О ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Быкова Алла Валерьевна,
учитель иностранного языка,
Стрижова Татьяна Дмитриевна,
учитель иностранного языка
МБОУ СОШ № 10, г. Ковров
Первостепенной задачей по формированию толерантного мышления старшеклассников является работа над воспитанием уважения окружающих, терпимости друг к другу и лицам другой национальности, формирования умений строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с разными группами людей на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, иную культуру, взгляды, традиции и обычаи.
Изучение иностранного языка является плодородной почвой для реализации данной задачи, которая обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся 9-10 классов. На уроках иностранного языка школьники погружаются в мир обычаев и традиций, изучают историю, философию других народов, «становятся на место» иностранцев.
В старших классах для воспитания толерантности используем различные средства:
- учебная дискуссия способствует развитию коммуникативных способностей, позволяющая выявить уровень представлений темы урока;
- проблемный круглый стол способствует обсуждению проблемных вопросов или ситуационных заданий через следующие формы: коллективная беседа; дискуссия, где учащиеся обсуждают спорный вопрос, проблему; учебная конференция, на которой школьники выступают с подготовленными мини-сообщениями;
- для проверки теоретических знаний и отработки навыков применяем учебно-деловые игры, которые помогают учащимся усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей.
В ходе деловых игр предлагаем учащимся составить кроссворды на тему «Симптомы нетерпимости и их проявления в поведении», которые включали следующие понятия: насмешки, предубеждения, дискриминация, остракизм, преследование, осквернение, запугивание, изгнание, отчуждение, сегрегация, подавление, насилие. Данная форма работы школьников на уроке способствует пониманию важности толерантного поведения в современной жизни.
В процессе обучения учащихся 9-10 классов используем метод проектов. Школьникам 9 класса предлагаем доступные и интересные темы для обсуждения, такие как «Можем ли мы научиться жить в мире», «Быть толерантным и предотвращать конфликты», «Пять шагов решения конфликта», «Письмо в газету: решаем конфликты». Учащиеся знакомятся с субкультурами зарубежных сверстников, их увлечениями, отношениями в школе, выражают свое мнение по близким для них проблемам.
Десятиклассники выполняют проекты на темы: «Манеры поведения», «Поведение в общественных местах», «Особенности поведения британцев и россиян», «Вежливая беседа», «Приключенческий рассказ», «Культурный шок», «Люди России и Америки», «Клуб путешественников». В период выполнения проектов старшеклассники знакомятся с широким диапазоном признаков нетолерантного поведения: расизм, ксенофобия, этноцентризм, агрессивный национализм, религиозный фанатизм, тоталитаризм, которые касаются жизни современного общества; овладевают опытом толерантного поведения.
Считаем, что применение ИК технологии на уроках иностранного языка обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, связанными с информацией иностранной культуры, традиций.
Одним из ведущих методов в работе со старшеклассниками является метод тестов. Самодиагностика позволяет школьникам оценить свой уровень толерантного отношения к людям, уровень воспитанности. Результаты, полученные в ходе опроса, способствуют нравственному самосовершенствованию школьников.
На уроках создаем условия для работы учащихся с публикациями англоязычных периодических изданий, с произведениями классиков английской и американской литературы О.Генри, Ч. Диккенса, Ш. Бронте, У.Шекспир, О.Уайльда, В.Теккерея, Э.Хемингуэйя. В ходе прочтения учащиеся с помощью карточек-клише учатся высказывать свое мнение по определенной социальной проблеме. На примере рассказа учатся делать выводы о том, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Данный вид работ способствует воспитанию уважения к ценностям иных культур.
Для организации школьников на уроках используем групповые формы работы, работу в парах, поскольку совместное обсуждение проблем, помогает проникнуться культурой других стран, позволяют находить совместные черты различных народов и их особенности, а так же искать способы ухода от конфликтов.
В качестве домашних заданий предлагаем написать мини-сочинения или изложить свои размышления, например, на темы «Надо ли быть толерантным сегодня?», «Где грань толерантности?», «К чему нельзя быть толерантным?», «Толерантны ли твои одноклассники школа?»
Система уроков, на которых решаем воспитательную задачу, направленную на формирование толерантности, позволяет воспитывать гражданскую позицию и уважение к мировым культурам, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям у старшеклассников.
Литература.
1.Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык: Английский с удовольствием/Enjoy English:Учебник для 10 кл. общеобраз. Учрежд.-2-е изд., испр.- Обнинск: Титул, 2012. |