|
Обучение и воспитание успехом
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УСПЕХОМ. Важнейшим открытием 2-ой половины XX века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания технологии обучения и воспитания успехом.
Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ребёнка, это залог положительного отношения к обучению, к науке, к труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности обучающегося.
Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ребёнок с низкой познавательной активностью, так и учащийся с высокой продуктивной деятельностью.
Ситуация успеха — это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни. Здесь речь идет не о продукции масштаба мировой культуры, а о достижениях узкого плана личностной судьбы, которая ежедневно разворачивается и свершается на занятии.
Создание ситуации успеха на занятии:
1.Первое обязательное условие — атмосфера доброжелательности в группе на протяжении всего занятия. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)
2. Второе условие — снятие страха — авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу. (Прием персональной исключительности, основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство обучающегося: физическая сила, четкость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т. п.)
Ключевой момент — высокая мотивация предлагаемых действий: Во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив — сильнейший механизм.
Реальная помощь в продвижении к успеху — скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.
Краткое экспрессивное воздействие — педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!).
Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).
Оценивание — оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.
Эти, несомненно положительные моменты педагогического воздействия вступают в противоречие с уже сформировавшимися индивидуальными особенностями личности ребёнка. Самооценка. Дети могут придерживаться высокого или низкого мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем главным критериям:
* когнитивная компетентность: способность решать проблемы и достигать поставленных целей;
* социальная компетентность: способность поддерживать отношения с другими людьми;
* физическая компетентность: «что я умею или не умею делать» - бегать, прыгать и т.д.;
* кодекс поведения: «хороший ли я мальчик (девочка)?»
С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т.д.
В некоторых теориях самооценка рассматривается как результат совокупного восприятия наших способностей во всех областях жизни. Поскольку некоторые области представляются более важными, чем другие (к примеру, нас может не беспокоить собственный внешний вид или физическая сила), мы склонны взвешивать важность каждого мнения, а не суммировать их. Согласно другим взглядам на развитие самооценки, в её основу ложатся мнения и суждения других людей.
Зеркальное «Я» - термин, использованный Чарльзом Кули для передачи идеи о том, что самосознание человека во многом обусловлено реакциями окружающих людей. Таким образом, другие люди играют роль «зеркала», смотрясь в которое, мы можем судить о самих себе.
Усвоенная беспомощность. Склонность организма к прекращению попыток избегать воздействия неприятного стимула, так как в прошлом все подобные попытки заканчивались неудачей.
Сбывающееся (самореализующееся) пророчество.
Убежденность в том, что события часто происходят в соответствии с нашими предсказаниями. Так, если сообщить студенту, что он провалится на экзаменах, он может настроить себя соответствующим образом, поверить в неизбежность провала, махнуть рукой на подготовку и в конце концов действительно потерпит неудачу, исполнив пророчество. «Я неизбежно провалюсь. Все говорят мне, что я безнадежен». Отсутствие должной подготовки и знакомства с предметом сделай свое дело: «Я провалился на экзамене». «Они были правы, я безнадёжен» - сбывающееся пророчество в действии.
Третий год я использую в своей работе технологию обучения и воспитания успехом на уроках изобразительного искусства. Высокая результативность, слаженность и сплочённость детей в классах подтвердили на практике эффективность применения технологии «ситуации успеха».
В своей работе я использую такие методы педагогического воздействия, как просьба, совет, доверительная беседа, акцент на достоинствах, умение стать на позицию другого, совместное обсуждение ситуации на равных, сосредоточение на результате деятельности - «Очень нужно это сделать…», «Здесь ничего страшного…», «Вероятно, следовало бы начать с…», «Именно с этим ты справишься лучше, чем с…». Ни в коем случае ребёнок не должен сравниваться с другими сверстниками. Основанием для ситуации успеха может быть лишь сравнение ребёнка с ним сами, оценка его результатов, его деятельности «вчера» и «сегодня».
Интересно отметить, что дети, быстро уловив способ создания успеха, начинают пользоваться данной формулой. Они говорят робеющему участнику коллектива: «Ты не бойся, мы тебе поможем…», «У тебя, вот увидишь, всё получится. Смелее…». Ценно то, что дети в этом коллективе умеют радоваться успехам другого, так как понимают, что успех общего дела зависит от каждого. Таким образом, технология обучения и воспитания успехом является одним из факторов развития личности ребёнка. Она способствует формированию положительного отношения к обучению, к школе, к труду, т. е. способствует эффективности обучения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:
1. Беккер О.М. Дети – это сосуды, данные нам на хранение//Дополнительное образо-вание, 2005.- №11, №12.
2. Дополнительное образование детей. Словарь – справочник/Автор-составитель Д.Е. Яковлев.- М.: АРКТИ, 2002.
3. Краткий справочник по педагогической технологии/ Под ред. Н.Е.Щурковой. -М.: 1997
4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика - М.: Московский психолого-социальный институт, НЦО «МО-ДЭК», 2000.
5. Советова Е.В. Педсовет. – Р-н/Д.: Феникс, 2005.
6. Степанова З.А. Воспитание творчеством//Дополнительное образование, 2005.- №12.
7. Щуркова Н.Е. Культура современного урока.- М.: Педагогическое общество России, 2000. А Л Г О Р И Т М
Создания ситуации успеха на уроках ИЗО в 5-7 классах
|
|
|