Главная страница


Наталья Мирославовна Щепкова Югорск 2012 Содержание I. пояснительная записка



НазваниеНаталья Мирославовна Щепкова Югорск 2012 Содержание I. пояснительная записка
страница4/6
Дата18.04.2016
Размер1.18 Mb.
ТипПояснительная записка
1   2   3   4   5   6
Тема 1. Певческая установка

Теория

Основные особенности положения корпуса, головы. Основные положения мышц лица, их значимость. Работа мышц лица. Знакомство с дирижёрским жестом.

Практика

Показ положительного и отрицательного воздействия корпуса на певческий процесс. Выработка правильной осанки (положение головы, корпуса), через упражнения и показ педагога.

Понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).

Тема 2. Формирование певческого дыхания

Теория

Понятие дыхания. Типы певческого дыхания: ключичное, грудное, нижнереберное, диафрагмичное или брюшное.

Освоение брюшного типа дыхания: координированный вдох и выдох «животом».
Практика

Показ «вдох» и «выдох». Смена положения корпуса (стоя, сидя, лежа). Выполнение упражнений на основе дыхательной гимнастики.

Тренировка мышц диафрагмы.

Тема 3. Формирование вокального тембра и звука

Теория

Понятие тембра и звука. Образование звука. Основа пения – гласные звуки. Строение и работа вокального аппарата.

Формирование ровного тембрового звучания по всему рабочему диапазону.

Чистое интонирование звука.

Виды атак звука: мягкая, твёрдая и придыхательная.

Практика

Пение упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: секунда, терция, кварта.

Пение нисходящих и восходящих интервалов и мелодий со скачками при

постепенном увеличении ширины скачка.

Упражнения и попевки на гласные А, У, Ю. Упражнения на развитие ровности тембрового звучания и на лёгкость и подвижность голоса.

Тема 4. Развитие вокальной артикуляции

Теория

Понятие дикции. Понятие артикуляции. Научить разогревать артикуляционный аппарат. Формирование гласных и согласных в пении. Положение гортани при речевой и певческой артикуляциях.

Практика

Гимнастика для губ и языка.

Упражнения на гласные (пропевание гласных в определенной последовательности).

Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и чётко. Распевки – скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, тщательно выговаривая слова.
Тема 5. Развитие музыкального слуха, голоса, памяти

Теория

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

● слуховое сосредоточение и вслушивание в показ педагога с целью последующего анализа услышанного;

повторение отдельных звуков за инструментом;

● пение по цепочке.

Расширение диапазона детского голоса. Основные приёмы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

● представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;

● вокализация певческого материала лёгким стаккатированным звуком на гласный звук «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука, а также для снятия фарсировки;

целенаправленное управление дыхательными движениями;

● вариативность заданий при повторении упражнений и заучивании песенного материала за счёт способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности.

Практика

Упражнения: различные виды мелодического движения (↑↓) и различные интервалы.

Тема 6. Развитие чувства ритма

Теория

Понятие ритм, виды ритма.

Практика

Цикл упражнений – лёгкие ритмические рисунки. Пропевание мелодии с отстукиванием определённого ритма в ладоши или на палочках.

Музыкальный букварь

Тема 1. Знакомство с музыкальными терминами

Теория

Основные музыкальные термины.

Практика

Знание музыкальной терминологии позволяет выработать у учащихся профессиональный подход к своему творчеству.

Тема 2. Нотная грамота

Теория

Правописание нот, знаков, скрипичного ключа и другие обозначения. Понятие такта, размера.

Практика

Письменные упражнения по освоению нотного почерка. Чтение нот в скрипичном ключе. Штрихи, оттенки, знаки музыкальной выразительности.

Песенное творчество

Тема 1. Работа над текстом, мелодией, ритмом, эмоциональной передачей содержания песни

Теория

Показ – исполнение песни, прослушивание фонограммы. Раскрытие содержания песни, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности.

Практика

Разучивание текста, мелодии, работа над отдельными фразами, без текста.

Работа над текстом без мелодии (проговаривание на дыхании) соединение отдельных фраз, используя вокальные упражнения, работа над звукообразованием. Работа над эмоциональной передачей содержания песни и решение актерских задач. Следующий этап – пение под фонограмму.

Актёрское мастерство

Тема 1. Азбука жестов

Теория

Основные движения, позы, характерные для животных, любимых игрушек и их нахождение в музыкальных произведениях интонаций.

Практика

Показ движений – кошки, собаки, коровы, жука, лошади, лебедя и др.

Тема 2. Декламация

Теория

Понятие декламации. Освоение декламации на дыхании на основе изучения стихов.

Практика

Чтение стихов, контролируя дыхание, актерски передавая содержание.

Тема 3. Этюды на развитие актёрских способностей

Теория

Особенности и передача актёрского образа.

Практика

Передача эмоционального состояния – радости, восторга, удивления, печали и т.д. в упражнениях, этюдах.

Тема 4. Ритмические, танцевальные движения

Теория

Знакомство с танцевальными ритмами, а так же элементами движений.

Практика

Показ и выполнение движений с танцевальным ритмическим рисунком.

Тренировочные упражнения, танцевальные движения под музыку. Разучивание простых танцевальных движений.

Работа с техническими атрибутами

Теория

Понятие микрофон. Понятие фонограмма. Знакомство с микрофонами, фонограммой.

Практика

Показ педагога, как пользоваться технической атрибутикой.

Работа в студии с микрофоном и фонограммой.

Итоговое занятие

Теория

Краткий обзор пройденного материала.

Практика

Терминологический опрос. Исполнение песенного репертуара.

2 год обучения

Вводное занятие

Теория

Встреча с детьми. Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также повторение правил поведения и требований к учащимся в Центре. Проводится инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите.

Беседа об охране голоса.

Практика

Тестирование, прослушивание детей, беседа.

Формирование вокально-певческих навыков

Тема 1. Певческая установка

Теория

Повторение основных особенностей положения корпуса, головы. Основные положения мышц лица, их значимость. Работа мышц лица. Основные дирижёрские жесты.

Практика

Выработка правильной осанки (положение головы, корпуса), через упражнения и показ педагога. Показ положительного и отрицательного воздействия корпуса на певческий процесс.

Понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).

Тема 2. Формирование навыка певческого дыхания

Теория

Освоение брюшного типа дыхания: координированный вдох и выдох «животом». Умение правильно делать вдох и распределять выдох до конца фразы, не брать дыхание в середине слова. Работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры. Понятие цепного дыхания.

Практика

Показ «вдох» и «выдох». Упражнения на развитие и укрепление правильного дыхания.

Тема 3. Формирование вокального тембра и звука

Теория

Повторение и закрепление теоретических сведений пения в эстрадной манере: звук на опоре, высокая позиция звучания, правильное формирование гласных, мягкая атака. Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся нижняя челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый звук. Работа над чистым интонированием.

Практика

Применение теоретических знаний в упражнениях.

Объяснение и показ голосом педагога примеров того или иного вокального приёма.

Тема 4. Развитие вокальной артикуляции

Теория

Формирование гласных и согласных в пении. Положение гортани при речевой и певческой артикуляциях. Чёткое произношение согласных в скороговорках, текстах песен.

Практика

Упражнения на гласные (пропевание гласных в определенной последовательности).

Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и чётко. Распевки – скороговорки.

Тема 5. Развитие музыкального слуха, голоса, памяти

Теория

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

● слуховое сосредоточение и вслушивание в показ педагога с целью последующего анализа услышанного;

● повторение отдельных звуков за инструментом;

● пение по цепочке.

Расширение диапазона детского голоса. Основные приёмы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

● представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;

● вокализация певческого материала лёгким стаккатированным звуком на гласный звук «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука, а также для снятия фарсировки;

● целенаправленное управление дыхательными движениями;

● вариативность заданий при повторении упражнений и заучивании песенного материала за счёт способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности.

Практика

Упражнения: различные виды мелодического движения (↑↓) и различные интервалы.

Тема 6. Развитие чувства ритма

Теория

Метроритмическое единство. Отработка ритмических рисунков (пунктирный и синкопированный ритм).

Практика

Комплекс упражнений – сложные ритмические рисунки, построенные на пунктирном и синкопированном ритме. Пропевание мелодии с отстукиванием определённого ритма в ладоши или на палочках.

Актёрское мастерство

Тема 1. Азбука жестов

Теория

Основные движения, позы, характерные для животных, любимых игрушек и их нахождение в музыкальных произведениях интонаций.

Практика

Показ движений – кошки, собаки, коровы, жука, лошади и др.

Тема 2. Декламация

Теория

Понятие декламации. Освоение декламации на дыхании на основе изучения стихов.

Практика

Чтение стихов, контролируя дыхание, актёрски передавая содержание.

Тема 3. Этюды на развитие актёрских способностей

Теория

Особенности и передача актёрского образа.

Практика

Передача эмоционального состояния – радости, восторга, удивления, печали и т.д. в упражнениях, этюдах.

Тема 4. Ритмические, танцевальные движения

Теория

Знакомство с танцевальными ритмами, а так же элементами движений.

Практика

Показ и выполнение движений с танцевальным ритмическим рисунком.

Тренировочные упражнения, танцевальные движения под музыку. Разучивание простых танцевальных движений для шоу-номера.

Песенное творчество

Тема 1. Работа над текстом, мелодией, ритмом, эмоциональной передачей содержания песни

Теория

Показ – исполнение песни, прослушивание фонограммы. Раскрытие содержания песни, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности.

Практика

Разучивание текста, мелодии, работа над отдельными фразами, без текста.

Работа над текстом без мелодии (проговаривание на дыхании) соединение отдельных фраз, используя вокальные упражнения, работа над звукообразованием. Работа над эмоциональной передачей содержания песни и решение актёрских задач. Следующий этап – пение под фонограмму.
Работа с техническими атрибутами

Теория

Микрофон, фонограмма.

Практика

Показ педагога, как пользоваться технической атрибутикой.

Работа в студии с микрофоном и фонограммой.

Итоговое занятие

Теория

Краткий обзор пройденного материала.

Практика

Терминологический опрос. Исполнение песенного репертуара.

3 год обучения

Вводное занятие

Теория

Встреча с детьми. Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами поведения и требованиями к учащимся в Центре. Проводится инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите.

Беседа об охране голоса.

Практика

Тестирование, прослушивание детей, беседа. Проверка и анализ музыкальных способностей.

Совершенствование вокально-певческих навыков

Тема 1. Певческая установка

Теория

Повторение основных особенностей положения корпуса, головы. Основные положения мышц лица, их значимость. Работа мышц лица. Дирижёрский жест.

Практика

Выработка правильной осанки (положение головы, корпуса), через упражнения и показ педагога. Показ положительного и отрицательного воздействия корпуса на певческий процесс.

Понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).

Тема 2. Совершенствование певческого дыхания

Теория

Организация дыхания, связанного с ощущением опоры. Укрепление певческого дыхания.

Практика

Упражнения на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования при пении и на формирование правильной позиции.

Тема 3. Совершенствование вокального тембра и звука

Теория

Сохранение устойчивого положения гортани. Расширение диапазона голоса. Выравнивание звучности голоса на всём диапазоне. Развитие тембра.

Выработка красивого, индивидуального тембра. Понятие резонанса. Головной, грудной, центральный резонаторы. Высокая певческая позиция. Перенос звучание голоса в голову (головной регистр).

Понятие микст. Смешение регистров. Понятие филирование звука.

Виды атак звука – твёрдая, мягкая, придыхательная.

Практика

Упражнения для развития резонаторных ощущений. Упражнения на развитие подвижности голоса. Упражнения на тесситурные скачки, гаммы, арпеджио. Упражнения на выравнивание регистров.

Тема 4. Развитие вокальной артикуляции

Теория

Навык красивого и выразительного пения: дикция и артикуляция. Близкое чёткое произношение, стабилизация всего ротоглоточного рупора, активность губ и языка.

Практика

Упражнения на гласные (пропевание гласных в определенной последовательности). Распевки – скороговорки.

Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и чётко.

Тема 5. Развитие музыкального слуха, голоса, памяти

Теория


Основные типы голосов.

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового

восприятия и вокально - слуховых представлений:

●слуховое сосредоточение и вслушивание в показ педагога с целью

последующего анализа услышанного;

● повторение отдельных звуков за инструментом;

●пение по цепочке.

Расширение диапазона детского голоса. Основные приёмы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

● представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;

●вокализация певческого материала лёгким стаккатированным звуком на гласный звук «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука, а также для снятия фарсировки;

● целенаправленное управление дыхательными движениями;

● вариативность заданий при повторении упражнений и заучивании песенного материала за счёт способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности.

Развитие навыков двухголосия.

Практика

Упражнения: различные виды мелодического движения (↑↓) и различные интервалы. Упражнения на построение двухголосия в терцию и квинту.

Тема 6. Развитие чувства ритма

Теория

Знакомство с ритмами, такими как: драйв – акцент на каждую долю; свинг –

постоянное отклонение ритма, опережение или запаздывание от опорных долей; граунд-бит – основной удар.

Понятие синкопа.

Практика

Цикл упражнений – сложные ритмические рисунки, построенные на пунктирном и синкопированном ритме.

Пропевание мелодии с отстукиванием определённого ритма в ладоши или на палочках.

Актёрское мастерство

Тема 1. Ритмические, танцевальные движения

Теория

Знакомство с танцевальными ритмами, а так же элементами движений.

Практика

Показ и выполнение движений с танцевальным ритмическим рисунком.

Тренировочные упражнения, танцевальные движения под музыку. Разучивание простых танцевальных движений.

Песенное творчество

Тема 1. Работа над текстом, мелодией, ритмом, эмоциональной передачей содержания песни

Теория

Показ – исполнение песни, прослушивание фонограммы. Раскрытие содержания песни, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности.

Практика

Разучивание текста, мелодии, работа над отдельными фразами, без текста.

Работа над текстом без мелодии (проговаривание на дыхании) соединение отдельных фраз, используя вокальные упражнения, работа над звукообразованием. Работа над эмоциональной передачей содержания песни и решение актерских задач. Следующий этап – пение под фонограмму.

Работа с техническими атрибутами

Теория

Совершенствование навыков работы с микрофоном, фонограммой.

Практика

Правильная подача голоса в микрофон. Правильное использование микрофона в зависимости от высоты звука. Запись голоса в студии.

Концертная деятельность

Теория

Культура поведения на сцене, за кулисами и в пути следования на мероприятие. Бережное отношение к сценическому костюму.

Практика

Участие детей в различных мероприятиях центра, города, округа.

Умение реализовывать приобретённые знания, умения и навыки на практике.

Итоговое занятие

Теория

Краткий обзор пройденного материала.

Практика

Терминологический опрос. Комплекс упражнений.

Исполнение песенного репертуара.

4 год обучения

Вводное занятие

Теория

Встреча с детьми. Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами поведения и требованиями к учащимся в Центре.

Проводится инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите.

Беседа об охране голоса.

Практика

Тестирование, прослушивание детей, беседа. Проверка и анализ музыкальных способностей.

Формирование вокально-певческих навыков

Тема 1. Певческая установка

Теория

Основные особенности положения корпуса, головы. Основные положения мышц лица, их значимость. Работа мышц лица. Дирижёрский жест.

Практика

Выработка правильной осанки (положение головы, корпуса), через упражнения и показ педагога. Показ положительного и отрицательного воздействия корпуса на певческий процесс.

Понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончания).

Тема 2. Совершенствование певческого дыхания

Теория

Организация дыхания, связанного с ощущением опоры.

Укрепление певческого дыхания.

Практика

Упражнения на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования при пении и на формирование правильной позиции.

Тема 3. Совершенствование вокального тембра и звука

Теория

Сохранение устойчивого положения гортани. Развитие тембра.

Красивый, индивидуальный тембр. Эстрадно – джазовые форшлаги, группетто, пассажи. Знакомство с понятием бэк-вокал. Понятие вибрато.

Практика

Упражнения на трезвучия, арпеджио, опевания, скачки на квинту, октаву.

Упражнения с различными приёмами: non legato, legato, staccato, опевания. субтон, вибрато, прямой звук, фруллато, с динамической атакой звука.


Упражнения с использованием бэк-вокала.

1   2   3   4   5   6