Главная страница
нарушение интеллектуальной собственности Разрешение споров в сфере интеллектуальной собственности. Semenov&Pevzner: защита авторских прав, аудит и защита интеллектуальной собственности. Услуги.

Приложение 1 Что лишнее в этом списке? Почему? а K, Na, Li, B



Скачать 152.93 Kb.
НазваниеПриложение 1 Что лишнее в этом списке? Почему? а K, Na, Li, B
Дата05.04.2016
Размер152.93 Kb.
ТипДокументы

Приложение 1.

1) Что лишнее в этом списке? Почему?

а) K, Na, Li, B.

Ответ: а) лишний – бор, т.к. он не относится к щелочным металлам.

2) А  что лишнее в этом списке? Почему?

б)  Cl, Br, I, S.

Ответ: б) лишняя – сера, т.к. она не относится к галогенам

3) Хорошо, а в этом списке?

в)  He, Ne, Ar, O.

Ответ: в) лишний – кислород, т.к. он не относится к инертным газам.

4) Какое из перечисленных веществ проявляет наиболее ярко выраженные металлические свойства  Li, Cs, Na?

Ответ: Цезий!

5) Какое из перечисленных веществ  проявляет наиболее ярко выраженные неметаллические свойства F, I, Cl?

Ответ: Фтор!

6)  Почему свойства элементов изменяются периодически?

Ответ: Причина в том, что  периодически повторяется  сходное строение атомов химических элементов.

Приложение 2.

Сценка «О том, как сон Менделеева расставил все элементы по своим местам (Санкт-Петербург, 1868–1869 гг.)» по мотивам произведения Е.С.Ефимовского «Ракета и травинка».

Когда действие доходит до сцены сна:

«...Тогда

усталостью сражен,

Лег на диван и видит сон...» –

ученик, играющий роль Менделеева, засыпает, склонив голову на стол. Под

тихую музыку в полумраке появляются ребята со знаками химических элементов.

Свет гаснет, на столе зажигаются свечи.

Автор(ученик): (читает стихи).

То кружились,

То мелькали,

То водили хоровод,

То взрывались,

То пылали,

То шипели,

То сверкали,

То в покое пребывали -

Алюминий, натрий, калий,

Фтор, бериллий, водород.

Перепутались все свойства,

Недалеко до беды.

Вдруг команда: «Стройся, войско!»

Стали строиться в ряды.

(Ученики выстраиваются в два ряда.)

Во втором ряду волненье –

Все боятся окисленья.

«Поглядите! – злится литий. –

Фтор – ужасный окислитель!

Я не встану в этот ряд!

Пусть другие здесь горят!»

И бериллий мрачно мыслит:

«Кислород нас всех окислит!

И, простите за повтор,

Как несносен этот фтор!»

Бор кивает головой,

Но не рвется сразу в бой!

И азот не лезет в спор,

Но зато взорвался фтор:

«Ах! Так мы для вас не пара!

Кислород! Поддай им жару!

Окисляй! За мной! Вперед!»

«Стойте! – крикнул углерод. –

Я и уголь, и алмаз,

И за них я, и за вас!

Я сражаться не горю,

Я вас лучше помирю!

Встану я посередине!»

Приложение 3.

Сценка «О том, как Менделеев доказал, что его таблица правильна».

Автор(ученик):

Был четвертый ряд нарушен,

Элемент не обнаружен.

Элемент не обнаружен –

Тот, что в этом месте нужен.

Но напрасно беспокойство –

Существует где-то он.

«Я найду сначала свойства,

И поможет мне закон!»

Удельный вес назвал и цвет,

Летуч на воздухе иль нет,

Как плавится, в чем растворим,

Законом пользуясь своим,

Три элемента предсказал,

Как будто их в глаза видал!

Быть может, раз в тысячелетье

Свершить подобное дано.

Но мир открытья не заметил

Иль не поверил, все равно.

И кто-то говорил по-свойски:

«Забудь об этой ерунде!

Как можно обнаружить свойства

Веществ, не найденных нигде?!»

Приложение 4.

Сценка «Париж, 1875г., квартира Лекока де Буабодрана».

Автор (ученик):

Вот как-то раз узнали ученые всех стран:

Металл чудесный галлий

(В честь Франции назвали)

открыл Буабодран.

Довольный и счастливый,

Рассматривал металл

И писем из России

Никак не ожидал.

Менделеев встает из-за стола и несет письмо в противоположный угол класса, отдает ученику, играющему роль француза.

Француз сидит за столом с весами. Он взял письмо, прочел его.

«От русского ученого?!

Ошибся я! Слыхали?! –

Француз был удивлен. –

В глаза не видел галлий,

А свойства знает он!

Вес высчитал удельный

Точней, чем я, стократ

Какой-то Менделеев

Еще пять лет назад!»

Глаза его сверкали, топорщились усы.

Но вот металл свой галлий

Он кинул на весы...

Ответ в Россию мчится:

«Прекрасная таблица!

Я вами восхищен,

Проверен мной практически

Закон периодический,

И я категорически

Приветствую закон!»

Приложение 5.

Доклад ученика «Кораблестроение и освоение арктического плавания Д.И.Менделеева»

Являя собой развитие исследований газов и жидкостей, труды Д. И. Менделеева по сопротивлению среды и воздухоплаванию находят продолжение в работах, посвящённых кораблестроению и освоению арктического мореплавания.

Эта часть научного творчества Д. И. Менделеева в наибольшей степени определяется его сотрудничеством с адмиралом С. О. Макаровым — рассмотрением научных сведений, полученных последним в океанологических экспедициях, их совместными трудами, связанными с созданием опытового бассейна, идея которого принадлежит Дмитрию Ивановичу, принимавшему активнейшее участие в этом деле на всех этапах его реализации — от решения проектных, технических и организационных мероприятий — до строительных, и связанных непосредственно с испытаниями моделей судов, после того как в 1894 году бассейн, наконец, был построен. Д. И. Менделеев с энтузиазмом поддерживал усилия С. О. Макарова, направленные на создание большого арктического ледокола.

Ледокол, сконструированный в начале XX века Д. И. Менделеевым. Модель по чертежам учёного выполнена под руководством А. И. Дубравина в 1969 году. Музей-архив Д. И. Менделеева (СПбГУ)

Когда в конце 1870-х годов Д. И. Менделеев занимался изучением сопротивления среды, им была высказана мысль о постройке опытового бассейна для испытания судов. Но только в 1893 году по просьбе управляющего морским министерством Н. М. Чихачёва учёный составляет записку «О бассейне для испытания судовых моделей» и «Проект положения о бассейне», где трактует перспективу создания бассейна как часть научно-технической программы, подразумевающей не только решение задач судостроения военно-технического и торгового профиля, но и дающей возможность осуществления научных исследований.

Приложение 6.

Доклад ученика об увлечении Менделеева производством чемоданов.

С детства Дмитрий Иванович не отличался крепким здоровьем, а в студенческие годы во влажном петербургском климате совсем сдал. Однажды у него пошла горлом кровь и врачи сказали, что у него последняя степень чахотки. Лежа в клинике педагогического института, он услышал, как главный лекарь во время обхода, думая, что Менделеев уснул, сказал директору: «Ну этот-то уже не поднимется…»

Однако молодой человек «обманул» медиков и вышел из госпиталя на своих ногах. И практически сразу же обратился за консультацией к придворному медику Здекауэру. Прослушав юношу, Здекауэр посоветовал ему поскорее ехать в Крым (куда в те времена обычно направляли всех безнадежно больных), а заодно и показаться там Пирогову на всякий случай.

В Крыму в то время шла война. Пирогов засучив рукава оперировал с раннего утра и до позднего вечера, проделывая в день по нескольку десятков ампутаций. Менделеев каждое утро приходил к нему в госпиталь, но, увидев, чем занят великий медик, тут же удалялся, утешая себя тем, что сейчас Пирогов больше нужен раненым, чем ему.

Чтобы хоть как-то убить время и отвлечься от мрачных мыслей, он устроился на временную работу в Симферопольскую гимназию. Но ввиду непрекращающихся военных действий гимназия практически не работала. И тогда он увлекся изготовлением чемоданов. Это хобби — мастерить чемоданы — он пронес через всю жизнь.

Такое неожиданное для серьезного мужа увлечение как изготовление чемоданов было связано еще и со страстью к поездкам и путешествиям. Материалы обычно профессор закупал в Гостином дворе. Почетный член российских и иностранных университетов дарил чемоданы собственного производства друзьям и родственникам, приговаривая: «Без чемодана далеко не уедешь!»

Кстати, много лет спустя, когда Менделеевым уже была открыта Периодическая таблица и сделан ряд других блестящих открытий, произошел следующий казус. Выбирая в Гостином дворе материал для своих чемоданов, Менделеев услышал за спиной вопрос одного из покупателей:

— Кто этот почтенный господин?

— Таких людей знать надо, — с уважением в голосе ответил приказчик. — Это мастер чемоданных дел Менделеев.

Однако вернемся в 1857 год в Симферополь. Менделееву все же удалось улучить момент и попасть на прием к Пирогову. И каково же было его удивление, когда тот, внимательно его осмотрев, сказал: «Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауэра. Сберегите его да когда-нибудь ему и верните. И от меня поклон передайте. Вы нас обоих переживете».

Приложение 7

«Молчание»

SILENTIUM!

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью - и молчи!..

Федор Тютчев, 1830 г.

Приложение 8

«Тьма»

Я видел сон... Не все в нем было сном.

Погасло солнце светлое, и звезды

Скиталися без цели, без лучей

В пространстве вечном; льдистая земля

Носилась слепо в воздухе безлунном.

Час утра наставал и проходил,

Но дня не приводил он за собою...

И люди - в ужасе беды великой

Забыли страсти прежние... Сердца

В одну себялюбивую молитву

О свете робко сжались - и застыли…

Дж.Гордон Байрон

(отрывок из стихотворения «Тьма»)

Приложение 9


           ЧИТАЯ МЕНДЕЛЕЕВА

Другого ничего в природе нет

ни здесь, ни там, в космических глубинах:

все — от песчинок малых до планет —

из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой

строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ легчайший — водород,

есть просто кислород, а вместе это —

июньский дождь от всех своих щедрот,

сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма

и темно-бурые растворы брома,

и кажется вселенная сама

одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,

тут мысль пытливая всего верней.

Пылинку и увидишь-то не сразу —

глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила,

будь то железо, медь или гранит —

все страшную космическую силу,

закованную в атомы, хранит.
Мы не отступим, мы пробьем дорогу

туда, где замкнут мирозданья круг,—

и что приписывалось раньше богу,

все будет делом наших грешных рук!

Степан Щипачев 1948 г.



Приложение 10

С именем Менделеева связано:

Раздел: ПРОСВЕЩЕНИЕ

Негосударственное ОУ "Средняя общеобразовательная А-Школа Д.И.Менделеева" (г. Удомля, Тверской области)

Колледж химико-технологический им. Менделеева (г. Санкт-Петербург)

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (Москва)

Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева (Новосибирск)

Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И.Менделеева (С-Пб)

Химико-биологическая школа-лицей №15 (Южно-Казахстанской области, города Шымкента)

Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева

Музей Д.И.менделеева в Гимназии №344 (Санкт-Петербург)

Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева (Тюмень)

Библиотека им. Д.И.Менделеева (г. Омск)

Российское химическое общество им. Д.И. Менделеева (Москва)

Московское химическое общество им. Д. И. Менделеева (Москва)

Музей-архив Д.И.Менделеева (г. Санкт-Петербург)

Музей - усадьба Д.И.Менделеева "Боблово" (г. Клин, московской области)

Музей Метрологии Госстандарта им. Д.И.Менделеева

Раздел: НАУКА

Периодическая система химических элементов

Уравнение состояния идеального газа Менделеева-Клайперона

Формула Менделеева для зависимости между плотностью и температурой жидкости

Пикнометр Менделеева

Способ взвешивания (получение точных результатов даже на неотрегулированных весах)

Золотая медаль Д.И. Менделеева за выдающиеся работы в области химии и химической технологии (Российское химическое общество имени Д.И. Менделеева).

Именная премия им. Д.И.Менделеева (правительства Санкт - Петербурга и президиума Санкт - Петербургского научного центра Российской академии наук)

Международная химическая олимпиада им. Д. И. Менделеева (под эгидой МГУ)

Всероссийский конкурс исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений, посвящённый жизни и деятельности Менделеева (Благотворительный фонд наследия Менделеева)

Раздел: ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Химический завод им Д.И.Менделеева (Санкт-Петербург)

Ярославский НПЗ имени Менделеева

Химкомбинат имени Менделеева ( г.Агрыз, Татарстан)

Менделеевское опытное поле (Пермская область)

Минская лаборатория имени Менделеева

ООО "Менделеево-Тест" (Московская область, Солнечногорский район, п/о Менделеево )

Химический элемент № 101 "Менделевий"

Минерал "Менделеевид"

Исследовательское судно Академии Наук "Дмитрий Менделеев"

Водка "Менделеевская"

Замазка

Раздел: ГЕОГРАФИЯ

Ледник Менделеева

Кратер Менделеева на Луне

Подводный хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане

Вулкан Менделеева (остров Кунашир)

Город Менделеевск (Республика Татарстан)

Поселок Менделеево (Московская область, Солнечногорский район)

Станция ж/д Менделеево (Пермская обл., Карагайский р-он)

Станция метро Менделеевская (Москва)

Менделеевская линия метро (Санкт-Петербург)

Лунная станция "Менделеев". (Фантастика, Станислав Лем, "Условный рефлекс")

Приложение 11

Основные даты жизни и деятельности Д.И.Менделеева

1834 г. – 8 февраля родился Д.И.Менделеев.

1841 г. – поступление в Тобольскую гимназию.

1847 г. – смерть отца.

1849 г. – окончание гимназии.

1850 г. – поступление в Главный педагогический институт.

1850 г. – смерть матери.

1854 г. – выход первой печатной работы.

1855 г. – окончание Главного педагогического института.

1856 г. – защита магистерской диссертации «Удельные объемы».

1861 г. – выпуск учебника «Органическая химия».

1865 г. – защита докторской диссертации «О соединении спирта с водой».

1868 г. – основание Русского химического общества по инициативе Д.И.Менделеева.

1869 г. – открытие периодического закона (17 февраля (1 марта)).

1869–1871 гг. – издание книги «Основы химии».

1890 г. – уход из Петербургского университета.

1893 г. – назначение управляющим Главной палаты мер и весов.

1894 г. – избрание доктором прав Оксфордского университета и

почетным доктором наук Кембриджского университета.

1901–1902 гг. – разработка проекта ледокола для арктических

экспедиций.

издание книги «Заветные мысли».

Приложение 12

Рефлексия

Фамилия,

имя

Что знал?

Что узнал?

Впечатление от урока