|
На уроке английского языка
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА
НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Начало урока характеризуется не только сообщением темы, плана урока, но и обсуждением организации учебной деятельности в ходе урока, отдельных этапов урока, совместным с учащимися формулированием целей и задач урока и способов их достижения, введением в атмосферу иноязычной речи, установлением контакта с учащимися и настрой на продуктивное общение.
Общение – это не только основа формирования и развития личности, но и необходимое условие человеческой жизнедеятельности, раскрытия его творческой активности. Современное общество предъявляет высокие стандарты к инициативности, компетентности человека в общении. Проблема современных подростков-выпускников школ заключается в недостатке арсенала коммуникативных умений и навыков, которые помогали бы им адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях. Трудности и противоречия современной жизни, объективно отталкивающие людей друг от друга, создают атмосферу страха, вызывают ощущение «одиночества в толпе», рождает чувство неуверенности, замешательства. Выполнение специальных упражнений помогает развивать способность личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, помогает решать проблемы межличностного и делового общения, вырабатывать жизненно важные навыки. В учебной ситуации подростки могут экспериментировать с разными стилями общения, усваивать и отрабатывать новые умения и навыки взаимодействия, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность.
Организационный момент необходим для мобилизации языкового материала, соответствующего теме, и включение в языковую среду, которые позволяют перейти к содержательной части урока, а так же для создания благоприятной психологической атмосферы (эмоциональная разрядка, снижение усталости, повышение уровня внимания, установление контакта в группе). Для установления эмоционального контакта можно использовать упражнение-игру «Round about». Учащиеся передают по кругу (бросают друг другу) мяч («round») и высказываются о («about») своих чувствах, физическом и эмоциональном состоянии, настроении. Это упражнение может быть монологическим, когда каждый ученик высказывается одной фразой, без комментариев и вопросов со стороны других участников игры; а может стать диалоговым, если в ответ на высказывание последуют вопросы или комментарии. Например: I’m fine (not so good, not bad, so-so, terrible, sleepy, humorous, and excited) I’m in good (bad) mood today I feel like singing and dancing today, because it’s my birthday I don’t feel like writing, because I have no copy book Между учителем и учеником может состояться такой диалог Т - How are you ? Р - I’m terrible today Т - Why are you feeling so bad? Р - Because I have a headache.
Р - I’m afraid of test Т - Have you done your homework? Р - I had no time, because I had a birthday party yesterday
Можно разнообразить это упражнение, используя невербальные средства (пантомима, рисунок). Это позволяет развивать навык интерпретации невербальной информации, с другой стороны, практиковать правильное интонационное оформление речи и употребление вопросительных предложений. Например, то же самое задание может быть выполнено в другой последовательности: Ученик 1 – принимает определенную позу или изображает на лице свое состояние, Ученик 2 – вопросом-переспросом уточняет, правильно ли он понял “Are you sleepy today?”; Ученик 1 подтверждает и объясняет, почему у него такое состояние (если поставлена такая задача), если Ученик 2 не угадал, то пытается другой и т.д.
Бывают случаи, когда учащимся трудно говорить о своем эмоциональном состоянии из-за внутренней скованности, неустановленного контакта в группе или просто из-за нехватки языковых средств. Преодолеть это можно, интерпретируя это упражнение следующим образом: учитель заготавливает маски (это более трудоемко, но и более увлекательно, напоминает театрализованное действие) или карточки с изображением разных эмоциональных состояний. Они прикрепляются на спины участникам игры. Сами «носители» не знают, что изображено у них, но видят изображение партнера. Задание: в пантомиме передать содержание изображения, а «носители», задавая вопросы-переспросы (Am I sad? Have I a headache?), пытаются угадать. Можно предложить самим учащимся изготовить такие маски, карточки дома.
Используя такие упражнения-игры, учитель всегда может отследить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть какие-то негативные ощущения. Этой цели может служит и упражнение с условным названием «Комплимент» (название отражает суть высказываний учащихся – это вербальное выражение положительных эмоций по отношению партнеру). Данное упражнение помогает установлению и поддержанию контакта, как результат - достижение состояния готовности к общению; способствует установлению благоприятного психологического климата для дальнейшей коммуникации; влияет на изменение состояния, самочувствия, поведенческих установок.
Обычный диалог формата «Hello! How are you ? – Fine, thanks» не устраивает, так как ответы на поставленный вопрос могут быть отрицательно окрашены «So-so. Not very good. Not bad. Terrible!»
Конечно, диалог можно продолжить, осведомившись о причинах плохого настроения, но не всегда ответ на этот вопрос бывает адекватным (правдивым или правильным с языковой точки зрения), и тогда цель данного коммуникативного акта - установление контакта, положительный настрой – не будет достигнута. Поэтому данное упражнении подразумевает перевод такого диалога из разряда фактического общения в разряд полноценного коммуникативного акта, комплексная цель которого включает положительную мотивацию на урок с одной стороны; максимально быстрое введение в иноязычную языковую среду с активизацией необходимых для последующей работы языковых структур с другой; формирование коммуникативных навыков в рамках социальных норм с третьей. Это же упражнение возможно использовать и как рефлексивное в конце урока. В этом случае его задачей на первом месте остается поддержание положительной мотивации, а на втором – подведение итогов урока, само- и взаимооценивание результатов работы, на третьем – повторение пройденного материала для подготовки к домашнему заданию. Если учащиеся еще не знакомы с таким упражнением, необходима короткая беседа о том, что такое комплимент, зачем нужно говорить комплименты, когда это уместно. Варианты упражнений подбираются соответственно учебной ситуации, уровню владения языковым материалом и состоянию психологического климата в классе. Можно предложить использовать следующие варианты упражнения «Комплимент» - Комплимент внешности. Посмотри на своего партнера и скажи ему, как он сегодня выглядит, используй известные тебе прилагательные для описания внешности. Начни свое высказывание с обращения по имени. Используй модель «Ты сегодня такой…!» - “You are so … today!” (6 класс тема «Внешность») - Комплимент-похвала Скажи своему другу, что у него хорошо получается. Используй модель “I think, you are good at …” “I think, you can do … very well” (6 класс тем «Характер», 7 класс «Твои успехи») - Комплимент в чувствах. Скажи, какие чувства ты испытываешь, общаясь с одноклассниками. Используй выражения “I feel like …”, “I am happy/ I am glad/ It’s nice to work with you/that you are my friend….”. Можно попросить продолжить фразу объяснением “because you are so …” - «Поделись радостью» Перечисленные выше фразы могут относиться не только к процессу работы и общения с одноклассниками, но вообще к событиям жизни школьников. Интерпретировать это упражнение можно используя известные учащимся глаголы. Это упражнение позволяет отработать употребление инфинитивной конструкции. Например, “I am happy to get a good mark”, “I am glad to meet my friend after holidays”, “It’s so nice to have a picnic on Sunday”, ”It’s wonderful to learn such interesting things about dogs”
Эти упражнения могут использоваться так же и как рефлексивные. Например, Комплимент-похвала: При изучении темы «Характер» по ходу урока выделяются прилагательные, описывающие деловые качества, стиль работы, умственные способности, поведение (clever, quick-minded, cute, active, passive, hard-working, energetic, enthusiastic, helpful, talkative), используя которые, ребята могут подвести итог урока, оценить свою активность и качество, стиль работы на уроке. При этом комплимент не должен звучать лестью, т.е можно предложить варианты моделей “You are so …. and …., but a bit …” - Комплимент –подарок (сюрприз). Сделайте своему другу подарок к празднику. Этот «подарок» может быть визуальным (рисунок), вербальным (обозначить словом), невербальным (пантомима). Используйте фразу “I’d like to give you a … as a present for …(holiday, your birthday, Christmas…)” Можно попросить объяснить, почему выбрали такие подарки друг для друга, и это объяснение тоже может звучать как комплимент. Такое упражнение может сочетаться с другими, например, с комплиментом-пожеланием. - Комплимент–пожелание. Может быть выражен одним словом, сложным предложением, предложением в повелительном наклонении. По назначению это может быть пожелание к празднику, пожелание по случаю, или к уроку. “I wish you a merry Christmas”, “I wish your dog will get better”, “I wish you success on this lesson” В некоторой степени это упражнение помогает проникнуться жизнью товарищей, воспитывать сочувствие, сопереживание. - Комплимент-предложение. Предложи своему другу самое вкусное блюдо, чтобы поднять его настроение. Или предложи провести вместе время. Используй фразы “Let’s do… Let’s go… Let’s have… Let’s eat…” (Подходит для урока повторении по любой теме в 5-7 классах) - Комплимент-совет. Посоветуй своему другу, как лучше провести выходные. Начни фразу так “I’d like you to have a good time at weekends, so I’d like to suggest/ advice/ recommend/ tell…” (8 класс, тема «Путешествие»)
Важно учить отвечать на комплименты: благодарить, давать ответные комплименты. Это позволяет практиковать учащихся в диалогической речи, знакомит с этикетными моделями.
Приведенные выше упражнения являются примером соединения обучения иноязычной речи и элементов психологического тренинга. Используемые на уроке упражнения такого характера можно объединить в следующие группы: 1) Упражнения, формирующие уважительные отношения между учащимися в группе: познакомиться, узнать цели и задачи каждого при работе в группе, создать атмосферу доверия, развивать внимание, формировать интерес к партнерам в группе, мотивировать на дальнейшее совместное обучение 2) Упражнения, помогающие сплочению: создают благоприятную атмосферу для групповой (командной) работы, вырабатывают чувство коллективизма, создают условия для чувства эмоциональной поддержки, развивают самосознание учащихся, ответственность за свою работу в группе и работу группы как единой сплоченной команды 3) Упражнения, развивающие способность к адекватному восприятию, пониманию партнера: позволяют узнать особенности других людей, научиться понимать эмоциональное состояние, преодолеть неприятие, научиться владеть средствами вербального и невербального общения 4) Упражнения, развивающие коммуникативные навыки. Использование этой группы упражнений позволяет преодолеть барьеры в общении, развивать навыки публичных выступлений, навыки выражения и аргументирования собственного мнения 5) Упражнения, позволяющие формировать рефлексивные навыки.
1) Что со мной произошло
| Учащиеся коротко в 3 предложениях рассказывают друг другу о том, какие интересные события в их жизни произошли накануне. Затем, меняясь в парами, пересказывают друг другу услышанное. Тренируются грамматические и лексические структуры, внимательность, память.
| 2) Печатная машинка
| Распределить среди учащихся группы карточки с буквами алфавита. Предложить «напечатать» слова , поднимая в определенной очередности карточки. Для упражнения целесообразно брать активную лексику урока. Обучает взаимодействию, тренирует способность быстро реагировать, помогает запомнить написание слов
| 3) Счетная машинка
| Задание похоже на игру «Печатная машинка», но с использование карточек с цифрами
| 4) Ассоциации
| Команды подбирают ассоциативный ряд к какому-нибудь слову из активной лексики, другая команда должна догадаться, о чем идет речь. Можно дать задание дополнить ассоциограмму противоположной команды
| 5) Кто есть кто
| Упражнение на сопоставление понятий (черт характера, форм поведения) и их определений. Позволяет обратиться к анализу поведенческих реакций, самоанализу характера. Очень важно для подростков.
| 6) Если бы я был
| Представьте себя известным человеком, человеком какой-нибудь профессии и скажите, что бы вы сделали, если бы оказались в какой-то ситуации. Позволяет пофантазировать, попытаться проиграть ситуацию и спрогнозировать результаты своих поступков.
| 7) Интонации и настроение
| На карточках обозначены различные эмоциональные состояния. Дается фраза, которую нужно произнести с учетом указанного настроения. Можно дополнить задание – нужно угадать какое состояние попытался изобразить ученик. Это упражнение помогает научиться понимать эмоциональное состояние других людей и правильно реагировать. Можно сочетать с одним из вариантов упражнения «Комплимент.»
| 8) Компот
| Учитель называет какой-нибудь признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре. Упражнение позволяет учащимся получить дополнительную информацию друг о друге, тренирует внимание.
| 9) Цепочка
| Учитель (или один из учащихся) начинает игру высказывая какое-нибудь положение, например, «Я люблю есть орехи и играть на гитаре» Остальные учащиеся, если их мнение совпадает с высказанным предыдущим игроком, встают рядом с ним, беря за руку с той стороны, какое положение они выбирают и проговаривают, с чем согласны. В результате цепочка должна замкнуться, как символ того, что интересы учащихся в группе совпали. Темы для высказываний могут содержать любые необходимые для урока лексические и грамматические модели. Это упражнение позволяет больше узнать друг о друге, для учителя – помогает в последующем учитывать эту информацию для определения тематики уроков, формирования пар и групп для работы на уроке.
| Использованная литература:
Волкова С.П., Соловцова Е.Е., «Психология и культура делового общения. Программа тренинга», журнал «Школьные технологии», №6, 2002г
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей» /под ред. Н.П.Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
|
|
|
| |
|
|