|
Тезисы Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. С 3 до 6 лет психика ребенка проходит психомоторный этап развития. Плюхина Г.М.
Асбест – 2012 Музыкально-ритмические движения как фактор психомоторного развития детей
с задержкой психического развития.
Тезисы Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. С 3 до 6 лет психика ребенка проходит психомоторный этап развития. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Однако ряд негативных факторов жизни современного общества порождают условия, при которых у детей значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья и растёт количество детей с задержкой психического развития – детей со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с признаками её функциональной незрелости. В современном обществе системой образования предоставляются всем детям равные стартовые возможности.
В соответствии с ФГТ содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы. На это должны быть направлены усилия всех субъектов образовательного процесса, в том числе и музыкального руководителя.
Одним из эффективных средств развития психомоторных функций/ процессов и коррекции их недостатков является музыкально-ритмические движения. Этот вид музыкальной деятельности наиболее оптимально сочетает в себе возможности решения и коррекционных задач, и задач музыкального воспитания.
Целью моей деятельности при организации работы с детьми, имеющими задержку психического развития, стало: Создание системы условий, способствующих психомоторному развитию дошкольников с задержкой психического развития посредством музыкально – ритмической деятельности. Решение поставленных задач позволило мне смоделировать коррекционно-образовательный процесс, основанный на использовании музыкальной игры, игровой деятельности как основного инструмента коррекционной деятельности. Игра особенно необходима детям с задержкой психического развития в условиях сниженного речевого и эмоционального развития, недостаточно развитых произвольного внимания, восприятия, памяти. Получая удовольствие от процесса игры, дети способны реализовать заложенные в игре задачи гораздо эффективнее, чем в каком-либо другом виде деятельности.
Главным принципом достижения эффективности в работе на занятиях с детьми с задержкой психического развития является индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом его возрастных и психофизиологических возможностей.
Щадящий режим является обязательным условием в работе с детьми с задержкой психического развития: благодаря ему на занятиях создается эмоционально-положительная атмосфера.
В процессе обучения двигательным действиям методические приёмы отбираются с учётом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния и типологических особенностей. Однако необходимо помнить, что дети с ЗПР воспринимают визуальные сигналы гораздо лучше, чем вербальные. В работе с детьми с задержкой психического развития насущной необходимостью становится применение коррекционных методов, призванных компенсировать недостатки, способствовать развитию дошкольников.
Важную роль в достижении результата играют педагоги и специалисты, работающие с группой. Музыкальный руководитель с дефектологом совместно на основе входной диагностики определяют задачи по развитию группы и отдельных воспитанников на текущий год, разрабатывают единый перспективный план/программу, учитывающий индивидуальные особенности и уровень развития группы, в соответствии с тематическим планированием лексических тем. Эффективно организованное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем группы является залогом успешного развития воспитанников.
Итак, модель коррекционно-образовательного процесса включает в себя три этапа:
I этап – подготовительный – включает в себя:
Диагностику исходного уровня музыкальной культуры и развития музыкальности.
планирование необходимого для дальнейшего развития в соответствии с выявленным уровнем развития конкретного содержания, видов деятельности, форм и методов организации образовательного процесса.
планирование предполагаемого результата.
II этап – основной – реализация плана.
III этап – заключительный – диагностика, анализ полученных результатов, определение причин / условий, приведших к данным результатам, выявление противоречий и постановка целей и задач на следующий период (учебный год).
Прежде чем планировать коррекционную работу, необходимо получить сведения о психомоторном, речевом развитии воспитанников. Я подобрала показатели и инструментарий для выявления уровня развития движений детей с задержкой психического развития. Чтобы выявить уровень владения ребенком музыкально-ритмическими движениями, я использую разработанную мной Карту обследования уровня развития музыкально – ритмической деятельности и ключ к ней.
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные навыки и умения
| ф
| а
| м
| и
| л
| и
| и
|
| д
| е
| т
| е
| й
| Двигаться в соответствии:
- с ярко выраженным характером музыки;
- со спокойным, маршевым, плясовым характером;
- с контрастным характером музыки;
- с регистрами высокий/низкий/средний;
- с музыкальными образами выразительно и непринужденно.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Двигаться в соответствии с динамикой:
тихо – громко, умеренно.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Двигаться - в умеренном темпе
- в быстром темпе
- переходить от умеренного к
быстрому или медленному
- ускорять и замедлять в
соответствии с музыкой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Двигаться, передавая равномерный ритм
- в соответствии с метрической пульсацией
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Изменять движение соответственно изменению динамики (громче – тише).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Исполнять простейший ритмический рисунок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Реагировать на II-х частную форму;
Реагировать на начало и конец звучания;
Начинать и заканчивать движение
одновременно с музыкой;
Менять движение в соответствии:
С II-х частной формой
С III-х частной формой
С музыкальными фразами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельно начинать движение после музыкального вступления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Отмечать движением метр сильную долю такта, метрическую пульсацию
Отмечать в движении акценты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итог (соответствие возрастной группе)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КЛЮЧ)
Основные навыки и умения
| I мл.
| II мл.
| Ср.
| Стар.
| Подг.
| Двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки
Двигаться в соответствии со спокойным, плясовым характером
Двигаться в соответствии со спокойным, маршевым, плясовым характером
Двигаться с регистрами высокий, низкий,
средний
Двигаться с музыкальными образами выразительно и непринужденно
| +
| + +
| + + + +
| + +
+ + +
| + + + + +
| Двигаться в соответствии с динамикой:
тихо – громко, умеренно.
| +
| +
| +
| +
| +
| Двигаться - в умеренном темпе
- в быстром темпе
- переходить от умеренного к
быстрому или медленному
- ускорять и замедлять в
соответствии с музыкой
|
| +
| +
+
| +
+
+
| +
+
+ +
| Двигаться - передавая равномерный ритм
- в соответствии с метрической пульсацией
|
| +
| +
+
| +
+
| +
+
| Изменять движение соответственно силе звучания (тише - громче)
|
|
| +
| +
| +
| Исполнять простейший ритмический рисунок
|
|
| +
| +
| +
| Реагировать на II-х частную форму;
Реагировать на начало и конец звучания;
Начинать и заканчивать движение
одновременно с музыкой в двучастной форме;
Менять движение в соответствии:
С II-х частной формой
С III-х частной формой
С музыкальными фразами
| +
| +
+
| +
+
+
+
| +
+
+
+
+
| +
+
+
+
+
+
| Самостоятельно начинать движение после музыкального вступления
|
|
|
|
| +
| Отмечать движением метр, сильную долю такта, метрическую пульсацию.
Отмечать в движении акценты.
|
|
|
| +
| +
+
|
Так же использую адаптированную методику А.Бурениной “Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка” (выбраны отдельные показатели). “Диагностика психомоторного развития ребёнка” (по А.Бурениной)
показатели
| Уровни
| высокий
| средний
| Низкий
| Эмоциональная комфортность.
| Выполняет двигательные упражнения с полноценным мышечным напряжением. Точно воплощает музыкальный метроритм в движении. Преобладает хорошее самочувствие, уравновешенное поведение.
Получает удовольствие от движений и самого участия в игре.
| Движения выполняет старательно, но с заметным напряжением.
Не всегда попадает в движении на сильную долю. Участвует в игре с желанием, но в процессе игры могут быть перепады настроения, переключения на другой вид деятельности.
| Движения выполняет либо замедленно, с опозданием, либо слишком торопливо.
Не попадает в движении на сильную долю. В игре преобладание излишней раздражительности.
Намеренно срывает игру беспорядочными действиями.
| Внимание.
| Способность не отвлекаясь от музыки и процесса движения правильно выполнить ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно
| Способность не отвлекаясь от музыки и процесса движения правильно выполнить ритмическую композицию с некоторыми подсказками
| Способность не отвлекаясь от музыки и процесса движения правильно выполнить ритмическую композицию испытывая большие затруднения.
| Память.
| Для запоминания композиции требуется:
- менее 6 повторений – высокий показатель
- 6 – 8 повторений – норма.
| Для запоминания композиции требуется:
- 8 – 10 повторений.
| Для запоминания композиции требуется:
- более 10 либо неспособность запомнить последовательность.
| Произвольность.
| умение подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме
- в соответствии с музыкой.
| умение подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме
- запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечается как заторможенность.
| умение подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме
- повышенная возбудимость, ускорение движений, перескакивание, торопливость.
| Координация, ловкость движений.
| Точно исполняет, правильно сочетает движения рук и ног при ходьбе, в упражнениях, играх, танцах. Движения пластичные, свободные, хорошо координированные
| Не всегда правильно сочетает движения рук и ног при ходьбе, в упражнениях, играх, танцах. Движения угловатые, нет точной координации.
| Движения скованные, плохо координированные, неритмичные.
|
Таблица 4
Карта обследования уровня развития психомоторных функций воспитанников
Показатели
| ф
| а
| м
| и
| л
| и
| и
| де
| те
| й
| Эмоциональная комфортность.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Внимание.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Память.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Произвольность.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Координация, ловкость движений.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Эмоциональная комфортность.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На первом этапе работы я обследую детей с помощью этих двух методик, что дает достаточно полную картину уровня развития навыков музыкально – ритмических движений у воспитанников. На основе диагностических данных планируются конкретное содержание, виды деятельности, формы и методы организации образовательного процесса, подбираются коррекционно-развивающие задания. В основном они направлены на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавность движений, координация и др.)
На основном этапе реализации плана проводится планомерная работа по музыкальному развитию, в рамках которой прослеживаются конкретные коррекционные направления. На практике посредством музыкально-ритмических движений осуществляются:
- развитие и систематическая тренировка таких двигательных характеристик как произвольное регулирование состояния мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты и точности движений, ритмичности и пластичности движений;
- развитие двигательных кинестезий; пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
- развитие восприятия (слухового, оптического, тактильного), тренировка всех видов памяти при постепенном увеличении объёма представляемого материала, развития абстрактного, образного мышления через загадки, игры-драматизации, элементы детского танца. Все задания и упражнения предлагаются детям в игровой форме, поэтому для использования в практике понадобились игры, решающие и воспитательные, и образовательные, и коррекционные задачи. Для удобства была составлена картотека игр по основным направлениям коррекционной работы, которая пополнялась в течении 5 лет.
При возможности я опираюсь на теорию поэтапного формирования умственных действий Гальперина
Планомерная работа в 2010-2011 учебном году позволила получить, как и в предыдущие два года, положительную динамику в достижении детьми планируемых результатов по музыкально-ритмическим движениям, а также в овладении необходимыми движениями и навыками по образовательной области «Музыка». Динамика по музыкально – ритмическим движениям в 2008-2009 году составила 45%, в 2009-2010 –55%, в 2010-2011 50 %. Динамика освоения содержания образовательной области «Музыка» в 2008-2009 году составила 40%, в 2009-2010 – 50 %, в 2010-2011 40%. При этом в 2007-2008 учебном году до применения в работе модели коррекционно-образовательного процесса динамика в обоих случаях составила 20%. Наблюдаемые результаты подтверждают стабильность положительного результата и позволяют проследить прямую зависимость между динамикой в освоении музыкально-ритмических движений и динамикой общего развития умений и навыков, формируемых образовательной областью «Музыка»: более значительная динамика по разделу музыкально-ритмические движения влечет за собой более высокую динамику освоения воспитанниками с ЗПР образовательной области «Музыка».
Я считаю это возможным благодаря тому, что:
– Организация работы с детьми с ЗПР в соответствии с предложенной моделью позволяет четко видеть цели коррекционно-образовательного процесса и пошагово их реализовывать.
– Качественная диагностика на первом этапе позволяет определить направления коррекционной работы и планировать содержание в соответствие с возможностями воспитанников в зоне их ближайшего развития.
– Применение в работе коррекционных методов, ориентированных в первую очередь на индивидуальный подход, позволяет компенсировать недостатки и способствовать развитию ребенка с ЗПР, что, в свою очередь, обеспечивает освоение программы.
– Опора на теорию Гальперина способствует более эффективному усвоению детьми программного материала.
– Использование в работе игры как основной формы обучения и развития дошкольника с ЗПР позволяет осуществлять коррекцию психического развития дошкольника, формировать все основные процессы, от самых элементарных до самых сложных. При использовании игр развитие психомоторной сферы осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Достигнутые успехи в развитии двигательной сферы повышают качества психомоторики, которая в свою очередь стимулирует дальнейшее развитие музыкально-ритмических движений. В результате применения предложенной модели коррекционно-образовательного процесса у детей c ЗПР:
повышается уровень владения основными двигательными умениями и навыками: они овладеют разнообразными образно-игровыми движениями, жестами, мимикой, передающими понятный детям образ;
улучшается оптико-пространственное восприятие: дети могут свободно ориентироваться в зале, выполняют различные перестроения по команде (построение в круг, шеренгу, колонну, два маленьких круга и т.д.);
повышается уровень эмоциональной отзывчивости: дети определяют характер, настроение музыки, эмоционально на неё откликаются, могут двигаться в соответствии с характером музыки, имеют любимые игры, танцы;
увеличивается объём и качество (гибкость, пластичность) ритмических и танцевальных движений: дети могут ритмично, скоординировано двигаться, самостоятельно создавать элементарные пластические образы и инсценировать сюжетные песни;
развивается произвольность движений и слуховое восприятие: дети с ЗПР могут реагировать на смену темпа, динамики, характера музыки её остановку.
Таким образом, предложенная модель коррекционно-образовательного процесса способствует развитию психомоторных функций дошкольников с задержкой психического развития (посредством освоения музыкально-ритмической движений) и позволяет получить положительный результат как автору системы, так и другими педагогами. |
|
|