Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Организация совместной деятельности.
Все дошкольники рано или поздно пойдут в школу и часто болеющие дети - тоже. Часто болеющие дети - это дети нашего оздоровительного детского сада № 126 Невского района Санкт- Петербурга. Учитывая требования, на наш взгляд, несколько завышенные, предъявляемые школой к будущим первоклассникам, мы, тем не менее, стараемся полностью подготовить детей к школе. В итоге наши воспитанники идут в первый класс полноценно подготовленными: умеют читать, писать, считать.
Однако нас всегда настораживало то, что шли они в школу без особого энтузиазма. Большинство из них уже много месяцев посещали подготовительные занятия, на которых они сидели за партой в настоящем классе и имели все атрибуты школьной деятельности Поэтому удивить и привлечь их к школе покупкой портфеля, пенала и формы было невозможно. А вот то, что с приходом в первый класс нагрузка увеличится и спрашивать с них будут больше, они понимали.
Восемь лет назад мы стали искать пути решения всех поставленных перед нами задач: и к школе детей подготовить, и сделать это не в ущерб их и так ослабленному частыми болезнями организму, а наоборот, создать условия для того, чтобы дети реже болели. Для этого, прежде всего надо было сделать пребывание ребёнка в нашем учреждении не принудительным, а вызывающим только положительные эмоции.
В процессе наблюдения за детьми подготовительных групп, мы поняли, что форсирование развития способностей ведёт к снижению мотивации к обучению. Конечно, благодаря систематическим занятиям дети имели высокий уровень интеллектуальной подготовленности к школе. Но в то же время они не с первого раза понимали обращения к ним , то есть, по сути, не готовы были принять и понять инструкцию. Большинство детей не могли задать вопрос, если им что-то было непонятно; исправить ошибку или переделать работу. Многие не умели планировать свою деятельность и не были способны 1 Внедрение в работу дошкольного образовательного учреждения игровых технологий интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста
принимать помощь что, по мнению многих педагогов начальной школы и специалистов в области психофизиологии, является главными показателями готовности к школе.
Как же так получилось, что детей, изначально чрезвычайно любознательных и с ярко выраженной по сравнению со взрослыми познавательной потребностью, оказалось трудно организовать? Значит, скорее всего, это мы не смогли их заинтересовать учебным процессом.
Когда мы это осознали, то решили изменить свой стиль работы и приобрели в большом количестве различные развивающие игры. Мы отказались от привычных форм проведения занятий, когда педагог довлеет над детьми. Воспитатель, являющийся ранее доминирующей фигурой, превратился для ребят в партнёра по играм. Изменился характер обучения детей: назидание сменила игра, специально организованные занятия - совместная деятельность.
Совместная деятельность - это сотрудничество, благодаря которому, ребенок становится активным участником детской деятельности, являющейся эффектным методом детского саморазвития. Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на интерес к содержанию и форме деятельности, дополнительно мотивируя их своим партнерским участием в деятельности.
Можно выделить такие характерные особенности совместной деятельности, как тесный контакт между педагогом и детьми, обеспечивающий совпадение смысла деятельности и ее результата; активная позиция ребенка и возникновение собственного целеполагания; возникновение в процессе деятельности партнерских отношений между педагогом и детьми; и, наконец, возможность перехода совместной деятельности в самостоятельную. В то же время, совместная деятельность предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого.
Сначала ведущим в совместной деятельности является воспитатель - он очень активен, дети выполняют задания под его руководством: «Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники». На втором этапе становления совместной деятельности - дети делают все необходимое сами, 2
а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Девиз этого этапа: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что у вас пока не получается: напомню, подскажу, покажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, и хвалит их за самостоятельность, уверенность, инициативу. На третьем этапе - это полностью самостоятельная деятельность детей. Дети выполняют задания, а воспитатель наблюдает и включается в процесс по мере необходимости или в случае конфликтной ситуации. Девиз этого этапа: «Мы всему научились и можем сделать сами!».
Но к совместной игровой деятельности пришли далеко не сразу и не все воспитатели: сначала самые прогрессивные и гибкие, а затем, понаблюдав за их совместными с воспитанниками играми, и остальные педагоги. В неформальной обстановке даже замкнутые и гиперактивные дети стали легко подстраиваться под ситуацию. Воспитатели начали терпеливо поддерживать детей, откликаясь на их просьбу о помощи, стали давать им больше свободы.
Источником развития детей является среда, в которой они живут, культура, которую познают в общении и в совместной со взрослыми деятельности. У любого нормального ребёнка к 7-ми годам игровая деятельность постепенно отходит на второй план, уступая место учебной, познавательной. Желание учиться, узнавать новое о мире придёт к малышу обязательно, но при условии, если на его пути к этому не возникнет препятствие, если ребёнок не пресытится процессом получения знаний, если взрослые не будут заваливать его новой информацией. Надо дать малышу время: потребность к обучению должна вырасти, вызреть. Ребёнок должен сам страстно пожелать научиться чему- то и суметь затем воплотить это желание.
Наши воспитанники имеют возможность брать игры из детского сада домой. Многие родители, довольные тем, что будет, чем заняться в выходные дни, поняли главное - надо не потакать своим амбициям («Моему сыну только шесть, а он уже бегло читает»), развивать у собственного ребёнка предпосылки к будущему обучению в школе. Надо подготовить его голову и руки к дальнейшей работе, а не забивать раньше времени ниши, которые профессионально наполнят знаниями педагоги в первом
3
классе, когда ребёнок уже полностью созреет для этого. После того, как обычные занятия уступили место совместной игровой деятельности, результаты обследования детей значительно улучшились.
Во-первых, дети стали меньше болеть. Возможно, теперь, когда отсутствует соревновательный фактор, лежащий в основе любого занятия с выставлением оценок, исчез и психотравмирующий в связи с этим момент. Дети просто играют, их ни с кем не сравнивают, не осуждают, но часто хвалят. Эмоционально-благоприятная обстановка в группах положительно сказывается на соматическом состоянии детей. Здесь же можно упомянуть и о ничтожном проценте тревожных детей. Не последнюю роль в улучшении посещаемости играет и то, что рейтинг воспитателей значительно вырос - это также подтверждается нашими исследованиями. Во-первых, дети стали меньше болеть. Возможно, с отсутствием соревновательного фактора, лежащего в основе любого занятия с выставлением оценок, исчез и психотравмирующий момент: дети просто играют, их ни с кем не сравнивают, не осуждают, но часто хвалят. Как результат - эмоционально-благоприятная обстановка в группах положительно сказывается на соматическом состоянии детей. Уменьшилось число тревожных детей. Не последнюю роль сыграл и тот факт, что рейтинг воспитателей значительно вырос.
Во-вторых, показатели умственных способностей детей, касающихся не только приобретённых знаний, но и генетически обусловленных, стали выше. Возможно, это объясняется тем, что при авторитарном доминирующем стиле воспитания и взаимодействия с ребёнком у него ярче проявляется генетическая предрасположенность, а позитивный, партнёрский стиль (когда преобладают положительные эмоции и свобода выбора), похоже, помогает преодолеть биологическую заданность и усиливает влияние среды.
В-третьих, мотивация к обучению в школе у наших выпускников сформирована не только на осознаваемом ими уровне, но и на реально-действующем. Это удается выявить с помощью психодиагностических методик. Мы рады, что у большинства детей мотив к обучению в школе является учебнопознавательным, а не престижным или оценочным, как это 4
было прежде. Если раньше для детей важнее всего была оценка, то теперь - интерес, то есть сам процесс обучения.
Следует также упомянуть об исследовании самооценки детей и
о результатах проведения в группах социометрии (изучение взаимоотношений между детьми). В результате ни одного ребёнка с заниженной самооценкой, также, как и ни одного «отверженного» в нашем детском саду не было выявлено. Так называемые, «изолированные» дети, если и были выявлены с помощью тестов, являются таковыми в силу объективных причин. Как правило, это или дети-мигранты, не говорящие по- русски, или редко посещающие детский сад воспитанники.
Уже четвёртый год наш детский сад сотрудничает со школами, в которых учатся наши выпускники. Началась эта работа по инициативе ДОУ и в основном из-за желания проверить достоверность прогнозов на будущую учебную успешность наших выпускников. Благодаря этому сотрудничеству появилась возможность и дальше оказывать помощь тем детям, которые в ней нуждаются.
Тесные отношения с учителями школ помогают нам уточнить, на какие аспекты воспитания дошкольников стоит обратить особое внимание и с какими трудностями чаще всего сталкиваются первоклассники.
В ходе нашей работы мы поняли, что нельзя превращать жизнь детей в бесконечную гонку с препятствиями, ведь играя, дети учатся не только лучше оперировать числами и буквами, но и понимать свои чувства и общаться с окружающими людьми. Нашими педагогами разработаны перспективные планы включения развивающих игр В.В. Воскобовича в совместную деятельность педагога с детьми в разных возрастных группах, а также конспекты занятий и проведения совместной деятельности с детьми с использованием игровых технологий интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
5
6
7
==+=== |