|
Использование информационно- коммуникационных технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи Использование информационно- коммуникационных технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности
с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед,
МБДОУ ЦРР-д/с№58 Демина Л.И. В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает качество логопедической работы в целом. В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационно-развивающих технологий в своей практике.
Современная информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение техникой, позволяющей в полной мере реализовывать развивающие компьютерные технологии обучения, что способствует повышению мотивации детей к получению и усвоению новых знаний.
В последнее время в логопедической работе особое место занимает интерактивная доска. Использование интерактивной доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с воспитанниками. Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д.
Использование интерактивной доски на занятиях логопеда позволяет:
повысить качество обучения детей с ОВЗ;
развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;
развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;
повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;
обеспечить психологический комфорт на занятиях.
При работе с интерактивной доской у детей задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются графо-моторные, навыки, зрительно-пространственные отношения.
Практическая значимость использования интерактивной доски состоит в том, что педагог и дети расширяют границы привычного, поднимая процесс обучения и преподавания на качественно новый уровень. С помощью компьютерных технологий можно существенно повысить мотивацию ребенка с особенностями в развитии к трудной для него работе, научить и приучить его самого оценивать свои достижения, осознанно ставить перед собой новые задачи. Развитие умения строить самостоятельный диалог с компьютерной программой позволит создать у детей с особыми образовательными потребностями первоначальную модель взаимодействия с техникой, что необходимо и для будущей трудовой деятельности. Благодаря информационным технологиям, в том числе и работе с интерактивной доской, можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека.
На наших логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи - трудоемкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у детей интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ интерактивной доски. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом, коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность педагогу самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей ребенка, темы занятия, что позволяет построить занятия так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Авторские презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.
Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:
Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.
Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики.
Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образ символов, исключающих субъективную оценку, ребенок видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.
Использование на логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.
В нашем дошкольном учреждении ведется работа по созданию банка данных образовательных интерактивных ресурсов по работе с детьми. Который включает:
Презентации - тренажеры по лексическим темам:
Игрушки
Овощи
Фрукты
Животные
Птицы
Транспорт
Мебель
Одежда
Растения
Видеоклипы по сезонам
Видеоролики « Красный день календаря»
Новый год
8 – Марта
23-февраля
9 –Мая
Обучающий видеокурс « Моя мама логопед» включающий 4 диска:
1 диск. Обучающие видео уроки
- Песочные игры
-Постановка звуков
- Пальчиковая гимнастика
2 диск. Консультации для родителей
-Как разговорить молчуна
-Как помочь малышу красиво говорить - Развиваем воображение
- Творческое мышление
- Память -Неречевые звуки
-Звукоподражание
-Речевые звуки
-Развитие связной речи
Практическая часть Мастер-класс «Использование презентаций-тренажеров в работе с детьми»
В качестве одного из примеров предлагаем презентацию-тренажер “Собираем урожай. Овощи. Фрукты ”
Неречевые звуки
Речевые звуки Литература
Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях // Логопед, №1, 2012.
Пышненко А.Э. Использование интерактивной доски “Smart Board” при организации и проведении письменных проверочных работ на логопедических занятиях с детьми с задержкой психического развития и нарушением интеллекта - https://edu-ago.ru
Резцова М.М Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда - https://festival.1september.ru
Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков. Сборник материалов научно-практической конференций с международным участием. - Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011г. - https://nsportal.ru/node/89365
|
|
|