Аккорд – сочетание трёх или более музыкальных звуков различной высоты, звучащих одновременно.
Бемоль – знак альтерации, который понижает звук на полтона.
Бекар – знак альтерации, который отменяет диез и бемоль.
Басовый ключ – ключ фа - знак, который ставится в начале нотного стана и указывает положение на нём одной из нот, а в зависимости от неё и всех остальных.
Бэк – вспомогательные голоса, используемые в качестве дополнительных украшений к основному солирующему голосу. На музыкальном сленге – «подпевка».
Вибрато – это пульсация голоса с частотой 6-7 раз в секунду, так быстро, что оно почти незаметно, отклонение не больше полутона, как правило, вниз.
Вокальная музыка – это музыка, предназначенная для пения с аккомпа-
нементом музыкальных инструментов или без сопровождения, соло, в ансамбле или хором. К вокальной музыке относятся песни, романсы, хоры, кантаты, оратории, оперы.
Вокальная музыка - музыка, предназначенная для пения.
Вокальное искусство - вид музыкального исполнения, основанный на мастерстве владения певческим голосом. Вокальное исполнение бывает сольным (одиночным), ансамблевым (групповым) и хоровым (массовым).
Вокальный слух — это способность определять качество певческого звука, умение распознавать недостатки голосов.
Высота звука – положение ноты на нотном стане.
Генеральная репетиция – последняя полная репетиция перед проведением концерта.
Глиссандо – приём вокального мастерства, дающий красочный «скользящий» переход от звука к звуку.
Граул – приём в пении - хриплое, рычащее звучание.
Громкость звука – одно из основных свойств звука, т.е. сила звучания.
Джаз – вид музыкального искусства. Джаз покоится на трёх китах:
специфическое извлечение звука, импровизация и свинг.
Диез – знак альтерации, который повышает звук на полтона.
Диапазон – расстояние от самого нижнего звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого.
Дирижёр – музыкант, руководитель художественного коллектива.
Длительность звука – продолжительность звучания.
Динамические оттенки - музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения произведения (р – пиано – тихо; ƒ – форте – громко).
Жанр – разновидность музыкальных произведений.
Звук – физическое явление, возникающее в результате колебания чего-либо.
Интервал – расстояние между двумя звуками.
Интонация – одно из важнейших музыкально-теоретических и эстетических понятий. В широком смысле – воплощение художественного образа в музыкальных звуках.
Йодль – также известен как «тирольское пение». Заключается в резком переходе с пения «на опоре» на фальцет.
Кулиса – раздвижная часть занавеса на сцене.
Куплет – раздел куплетной формы; состоит из однократного проведения мелодии и одной строфы текста. Текст каждого куплета различен.
Конкурс – в искусстве, так называют творческое соревнование.
Концерт – публичное исполнение музыкальных произведений, на которых присутствует публика.
Кульминация – эпизод в музыке, в котором достигается наивысшее напряжение, наиболее эмоционально воздействующий момент, к которому подводит логика построения всего произведения.
Лад – специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность, слаженность. Наиболее распространены в европейской музыке лады, которые называются мажор и минор.
Мелодия – осмысленно-выразительная одноголосная последовательность звуков, объединённых посредством ритма и лада.
Мотив – мельчайший элемент музыкальной формы, любая наименьшая часть мелодии, которая обладает ясным, определённым музыкальным содержанием. Обычно это 1-2 такта.
Музыка – искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно,
упорядоченно.
Музыкальное воспитание – систематическое развитие музыкальных способностей человека, а также его музыкальных вкусов и общей культуры.
Музыкальный звук – звук, имеющий ясно выраженную высоту, которая может быть определена с абсолютной точностью.
Музыкальный слух – способность человека воспринимать «музыкальную речь» и осознавать её образно-выразительный смысл.
Микрофон – приспособление, позволяющее усилить голос исполнителя через акустическую систему.
Микст – тип звукоизвлечения на всём диапазоне, включающий в себя одновременно фальцетный и грудной принципы работы связок.
Мелодия – осмысленно-выразительная одноголосная последовательность звуков, объединённых посредством ритма и лада.
Мотив – мельчайший элемент музыкальной формы, любая наименьшая часть мелодии, которая обладает ясным, определённым музыкальным содержанием. Обычно это 1-2 такта.
Модуляция – выразительное средство музыки, которое означает переход из одной тональности в другую.
Нота – знак, при помощи которого изображают звук.
Нотный стан – 5 длинных горизонтальных линеек, на которых и между которых располагаются ноты.
Нюансы
Одноголосие – тип музыкального изложения, для которого характерно наличие лишь одного мелодического голоса.
Пение – музыкальное использование голоса, при помощи которого
исполнитель передаёт свои идеи и эмоции зрителям.
Пение в речевой позиции – когда вы говорите в тихой, удобной манере ваши внешние мышцы не вмешиваются в работу гортани. Это происходит потому, что вас заботит не сам звук, а передаваемая с его помощью информация.
Поэтому гортань находится в стабильном положении, которое и называют речевой позицией. Это идеальное положение для пения.
Песня – жанр вокальной музыки, широко распространённый в народном музыкальном творчестве.
Припев – по французски – рефрен, раздел музыкального произведения, который совершенно без всяких изменений повторяется не меньше трёх раз.
Постановка голоса – развитие голоса человека для использования в профессиональных целях.
Пауза – временное молчание, прекращение звучания, возникающее в музыке.
Репертуар – подбор музыкальных произведений, исполняемых в концертах.
Репетиция – подготовительное, пробное исполнение музыкального произведения.
Регистр – разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания. Различают три регистра – нижний, средний, верхний.
Расщепление - приём пения, при котором к чистому звуку примешивается определенная доля другого звука, не редко представляющего из
себя не музыкальный звук, то есть шум. К расщеплению можно отнести некоторые приемы народного пения («горловое пение» народов Азии), а так же широко известные субтон и драйв. Драйв – приём расщепления – его подвиды: гроулинг, рёв, хриплый голос т.д. Субтон – приём пения с придыханием. Эти приёмы можно услышать в джазе и поп-музыке.
Реприза – повторение.
Ритм – чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов.
Свинг – специфическое смещение ритмических акцентов, неуловимых на нотном стане, несколько смещённых относительно основного ритма и придающих музыке упругость, пластичность и особую выразительность.
Солист – исполнитель музыкального произведения.
Соло – единственный, один.
Сцена – специально оборудованная часть помещения, предназначенная для выступления артистов: певцов, танцоров и других исполнителей.
Скрипичный ключ – ключ соль - знак, который ставится в начале нотного стана и указывает положение на нём одной из нот, а в зависимости от неё и всех остальных.
Сольфеджио – учебная дисциплина, на которой изучают музыкальную грамоту и развивают музыкальный слух.
Тембр – окраска голоса (мягкий, резкий, густой, звенящий, бархатный и т.д.).
Темп – скорость исполнения.
Тоника – основная, наиболее устойчивая ступень лада, к которой, в конечном счете, тяготеют все остальные.
Такт – отрезок музыки, который заключён между двумя тактовыми чертами.
Тактовая черта – линия, которая отделяет один такт от другого.
Тамтам - инструмент, разновидность гонга, литой металлический диск.
Унисон – одновременное слитное звучание 2 и более музыкальных звуков, одинаковых по высоте.
Фальцет – звук самого высокого головного регистра певческого голоса.
Фонограмма – музыкальное сопровождение в виде записи на каком - либо носителе (СД, МД, кассета и др.) Фонограммы бывают двух видов: плюс и минус.
Фермата – знак, который увеличивает длительность ноты по своему усмотрению.
Фраза – небольшая смысловая часть песни, исполняемая на одном дыхании.
Фрулато – приём в пении, так называемый хрип.
Цезура – небольшой, еле заметный перерыв, отделяющий один отрезок мелодии от другого.
Шаут – специфический «криковой» стиль пения (блюз, спиричуэл).
Штрих – способ извлечения музыкального звука голосом или на инструменте. Главные штрихи это стаккато, то есть отрывисто и легато – связно.
Штробас – это очень низкие звуки, которые невозможно спеть нормальным голосом. Звук очень специфический, поэтому в музыке используется редко.
Эстрада – вид сценического искусства, который включает разнообразные жанры вокальной и инструментальной музыки, хореографии, театра, цирка и т.д.
Словарь специальных терминов
Актуальность – важность, значимость для настоящего времени.
Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную
систему вопросов.
Адаптация – способность организма (личности, функции), приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время.
Воспитание – целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях, который способствует становлению человека как субъекта культуры, жизни в целом.
Воспитательная система – комплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающие единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы.
Взаимодействие педагогическое – случайный или преднамеренный,
частный или публичный, длительный или кратковременный, контакт
воспитателя и воспитанника.
Диагностика – учёт оценки качества и результативности образовательной программы в объединении.
Дополнительное образование - особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании» (1992). Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ. Дополнительное образование разделяется по характеру программ и услуг на общеобразовательное и профессиональное.
Цель первого – повысить общее образование, а цель второго – непрерывное повышение квалификации или переподготовки специалиста.
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях.
Дополнительные образовательные программы – образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования; посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Индивидуальный учебный план – план освоения обучающимися образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей, по индивидуальному распорядку и руководствуясь уставом образовательного учреждения.
Информация – разъяснение, изложение некоторых сведений, совокупность каких-либо данных, знаний.
Знание – результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения).
Инициатива – внутреннее побуждение к самостоятельным, активным новым формам деятельности.
Интерес – форма проявления познавательной потребности.
Индивидуальный подход к детям – в воспитании предполагает организацию педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, воспитания и условий жизни, в которых он находится.
Инновация – создание, распространение и применение нового средства (новшества). Деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их получения.
Коммуникация – сообщение, передача информации от человека к человеку посредством языка.
Компетентность – уровень образованности личности.
Компетенция – общая способность человека, основанная на знаниях, опыте деятельности в определенной области, ценностях, склонностях, которыми он овладел в процессе образования; круг полномочий какого-либо органа или должностного лица. Следует различать компетентность как показатель, обязательный уровень образования человека, общие виды компетентности и виды профессиональной компетентности.
Концепция – определенный способ понимания, трактования какого-либо положения, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление; руководящая идея.
Личностно-ориентированное образование – образование, основной целью которого является становление духовных и интеллектуальных качеств.
Мониторинг качества образования – систематическая процедура сбора данных по ведущим образовательным аспектам на национальном, региональном, местном, индивидуально-учрежденческом уровнях. Частью системы мониторинга качества образования являются элементы:
- установление стандарта и операционализация (определение стандартов,
измеряемых величин стандартов, критерия, по которому можно исследовать
достижений стандартов);
- сбор данных и оценка результатов;
- действия по принятым оценкам результатов в соответствии со стандартами.
Методические рекомендации – комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения, воспитания, развития.
Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося.
Мониторинг – отслеживание результатов.
Мотивация – совокупность стойких мотивов побуждений, определяющих содержание.
Музыкальное воспитание – систематическое развитие музыкальных способностей человека, а также его муз. вкусов и общей культуры.
Наглядность – предполагает непосредственное зрительное восприятие.
Направленность образовательных программ – обобщенное, идеальное определение результата – итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса.
Новшество – процесс введения новизны, новых обычаев, порядков.
Нововведение – внедрение новых идей, технологий и др. в педагогическую отрасль. Любое нововведение (пока оно не получило массового распространения) можно считать инновацией.
Образование – процесс овладения социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Общая переориентация сути образования изменила и понимание образованности как развитости разнообразных способностей системного характера и высокой степени их продуктивности, а не многообразие и объем предметно-профессиональных навыков.
Образовательное учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Образовательный процесс – целенаправленная и организованная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся; процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.
Обучение – специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание и учение. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования детей состоит в том, что он выстраивается, исходя из интересов потребностей, мотивов ребенка.
Практика – материальная, целеполагающая деятельность человека.
Педагог дополнительного образования – педагогический работник, в задачи которого входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся (воспитанников) в области дополнительного образования, комплектования состава кружков, секций, студий, клубных объединений и организация в других формах внеурочной работы с обучающимися.
Педагогический мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния и прогнозирование ее развития.
Педагогическая технология – научно обоснованный и апробированный на практике набор операций по формированию, развитию и контролю знаний, умений, навыков, отношений в соответствии с заявленными целями.
Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
План учебно-тематический – учебно-методический документ, конкретизирующий учебный план и определяющий содержание и структуру учебных материалов, объем и последовательность их изучения, виды занятий, формы контроля.
Программа образовательная – нормативно-управленческий документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности.
Результат деятельности – совокупный итог, объективное изменение ситуации в обществе, образовании, социуме, в качествах и свойствах личности, в среде, в динамике собственного развития, сопряженные с целью данной деятельности; степень удовлетворенности участников совместной деятельности (детей, родителей, сотрудников и др.).
Содержание образования – определяющая сторона образования, представляет единство и целостность всех его составляющих частей, свойств, внутренних процессов, связей, тенденций и противоречий. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными; программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (Статья 14).
Самооценка – оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.
Самостоятельная работа – способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны.
Стиль деятельности – устойчивая система способов, приемов, методов деятельности, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Индивидуальный стиль деятельности всегда имеет определенную внутреннюю структуру, ядром которой являются психологические особенности человека.
Требования к содержанию образования – нормативное выражение государственного и социального заказа к системе образования как фактору экономического и социального прогресса общества.
Уровень образованности – результат образования, степень развитости способностей личности и самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования различных средств социального опыта, в том числе и собственного. Различают три основных уровня образованности: элементарная грамотность, функциональная грамотность и компетентность (общекультурная, допрофессиональная, методологическая).
Умения – овладения способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Целеполагание – способ выдвижения и обоснования педагогических целей, отбор путей их достижения, проектирование ожидаемого результата.
|