Главная страница

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Утан



Скачать 111.1 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Утан
Дата25.02.2016
Размер111.1 Kb.
ТипПояснительная записка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.УТАН


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ с. Утан

___________/Постникова М.Ю./

«___» ______________ 2014 г

« Утверждена»

Руководитель

МОУ СОШ с. Утан

__________ /Матафонова В.А./

«___» _____________2014 г


Рабочая программа

элективного курса

для 9 класса

«Химия в нашей жизни»

Составил:

учитель химии

Гордий О.В.

МОУ СОШ с. УТАН

с. Утан

2014 год

Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для развития познавательно интереса школьников, а так же для реализации полученных знаний на практике и в жизни.

При проведении курса будут использованы материалы о химических производствах нашей страны.

При изучении курса осуществляется связь с такими предметами как биология, физика, история.

Химия – наука экспериментальная, поэтому химический эксперимент органично вплетается в ткань элективного курса. Хорошо подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент должен быть нацелен на приобретение навыков, которые можно использовать в реальной жизни.

Большое внимание уделяется практическим работам, которые позволяют привить не только важные практические умения, но и развить самостоятельность учащихся, их познавательную деятельность. Часть работ носит исследовательский характер (например, исследование нитратов в продуктах питания).

Для поддержания интереса к занятиям спецкурса и обеспечения доступности изучаемого материала предусмотрены домашние практические работы.

При изучении данного курса учащиеся должны понять, каким образом общество может решить те многочисленные проблемы, которые связаны с ростом загрязнения окружающей среды и все большим развитием хозяйственной деятельности человека. Изучение данного курса обогатит учеников новыми знаниями о себе, сверстниках и окружающем мире, поможет стать здоровыми и счастливыми людьми, которые превосходно приспособлены к жизни.

В конце курса для закрепления знаний предполагается защита рефератов.
Цель элективного курса:

  1. возбуждение интереса к химии и другим предметам естественного цикла;

  2. подготовка к восприятию нового, достаточно сложного химического образования в старших классах.

  3. научить применять полученные знания в повседневной жизни;

Задачи:



  1. сформулировать и углубить знания учащихся по химическому составу пищевых продуктов, СМС;

  2. продолжать формирование на конкретном учебном материале умений:

  • связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;

  • самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания.

  1. развивать интеллектуальные творческие способности учащихся;

  2. развивать интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии.


Методы:

1.Рассказ, беседа;

2.Реферативные и экспериментальные исследования;

3.Методы поискового характера, стимулирующие познавательную активность учащихся;

4.Самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:


    • индивидуальные

    • групповые


Содержание изучаемого курса


  1. «Химия в жизни человека»- 1 часа

2. « Что содержится в твоих продуктах питания» -1 часа. Основные цели: познакомить учащихся с химическим составом и свойствами пищевых продуктов, их действии на организм; что такое пища с точки зрения химика, о режиме питания и сохранении здоровья человека

3. «Умеешь ли ты пользоваться домашней аптечкой »-1 час. Основные цели: ознакомить учащихся с лекарственными средствами, используемыми человеком.

4.« Правильно ли я читаю этикетки на одежде»-1 часа



  1. «Домашняя химчистка»-1 часа. Основные цели: познакомить учащихся с веществами для выведения пятен и способами выведения пятен.


7. «Химия и косметика» - 1 часа. Основные цели: познакомить учащихся с веществами-носителями запаха, как с помощью химии можно изменить цвет волос, придать им определенную форму, действием и функциями пудры и аэрозолей.

8 «Химия и здоровье» - 1 часа. Основные цели: в борьбе за здоровье химические препараты играют не последнюю роль, с ними приходится сталкиваться на каждом шагу, в каждой квартире. Множество эффективных препаратов защищают нас от недугов, помогают преодолеть последствие заболеваний. Однако многие лекарства оказываются крайне опасными для организма, и даже жизни, если неправильно ими пользоваться. В этой теме знакомимся с содержанием домашней аптечки, рассказ о том, что происходит с различными веществами, когда они попадают в наш организм, какие химические процессы помогают бороться с болезнями.
9. «Химия и экология»-1 часа. Основные цели: ознакомить учащихся с последствиями влияния химических веществ на окружающую среду.
10. Защита рефератов-1час.
Дополнительно:
«Моющие средства в быту»

Вопросы для обсуждения:

  1. Из истории моющих средств;

  2. Как определить вид волокон ткани;

  3. Чем и как стирать, белить;

Научить учащихся самостоятельно производить чистку изделий при их загрязнениях:

    • Выведение пятен от жира.

    • Удаление пятен от лаков и масляной краски.

    • Удаление пятен ржавчины на белье.

    • Чистка ювелирных украшений.

    • Определение натуральности волокон.



«Химия и косметика»

При изучении темы даётся задание подготовить сообщения, рефераты о косметических средствах. Учащиеся узнают, какие вещества являются носителями запаха; что использовали в древности люди в качестве косметических средств; какие волшебные превращения могут происходить с прическами при использовании различных красителей, гелей, лаков, шампуней и т. д.
«Химия и здоровье»

Учитель совместно с учащимися проводит «экскурсию» по домашней аптечке, рассматриваем её содержимое.

Какие лекарства находятся в аптечке для лечения сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, инфекционных заболеваний? Допустимо ли самолечение? Научить учащихся готовить растворы перманганата калия, борной кислоты, нашатырного спирта, перекиси водорода для оказания первой медицинской помощи.
Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование курса

Всего часов

В том числе

Теор.ч

Защита рефератов

1

«Химия в жизни человека»-

1

1




2

Что содержится в твоих продуктах питания

1

1




3

Умеешь ли ты пользоваться домашней аптечкой

1

1




4

Правильно ли я читаю этикетки на одежде

1

1




5

Домашняя химчистка»-

1

1




6

Химия и косметика»

1

1




7

Химия и здоровье

1

1




8

Химия и экология

1

1




9

Защита рефератов

1




1




Итого

9

8

1


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • о свойствах некоторых веществ, входящих в состав пищевых продуктов;

  • о режиме питания и сохранении здоровья;

  • какие вещества являются носителями запаха;

  • почему одни чистящие средства чистят лучше, другие хуже;

  • как в домашних условиях можно почистить различные изделия;

  • вывести пятно;

  • что происходит с различными веществами, когда они попадают в наш организм (лекарства );

  • как влияют химические вещества на окружающую среду.


Учащиеся должны уметь:

  • смотреть на вещества в доме с химической точки зрения;

  • правильно пользоваться лекарствами в домашней аптечке;

  • применять полученные знания в процессе приготовления пищи для максимального сохранения питательных веществ;

  • грамотно подбирать пищевые продукты для употребления, изучив состав продукта;

  • вывести различные загрязнения с вещей в домашних условиях;

  • грамотно использовать СМС, чистящие средства в бытовых условиях.


Форма контроля: защита рефератов

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2014 – 2015 учебный год

по элективному курсу «Химия в нашей жизни»

 Класс: 9

 Учитель: Гордий Оксана Владимировна

 Количество часов: всего: 9 часов.; в неделю: 1 час.

резерв времени______-___час.

 Плановых контрольных работ:  защита рефератов - 1, лабораторных

работ_____-____, проектных работ_____1__

Уровень изучения: углубленный; расширенный; базовый (нужное подчеркнуть)




Тема занятий

Количество часов

Виды и формы

контроля

1


Химия в жизни человека

1


Беседа, рассказ


2



Что содержится в твоих продуктах питания

1



Исследование



3



Умеешь ли ты пользоваться домашней аптечкой

1



Лекция-путешествие по домашней аптечке


4



Правильно ли я читаю этикетки на одежде

1



рассказ



5



Домашняя химчистка


1



Лекция, рефераты



6


Химия и косметика



1


Лекция, демонстрация косметических средств

7

Химия и здоровье

1

Проектная работа

8


Химия и экология



1

Лекция


9

Защита рефератов


1


Защита рефератов


 


Интернет- ресурсы:
1.https://hij.ru

2.https://him.1september.ru

3.https://school-sector.relarn.ru/nsm/

4.https://chemistry.narod.ru

5.https://school-collection.edu.ru

Приложение
Темы рефератов



  1. Химия и пища

  2. Вода—основа жизни

  3. Моющие средства

  4. Использование моющих средств для чистки ювелирных и др. изделий

  5. Вещества – носители запаха

  6. Лучшее косметическое средство

  7. Домашняя аптечка и здоровье человека

  8. Путешествие по домашней аптечке

  9. Домашняя химчистка

  10. Химия и экология