Халирахманова Гульшат Рашитовна, учитель математики и информатик МБОУ «Черки-Гришинская ООШ Буинского муниципального района РТ», «Обучение здоровью на уроках математики и информатики»
МБОУ «Черки-Гришинская ООШ Буинского муниципального района РТ»
Автор работы:
Халирахманова Гульшат Рашитовна,
Учитель математики и информатики
1 кв. категории
2012 Введение
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
В соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа», одним из приоритетных направлений ее работы является пропаганда здорового образа жизни. И эта проблема сейчас действительно очень актуальна. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
От учителя — основной фигуры педагогического процесса — в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии.
В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, одной из актуальных практических задач в нашей Черки-Гришинской основной школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образовательный процесс здоровьесберегающих технологий на уроках, в том числе на уроках математики и информатики.
Внимательно изучив литературу, предоставленную нам Межрегиональным Центром обучения здоровью РТ, я составила свою авторскую программу «Обучение здоровью на уроках математики и информатики», в которой главный акцент делается на обучение детей навыкам сохранения здоровья. Пояснительная записка
Основные цели и задачи программы Общая характеристика программы: Программа предназначена для учащихся 5-9 классов основной школы. Программа реализуется на уроках математики и информатики основной школы. Программа характеризуется дифференцированным подходом к обучению учащихся разного возраста. Отдельно разработаны содержание в тематическом планировании уроков по здоровьесбережению на уроках математики и информатики. Срок реализации программы 2012-2015 годы
Цель: Создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья ученика на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих навыков на уроках математики и информатики. Основными целями здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках математики и информатики, являются следующие: 1. Создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;
2. Создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни; Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи:
Формировать у обучающихся современного уровня знаний, соответствующего государственным стандартам и выше;
Внедрить в практику такие технологии, которые позволили бы сохранять здоровье за счёт увеличения двигательной активности на уроке, не нарушая его целостности;
Научить школьников ценить, уважать и беречь своё здоровье;
Повысить мотивацию к изучению математики и информатики;
Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
Правильная организация учебной деятельности, а именно:
Строгая гигиеническая дозировка учебной нагрузки;
построение урока с учетом работоспособности учащихся;
четкое отслеживание санитарно – гигиенического состояния класса, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
благоприятный эмоциональный настрой;
проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Освоение новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся
Участие в обобщение опыта путем ознакомления с работами коллег, научной литературой
Актуальность программы:
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:
Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%)
Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников
Резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей
Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников 5 и более диагнозов)
В последние десятилетия возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится: раньше все это не носило такого массового характера.
В попытках разрешить эти проблемы современной школе чаще всего не приходится рассчитывать ни на помощь родителей, озабоченных трудностями материального плана, ни на систему государственного здравоохранения.
Есть и положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто на всех уровнях, вплоть до Президента. Ответственность за то, что лишь около 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя школа. Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья подростка: за 9-11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывает множество факторов, не связанных со школой и процессом обучения. Радует то, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Мне кажется, что возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи – заботы о здоровье учащихся – определяется несколькими причинами. Во-первых, взрослые всегда несут ответственность, за все, что происходит с детьми в стенах школы. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранять здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма. Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье школьников – желательных и нежелательных – осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений. В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, не профилактикой, а лечением. Задача же школы – сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников.
Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. В какой-то мере это направление пришло на смену валеологии, привлекая внимание педагогов и общественности к проблеме детского здоровья. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.
Нормативно-правовые основания для разработки программы:
Проект Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015г.;
Приоритетный национальный проект «Образование»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2005 года (Национального плана действий в интересах детей)";
Постановление Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»;
Постановление Правительства РФ «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения»;
Программа развития школы на 2008- 2013 годы «Школа творчества и здоровья»;
ФГОС нового поколения;
Школьная комплексная программа «Здоровье»;
Комплексная программа «Обучение здоровью в 5-9 классах».
Методическое обеспечение программы:
- планы уроков;
- видео - и аудиоматериалы;
- наглядный материал;
- ЦОР;
- интернет ресурсы Методы обучения:
1. Словесные: рассказ, беседа, лекция, дискуссия.
2. Групповые дискуссии;
3. Наглядные: иллюстрация, демонстрация, видеометод.
4. Практические:упражнения (игры, физические упражнения, офтальмотренажер)
5. Обучающий контроль: анкетирование, решение задач и кроссвордов, проектные работы. Приёмы в реализации методов:
1. Защитно - профилактические: личная гигиена и гигиена обучения;
2. Стимулирующее: физические нагрузки, элементы закаливания;
3. Компенсаторные: физкультминутки, оздоровительная, профилактическая, пальчиковая, дыхательная и др. гимнастика;
4. Информационно - обучающие: рефераты, проекты, презентации, рисунки, задачи. Ожидаемые результаты:
Обучающийся должен знать:
1. Роль и значение здоровьесберегающих технологий в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
2. Возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств.
3. Средства, методы и формы совершенствования своих физических и психических способностей.
Обучающийся должен уметь:
1. Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекция и профилактика здоровья;
2. Соблюдать правила личной гигиены, соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма и оказание доврачебной помощи при травмах и несчастных случаях.
3. Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения.
Обучающийся должен обладать навыками:
- самоконтроля, организации режима труда и отдыха;
- конструктивного и безопасного поведения;
- формирования здорового жизненного стиля;
- толерантного отношения к сверстникам и взрослым;
- личной и социальной компетентности.
Основная часть
1. Проблемы здоровьесбережения на уроках математики и информатики усугубляются вредными факторами оказывающими на здоровье человека:
Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени; Сидя за компьютером, ребенок вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы...
Воздействие электромагнитного излучения;
Утомление глаз, нагрузка на зрение;
Перегрузка суставов кистей;
Стресс;
Психические расстройства. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, чего ему не хватает в книгах, в просмотрах TV,в компьютере...
2. Основные принципы здоровьсбережения состоят в следующем:
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, делятся на три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
|