|
нарушение интеллектуальной собственности Разрешение споров в сфере интеллектуальной собственности. Semenov&Pevzner: защита авторских прав, аудит и защита интеллектуальной собственности. Услуги. Приложение 1 Что лишнее в этом списке? Почему? а K, Na, Li, B Приложение 1.
1) Что лишнее в этом списке? Почему?
а) K, Na, Li, B.
Ответ: а) лишний – бор, т.к. он не относится к щелочным металлам.
2) А что лишнее в этом списке? Почему?
б) Cl, Br, I, S.
Ответ: б) лишняя – сера, т.к. она не относится к галогенам
3) Хорошо, а в этом списке?
в) He, Ne, Ar, O.
Ответ: в) лишний – кислород, т.к. он не относится к инертным газам.
4) Какое из перечисленных веществ проявляет наиболее ярко выраженные металлические свойства Li, Cs, Na?
Ответ: Цезий!
5) Какое из перечисленных веществ проявляет наиболее ярко выраженные неметаллические свойства F, I, Cl?
Ответ: Фтор!
6) Почему свойства элементов изменяются периодически?
Ответ: Причина в том, что периодически повторяется сходное строение атомов химических элементов.
Приложение 2.
Сценка «О том, как сон Менделеева расставил все элементы по своим местам (Санкт-Петербург, 1868–1869 гг.)» по мотивам произведения Е.С.Ефимовского «Ракета и травинка».
Когда действие доходит до сцены сна:
«...Тогда
усталостью сражен,
Лег на диван и видит сон...» –
ученик, играющий роль Менделеева, засыпает, склонив голову на стол. Под
тихую музыку в полумраке появляются ребята со знаками химических элементов.
Свет гаснет, на столе зажигаются свечи.
Автор(ученик): (читает стихи).
То кружились,
То мелькали,
То водили хоровод,
То взрывались,
То пылали,
То шипели,
То сверкали,
То в покое пребывали -
Алюминий, натрий, калий,
Фтор, бериллий, водород.
Перепутались все свойства,
Недалеко до беды.
Вдруг команда: «Стройся, войско!»
Стали строиться в ряды.
(Ученики выстраиваются в два ряда.)
Во втором ряду волненье –
Все боятся окисленья.
«Поглядите! – злится литий. –
Фтор – ужасный окислитель!
Я не встану в этот ряд!
Пусть другие здесь горят!»
И бериллий мрачно мыслит:
«Кислород нас всех окислит!
И, простите за повтор,
Как несносен этот фтор!»
Бор кивает головой,
Но не рвется сразу в бой!
И азот не лезет в спор,
Но зато взорвался фтор:
«Ах! Так мы для вас не пара!
Кислород! Поддай им жару!
Окисляй! За мной! Вперед!»
«Стойте! – крикнул углерод. –
Я и уголь, и алмаз,
И за них я, и за вас!
Я сражаться не горю,
Я вас лучше помирю!
Встану я посередине!»
Приложение 3.
Сценка «О том, как Менделеев доказал, что его таблица правильна».
Автор(ученик):
Был четвертый ряд нарушен,
Элемент не обнаружен.
Элемент не обнаружен –
Тот, что в этом месте нужен.
Но напрасно беспокойство –
Существует где-то он.
«Я найду сначала свойства,
И поможет мне закон!»
Удельный вес назвал и цвет,
Летуч на воздухе иль нет,
Как плавится, в чем растворим,
Законом пользуясь своим,
Три элемента предсказал,
Как будто их в глаза видал!
Быть может, раз в тысячелетье
Свершить подобное дано.
Но мир открытья не заметил
Иль не поверил, все равно.
И кто-то говорил по-свойски:
«Забудь об этой ерунде!
Как можно обнаружить свойства
Веществ, не найденных нигде?!»
Приложение 4.
Сценка «Париж, 1875г., квартира Лекока де Буабодрана».
Автор (ученик):
Вот как-то раз узнали ученые всех стран:
Металл чудесный галлий
(В честь Франции назвали)
открыл Буабодран.
Довольный и счастливый,
Рассматривал металл
И писем из России
Никак не ожидал.
Менделеев встает из-за стола и несет письмо в противоположный угол класса, отдает ученику, играющему роль француза.
Француз сидит за столом с весами. Он взял письмо, прочел его.
«От русского ученого?!
Ошибся я! Слыхали?! –
Француз был удивлен. –
В глаза не видел галлий,
А свойства знает он!
Вес высчитал удельный
Точней, чем я, стократ
Какой-то Менделеев
Еще пять лет назад!»
Глаза его сверкали, топорщились усы.
Но вот металл свой галлий
Он кинул на весы...
Ответ в Россию мчится:
«Прекрасная таблица!
Я вами восхищен,
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически
Приветствую закон!»
Приложение 5.
Доклад ученика «Кораблестроение и освоение арктического плавания Д.И.Менделеева»
Являя собой развитие исследований газов и жидкостей, труды Д. И. Менделеева по сопротивлению среды и воздухоплаванию находят продолжение в работах, посвящённых кораблестроению и освоению арктического мореплавания.
Эта часть научного творчества Д. И. Менделеева в наибольшей степени определяется его сотрудничеством с адмиралом С. О. Макаровым — рассмотрением научных сведений, полученных последним в океанологических экспедициях, их совместными трудами, связанными с созданием опытового бассейна, идея которого принадлежит Дмитрию Ивановичу, принимавшему активнейшее участие в этом деле на всех этапах его реализации — от решения проектных, технических и организационных мероприятий — до строительных, и связанных непосредственно с испытаниями моделей судов, после того как в 1894 году бассейн, наконец, был построен. Д. И. Менделеев с энтузиазмом поддерживал усилия С. О. Макарова, направленные на создание большого арктического ледокола.
Ледокол, сконструированный в начале XX века Д. И. Менделеевым. Модель по чертежам учёного выполнена под руководством А. И. Дубравина в 1969 году. Музей-архив Д. И. Менделеева (СПбГУ)
Когда в конце 1870-х годов Д. И. Менделеев занимался изучением сопротивления среды, им была высказана мысль о постройке опытового бассейна для испытания судов. Но только в 1893 году по просьбе управляющего морским министерством Н. М. Чихачёва учёный составляет записку «О бассейне для испытания судовых моделей» и «Проект положения о бассейне», где трактует перспективу создания бассейна как часть научно-технической программы, подразумевающей не только решение задач судостроения военно-технического и торгового профиля, но и дающей возможность осуществления научных исследований.
Приложение 6.
Доклад ученика об увлечении Менделеева производством чемоданов.
С детства Дмитрий Иванович не отличался крепким здоровьем, а в студенческие годы во влажном петербургском климате совсем сдал. Однажды у него пошла горлом кровь и врачи сказали, что у него последняя степень чахотки. Лежа в клинике педагогического института, он услышал, как главный лекарь во время обхода, думая, что Менделеев уснул, сказал директору: «Ну этот-то уже не поднимется…»
Однако молодой человек «обманул» медиков и вышел из госпиталя на своих ногах. И практически сразу же обратился за консультацией к придворному медику Здекауэру. Прослушав юношу, Здекауэр посоветовал ему поскорее ехать в Крым (куда в те времена обычно направляли всех безнадежно больных), а заодно и показаться там Пирогову на всякий случай.
В Крыму в то время шла война. Пирогов засучив рукава оперировал с раннего утра и до позднего вечера, проделывая в день по нескольку десятков ампутаций. Менделеев каждое утро приходил к нему в госпиталь, но, увидев, чем занят великий медик, тут же удалялся, утешая себя тем, что сейчас Пирогов больше нужен раненым, чем ему.
Чтобы хоть как-то убить время и отвлечься от мрачных мыслей, он устроился на временную работу в Симферопольскую гимназию. Но ввиду непрекращающихся военных действий гимназия практически не работала. И тогда он увлекся изготовлением чемоданов. Это хобби — мастерить чемоданы — он пронес через всю жизнь.
Такое неожиданное для серьезного мужа увлечение как изготовление чемоданов было связано еще и со страстью к поездкам и путешествиям. Материалы обычно профессор закупал в Гостином дворе. Почетный член российских и иностранных университетов дарил чемоданы собственного производства друзьям и родственникам, приговаривая: «Без чемодана далеко не уедешь!»
Кстати, много лет спустя, когда Менделеевым уже была открыта Периодическая таблица и сделан ряд других блестящих открытий, произошел следующий казус. Выбирая в Гостином дворе материал для своих чемоданов, Менделеев услышал за спиной вопрос одного из покупателей:
— Кто этот почтенный господин?
— Таких людей знать надо, — с уважением в голосе ответил приказчик. — Это мастер чемоданных дел Менделеев.
Однако вернемся в 1857 год в Симферополь. Менделееву все же удалось улучить момент и попасть на прием к Пирогову. И каково же было его удивление, когда тот, внимательно его осмотрев, сказал: «Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауэра. Сберегите его да когда-нибудь ему и верните. И от меня поклон передайте. Вы нас обоих переживете».
Приложение 7
«Молчание»
SILENTIUM!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.
Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью - и молчи!..
Федор Тютчев, 1830 г.
Приложение 8
«Тьма»
Я видел сон... Не все в нем было сном.
Погасло солнце светлое, и звезды
Скиталися без цели, без лучей
В пространстве вечном; льдистая земля
Носилась слепо в воздухе безлунном.
Час утра наставал и проходил,
Но дня не приводил он за собою...
И люди - в ужасе беды великой
Забыли страсти прежние... Сердца
В одну себялюбивую молитву
О свете робко сжались - и застыли…
Дж.Гордон Байрон
(отрывок из стихотворения «Тьма»)
Приложение 9 ЧИТАЯ МЕНДЕЛЕЕВА
Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все — от песчинок малых до планет —
из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой
строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай. Есть просто газ легчайший — водород,
есть просто кислород, а вместе это —
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах. Кипит железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы брома,
и кажется вселенная сама
одной лабораторией огромной. Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу —
глубины мирозданья скрыты в ней. Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит —
все страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит. Мы не отступим, мы пробьем дорогу
туда, где замкнут мирозданья круг,—
и что приписывалось раньше богу,
все будет делом наших грешных рук!
Степан Щипачев 1948 г.
Приложение 10
С именем Менделеева связано:
Раздел: ПРОСВЕЩЕНИЕ
Негосударственное ОУ "Средняя общеобразовательная А-Школа Д.И.Менделеева" (г. Удомля, Тверской области)
Колледж химико-технологический им. Менделеева (г. Санкт-Петербург)
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (Москва)
Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева (Новосибирск)
Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И.Менделеева (С-Пб)
Химико-биологическая школа-лицей №15 (Южно-Казахстанской области, города Шымкента)
Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева
Музей Д.И.менделеева в Гимназии №344 (Санкт-Петербург)
Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева (Тюмень)
Библиотека им. Д.И.Менделеева (г. Омск)
Российское химическое общество им. Д.И. Менделеева (Москва)
Московское химическое общество им. Д. И. Менделеева (Москва)
Музей-архив Д.И.Менделеева (г. Санкт-Петербург)
Музей - усадьба Д.И.Менделеева "Боблово" (г. Клин, московской области)
Музей Метрологии Госстандарта им. Д.И.Менделеева
Раздел: НАУКА
Периодическая система химических элементов
Уравнение состояния идеального газа Менделеева-Клайперона
Формула Менделеева для зависимости между плотностью и температурой жидкости
Пикнометр Менделеева
Способ взвешивания (получение точных результатов даже на неотрегулированных весах)
Золотая медаль Д.И. Менделеева за выдающиеся работы в области химии и химической технологии (Российское химическое общество имени Д.И. Менделеева).
Именная премия им. Д.И.Менделеева (правительства Санкт - Петербурга и президиума Санкт - Петербургского научного центра Российской академии наук)
Международная химическая олимпиада им. Д. И. Менделеева (под эгидой МГУ)
Всероссийский конкурс исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений, посвящённый жизни и деятельности Менделеева (Благотворительный фонд наследия Менделеева)
Раздел: ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Химический завод им Д.И.Менделеева (Санкт-Петербург)
Ярославский НПЗ имени Менделеева
Химкомбинат имени Менделеева ( г.Агрыз, Татарстан)
Менделеевское опытное поле (Пермская область)
Минская лаборатория имени Менделеева
ООО "Менделеево-Тест" (Московская область, Солнечногорский район, п/о Менделеево )
Химический элемент № 101 "Менделевий"
Минерал "Менделеевид"
Исследовательское судно Академии Наук "Дмитрий Менделеев"
Водка "Менделеевская"
Замазка
Раздел: ГЕОГРАФИЯ
Ледник Менделеева
Кратер Менделеева на Луне
Подводный хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане
Вулкан Менделеева (остров Кунашир)
Город Менделеевск (Республика Татарстан)
Поселок Менделеево (Московская область, Солнечногорский район)
Станция ж/д Менделеево (Пермская обл., Карагайский р-он)
Станция метро Менделеевская (Москва)
Менделеевская линия метро (Санкт-Петербург)
Лунная станция "Менделеев". (Фантастика, Станислав Лем, "Условный рефлекс")
Приложение 11
Основные даты жизни и деятельности Д.И.Менделеева
1834 г. – 8 февраля родился Д.И.Менделеев.
1841 г. – поступление в Тобольскую гимназию.
1847 г. – смерть отца.
1849 г. – окончание гимназии.
1850 г. – поступление в Главный педагогический институт.
1850 г. – смерть матери.
1854 г. – выход первой печатной работы.
1855 г. – окончание Главного педагогического института.
1856 г. – защита магистерской диссертации «Удельные объемы».
1861 г. – выпуск учебника «Органическая химия».
1865 г. – защита докторской диссертации «О соединении спирта с водой».
1868 г. – основание Русского химического общества по инициативе Д.И.Менделеева.
1869 г. – открытие периодического закона (17 февраля (1 марта)).
1869–1871 гг. – издание книги «Основы химии».
1890 г. – уход из Петербургского университета.
1893 г. – назначение управляющим Главной палаты мер и весов.
1894 г. – избрание доктором прав Оксфордского университета и
почетным доктором наук Кембриджского университета.
1901–1902 гг. – разработка проекта ледокола для арктических
экспедиций.
издание книги «Заветные мысли».
Приложение 12
Рефлексия
-
Фамилия,
имя
| Что знал?
| Что узнал?
| Впечатление от урока
|
|
|
|
| |
|
|