Главная страница


Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №12 «Звездочка»



Скачать 58.09 Kb.
НазваниеМуниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №12 «Звездочка»
Дата16.07.2016
Размер58.09 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 12 «Звездочка»

г. Ртищево Саратовской области»

Консультация для воспитателей

«Дифференцированный подход к воспитанию и

обучению в I младшей группе»


Воспитатель: Ольховая О.М.

Г. Ртищево

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В связи с этим совершенствование системы образования требует внедрения в практику общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.

Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в общеобразовательный процесс форм активного дифференцированного и индивидуализированного обучения. Основной целью дифференцированного обучения является создание наиболее комфортных условий для эффективного обучения личности, обеспечивающих ей достижение такого уровня освоения материала, который соответствует ее познавательным возможностям, способностям. Поэтому, работая в 1 младшей группе, важно использовать дифференциацию по различным направлениям и во всех видах деятельности.

В 1 младшую группу детского сада приходят дети разного возраста – от 1,6 месяцев до 3 лет. Они по разному адаптируются, имеют разный уровень психического развития.

Если ребенок 1,5 лет в норме имеет словарный запас 30 облегченных слов, то двух летние дети – 200-300, а трех летние до 1500 слов. Все это необходимо учитывать при построении воспитательно-образовательного процесса. Важно, чтобы при обучении, организованном по подгруппам, в каждой из них соблюдался возрастно-дифференцированный подход.

При проведении подвижных игр, физкультурных занятий необходимо помнить, что движения детей второго года жизни недостаточно совершенны в связи с некоторыми анатомо-физиологическими особенностями; недостаточна координация движений и умение менять их в соответствии с внешними сигналами. Дети третьего жизни свободнее передвигаются, умеют менять ритм и направление ходьбы в зависимости от сигнала воспитателя. Поэтому при проведении подвижных игр «Догони меня», «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кто скорее до флажка» мы используем пары смешанного состава, т. е. старший ребенок «опекает» малыша, берет его за руку, «прячется» вместе с ним. При проведении хороводных игр используется тот же подход, т.е. более старший ребенок ставится с младшим.

Возрастно-дифференцированный подход используется при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий, так как многие виды основных движений недоступны детям младше двух лет. Например, прыжки. Во время проведения утренней гимнастики, проведения общеразвивающих упражнений мы не добиваемся поскоков от малышей, достаточно лишь, если ребенок делает «пружинку» или просто стоит и наблюдает за действиями детей. При проведении упражнений в равновесии (ходьба по узенькой дорожке, ходьба по наклонной доске вверх и вниз) оказываем большую педагогическую поддержку малышам. Организовать физкультурные занятия в данной возрастной группе очень нелегко, т.к. дети не способны занять самостоятельно место нужное для выполнения определенных движений. Все перестроения происходят с помощью воспитателя. Подгруппы для занятий физической культурой формируем, в основном, по возрасту (гомогенные), в младшей подгруппе детей на 2-3 меньше, в старшую включаем 1-2 детей младшего возраста у которых ярко выражено желание заниматься и подражать детям чуть постарше. Форма организации детей поточная и фронтальная.

Во время непосредственно-образовательной деятельности в 1 младшей группе у детей формируем умение элементарно ориентироваться в окружающем, развиваем мышление и речь, доступные формы изобразительной и конструктивной деятельности, совершенствуем музыкальное восприятие, основные виды движений. Кроме того, формируем первичные навыки учебной деятельности. Однако память, внимание и другие психические процессы, «участвующие» в освоении материала, у них еще не совершенны. Поэтому, для эффективности занятий используем различные формы организации обучения: (фронтальная форма, организация малых подгрупп, пары смешанного состава, индивидуальная работа). Прямые обучающие приемы: показ образца, способы действия с предметами, объяснение – дифференцируем с использованием игровых приемов, элементами сюрпризности. Часть обучающей деятельности происходит в форме дидактической игры и инсценировок, занятия проводим и за столами, и на ковре, и используя свободную организацию детей (как в подвижной игре). Отыскивая предметы или источник звука, дети свободно передвигаются по комнате.

Занятия в данной возрастной группе часто проводим в виде дидактической игры. Выполняя игровые действия, малыши, по существу, решают учебную задачу. Решая данную задачу дети должны придерживаться определенных правил, что для ребенка второго и третьего года жизни осень сложно. Поэтому активная роль в организации и проведении этого вида деятельности принадлежит воспитателю. Мы следим за выполнением правил, последовательностью игровых действий, а играющие выполняют однотипные задания. Учитывая несформированность внимания, другие возрастные особенности психики детей, дифференцируем раздаточный материал и степень трудности заданий, постепенно усложняя дидактическую задачу.

На занятиях по изодеятельности (рисование, лепка) на основе диагностических данных формируем подгруппы для занятий с детьми. Методика проведения данной деятельности рекомендует делить детей на три подгруппы. В первую включаем детей, которые не могут сосредоточить свое внимание более одной минуты, не реагируют на указания, обращенные ко всем детям, а понимают задания только в парном общении с педагогом. С изобразительным материалом они играют, стучат им, берут в рот, цвета не различают и не называют.

Подготовка у этих детей недостаточна, некоторое время занимаемся с этими детьми индивидуально.

Во вторую подгруппу включаем детей, которые могут сосредоточится на объяснении 3-4 минуты, которые слушают и принимают указания, обращенные ко всей подгруппе, при условии, если речь педагога сопровождается наглядностью. Эти дети различают 4-5 цветов, но не называют их. Это средний уровень подготовки.

Третья подгруппа включает в себя детей, которые понимают объяснение педагога, обращенное ко всем детям, сосредоточиваются на объяснении деятельности до 3-5 минут, даже если нет наглядности. Выполняют действия, состоящие из 3-4 звеньев. Различают 5-6 цветов и передают их на бумаге, но не называют 3-4 цвета. Все этапы изобразительной деятельности сопровождают словами. Это дети с высоким уровнем подготовленности.

Распределение в подгруппы основывается не на числе детей, а на уровне их подготовки.

Чтобы подготовить детей к занятиям с двумя подгруппами, как это рекомендуется Программой, необходимо сформировать у детей умение слушать воспитателя и выполнять его указания. Первый квартал мы проводим занятия с тремя подгруппами детей. Длительность занятий для детей первой и второй подгруппы по 5 минут, а для детей третьей 8-10 минут.

Распределение детей на протяжении первого квартала учебного года на три подгруппы вызвано спецификой занятий по изобразительной деятельности, во-первых, необходим контроль за каждым ребенком ( это обеспечивает охрану зрения детей и предупреждает формирование неправильных навыков), во-вторых, на детей третьей подгруппы отрицательно влияет беспорядочное чирканье и манипулирование материалом детьми первой и второй подгруппы, поскольку в раннем детстве навыки еще не прочны, закреплять их следует на положительных примерах.

Таким образом, для успешной воспитательно-образовательной работы в 1 младшей группы необходимо и обязательно использовать различные виды дифференцированного подхода к детям. Это и распределение детей по подгруппам с учетом возраста и уровня подготовленности к деятельности, это и дифференциация занятий по форме проведения (сочетание фронтального, свободного, продуктивного, подвижного и т.д.), дифференциация по уровню педагогической поддержки, по уровню сложности материала и т.д. и т.п

ЛИТЕРАТУРА,

Аскарина Н. М. Воспитание и обучение детей раннего возраста.

Аванесова Н. Е. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе.

Лазайне Л. Я. Физическая культура для малышей.

Гербова В. В. , Казакова Р. Г. Воспитание и развитие детей раннего возраста.