Главная страница


Части речи



Скачать 78.55 Kb.
НазваниеЧасти речи
Дата14.04.2016
Размер78.55 Kb.
ТипМетодическая разработка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Методическая разработка урока

По русскому языку для 2 класса

На тему: « Части речи»

Составила: учителя начальных классов

Харинова Нина Николаевна

г. Тарко-Сале

2015 г

Урок русского языка по теме "Части речи".

Цели урока: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; развивать умения наблюдать, строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.

Планируемые результаты.

Предметные:

Знания: научится называть в окружающем мире и на рисунке слова, называющие предметы, слова, называющие признаки предметов, слова, называющие действия предметов.

Умения: научится распознавать части речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Навыки: приобретет умения записывать предложение, определять части речи, формулировать вывод.

Личностные: Самоопределение: проявляет интерес к учебной деятельности, демонстрирует положительное отношение к учителю.

УУД:

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Ученик: учебник “Русский язык”, 2 часть В. П. Канакина, В. П. Канакина; рабочая тетрадь; карточки со словами; ноутбук.

Учитель: электронная презентация (Приложение), электронное пособие к учебнику, учебник “Русский язык”, 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, “Русский язык”, рабочая тетрадь, 2 часть, В. П. Канакина; пособие “Поезд” с карточками (тема урока, вопрос урока, краткая запись частей речи), игрушечный поезд с рельсами, ноутбук.
Ход урока

1. Организационный момент.
Цель – проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.

Деятельность учителя: приветствие; настрой на работу.

Деятельность ученика: слушание, выполнение инструкции.
2. Актуализация знаний.
Цель – воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия “нового” знания.

Деятельность учителя: задаёт вопросы, диктует слова, корректирует ответы учеников, подводит к верному утверждению.

Деятельность ученика: слушание, ответы на вопросы, запись слов, самопроверка, высказывание собственных предположений.
Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Открой рабочую тетрадь. Запишите число.
Запишите слова, выделяя известные орфограммы. Слайд 2.

Запиши слово – название рисунка: (обезьяна).

Он по рельсам быстро мчал,

Шпалы все пересчитал (поезд)

Сделанный из молока (молочный)

Синоним слова “трудиться” (работать)

Антоним слова стоит (бежит)

Запиши однокоренное слово к слову мороз, которое отвечает на вопрос “какой?” (морозный)

Слайд 3-4. Проверьте себя

– Что мы записали в тетрадь (слова)

Сегодня урок у нас будет посвящен слову, но он будет не простой а урок-путешествие. На чем можно путешествовать?

Сегодня мы будем путешествовать на поезде. – Из чего состоит поезд? (локомотив и вагоны)
Слайд 5. – Локомотивы подразделяют на:

паровозы — с паровой машиной; электровозы — с тяговыми электродвигателями, получающими энергию из контактной сети; тепловозы — с двигателем внутреннего сгорания, обычно дизельным; мотовозы — с бензиновым или дизельным двигателем; газотурбовозы — с газотурбинным двигателем; и др.
– Кто поведет поезд? (машинист)
Путешествовать мы будем по станциям. Рисунок 1 (знакомство с планом урока)



– Посмотри на эти слова в тетради. Подумай, а по какому признаку эти слова можно распределить на группы? Ученик высказывает свои предположения.

– Задай вопрос к каждому слову. Что ты заметила? (Есть слова, которые отвечают на вопрос какой?; кто? что?; что делать?) Вспомни, что называют слова, отвечающие на вопросы кто? что? – предметы. Что называют слова, отвечающие на вопрос какой? (признаки предметов) Что называют слова, отвечающие на вопрос что делать? (действия предметов).
Если наш Локомотив называется “Слова-названия”, то как называются вагоны? (предметов, признаков предметов, действий предметов). Рисунок 2.



– Итак, слово это название предмета, признака предмета, действия предмета. Об этом мы уже говорили в 1 классе. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы.

3. Изучение нового материала.

Цель – знакомство с понятием “Части речи”.

Деятельность учителя: создаёт условия для усвоения нового материала.

Деятельность ученика: совместная деятельность с учителем, слушание, ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, соотнесение своего мнения с мнением другого, принятие учебной задачи, работа с разными видами информации.
Отправляемся в путешествие! (звук поезда)
1 остановка. Слайд 6. “Зимний парк”.
– Теперь рассмотри рисунок. Назови по рисунку слова – названия предметов и вопрос, на который они отвечают. Ученик называет слова. Признаков предметов. … Действий предметов. И прикрепляет к вагонам. Рисунок 3.



– Можно ли из данных слов составить предложения? Составь предложения. Ученик проговаривает составленные предложения.

– Запиши одно предложение.

– А если мы составим рассказ по рисунку, употребим ли в речи данные слова? Да, и они станут частью нашей речи. Это и есть тема нашего урока.

Части речи (работа по учебнику)

– Прочитай. На какой вопрос нам предстоит ответить?

А поможет нам наш поезд. Рисунок 4.



Каждое отдельное слово – это часть речи, оно выполняет в речи свою задачу: называет предмет, его признак, его действие и др. все слова распределяются в группы по частям речи. Каждая часть речи имеет свое название: Сущ. Прил. Гл. (открываются дополнительные названия локомотива и вагонов).

– Что же называют частями речи? Части речи – это группы слов, которые отличаются друг от друга особенностями. Какими? (вопросом, на который отвечают и тем, что обозначают)
– Какие названия есть у каждой части речи?
Расскажи про имя существительное; прилагательное; глагол (ответ ученика).
Слайд 7. Следующая станция “Физминуткино”


Физминутка
Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.

Исходное положение – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. Первичная проверка понимания нового материала.
Цель – вербальное фиксирование нового знания.
Деятельность учителя: организует игровую деятельность на выявление уровня осознанности учеником нового учебного материала, подводит к обобщению полученных знаний.
Деятельность ученика: слушание, работа по инструкции, высказывание собственных предположений, участие в игровой деятельности, оценивание своей деятельности .
Слайд 8. Следующая станция “Железнодорожная”: мы должны взять пассажиров.
Посмотри на предложение (слайд) (листочки на столе). “Скорый поезд спешит на Московский вокзал”.
– Как нам рассадить слова по вагонам?
– Какое действие нужно выполнить первым? (Задать к слову вопрос.)
– Назови второе действие? (Определить, что оно обозначает,)
Ученик распределяет слова по вагонам.
Слайд 9. Станция Музыкальная.
– Постарайся запомнить из песни 2 слова и определить, какой частью речи они являются. (Звучит песня “Голубой вагон” из м\ф “Чебурашка”, 1 куплет с припевом)
– А теперь отложим ручку и немного отдохнём.
Физминутка
Танец на коляске.

Слайд 10. Станция “Сказочная”. Послушай строки
Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.
– Из какого произведения эти строки? (Сказка о рыбаке и рыбке. А.С. Пушкин)

Задание на ноутбуке.

(Электронное приложение 2 класс. Части речи. Упражнение “Лосята”)

– Посмотри на экран. Прочитай слова из сказки. Помоги лосятам спуститься на землю. Правильно распредели мешочки по корзинам.

Составь предложения из данных слов. Запишем одно из них.

Старик поймал золотую рыбку.

– Укажи над словами карандашом части речи.

Старик поймал золотую рыбку.
физминутка для глаз.

Верх-вниз, влево-вправо

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

– Вернёмся к началу урока, к первому заданию. Теперь ты сможешь уточнить, на какие группы мы распределили слова. (обезьяна, поезд, молочный, морозный, бежит, работать). Ученик читает слова и называет часть речи.
Слайд 11. Мы прибыли на вокзал.
– Проверим, что мы запомнили на этом уроке. ( Листочек на столе)

Прочитайте. Впишите пропущенные слова в предложение-определение.
Имя существительное, имя прилагательное, глагол – это _______________________ __________________.

– Какие слова нужно вписать? (Части речи) Запиши.

– Что такое части речи? Ученик высказывают свои предположения.

Сравним свои знания с правилом из учебника стр.40.

5. Итог урока.

Цель – осмысление своих достижений.

Деятельность учителя: задаёт вопросы на обобщение деятельности на уроке.

Деятельность ученика: высказывание, самооценка письменной работы.

Наше путешествие мы не заканчиваем, а продолжим путешествовать до конца года. Откройте учебник на странице 39. (работа со шмуцтитулом) Прочитайте, что мы будем изучать в этой теме. На какие вопросы мы начали отвечать сегодня на уроке? (Учились определять, какой частью речи является слово, распознавать признаки частей речи)

Оцени свою работу в тетради.
Домашнее задание.