу, из которого были сшиты. Излюбленным

цветом на Руси был красный, и рубаха красного цвета считалась праздничной и выходной.

Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Поверх них надевали верхнюю одежду - кафтан. Кафтаны носили и бедные, и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. При работе их собирали в складки, иначе невозможно было что-либо делать. Откуда и пошли поговорки:

«Работать, засучив рукава», «Работать спустя рукава». Ребята, как вы понимаете эти поговорки?

Главной частью женской одежды была длинная рубаха (сорочка). Как говорилось в русской пословице: «бабьи рубашки - те же мешки, рукава завяжи да что хочешь, положи». Дополнительно поверх сорочки женщины надевали поневу. Вы уже знаете, что так называлась самая древняя юбка у женщин. Понева была черного, коричневого и красного цветов. Молодые женщины украшали поневу яркими узорами. А вот девочки поневу никогда не носили. Для этого надо было еще подрасти.

Ребята, сегодня на занятии мы познакомились с одеждой древних жителей Руси, с ее особенностями. Что относится к одежде? Какую часть одежды в старину носили все: и мужчины, и женщины, и дети? Чем различалась одежда мужчин и женщин? Какую часть женской одежды никогда не носили девочки? Как выглядела одежда? Какой орнамент был на этой одежде?

(после ответов демонстративный материал убирается)

А теперь давайте представим, что мы с вами мастера, которым предстоит выполнить сложную работу, украсить одежду жителей Древней Руси.

(На столах у детей разложены листы, с изображением людей в древнерусской одежде, цветные карандаши, восковые мелки и фломастеры. Одежда нарисована простым карандашом. Во время рисования звучит музыка.)

Дети приступают к выполнению задания. В ходе работы воспитатель индивидуально помогает детям, напоминает им об особенностях узора и цветовой гамме.

После выполнения задания дети вырезают готовые силуэты. Воспитатель предлагает детям определить те работы, где орнамент на одежде больше похож на тот, что представлен на наглядно-демонстративном материале.