Главная страница


Тезисы Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. С 3 до 6 лет психика ребенка проходит психомоторный этап развития.



Скачать 162.5 Kb.
НазваниеТезисы Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. С 3 до 6 лет психика ребенка проходит психомоторный этап развития.
Дата14.04.2016
Размер162.5 Kb.
ТипТезисы

Плюхина Г.М.

Асбест – 2012
Музыкально-ритмические движения как фактор психомоторного развития детей

с задержкой психического развития.

Тезисы
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. С 3 до 6 лет психика ребенка проходит психомоторный этап развития. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Однако ряд негативных факторов жизни современного общества порождают условия, при которых у детей значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья и растёт количество детей с задержкой психического развития – детей со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с признаками её функциональной незрелости. В современном обществе системой образования предоставляются всем детям равные стартовые возможности.

В соответствии с ФГТ содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы. На это должны быть направлены усилия всех субъектов образовательного процесса, в том числе и музыкального руководителя.

Одним из эффективных средств развития психомоторных функций/ процессов и коррекции их недостатков является музыкально-ритмические движения. Этот вид музыкальной деятельности наиболее оптимально сочетает в себе возможности решения и коррекционных задач, и задач музыкального воспитания.

Целью моей деятельности при организации работы с детьми, имеющими задержку психического развития, стало: Создание системы условий, способствующих психомоторному развитию дошкольников с задержкой психического развития посредством музыкально – ритмической деятельности. Решение поставленных задач позволило мне смоделировать коррекционно-образовательный процесс, основанный на использовании музыкальной игры, игровой деятельности как основного инструмента коррекционной деятельности. Игра особенно необходима детям с задержкой психического развития в условиях сниженного речевого и эмоционального развития, недостаточно развитых произвольного внимания, восприятия, памяти. Получая удовольствие от процесса игры, дети способны реализовать заложенные в игре задачи гораздо эффективнее, чем в каком-либо другом виде деятельности.

Главным принципом достижения эффективности в работе на занятиях с детьми с задержкой психического развития является индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом его возрастных и психофизиологических возможностей.

Щадящий режим является обязательным условием в работе с детьми с задержкой психического развития: благодаря ему на занятиях создается эмоционально-положительная атмосфера.

В процессе обучения двигательным действиям методические приёмы отбираются с учётом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния и типологических особенностей. Однако необходимо помнить, что дети с ЗПР воспринимают визуальные сигналы гораздо лучше, чем вербальные. В работе с детьми с задержкой психического развития насущной необходимостью становится применение коррекционных методов, призванных компенсировать недостатки, способствовать развитию дошкольников.

Важную роль в достижении результата играют педагоги и специалисты, работающие с группой. Музыкальный руководитель с дефектологом совместно на основе входной диагностики определяют задачи по развитию группы и отдельных воспитанников на текущий год, разрабатывают единый перспективный план/программу, учитывающий индивидуальные особенности и уровень развития группы, в соответствии с тематическим планированием лексических тем. Эффективно организованное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем группы является залогом успешного развития воспитанников.

Итак, модель коррекционно-образовательного процесса включает в себя три этапа:

I этап – подготовительный – включает в себя:

  1. Диагностику исходного уровня музыкальной культуры и развития музыкальности.

  2. планирование необходимого для дальнейшего развития в соответствии с выявленным уровнем развития конкретного содержания, видов деятельности, форм и методов организации образовательного процесса.

  3. планирование предполагаемого результата.

II этап – основной – реализация плана.

III этап – заключительный – диагностика, анализ полученных результатов, определение причин / условий, приведших к данным результатам, выявление противоречий и постановка целей и задач на следующий период (учебный год).

Прежде чем планировать коррекционную работу, необходимо получить сведения о психомоторном, речевом развитии воспитанников. Я подобрала показатели и инструментарий для выявления уровня развития движений детей с задержкой психического развития. Чтобы выявить уровень владения ребенком музыкально-ритмическими движениями, я использую разработанную мной Карту обследования уровня развития музыкально – ритмической деятельности и ключ к ней.

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные навыки и умения

ф

а

м

и

л

и

и



д

е

т

е

й

Двигаться в соответствии:

- с ярко выраженным характером музыки;

- со спокойным, маршевым, плясовым характером;

- с контрастным характером музыки;

- с регистрами высокий/низкий/средний;

- с музыкальными образами выразительно и непринужденно.








































Двигаться в соответствии с динамикой:

тихо – громко, умеренно.








































Двигаться - в умеренном темпе

- в быстром темпе

- переходить от умеренного к

быстрому или медленному

- ускорять и замедлять в

соответствии с музыкой








































Двигаться, передавая равномерный ритм

- в соответствии с метрической пульсацией








































Изменять движение соответственно изменению динамики (громче – тише).








































Исполнять простейший ритмический рисунок








































Реагировать на II-х частную форму;

Реагировать на начало и конец звучания;

Начинать и заканчивать движение

одновременно с музыкой;

Менять движение в соответствии:

С II-х частной формой

С III-х частной формой

С музыкальными фразами








































Самостоятельно начинать движение после музыкального вступления








































Отмечать движением метр сильную долю такта, метрическую пульсацию

Отмечать в движении акценты








































Итог (соответствие возрастной группе)









































КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КЛЮЧ)

Основные навыки и умения

I мл.

II мл.

Ср.

Стар.

Подг.

Двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки

Двигаться в соответствии со спокойным, плясовым характером

Двигаться в соответствии со спокойным, маршевым, плясовым характером

Двигаться с регистрами высокий, низкий,

средний

Двигаться с музыкальными образами выразительно и непринужденно

+

+
+

+
+
+
+

+
+

+
+
+

+
+
+
+
+

Двигаться в соответствии с динамикой:

тихо – громко, умеренно.

+

+

+

+

+

Двигаться - в умеренном темпе

- в быстром темпе

- переходить от умеренного к

быстрому или медленному

- ускорять и замедлять в

соответствии с музыкой




+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

Двигаться - передавая равномерный ритм

- в соответствии с метрической пульсацией




+

+

+

+

+

+

+

Изменять движение соответственно силе звучания (тише - громче)







+

+

+

Исполнять простейший ритмический рисунок







+

+

+

Реагировать на II-х частную форму;

Реагировать на начало и конец звучания;

Начинать и заканчивать движение

одновременно с музыкой в двучастной форме;

Менять движение в соответствии:

С II-х частной формой

С III-х частной формой

С музыкальными фразами

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


+

+



+

+

+

+

+

+

Самостоятельно начинать движение после музыкального вступления













+

Отмечать движением метр, сильную долю такта, метрическую пульсацию.

Отмечать в движении акценты.










+

+

+


Так же использую адаптированную методику А.Бурениной “Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка” (выбраны отдельные показатели).
Диагностика психомоторного развития ребёнка” (по А.Бурениной)

показатели

Уровни

высокий

средний

Низкий

Эмоциональная комфортность.


Выполняет двигательные упражнения с полноценным мышечным напряжением.
Точно воплощает музыкальный метроритм в движении.
Преобладает хорошее самочувствие, уравновешенное поведение.

Получает удовольствие от движений и самого участия в игре.


Движения выполняет старательно, но с заметным напряжением.


Не всегда попадает в движении на сильную долю.
Участвует в игре с желанием, но в процессе игры могут быть перепады настроения, переключения на другой вид деятельности.

Движения выполняет либо замедленно, с опозданием, либо слишком торопливо.


Не попадает в движении на сильную долю.
В игре преобладание излишней раздражительности.

Намеренно срывает игру беспорядочными действиями.


Внимание.


Способность не отвлекаясь от музыки и процесса движения правильно выполнить ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно


Способность не отвлекаясь от музыки и процесса движения правильно выполнить ритмическую композицию с некоторыми подсказками


Способность не отвлекаясь от музыки и процесса движения правильно выполнить ритмическую композицию испытывая большие затруднения.

Память.



Для запоминания композиции требуется:

- менее 6 повторений – высокий показатель

- 6 – 8 повторений – норма.

Для запоминания композиции требуется:

- 8 – 10 повторений.


Для запоминания композиции требуется:

- более 10 либо неспособность запомнить последовательность.

Произвольность.


умение подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме

- в соответствии с музыкой.

умение подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме

- запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечается как заторможенность.

умение подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме

- повышенная возбудимость, ускорение движений, перескакивание, торопливость.

Координация, ловкость движений.

Точно исполняет, правильно сочетает движения рук и ног при ходьбе, в упражнениях, играх, танцах. Движения пластичные, свободные, хорошо координированные


Не всегда правильно сочетает движения рук и ног при ходьбе, в упражнениях, играх, танцах. Движения угловатые, нет точной координации.


Движения скованные, плохо координированные, неритмичные.



Таблица 4

Карта обследования уровня развития психомоторных функций воспитанников

Показатели


ф

а

м

и

л

и

и

де

те

й

Эмоциональная комфортность.
































Внимание.
































Память.
































Произвольность.
































Координация, ловкость движений.
































Эмоциональная комфортность.

































На первом этапе работы я обследую детей с помощью этих двух методик, что дает достаточно полную картину уровня развития навыков музыкально – ритмических движений у воспитанников. На основе диагностических данных планируются конкретное содержание, виды деятельности, формы и методы организации образовательного процесса, подбираются коррекционно-развивающие задания. В основном они направлены на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавность движений, координация и др.)

На основном этапе реализации плана проводится планомерная работа по музыкальному развитию, в рамках которой прослеживаются конкретные коррекционные направления. На практике посредством музыкально-ритмических движений осуществляются:

- развитие и систематическая тренировка таких двигательных характеристик как произвольное регулирование состояния мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты и точности движений, ритмичности и пластичности движений;

- развитие двигательных кинестезий; пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;

- развитие восприятия (слухового, оптического, тактильного), тренировка всех видов памяти при постепенном увеличении объёма представляемого материала, развития абстрактного, образного мышления через загадки, игры-драматизации, элементы детского танца.
Все задания и упражнения предлагаются детям в игровой форме, поэтому для использования в практике понадобились игры, решающие и воспитательные, и образовательные, и коррекционные задачи. Для удобства была составлена картотека игр по основным направлениям коррекционной работы, которая пополнялась в течении 5 лет.

При возможности я опираюсь на теорию поэтапного формирования умственных действий Гальперина

Планомерная работа в 2010-2011 учебном году позволила получить, как и в предыдущие два года, положительную динамику в достижении детьми планируемых результатов по музыкально-ритмическим движениям, а также в овладении необходимыми движениями и навыками по образовательной области «Музыка». Динамика по музыкально – ритмическим движениям в 2008-2009 году составила 45%, в 2009-2010 –55%, в 2010-2011 50 %. Динамика освоения содержания образовательной области «Музыка» в 2008-2009 году составила 40%, в 2009-2010 – 50 %, в 2010-2011 40%. При этом в 2007-2008 учебном году до применения в работе модели коррекционно-образовательного процесса динамика в обоих случаях составила 20%. Наблюдаемые результаты подтверждают стабильность положительного результата и позволяют проследить прямую зависимость между динамикой в освоении музыкально-ритмических движений и динамикой общего развития умений и навыков, формируемых образовательной областью «Музыка»: более значительная динамика по разделу музыкально-ритмические движения влечет за собой более высокую динамику освоения воспитанниками с ЗПР образовательной области «Музыка».

Я считаю это возможным благодаря тому, что:

– Организация работы с детьми с ЗПР в соответствии с предложенной моделью позволяет четко видеть цели коррекционно-образовательного процесса и пошагово их реализовывать.

– Качественная диагностика на первом этапе позволяет определить направления коррекционной работы и планировать содержание в соответствие с возможностями воспитанников в зоне их ближайшего развития.

– Применение в работе коррекционных методов, ориентированных в первую очередь на индивидуальный подход, позволяет компенсировать недостатки и способствовать развитию ребенка с ЗПР, что, в свою очередь, обеспечивает освоение программы.

– Опора на теорию Гальперина способствует более эффективному усвоению детьми программного материала.

– Использование в работе игры как основной формы обучения и развития дошкольника с ЗПР позволяет осуществлять коррекцию психического развития дошкольника, формировать все основные процессы, от самых элементарных до самых сложных. При использовании игр развитие психомоторной сферы осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Достигнутые успехи в развитии двигательной сферы повышают качества психомоторики, которая в свою очередь стимулирует дальнейшее развитие музыкально-ритмических движений. В результате применения предложенной модели коррекционно-образовательного процесса у детей c ЗПР:

  1. повышается уровень владения основными двигательными умениями и навыками: они овладеют разнообразными образно-игровыми движениями, жестами, мимикой, передающими понятный детям образ;

  2. улучшается оптико-пространственное восприятие: дети могут свободно ориентироваться в зале, выполняют различные перестроения по команде (построение в круг, шеренгу, колонну, два маленьких круга и т.д.);

  3. повышается уровень эмоциональной отзывчивости: дети определяют характер, настроение музыки, эмоционально на неё откликаются, могут двигаться в соответствии с характером музыки, имеют любимые игры, танцы;

  4. увеличивается объём и качество (гибкость, пластичность) ритмических и танцевальных движений: дети могут ритмично, скоординировано двигаться, самостоятельно создавать элементарные пластические образы и инсценировать сюжетные песни;

  5. развивается произвольность движений и слуховое восприятие: дети с ЗПР могут реагировать на смену темпа, динамики, характера музыки её остановку.

Таким образом, предложенная модель коррекционно-образовательного процесса способствует развитию психомоторных функций дошкольников с задержкой психического развития (посредством освоения музыкально-ритмической движений) и позволяет получить положительный результат как автору системы, так и другими педагогами.