|
«Н» и«НН» в причастиях и отглагольных прилагательных Григорьева Е.Ф – учитель русского языка и литературы
МОУ « Чамеревская средняя общеобразовательная школа »
Урок изучения нового материала в 6 классе. Тема: «Н» и «НН» в причастиях и отглагольных прилагательных.
Цели и задачи урока:
- систематизировать знания учащихся по теме «Н» и «НН» в прилагательных»;
- продолжить формировать умение находить причастие по его грамматическим признакам, находить и правильно писать орфограммы в нём, выделять причастный оборот;
- познакомить со случаями «Н» и «НН» в причастиях и отглагольных прилагательных, учить различать эти части речи;
- упражнять в написании новой орфограммы;
-продолжить развивать умение связно высказываться на лингвистическую тему, формулировать правила;
- развивать орфографическую, пунктуационную зоркость;
- обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;
- продолжить учить писать изложения (готовиться к ЕГЭ в 9 классе)
- развивать мышление;
- воспитывать интерес к русскому языку, чувство любви к Родине.
Тип урока: изучение нового материала
Система обучения: традиционная
Оборудование: компьютерная презентация, индивидуальные карточки, рабочие тетради
Учебник: М.М.Разумовская, П.А.Лекант «Русский язык. 6 класс», М., «Дрофа», 2006г. Ход урока.
I. Психологическое начало урока, мотивация.
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, о какой части речи мы продолжим говорить сегодня на уроке:
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
П.Чесноков.
- Верно, о причастии, но не только о нём, а что именно будем наблюдать в нём, мы узнаем позже, а пока проверим домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания.
а)- На прошлом уроке мы вспоминали с вами правило написания «Н» и «НН» в прилагательных и выполняли на карточках упражнения на это правило. Проверим его и вспомним условия выбора этой орфограммы.
б) Слайд 2.
- На слайде пункты правила, о котором мы только что говорили. Все ли пункты на нём отражены? Если нет, поправьте меня, дополните материал. в) Кто может обобщить знания по теме «Н» и «НН» в прилагательных?
- Не забывайте, что мы рассматриваем прилагательные, которые образовались от существительных.
III. Определение темы урока.
а) На доске слова. Попробуйте определить, что это за части речи? Докажите, по каким признакам вы их определяли?
спиленный построенный
удивлённый точёный
золоченый заплаканный
б) Какую общую особенность вы заметили в написании этих слов? (все слова с буквой «Н»)
в) У каких слов вы затруднялись определять грамматические признаки?*
г) Что же мы будем делать сегодня на уроке?
(Дети примерно формулируют тему. Открыть её на доске.)
IV. Чёткая формулировка темы, целей и задач учителем.
1) – Сегодня мы продолжим изучать орфограмму «Н» и «НН» в различных частях речи», но только в причастиях и отглагольных прилагательных. Научимся различать эти части речи, правильно их писать.
Напоминаю: большинство прилагательных образовано от существительных, но есть немало других прилагательных, которые образовались от глагола. Например, как вы думаете, от какого слова образовалось слово «крашеный»?
(Верно, не то существительного «краска», а от глагола «красить»)
- Такие прилагательные называются отглагольными.
2) а) Упражнение на различение частей речи.
Слайд 3.
б) – Определили части речи. О прилагательных, образованных от существительных, мы много говорили, уберём их из таблицы, а причастия и отглагольные прилагательные оставим.
- Назовите только причастия и отглагольные прилагательные.
в) Слайд 4.
г) Ещё раз сделайте вывод: как определить, где перед нами причастие, а где – отглагольное прилагательное?
д) А теперь посмотрим внимательно на второй столбик. Подумайте, когда отглагольные прилагательные переходят в разряд причастий?
(когда есть приставка в слове или поясняющее (зависимое) слово, или тогда, когда ударение меняет позицию).
- Сколько «Н» писалось в отглагольных прилагательных?
- А сколько в причастиях? Ещё раз объясните почему?
V. Закрепление нового материала.
п.1. Слайд 5.
- Но есть слова, которые вам часто встречаются и их написание вы должны знать.
Слайд 6. - Сейчас уже трудно определить, когда эти причастия, (которые необходимо запомнить), образованные когда-то от глагола, стали прилагательными, образованными от глагола, но написание этих слов надо выучить наизусть.
п.2. Закрепить материал по слайду 5 и 6.
VI. Диагностика усвоения нового материала.
- А теперь я вам буду читать поэтические тексты, а вы выписывайте из них слова на изучаемое правило. Объясните их написание.
а) Молчу, потерянный, на дальний путь глядя
Из-за темнеющего сада, –
И кружится ещё, приюта не найдя,
Грачей встревоженное стадо.
б) И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьянённые весной,
Бабочки ночные.
в) Провыла мина волком,
Рассвет качнулся мглист,
И, раненный осколком,
Споткнулся баянист.
г) Здесь солнце держат в чёрном теле,
И так оно истощено,
Что даже светит еле-еле
И не приходит под окно.
д) Шуршит свинец в несжатой ржи,
В некошеной траве,
Мы защищали рубежи
На подступах к Москве.
2. Работа над выписанными словами.
3. а) – А теперь запишем текст под диктовку. Найдите в нём причастия и отглагольные прилагательные с «Н», выделите в них суффиксы, подчеркните как члены предложения.
- Обратите внимание на другие случаи орфографии, а также объясните постановку знаков препинания. Отметьте малознакомые вам слова. Объясните их лексическое значение (текст на слайде 7.)
б) Проверка поставленной задачи с объяснением.
VII. Подведение итога урока.
VIII. Собственная оценка работы на уроке учащимися.
Обсуждение объективности выставленных оценок (с учётом мнения учителя)
IX. Домашнее задание.
- После урока вы напишете изложение по тексту, который я сейчас прочитаю. Перед вами рабочие тетради. Всё, что вы запомните, а также наброски плана изложения вы можете записать в них.
Текст – на изучаемое правило. Осенний лес.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика, отставшего от своих друзей-грибов. Тонко просвистит рябчик, прокличут в небе журавли, пролетающие косяком.
Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идёшь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен и чист воздух, напоён ароматами, прозрачна вода в лесных ручьях. Певчие птицы, готовящиеся к отлёту, торопливо подгоняют уже подросших птенцов. Иногда затрещит в лесу дрозд, застучит дятел, сидящий на сухом дереве. Ещё зелёный стоит на краю леса старый развесистый дуб, роняющий на землю спелые жёлуди.
(По И.Соколову-Микитову) - Советую вам написать изложение сразу же после урока. Успехов вам в выполнении творческой работы.
|
|
|