Главная страница

В. А. Сухомлинский в соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа», одним из приоритетных направлений ее работы является пропаганда здорового образа жизни. И эта проблема сейчас действительно очень актуаль



НазваниеВ. А. Сухомлинский в соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа», одним из приоритетных направлений ее работы является пропаганда здорового образа жизни. И эта проблема сейчас действительно очень актуаль
страница1/7
работы
Дата18.04.2016
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7

Халирахманова Гульшат Рашитовна, учитель математики и информатик МБОУ «Черки-Гришинская ООШ Буинского муниципального района РТ», «Обучение здоровью на уроках математики и информатики»


МБОУ «Черки-Гришинская ООШ Буинского муниципального района РТ»



Автор работы:

Халирахманова Гульшат Рашитовна,

Учитель математики и информатики

1 кв. категории

2012
Введение

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

В соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа», одним из приоритетных направлений ее работы является пропаганда здорового образа жизни. И эта проблема сейчас действительно очень актуальна. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

От учителя — основной фигуры педагогического процесса — в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии.

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, одной из актуальных практических задач в нашей Черки-Гришинской основной школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образовательный процесс здоровьесберегающих технологий на уроках, в том числе на уроках математики и информатики.

Внимательно изучив литературу, предоставленную нам Межрегиональным Центром обучения здоровью РТ, я составила свою авторскую программу «Обучение здоровью на уроках математики и информатики», в которой главный акцент делается на обучение детей навыкам сохранения здоровья.
Пояснительная записка

Основные цели и задачи программы
Общая характеристика программы:
Программа предназначена для учащихся 5-9 классов основной школы.
Программа реализуется на уроках математики и информатики основной школы.
Программа характеризуется дифференцированным подходом к обучению учащихся разного возраста. Отдельно разработаны содержание в тематическом планировании уроков по здоровьесбережению на уроках математики и информатики.
Срок реализации программы 2012-2015 годы


Цель: Создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья ученика на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих навыков на уроках математики и информатики.
Основными целями здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках математики и информатики, являются следующие:
1. Создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;

2. Создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи:


  • Формировать у обучающихся современного уровня знаний, соответствующего государственным стандартам и выше;

  • Внедрить в практику такие технологии, которые позволили бы сохранять здоровье за счёт увеличения двигательной активности на уроке, не нарушая его целостности;

  • Научить школьников ценить, уважать и беречь своё здоровье;

  • Повысить мотивацию к изучению математики и информатики;

  • Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • Правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • Строгая гигиеническая дозировка учебной нагрузки;

  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;

  • четкое отслеживание санитарно – гигиенического состояния класса, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

  • благоприятный эмоциональный настрой;

  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

  • Освоение новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся

  • Участие в обобщение опыта путем ознакомления с работами коллег, научной литературой


Актуальность программы:

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  • Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%)

  • Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников

  • Резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей

  • Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников 5 и более диагнозов)

В последние десятилетия возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится: раньше все это не носило такого массового характера.

В попытках разрешить эти проблемы современной школе чаще всего не приходится рассчитывать ни на помощь родителей, озабоченных трудностями материального плана, ни на систему государственного здравоохранения.

Есть и положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто на всех уровнях, вплоть до Президента. Ответственность за то, что лишь около 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя школа. Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья подростка: за 9-11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывает множество факторов, не связанных со школой и процессом обучения. Радует то, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Мне кажется, что возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи – заботы о здоровье учащихся – определяется несколькими причинами. Во-первых, взрослые всегда несут ответственность, за все, что происходит с детьми в стенах школы. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранять здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма. Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье школьников – желательных и нежелательных – осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений. В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, не профилактикой, а лечением. Задача же школы – сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников.

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. В какой-то мере это направление пришло на смену валеологии, привлекая внимание педагогов и общественности к проблеме детского здоровья. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.

Нормативно-правовые основания для разработки программы:

  • Проект Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015г.;

  • Приоритетный национальный проект «Образование»;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2005 года (Национального плана действий в интересах детей)";

  • Постановление Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»;

  • Постановление Правительства РФ «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения»;

  • Программа развития школы на 2008- 2013 годы «Школа творчества и здоровья»;

  • ФГОС нового поколения;

  • Школьная комплексная программа «Здоровье»;

  • Комплексная программа «Обучение здоровью в 5-9 классах».

Методическое обеспечение программы:

- планы уроков;

- видео - и аудиоматериалы;

- наглядный материал;

- ЦОР;

- интернет ресурсы
Методы обучения:

1. Словесные: рассказ, беседа, лекция, дискуссия.

2. Групповые дискуссии;

3. Наглядные: иллюстрация, демонстрация, видеометод.

4. Практические:упражнения (игры, физические упражнения, офтальмотренажер)

5. Обучающий контроль: анкетирование, решение задач и кроссвордов, проектные работы.
Приёмы в реализации методов:

1. Защитно - профилактические: личная гигиена и гигиена обучения;

2. Стимулирующее: физические нагрузки, элементы закаливания;

3. Компенсаторные: физкультминутки, оздоровительная, профилактическая, пальчиковая, дыхательная и др. гимнастика;

4. Информационно - обучающие: рефераты, проекты, презентации, рисунки, задачи.
Ожидаемые результаты:

Обучающийся должен знать:

1. Роль и значение здоровьесберегающих технологий в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.

2. Возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств.

3. Средства, методы и формы совершенствования своих физических и психических способностей.

Обучающийся должен уметь:

1. Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекция и профилактика здоровья;

2. Соблюдать правила личной гигиены, соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма и оказание доврачебной помощи при травмах и несчастных случаях.

3. Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения.

Обучающийся должен обладать навыками:

- самоконтроля, организации режима труда и отдыха;

- конструктивного и безопасного поведения;

- формирования здорового жизненного стиля;

- толерантного отношения к сверстникам и взрослым;

- личной и социальной компетентности.

Основная часть

1. Проблемы здоровьесбережения на уроках математики и информатики усугубляются вредными факторами оказывающими на здоровье человека:

  • Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени;
    Сидя за компьютером, ребенок вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы...

  • Воздействие электромагнитного излучения;

  • Утомление глаз, нагрузка на зрение;

  • Перегрузка суставов кистей;

  • Стресс;

  • Психические расстройства. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, чего ему не хватает в книгах, в просмотрах TV,в компьютере...

2. Основные принципы здоровьсбережения состоят в следующем:

  1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

  2. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

  3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

  4. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

  5. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

  6. Активность активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, делятся на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
  1   2   3   4   5   6   7