Главная страница


Наталья Мирославовна Щепкова Югорск 2012 Содержание I. пояснительная записка



НазваниеНаталья Мирославовна Щепкова Югорск 2012 Содержание I. пояснительная записка
страница5/6
Дата18.04.2016
Размер1.18 Mb.
ТипПояснительная записка
1   2   3   4   5   6
Тема 4. Развитие вокальной артикуляции

Теория

Навык красивого и выразительного пения: дикция и артикуляция.

Практика.

Упражнения на гласные (пропевание гласных в определенной последовательности).

Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и чётко.
Тема 5. Развитие музыкального слуха, голоса, памяти

Теория

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

●слуховое сосредоточение и вслушивание в показ педагога с целью после дующего анализа услышанного;

●повторение отдельных звуков за инструментом;

●пение по цепочке.

Расширение диапазона детского голоса. Основные приёмы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

●представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;

●вокализация певческого материала лёгким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука, а также для снятия фарсировки;

целенаправленное управление дыхательными движениями;

●вариативность заданий при повторении упражнений и заучивании песенного материала за счёт способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности.

Практика

Упражнения: различные виды мелодического движения (↑↓) и различные интервалы.

Тема 6. Развитие чувства ритма

Теория

Знакомство с ритмами, такими как: драйв – акцент на каждую долю; свинг –

постоянное отклонение ритма, опережение или запаздывание от опорных долей; граунд-бит – основной удар.

Практика

Цикл упражнений – сложные ритмические рисунки, построенные на пунктирном и синкопированном ритме. Пропевание мелодии с отстукиванием определенного ритма в ладоши или на палочках.

Основные стили и направления эстрадной и джазовой музыки

Теория

Стили и направления эстрадной музыки.

Стили и направления джазовой музыки.

Популярные певцы эстрадной и джазовой музыки.

Актёрское мастерство

Тема 4. Ритмические, танцевальные движения

Теория

Работа над сценическим образом.

Знакомство с танцевальными ритмами, а так же элементами движений.

Практика

Показ и выполнение движений с танцевальным ритмическим рисунком.

Тренировочные упражнения, танцевальные движения под музыку. Разучивание простых танцевальных движений.

Песенное творчество

Тема 1. Работа над текстом, мелодией, ритмом, эмоциональной передачей содержания песни

Теория

Показ – исполнение песни, прослушивание фонограммы. Раскрытие содержания песни, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности.

Практика

Разучивание текста, мелодии, работа над отдельными фразами, без текста.

Работа над текстом без мелодии (проговаривание на дыхании) соединение отдельных фраз, используя вокальные упражнения, работа над звукообразованием. Разучивание второго голоса или подпевок в песне. Работа над эмоциональной передачей содержания песни и решение актерских задач.

Следующий этап – пение под фонограмму.

Работа с техническими атрибутами

Теория

Совершенствование навыков работы с микрофоном, фонограммой.

Практика

Правильная подача голоса в микрофон. Правильное использование микрофона в зависимости от высоты звука. Запись голоса в студии.

Концертная деятельность

Теория

Культура поведения на сцене, за кулисами и в пути следования на мероприятие. Бережное отношение к сценическому костюму.

Практика

Участие детей в различных мероприятиях центра, города, округа. Умение реализовывать приобретённые знания, умения и навыки на практике.

Итоговое занятие

Теория

Краткий обзор пройденного материала.

Практика

Терминологический опрос. Комплекс упражнений.

Исполнение песенного репертуара.

5 год обучения

Вводное занятие

Теория

Встреча с детьми. Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами поведения и требованиями к учащимся в Центре. Проводится инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите.

Беседа об охране голоса и основных правилах пения в период мутации.

Практика

Тестирование, прослушивание детей, беседа. Проверка и анализ музыкальных способностей.

Эстрадная музыка 20 века

Теория

История эстрадной музыки 20 века.

Популярные исполнители эстрадной песни.

Жанры вокальной музыки

Теория

Беседа о вокальных жанрах.

Совершенствование вокально-певческих навыков

Тема 1. Певческая установка

Теория

Основные особенности положения корпуса, головы. Основные положения мышц лица, их значимость. Работа мышц лица. Дирижёрский жест.

Практика

Показ положительного и отрицательного воздействия корпуса на певческий процесс.

Выработка правильной осанки (положение головы, корпуса), через упражнения и показ педагога.

Понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончания).

Тема 2. Совершенствование певческого дыхания

Теория

Организация дыхания, связанного с ощущением опоры.

Укрепление певческого дыхания.

Практика

Упражнения на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции.

Тема 3. Совершенствование вокального тембра и звука

Теория

Сохранение устойчивого положения гортани. Развитие тембра.

Красивый, индивидуальный тембр. Подвижность и гибкость голоса.

Выработка динамических оттенков.

Практика

Упражнения, содержащие движение по аккордовым звукам, опевание, прилегающие звуки, скачки на кварту, квинту, октаву.

Упражнения с различными приёмами: non legato, legato, staccato, опевания. субтон, вибрато, прямой звук, фруллато, с динамической атакой звука.

Тема 4. Развитие вокальной артикуляции

Теория

Навык красивого и выразительного пения: дикция и артикуляция.

Практика

Упражнения на гласные (пропевание гласных в определенной последовательности).

Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и чётко.

Тема 5. Развитие музыкального слуха, голоса, памяти

Теория

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

● слуховое сосредоточение и вслушивание в показ педагога с целью последующего анализа услышанного;

● повторение отдельных звуков за инструментом;

● пение по цепочке.

Расширение диапазона детского голоса. Основные приёмы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

● представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;

● вокализация певческого материала лёгким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука, а также для снятия фарсировки;

● целенаправленное управление дыхательными движениями;

● вариативность заданий при повторении упражнений и заучивании песенного материала за счёт способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности.

Практика

Упражнения: различные виды мелодического движения (↑↓) и различные интервалы.

Тема 6. Развитие чувства ритма

Теория

Работа с ритмами, такими как: драйв, свинг, граунд-бит.

Практика

Цикл упражнений – сложные ритмические рисунки, построенные на пунктирном и синкопированном ритме.

Пропевание мелодии с отстукиванием определённого ритма в ладоши.

Упражнения в энергичной манере исполнения с акцентировкой каждой доли.

Актёрское мастерство

Тема 4. Ритмические, танцевальные движения

Теория

Работа над сценическим образом.

Знакомство с танцевальными ритмами, а так же элементами движений.

Практика

Показ и выполнение движений с танцевальным ритмическим рисунком.

Тренировочные упражнения, танцевальные движения под музыку. Разучивание простых танцевальных движений.

Песенное творчество

Тема 1. Работа над текстом, мелодией, ритмом, эмоциональной передачей содержания песни

Теория

Показ – исполнение песни, прослушивание фонограммы. Раскрытие содержания песни, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности.

Практика

Разучивание текста, мелодии, работа над отдельными фразами, без текста.

Работа над текстом без мелодии (проговаривание на дыхании) соединение отдельных фраз, используя вокальные упражнения, работа над звукообразованием. Разучивание второго голоса или подпевок в песне. Работа над эмоциональной передачи содержания песни и решение актерских задач.

Следующий этап – пение под фонограмму.

Работа с техническими атрибутами

Теория

Совершенствование навыков работы с микрофоном, фонограммой.

Практика

Правильная подача голоса в микрофон. Правильное использование микрофона в зависимости от высоты звука. Запись голоса в студии.

Концертная деятельность

Теория

Культура поведения на сцене, за кулисами и в пути следования на мероприятие. Бережное отношение к сценическому костюму.

Практика

Концертные выступления.

Итоговое занятие

Теория

Краткий обзор пройденного материала.

Практика

Терминологический опрос. Комплекс упражнений.

Исполнение песенного репертуара.

IV. Методическое обеспечение программы

Особенности организации занятий:

Основная цель всего курса обучения – научить детей петь технологически грамотно, эмоционально и образно. Важно научить детей петь профессионально и артистично.

Основным средством и способом реализации программы является четкое планирование каждого занятия за счет сбалансированности поставленной конкретной цели и ожидаемого результата. Руководствуясь основным педагогическим принципом доступности, необходимо избегать постановки нереальных, заведомо сложных задач. Та или иная цель как результат, в данном случае, для каждого ребенка ставиться индивидуально. Такой подход обеспечивает постоянное, пошаговое приобретение всех знаний, умений и навыков в необходимом ритме для каждого ребенка. Организация учебной деятельности осуществляется в соответствии с возрастными психологическими особенностями. Для младшего возраста детей характерны любознательность, восприимчивость, эмоциональность. Дети стремятся быть хорошими учениками, получают удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания.

Кроме того, учение — первый вид социальной деятельности, с которым сталкивается ребёнок. Поэтому активность в обучении представляет собой одновременно и условия, и результат, и средство формирования личности младшего возраста.

Приобщение детей к творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу и обеспечить общий жизнерадостный настрой всех участников учебного процесса, вводится установка на здоровую конкуренцию и коллективизм.

Для того чтобы занятия не были утомительными, для детей проводятся игровые и тематические перемены, на которых дети могут лучше познакомиться друг с другом, со своими сверстниками из других творческих объединений, поделиться своими впечатлениями и просто заняться подвижными играми.

Особенности организации образовательного процесса

Общая направленность процесса предполагает реализацию следующих дидактических принципов:

● индивидуальность подходов к детям; активизация их восприятия, образного мышления и творческой инициативы.

● комплексное освоение эстрадно-песенного материала, последовательности в освоении.

Основная задача педагога – дать возможность детям почувствовать себя спокойно и непринужденно, осознать, что каждого ребенка направленно благожелательное и требовательное внимание.

Основные задачи занятий:

● сформировать навыки сольного исполнения с наиболее эффективным и

правильным использованием приобретенных вокальных и слуховых навыков.

● научить детей работать индивидуально и в ансамбле.

● научить свободному ориентированию в работе с техникой (микрофон,

фонограмма).

● исполнение песенного репертуара.

В ходе индивидуальных и групповых занятий дети овладевают вокальными навыками и совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр, тренируют дыхание, постепенно доводя все это до максимально приближенного к профессиональному.

Учебные занятия строятся по одному плану:

1. Разогрев вокального аппарата:

● несколько дыхательных упражнений;

● небольшие попевки в пределах квинты закрытым ртом или на гласных – «о», «а», «е».

2. Работа над правильным вокальным формированием звука:

●пение на одной ноте различных слогов: «ми», «мэ», «ма», «мо», «му» - для сглаживания.

3. Работа над дикцией.

4. Работа над песней.

Вокальные упражнения имеют первостепенное значение в работе над исполнительской техникой, так как именно этот вид инструктивного материала даёт наибольший эффект, особенно на начальном этапе. Варианты упражнений, попевок могут быть разнообразными.

На начальном этапе вокальные занятия должны содержать в себе некоторые ограничения:

● нельзя перегружать голосовой аппарат ребенка;

● не целесообразно на начальном этапе ставить перед ребенком серьезные вокальные задачи.

Работа над совершенствованием вокально-певческих навыков (дыханием, тембром, формированием звука, дикцией), как уже отмечалось, проходит на протяжении всего курса вокальной подготовки.

При обучении эстрадному пению предусмотрено использование взаимодополняющих, ориентированных на единую цель методов.

С целью активизации учебного процесса выделю следующие

методы работы по программе:

Для успешного и результативного обучения детей по образовательной программе я применяю следующие методы и формы, описанные в общепедагогической теории авторами: И.П. Подласый, П.И. Пидкасистый, Ю.А. Конаржевский:

  • словесный (устное изложение теории, беседа, анализ текста, структуры песни);

  • репродуктивный - (объяснение правильности выполнения вокальных упражнений, элементов певческой посадки с одновременной демонстрацией, задача детей – понять и воспроизвести; показ видеоматериалов, слушание видеозаписей, показ педагогом, наблюдение);

  • практический (основой является практическая деятельность обучающихся в активной работе над исполнительской вокальной техникой, которая позволяет развивать профессиональные навыки, элементы эстрадного танца);

  • самостоятельная работа (формирует развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирует навыки учебного труда;

  • проблемно-поисковый, т.е. создание и решение проблемной ситуации, например, при создании хореографического образа вокальной композиции.

  • контроля и самоанализа (диагностика; самооценка; участие в концертах, конкурсах города, округа и России);

Также в своей практике я опираюсь на авторские методики Н.З. Андриановой и С. Риггса. В качестве основных методов этих авторов применяю:

  • метод стилевого подхода нацелен на постепенное формирование у детей

осознанного стилевого восприятия вокального произведения;

  • метод системного подхода направлен на достижение целостности и

единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы);

  • метод импровизации и сценического движения нацелен на формирование умения держаться и двигаться на сцене, умело исполнять вокальные произведения, быть раскрепощенными перед зрителями и слушателями.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Большое значение имеет непринужденная обстановка на занятиях, обеспечивающая проявление индивидуальных возможностей каждого ребенка. Доброжелательные отношения создают в объединении атмосферу дружбы, доверия и открытости. Необходимо создать коллектив, в котором царит дух взаимопомощи, дружелюбного и искреннего отношения друг к другу.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая;

  • сводная.

Формы проведения занятий:

    • репетиция;

    • открытые занятия;

    • контрольные занятия;

    • презентация;

    • концерт, конкурс, фестиваль.


IV. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-технические условия:

Материальное обеспечение:

Для реализации программы необходим специально оборудованный кабинет в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиНа. Помещение должно быть светлым, легко проветриваемое, с достаточным дневным и вечерним освещением, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.

Материалы и инструменты:

Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели (стол, стулья, диван), музыкальные инструменты (синтезатор), аппаратура (магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, DVD магнитофон, микрофоны, стойки микрофонные, пюпитр, усилитель, пульт и т.д.), компьютер, необходимые для организации занятий.

Сотрудничество со специалистами:

звукооператор, хореограф, костюмер.
V. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса

Методическое обеспечение:

сборники нот с песнями; DYD, аудио диски и кассеты с песенным репертуаром; фонограммы и караоке; методическая литература; разработка внеклассных мероприятий, открытых занятий.

Для отдыха обучающихся :

игры и физкультурные паузы.


Список используемой литературы
1. С. Фучито, Б. Бейер. Искусство пения и вокальная методика - Лен-д,

«Музыка»,1967.

2. О.В. Далецкий. Самоучитель пения. М., 2003.

3. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. Учите детей петь. М., 1988.

4. Н.Б. Гонтаренко. Сольное пение. Ростов на Дону, 2007.

5. И.В. Анухина. Азбука. СПб., 1994.

6. В. Емельянов. Развитие голоса. СПб., 2000.

7. Г.П. Стулова. Теория и практика работы с детским хором. М., 2002.

8. Н.З. Андрианова. Особенности методики преподавания

эстрадного пения. М., 1999.

9. Сет Риггс. Как стать звездой. М., 2004.

10. А.М. Билль. Чистый голос. М., 2003.

11. А.М. Билль. Образовательная программа детской эстрадной студии

«Музыкальный Фрегат». М., 2000.

12. А. Антошин. Методические рекомендации для преподавателей

подготовительных групп детских музыкальных школ по сольфеджио и

ритмике. М., 1986.

13. А.Н. Хачатуров. Аудио-школа. Эстрадный вокал. М., 1999.

14. К. Виноградов. Работа над дикцией в хоре. М.,1967.

15. В. Балашов. Советский джаз. М., 1987.

16. О. Апраксина. Методика развития детского голоса. М., 1983.

17. В. Багадуров. Вокальное воспитание детей. М., 1980.

18. В. В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса. М.,1999.


Словарь специальных терминов

Аккомпанемент – музыкальное сопровождение.

Аранжировка – переложение.

Артикуляция – способ исполнения звуковой последовательности голосом с различной степенью слитности или расчленённости звуков.

Атака - (атасса)в пении обозначают переход голосового аппарата от дыхательного состояния к певческому. Мягкая атака звука - одновременное смыкание голосовых связок и посыла дыхания. Твёрдая атака звука - плотное смыкание связок до начала звука и их быстрое размыкание, звук получается точным, ярким. Придыхательная атака звука - голосовые связки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха, что и создаёт своеобразное придыхание.

Ансамбль – означает совместное исполнение. В соответствии с количеством исполнителей ансамбль называется дуэтом (для двух исполнителей), трио (для трёх), квартетом (для четырёх), квинтетом и т. д.
1   2   3   4   5   6