|
Обоснование проекта Оглавление
Обоснование проекта……………………………………………1-5
Работа над проектом…………………………………………….6
Заключение…………………………………………………….........7
Список литературы…………………………………………………9
Приложение…………………………………………………10-15
Обоснование проекта
Актуальность проекта заключается в воспитании ребенка, как гражданина своей страны и формирования чувства национального достоинства через народное творчество.
Цель проекта:
Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям, к народным играм.
Задачи
1. Пробудить интерес к истории и культуре России.
2. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
3. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество.
4. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.
5. Сформировать чувство национального достоинства.
6.Продолжать знакомить с декоративно-прикладным искусством.
7.Привлечь к созданию выставки на тему «Народные умельцы»
8. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные и эстетические качества личности дошкольника.
9. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
10. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
Ожидаемые результаты обучения. По окончании проекта планируем достичь следующих промежуточных результатов: Личностные: проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной и театрализованной деятельности ,к различным видам декоративно-прикладного искусства. В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Проявляет инициативу и самостоятельность в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения. Эмоционально откликается на переживания персонажей сказок, потешек.
Введение
Родители наших детей заняты на работе, им порой некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества. Русские народные сказки, песни, пословицы, игры - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством. Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, создаваемой веками громадным количеством поколений и закрепленной в произведениях народного искусства.
Дошкольное детство является важным этапом в становлении личности человека, его моральных устоев, нравственных и эстетических чувств, этических представлений. Также детство - это период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства, которое по своему содержанию, способам, привлекательности близко и понятно детям. Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Начиная с младшего возраста, детей знакомят с народными игрушками: дымковской, матрешкой и ванькой-встанькой. В этом возрасте нужно привлечь внимание детей к народной игрушке, формировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Вызывать желание подействовать с игрушкой (посвистеть, поиграть, собрать…) Побуждать детей узнавать игрушки, видеть их красоту. Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это, конечно же, матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета. Матрешка развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей.
Поскольку игрушка – это самый любимый и доступный детям предмет, то дымковская игрушка как нельзя лучше подходит для знакомства с ней уже в младшей группе. Она проста по форме, нарядна, колоритна, своеобразна, украшена простым, но впечатляющим орнаментом, она будит воображение детей и всегда желанна им. При знакомстве со сказками в этом возрасте следует обращать внимание не только на сюжет, но и на детали предметов русского быта (горшок, прялка, скалочка, наличники и др.), подробно рассматривать иллюстрации к сказкам, замечать цветовую гамму в изображенных предметах, игрушках, домашней утвари.
В старшей группе продолжаем знакомить детей с разными видами декоративно-прикладного искусства. Учить различать виды декоративно-прикладного искусства по образному содержанию, материалам, средствам выразительности и характерным признакам. Учить детей выделять и называть главные элементы узора, различать чередование двух разных элементов. Учить составлять узоры по мотивам городецкой ,полхов-майданской, гжельской росписи. Для развития творчества предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов, предметов быта. Учить располагать узор ритмично. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Чтобы работа была интереснее, следует обыгрывать продукты детского творчества. Например, не просто рисуем узор на полосе или круге, а расписываем посуду для кукол и украшаем ею коллективное панно, или украшаем шарфики для козлят. Это очень стимулирует и побуждает детей к творчеству.
Более выигрышно смотрятся детские работы, если их объединять в коллективные композиции. Они становятся более яркими, насыщенными, колоритными, ими можно украсить интерьер группы или раздевалки. В процессе творчества дети понимают, что человек является творцом, созидателем окружающего мира.
Материал по декоративно-прикладному искусству подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.
В работе используются различные методы:
Одномоментности- основан на одновременно восприятии произведений различный видов искусства. Способствует полному усвоению информации, и обеспечивает самостоятельный творческий поиск ребенка.
Репродуктивный- это метод, направленный на закрепление знаний и навыков. Практический метод обучения основан на практической деятельности
воспитанника.
Эвристический направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.
Информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
рассматривание; наблюдение; экскурсия; образец воспитателя; показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя: беседу; рассказ, искусствоведческий рассказ; художественное слово.
В работе используются различные приемы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий; беседа, использование художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения; убеждение, поощрение.
Работа над проектом
1 этап – Подготовительный.
Задачи:
Знакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
2этап – Практический.
Задачи:
Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
Использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
Самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
Самостоятельно составлять композиции, используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
3 этап: Реализация проекта
Создана развивающая среда в группе: собран демонстрационный материал ( библиотека с русскими народными сказками, народные игрушки, узоры для рисования, вышивки ,образцы гжельской посуды, дымковские и филимоновские игрушки и т.д.);
Подготовлен и проведен совместно с родителями ряд праздников –
развлечений : «Ох уж эти сказки», «Масленица» «Мамины посиделки».
Разучен комплекс русских - народных игр.
Цикл занятий совместной деятельности с детьми по теме: «Составление узоров для русской народного костюма»;
Оформлены папки по темам: «Русский народный костюм», «Русская народная игрушка».
Подготовлена консультация «Русская народная игрушка, ее значение»
Проведены праздники-развлечения с участием родителей
Сделан ряд фотографий по проекту.
Родителям и младшим детям ДОУ были показаны сказки « Теремок»,
«Колобок», « Репка». Показ презентации детям.
Заключение
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, учим видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждать потребность любить и радоваться жизни.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Завершить позвольте словами Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи».
Список литературы
Народное искусство в воспитании детей: книга для педагогов ДОУ (под редакцией Комаровой Т.С.) Педагогическое общество России. 2000год.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов педагогических вузов. 1999год.
Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома: методическое пособие. г. Пермь, ПОИПКРО, 2001год.
Уткин П., Королева Н. Народные художественные промыслы.
Богусловская. Дымковская игрушка.
Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. 1981год.
Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. 1991год.
Усова А.П. Русское народное творчество в дошкольном саду. 1961год.
Приложение
Педагогический сценарий нод на тему « Путешествуем с Алёнушкой и Иванушкой»
Задачи
Образовательная:
Продолжать знакомить детей с разными видами народного творчества.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству.
Развивающая:
Развивать внимание, речь, умение анализировать. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.
Здоровьесберагающие технологии: реализовала путем проведения физических минуток, проветривание помещения до занятий, проверка осанки.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением красивых уголков России, ИКТ, предметы народно-прикладного искусства — матрёшки, дымковские игрушки, хохлома, деревянные ложки; куклы в русских национальных костюмах, ТСО.
Предварительная подготовка к занятию : беседа о России , рассматривание альбома по теме «Русский народный костюм».Заучивание частушек с девочками.
Ход занятия.
№ п /п
| Этапы занятия
| № слайда
| Действия воспитателя
| Действия дошкольников
| 1
2
| I.Организация детей
-подготовка к занятию
-микроитог
II.Основной этап
-вводная беседа
-микроитог
-актуализация новой темы
-сюрпризный момент
-беседа о героях русских сказок
-физминутка
«Гуси-лебеди»
-введение в тему
-загадки
-микроитог
-актуализация темы
-пение
Частушек
-беседа о ложках
-игра на ложках
-прослушивание песни
III.Итог занятия
-закрепление пройденного материала
| 1слайд
2слайд
3слайд
4слайд
5 слайд
6 слайд
| Дорогие ребята. Сегодня мы с вами будем путешествовать. Давайте тихонечко зайдем в музыкальный зал ,сядем на стульчики и проверим свою осанку.
Молодцы. Я очень рада, что вы внимательно меня слушали.
Ребята, давайте вспомним, что мы делали на прошлом занятии? Знакомились с народным костюмом, рисовали узор на сарафане
Молодцы, мне нравится, что вы отвечали полными ответами.
Ребята, сегодня у нас с вами гости. Давайте поздороваемся с ними по русскому обычаю.
Во что одеты наши гости?
Какие элементы русского костюма вы знаете? Передник, рубаха, пояс…
Какие имена чаще всего встречаются в русских народных сказках?
В каких сказках вам встречались эти герои?
Алёнушка и Ивашунка хотят с вами поиграть. Белые лебеди, Лебеди летели И на воду сели, Сели, посидели. Лебеди летят, Крыльями машут, Прогнулись над водой, Качают головой. Прямо и гордо умеют держаться Очень бесшумно на воду садятся.
Алёнушка и Иванушка принесли вам много разных предметов, сделанных русскими мастерами. Мы их сейчас с вами рассмотрим. (Дети подходят к столу, на котором разложены предметы народно-прикладного искусства — матрёшки, дымковские игрушки, хохломская посуда.)
Что вы здесь видите? (Ответы детей.)
- Всё это русские мастера научились делать давным-давно. У мастеров были ученики, они смотрели, как мастера работают, и тоже учились делать такие же красивые предметы. Ученики становились мастерами и учили других. И так много-много лет подряд и до сих пор русские мастера делают вот такие красивые предметы.
- Всё, что вы тут видите, делают только в нашей стране — России. Когда в нашу страну приезжают люди с других стран, они обязательно на память о России вот такие красивые предметы. Вам нравятся эти предметы?(Ответы детей).
- Алёнушка и Иванушка хотят вам загадать загадки об этих предметах, попробуйте их отгадать и найти у нас на столе.
- Это игрушка. Она сделана из глины. Игрушка белая и разрисована разными красками. А узор очень необычный: это клеточки, а в клеточках разноцветные кружочки. Попробуйте её найти. (Дети находят дымковскую игрушку, рассматривают её, передают друг другу, комментируя какая она).
- Молодцы ребята, правильно нашли дымковскую игрушку.
- Предмет о котором я расскажу, сделан из дерева, покрыт золотой краской, а на золотом поле ярко-красные ягоды, красивые зелёные листочки и тонкая-тонкая трава с завитками. (Дети находят хохломскую посуду, рассматривают её, передают друг другу, комментируя какая она).
- Молодцы ребята, правильно нашли хохломскую посуду.
- Это кукла. Она деревянная, красиво раскрашенная. С ней очень интересно играть — можно разложить и станет сразу несколько кукол, сложить и снова будет одна кукла. (Дети находят матрёшку, рассматривают её, раскладывают, передают друг другу, комментируя какие они).
- Молодцы ребята, все загадки отгадали. Славно вы потрудились! Делу время, а потехе — час, а сейчас спойте нам частушки, порадуйте Ванечку и Алёнушку.
Эй, девчонки хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
чтоб порадовать гостей!
1-я девочка:
Собирала я матрёшек, Помещала их в одну… Как они все поместились, Я сама и не пойму…
2-я девочка: Все матрёшки хороши,- С первой по седьмую… Я себе играть возьму Самую большую…
3я девочка:
Ах, матрёшки, вы, матрёшки… Ротик улыбается… Что вы нравитесь всем детям, Никто не сомневается…
4 –я девочка
Ах, матрёшки, вы, матрёшки… Глазки удивляются… Кто вас видит, всякий раз Вами восхищается…
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали! На Руси издавна умели играть на ложках. Обыкновенная с виду ложка из дерева выточена, раскрашена, а если её возьмёшь в руки, она заиграет.
Эй, ребята, молодцы,
Заливные бубенцы,
Ложки выбирайте,
Играть начинайте!
(Мальчики под русскую - народную музыку играют на ложках)
Сейчас мы с вами послушаем песню про Матрешку.
Все дети проходят на стульчики.
Сегодня с вами мы поговорили о России, её славных мастерах.
- О какой посуде мы с вами говорили, а игрушках? (Ответы детей).
- Нам пора прощаться с Ваней и Алёнушкой, они к нам обязательно придут ещё. (Дети прощаются с куклами и гостями и уходят.)
|
-заходят в зал
-садятся на стульчики
народный
костюм
-Здравствуйте
-русский народный костюм
Алёнушка и Иванушка
Гуси -лебеди
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Различные игрушки
|
|
|
|