|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Утан МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.УТАН
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ СОШ с. Утан
___________/Постникова М.Ю./
«___» ______________ 2014 г
| « Утверждена»
Руководитель
МОУ СОШ с. Утан
__________ /Матафонова В.А./
«___» _____________2014 г
|
Рабочая программа
элективного курса
для 9 класса
«Химия в нашей жизни»
Составил:
учитель химии
Гордий О.В.
МОУ СОШ с. УТАН
с. Утан
2014 год
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для развития познавательно интереса школьников, а так же для реализации полученных знаний на практике и в жизни.
При проведении курса будут использованы материалы о химических производствах нашей страны.
При изучении курса осуществляется связь с такими предметами как биология, физика, история.
Химия – наука экспериментальная, поэтому химический эксперимент органично вплетается в ткань элективного курса. Хорошо подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент должен быть нацелен на приобретение навыков, которые можно использовать в реальной жизни.
Большое внимание уделяется практическим работам, которые позволяют привить не только важные практические умения, но и развить самостоятельность учащихся, их познавательную деятельность. Часть работ носит исследовательский характер (например, исследование нитратов в продуктах питания).
Для поддержания интереса к занятиям спецкурса и обеспечения доступности изучаемого материала предусмотрены домашние практические работы.
При изучении данного курса учащиеся должны понять, каким образом общество может решить те многочисленные проблемы, которые связаны с ростом загрязнения окружающей среды и все большим развитием хозяйственной деятельности человека. Изучение данного курса обогатит учеников новыми знаниями о себе, сверстниках и окружающем мире, поможет стать здоровыми и счастливыми людьми, которые превосходно приспособлены к жизни.
В конце курса для закрепления знаний предполагается защита рефератов. Цель элективного курса:
возбуждение интереса к химии и другим предметам естественного цикла;
подготовка к восприятию нового, достаточно сложного химического образования в старших классах.
научить применять полученные знания в повседневной жизни;
Задачи:
сформулировать и углубить знания учащихся по химическому составу пищевых продуктов, СМС;
продолжать формирование на конкретном учебном материале умений:
связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;
самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания.
развивать интеллектуальные творческие способности учащихся;
развивать интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии.
Методы:
1.Рассказ, беседа;
2.Реферативные и экспериментальные исследования;
3.Методы поискового характера, стимулирующие познавательную активность учащихся;
4.Самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Содержание изучаемого курса
«Химия в жизни человека»- 1 часа
2. « Что содержится в твоих продуктах питания» -1 часа. Основные цели: познакомить учащихся с химическим составом и свойствами пищевых продуктов, их действии на организм; что такое пища с точки зрения химика, о режиме питания и сохранении здоровья человека
3. «Умеешь ли ты пользоваться домашней аптечкой »-1 час. Основные цели: ознакомить учащихся с лекарственными средствами, используемыми человеком.
4.« Правильно ли я читаю этикетки на одежде»-1 часа
«Домашняя химчистка»-1 часа. Основные цели: познакомить учащихся с веществами для выведения пятен и способами выведения пятен.
7. «Химия и косметика» - 1 часа. Основные цели: познакомить учащихся с веществами-носителями запаха, как с помощью химии можно изменить цвет волос, придать им определенную форму, действием и функциями пудры и аэрозолей.
8 «Химия и здоровье» - 1 часа. Основные цели: в борьбе за здоровье химические препараты играют не последнюю роль, с ними приходится сталкиваться на каждом шагу, в каждой квартире. Множество эффективных препаратов защищают нас от недугов, помогают преодолеть последствие заболеваний. Однако многие лекарства оказываются крайне опасными для организма, и даже жизни, если неправильно ими пользоваться. В этой теме знакомимся с содержанием домашней аптечки, рассказ о том, что происходит с различными веществами, когда они попадают в наш организм, какие химические процессы помогают бороться с болезнями. 9. «Химия и экология»-1 часа. Основные цели: ознакомить учащихся с последствиями влияния химических веществ на окружающую среду. 10. Защита рефератов-1час. Дополнительно: «Моющие средства в быту»
Вопросы для обсуждения:
Из истории моющих средств;
Как определить вид волокон ткани;
Чем и как стирать, белить;
Научить учащихся самостоятельно производить чистку изделий при их загрязнениях:
Выведение пятен от жира.
Удаление пятен от лаков и масляной краски.
Удаление пятен ржавчины на белье.
Чистка ювелирных украшений.
Определение натуральности волокон.
«Химия и косметика»
При изучении темы даётся задание подготовить сообщения, рефераты о косметических средствах. Учащиеся узнают, какие вещества являются носителями запаха; что использовали в древности люди в качестве косметических средств; какие волшебные превращения могут происходить с прическами при использовании различных красителей, гелей, лаков, шампуней и т. д. «Химия и здоровье»
Учитель совместно с учащимися проводит «экскурсию» по домашней аптечке, рассматриваем её содержимое.
Какие лекарства находятся в аптечке для лечения сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, инфекционных заболеваний? Допустимо ли самолечение? Научить учащихся готовить растворы перманганата калия, борной кислоты, нашатырного спирта, перекиси водорода для оказания первой медицинской помощи. Учебно-тематическое планирование
№ п/п
| Наименование курса
| Всего часов
| В том числе
| Теор.ч
| Защита рефератов
| 1
| «Химия в жизни человека»-
| 1
| 1
|
| 2
| Что содержится в твоих продуктах питания
| 1
| 1
|
| 3
| Умеешь ли ты пользоваться домашней аптечкой
| 1
| 1
|
| 4
| Правильно ли я читаю этикетки на одежде
| 1
| 1
|
| 5
| Домашняя химчистка»-
| 1
| 1
|
| 6
| Химия и косметика»
| 1
| 1
|
| 7
| Химия и здоровье
| 1
| 1
|
| 8
| Химия и экология
| 1
| 1
|
| 9
| Защита рефератов
| 1
|
| 1
|
| Итого
| 9
| 8
| 1
|
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
о свойствах некоторых веществ, входящих в состав пищевых продуктов;
о режиме питания и сохранении здоровья;
какие вещества являются носителями запаха;
почему одни чистящие средства чистят лучше, другие хуже;
как в домашних условиях можно почистить различные изделия;
вывести пятно;
что происходит с различными веществами, когда они попадают в наш организм (лекарства );
как влияют химические вещества на окружающую среду.
Учащиеся должны уметь:
смотреть на вещества в доме с химической точки зрения;
правильно пользоваться лекарствами в домашней аптечке;
применять полученные знания в процессе приготовления пищи для максимального сохранения питательных веществ;
грамотно подбирать пищевые продукты для употребления, изучив состав продукта;
вывести различные загрязнения с вещей в домашних условиях;
грамотно использовать СМС, чистящие средства в бытовых условиях.
Форма контроля: защита рефератов
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2014 – 2015 учебный год
по элективному курсу «Химия в нашей жизни»
Класс: 9
Учитель: Гордий Оксана Владимировна
Количество часов: всего: 9 часов.; в неделю: 1 час.
резерв времени______-___час.
Плановых контрольных работ: защита рефератов - 1, лабораторных
работ_____-____, проектных работ_____1__
Уровень изучения: углубленный; расширенный; базовый (нужное подчеркнуть)
№
| Тема занятий
| Количество часов
| Виды и формы
контроля
| 1
| Химия в жизни человека
| 1
| Беседа, рассказ
| 2
| Что содержится в твоих продуктах питания
| 1
| Исследование
| 3
| Умеешь ли ты пользоваться домашней аптечкой
| 1
| Лекция-путешествие по домашней аптечке
| 4
| Правильно ли я читаю этикетки на одежде
| 1
| рассказ
| 5
| Домашняя химчистка
| 1
| Лекция, рефераты
| 6
| Химия и косметика
| 1
| Лекция, демонстрация косметических средств
| 7
| Химия и здоровье
| 1
| Проектная работа
| 8
| Химия и экология
|
1
| Лекция
| 9
| Защита рефератов
| 1
| Защита рефератов
|
Интернет- ресурсы: 1.https://hij.ru
2.https://him.1september.ru
3.https://school-sector.relarn.ru/nsm/
4.https://chemistry.narod.ru
5.https://school-collection.edu.ru
Приложение Темы рефератов
Химия и пища
Вода—основа жизни
Моющие средства
Использование моющих средств для чистки ювелирных и др. изделий
Вещества – носители запаха
Лучшее косметическое средство
Домашняя аптечка и здоровье человека
Путешествие по домашней аптечке
Домашняя химчистка
Химия и экология
|
|
|