Главная страница


Орловского района Кировской области Развитие силы как физического качества у учащихся старших классов в процессе различных форм физического воспитания



Скачать 161.58 Kb.
НазваниеОрловского района Кировской области Развитие силы как физического качества у учащихся старших классов в процессе различных форм физического воспитания
Колеватов Александр
Дата18.04.2016
Размер161.58 Kb.
ТипРеферат


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Шадричи

Орловского района Кировской области


Развитие силы как физического качества у учащихся старших классов в процессе различных форм физического воспитания


Работу выполнил

Колеватов Александр

Анатольевич,

учитель физкультуры

I категории

МКОУ СОШ д. Шадричи,

стаж работы – 25 лет

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….. 3

I. Теоретические основы формирования силовых качеств……………………. 6

1.1. Сила как физическое качество…………………………………………... 7

1.2. Средства развития силы………………………………………………….. 7

1.3. Методы развития силы…………………………………………………… 8

II. Организация учебного процесса по развитию силы……………………….. 9

2.1. Развитие силы в процессе различных форм занятий по физическому

воспитанию……………………………………………………………….. 9

2.2. Использование опыта Джо Вейдера по развитию силы……………… 11

2.3. Результаты работы по развитию силовых качеств……………………. 15

Заключение……………………………………………………………………… 16

Список использованных источников по теме………………………………… 17

ВВЕДЕНИЕ

МКОУ СОШ д. Шадричи, где я работаю учителем физической культуры, расположена в 35 километрах от районного центра и насчитывает 9 комплектов классов. Я преподаю свой предмет с 1 по 11 класс. Стаж моей педагогической деятельности составляет 23 года.

Над темой «Развитие силы как физического качества у учащихся старших классов в процессе различных форм физического воспитания» я работаю с 1998 года.

Физическое воспитание – составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физического совершенства. В практическом отношении физическое воспитание представляет собой физическую подготовку человека к деятельности – трудовой, интеллектуальной, общественной, военной.

В настоящее время ведётся много разговоров о том, что выпускники школ, юноши допризывного и призывного возрастов, не имеют должной физической подготовки для службы в Вооружённых Силах.

Военная служба предъявляет высокие, а подчас и чрезвычайно высокие требования к силовым способностям военнослужащих. Деятельность личного состава воинских подразделений непосредственно связана с их силовой подготовленностью. Высокого уровня силы, силовой выносливости требуют марш-броски, переходы с грузом по пересечённой местности, преодоление всевозможных препятствий, обслуживание разнообразной военной техники, тяжёлые сапёрные работы и другие виды учебно-боевой деятельности, зачастую осуществляемые в неблагоприятных условиях.

Налицо противоречие: стране нужна сильная армия, но нет элементарной военной подготовки лиц призывного возраста. Исчезли из учебной программы такие предметы как НВП (начальная военная подготовка) и ДПЮ

(допризывная подготовка юношей). Как следствие – отсутствие мотивации к службе в армии вообще, боязнь и нежелание большого количества юношей (и их родителей) отдать свой долг Родине. Что делать? Остаётся одно – восполнять все эти упущения средствами физического воспитания.

Но практика физического воспитания свидетельствует о недостаточном развитии у значительного числа выпускников силы и силовой выносливости. Такое положение в большей степени обусловлено несовершенством методики развития силовых качеств учащихся в процессе всех форм занятий физическими упражнениями, в том числе и на уроках по физическому воспитанию.

Таким образом, для целенаправленной подготовки юношей к службе в Вооружённых Силах страны в каждой школе необходима система, организация урочных и внеклассных занятий по физической подготовке. Большое значение в ходе всех занятий следует уделять развитию силы как физического качества.

Актуальность темы побудила меня вплотную заняться решением назревшей проблемы в рамках своего образовательного учреждения.

Задача школы, педагогического коллектива, родителей состоит в том, чтобы сформировать выпускника школы как всесторонне развитого гражданина своей страны, физически подготовленного к будущей трудовой деятельности и исполнению своего воинского долга.

Цель своей педагогической деятельности я вижу, в первую очередь, в формировании у учащихся мотивации к занятиям физической культурой вообще и силовой подготовкой в частности. Обязательным при этом считаю личный пример воинской службы и пропаганду здорового образа жизни. Всё это, естественным образом, должно подкрепляться созданием в школе условий для развития практических умений учащихся.

Для решения этой цели мною определены следующие задачи.

Образовательные:

  • обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам на уровне возможностей и способностей учащихся, направленных на развитие силы, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств

  • формировать специальные теоретические знания

Воспитательные:

  • формировать у юношей необходимые для военной службы навыки и умения, внутреннюю готовность к службе в Вооружённых Силах России

  • воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине

  • формировать личностные качества школьников воспитанием чувства товарищества, коллективизма, взаимоуважения, честности, ответственности за свои поступки, взаимовыручки

Оздоровительные:

  • укреплять здоровье, содействовать нормальному физическому развитию

  • формировать у детей установку на здоровый образ жизни – оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену, профилактику вредных привычек, режим дня

Комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации, систематичности и последовательности в процессе физического воспитания – основа мотивации к занятиям физической культурой, к самосовершенствованию и к здоровому образу жизни.

Стратегия моей педагогической деятельности соотносится с идеей учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.


I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ

Силовая подготовка – это специализированный педагогический процесс физического совершенствования учащихся, направленный на укрепление здоровья, развитие силы и выносливости, формирование атлетического телосложения.

Различают общую и специальную силовую подготовку.

Общая силовая подготовка составляет фундаментальную основу специальной силовой подготовки молодого человека. Её задача – разносторонне развить мускулатуру, повысить способность к проявлению силы в разнообразных движениях в условиях трудовой и военной деятельности.

Задача специальной подготовки – на базе общей силовой подготовки развить в первую очередь специфические, наиболее необходимые для профессиональной деятельности мышцы.

Силовая подготовка учащихся должна решать задачи всестороннего развития их силовых способностей для того, чтобы обеспечить необходимый уровень и максимальной силы, и силовой выносливости, и скоростно-силовых качеств. В ходе занятий должно осуществляться прикладное назначение силовой подготовки, обусловленное требованиями будущей трудовой деятельности и военной службы учащихся.

Повышение уровня силовой подготовленности учащихся – задача непростая. Трудность её обусловлена, прежде всего, естественными возрастными изменениями организма 15 – 17-летних юношей, у которых размеры тела увеличиваются быстрее, чем растёт мышечная масса. Вследствие этого показатель абсолютной силы увеличивается незначительно, а относительный – даже уменьшается. Поэтому сделать силовую подготовку учащихся более эффективной можно только при помощи регулярных, целенаправленных занятий, используя для этого все формы физической подготовки: уроки по физическому воспитанию, внеурочные занятия в режиме дня и досуга.
1.1.СИЛА КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Под силой понимается способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. В процессе выполнения трудовых действий человек может поднимать, опускать или удерживать тяжёлые грузы. При этом мышцы, обеспечивающие эти трудовые действия, работают в различных режимах. Режим работы мышц называется преодолевающим, если при преодолении какого-либо сопротивления они сокращаются или укорачиваются.

Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, растягиваются и удлиняются, например, при медленном опускании груза. Такой режим работы мышц называется уступающим.

Часто при выполнении трудовых действий человеку приходится удерживать тяжёлый груз на плечах или в руках. Работающие мышцы при этом напрягаются, но не изменяют своей длины. Такой режим работы мышц называется статическим или изометрическим.

В зависимости от режима мышечной деятельности силовые способности человека подразделяются на два вида: 1) собственно силовые, которые проявляются в условиях статического режима и медленных движений;

2) скоростно-силовые, проявляющиеся при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера.
1.2.СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СИЛЫ

Средствами развития силы являются определённые виды силовых упражнений:

  • изометрические упражнения

  • упражнения с внешним сопротивлением

  • упражнения с тяжестями

  • упражнения с партнёром

  • упражнения с сопротивлением других предметов

  • упражнения в преодолении собственного веса


1.3.МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛЫ

  • повторный метод – повторение физического упражнения с одинаковой мощностью, характером и длительностью интервалов отдыха

  • метод «до отказа» (используется при выполнении гимнастических силовых упражнений с собственным весом)

  • метод максимальных усилий – использование предельных и околопредельных отягощений (для учащихся является дополнительным, осуществляется под контролем преподавателя и с обеспечением страховки)

  • метод динамических усилий – выполнение упражнений с малыми отягощениями, но с наивысшей скоростью

  • изометрический (статический) метод – выполнение кратковременных максимальных напряжений без изменения длины мышц (для учащихся является дополнительным средством развития силы)


II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО РАЗВИТИЮ СИЛЫ

2.1. РАЗВИТИЕ СИЛЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ПО

ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Развитие силы учащихся старших классов осуществляется мною на уроках физического воспитания, во время удлинённой подвижной перемены и на занятиях спортивной секции, таким образом – регулярно.

Планируя процесс силовой подготовки, я определяю конкретные задачи по повышению силовых качеств учащихся. В зависимости от поставленных задач я подбираю упражнения, с помощью которых можно в ограниченное время развивать необходимые силовые качества. Упражнения я стараюсь подбирать несложные по технике исполнения и воздействующие на большие мышечные группы. Это в основном простые движения, хорошо знакомые учащимся, но выполняемые с отягощениями.

Развитие силы осуществляется с помощью самых разнообразных снарядов: гантелей, гирь, дисков от штанги, а также заменяющих их подручных тяжёлых предметов. Кроме этого обязательно выполняются упражнения с собственным весом.

Занятия силовой подготовкой на уроках физического воспитания требуют чёткой организации. В зависимости от уровня силовой подготовленности учащихся определяется время на выполнение силовых упражнений, объём и интенсивность нагрузки. Мною регулируется темп выполнения упражнений. Обязательным является периодический замер пульса. Систематическое измерение частоты пульса учащихся позволяет мне своевременно корректировать разработанные планы занятий, регулируя нагрузку в зависимости от функционального состояния организма занимающихся.

В комплекс, выполняемый во время удлинённой подвижной перемены, включаются, как правило, 4-5 силовых упражнений, вовлекающих в работу мышцы рук и плечевого пояса, спины, живота, ног. В каждом упражнении выполняются 1-2 подхода по 6-8 повторений. Эффективными и удобными средствами развития силы, не требующими специального оборудования, являются упражнения с партнёром, а также с собственным весом. Эти упражнения могут выполняться одновременно большим числом учащихся. Парные упражнения выполняются преимущественно в медленном и среднем темпе с поочерёдным уступающим сопротивлением партнёров. Такие упражнения всегда вносят в занятия оживление и азарт.

Развитие силы старшеклассников осуществляется также и в работе спортивной секции. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа в спортивном зале школы, где имеются гимнастическая стенка, перекладина, брусья, гимнастический конь и козёл, скамейки для выполнения упражнений в положении лёжа, гимнастические маты. Инвентарь включает разнообразные снаряды: 3 заводские штанги, заводские и самодельные гантели, самодельные тренажёры, 1 заводская и 1 самодельная боксёрские груши эспандеры, скакалки.

В секционных занятиях обеспечивается преемственность с силовой подготовкой, проводимой на уроках физического воспитания.

Типовыми комплексами упражнений, разносторонне развивающими силовые качества учащихся, являются следующие:

  • жим штанги лёжа

  • приседание со штангой на плечах

  • подъём штанги на грудь в полуприсед

  • подтягивание на перекладине

  • подъём переворотом

  • отжимание в упоре лёжа

  • отжимание в упоре на брусьях

  • поднимание туловища из положения лёжа

  • поднимание ног к перекладине

  • прыжок в длину с места






Особое внимание при организации занятий по развитию силы уделяется соблюдению физиологических и гигиенических особенностей подготовки учащихся, режиму дня, организации правильного питания, недопустимости употребления алкоголя и курения.

2.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА ДЖО ВЕЙДЕРА ПО РАЗВИТИЮ СИЛЫ

Новизна моего опыта работы по развитию силы у юношей старших классов заключается в использовании на занятиях спортивной секции системы строительства тела Джо Вейдера, американского тренера, создателя современного атлетизма. Он вырастил таких великих атлетов как Арнольд Шварценеггер, Лу Ферриньо, Франко Коломбо и др. В основе данной системы лежит такая методика, которая обеспечивает последовательное и научно обоснованное продвижение от начальных до самых сложных стадий атлетических тренировок. Нами используются комплексы упражнений для новичков. Суть системы – тренировка с отягощениями. Что она даёт?

  • увеличивает мышечную массу

  • повышает мышечную выносливость

  • увеличивает прочность костей и связок, толщину хрящей и число капилляров в мышцах

  • улучшает здоровье и физическую подготовленность

  • повышает результативность в спорте

  • увеличивает гибкость

  • увеличивает мощность и скорость

  • помогает ослаблять стресс и напряжение повседневной жизни

  • способствует формированию позитивного мнения о себе

  • прививает дисциплинированность и усиливает мотивацию, которая переносится на все другие сферы жизни

  • помогает контролировать вес

  • укрепляет сердце и нормализует давление

  • улучшает качество и увеличивает продолжительность жизни

  • увеличивает уровень гемоглобина

  • способствует снижению уровня содержания холестерина

Штанга и гантели – лучшие средства для наращивания объёмов мышц и силы. При выполнении упражнений должны приниматься в расчёт такие факторы, как диета, продолжительность сна и отдыха, общий режим жизни. Постоянство в тренировках является ключом к успеху.

Специфические тренировочные результаты зависят от числа повторений. Низкое число повторений (1-5) развивает главным образом силу и мощность, среднее число повторений (8) обеспечивает рост мышечных объёмов, улучшает рельеф мышц и локальную выносливость, высокое число повторений развивает главным образом мышечную выносливость и их рельеф и в меньшей степени – прирост объёма мышц.

Начинать необходимо с одного подхода к каждому упражнению. Отягощения на тренировках подбираются в зависимости от силы и энергии, а вес отягощений регулируется в полном соответствии с самочувствием в день занятий.

Важным является начинать тренировки с разминки (до выполнения основных упражнений). Что она даёт?

  • усиливает кровоток в суставах и помогает увеличить плавность движений, что предохраняет от травм

  • поднимает температуру крови, что предотвращает растяжение мышц

  • обеспечивает дополнительное поступление крови в мышцы, и они сокращаются с большей силой и производительностью

  • позволяет прорабатывать мышцы по всей амплитуде движений (от полного растягивания до полного сокращения)

Успокаивающие упражнения (после выполнения основных упражнений)

  • после напряжённого тренинга с отягощениями предоставляют сердцу и циркуляторной системе время для постепенного снижения активности, а системе метаболизма – время для возвращения к норме; кроме того, они предотвращают застой крови

  • удлиняют мышцы, которые подвергались сильнейшим сокращениям, таким образом, предотвращая появление боли в мышцах и способствуя развитию гибкости

  • понижают температуру тела до нормальной, чтобы вновь приступить к повседневной деятельности

РАЗМИНОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • прыжки, ноги врозь с хлопками над головой – 20-30 раз

  • попеременные касания носков расставленных ног пальцами рук – 20-30 раз в каждую сторону

  • отжимания от пола – 10-15 раз

  • наклоны в стороны – 20-40 раз

Выполнять упражнения следует одно за другим без паузы, чтобы хорошо подготовиться к тренировке.

УСПОКАИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

В условиях нашего учебного заведения возможен бег трусцой с постепенным замедлением и ходьбой – 5-10 минут.

Первые четыре тренировки – это вводные уроки, задача которых состоит в том, чтобы определить нужный вес отягощений для выполнения упражнений в удобном темпе, «наработка колеи». В течение первого месяца выполняется только один подход к упражнению.

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ УПРАЖНЕНИЙ

I группа

1. Жим штанги, лёжа на горизонтальной скамье (15-16 кг)

2. Разведение рук с гантелями в стороны, лёжа на горизонтальной скамье

(4-5 кг)

3. Подъём рук с гантелями через стороны стоя (1-1.5 кг)

4. Приседание со штангой на спине (15-16 кг)

5. Упражнение для мышц шеи во всех направлениях

6. Тяга штанги к животу в наклоне (11-12 кг)

7. Сгибание рук со штангой стоя (9-10 кг)

8. Выпрямление рук в локтях со штангой лёжа /французский жим лёжа/

(9-10 кг)

9. Сгибание рук с гантелями, сидя на наклонной скамье (4-5 кг)

10. Подъём туловища по сокращённой амплитуде из положения лёжа

11. Подъём ног, лёжа на наклонной скамье

12. Подъём на носки со штангой на спине (15-16 кг)

II группа

  1. Подъём штанги на грудь (9-10 кг)

  2. Тяга гантели в наклоне одной рукой (4-5 кг)

  3. Жим штанги с груди стоя (9-10 кг)

  4. Тяга штанги узким хватом к подбородку стоя (4-5 кг)

  5. Подъём рук через стороны в наклоне (2-2,5 кг)

  6. Сгибание руки с гантелью с опорой локтя в бедро (2-2,5 кг)

  7. Выпрямление руки в локте назад в наклоне (2-2,5 кг)

  8. Сгибание рук со штангой в запястьях хватом снизу (9-10 кг)

  9. Подъём туловища по сокращённой амплитуде из положения лёжа

  10. Подъём на носки со штангой на спине (15-16 кг)

  11. Выпад вперёд одной ногой со штангой на спине (6-7 кг)

III группа

  1. Приседание со штангой на спине (15-16 кг)

  2. Становая тяга штанги (22-23 кг)

  3. Тяга штанги к животу в наклоне (11-12 кг)

  4. Жим штанги, лёжа на наклонной скамье (11-12 кг)

  5. Жим штанги узким хватом, лёжа на горизонтальной скамье (9-19 кг)

  6. Подъём штанги или гантели вперёд в прямых руках (4-5 кг)

  7. Попеременное сгибание рук с гантелями сидя (4-5 кг)

  8. Выпрямление руки в локте вверх сидя /французский жим сидя/ (2-2,5 кг)

  9. Подъём рук через стороны в наклоне (2-2,5 кг)

  10. Подъём на носки в ходьбе со штангой на спине (11-12 кг)

  11. Подъём туловища по сокращённой амплитуде из положения лёжа

  12. Подъём ног, лёжа на наклонной скамье


2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ

Результативность системы проявляется в стойком повышении уровня развития физической силы школьников, появляются уверенность, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, умению организовывать себя в достижении поставленной цели. Имея определённый авторитет у детей, прививая им любовь и интерес к занятиям физической культуры, развивая такие необходимые качества, я тем самым готовлю почву для успешной службы юношей в рядах российской армии.

Динамику роста показателей развития силы у юношей старших классов за 2011 -2012 учебный год можно проследить по следующей таблице.




Виды Подтягивание Жим штанги Сгибание рук

30 кг в упоре лёжа

ФИ учащихся сентябрь май сентябрь май сентябрь май

Ананьин Р. 15 22 51 113 47 72

Булычёв Е. 7 11 23 41 23 31

Заушицын М. 8 12 17 25 20 31

Машковцев С. 5 9 7 12 18 29

Мухаметзянов Д. 9 13 22 31 20 32

Фокин И. 2 4 5 9 15 22

Чупраков Д. 8 14 28 45 22 41

Наглядными показателями успешности развития силы у учащихся нашей школы являются также призовые места в различных районных спортивных соревнованиях, районных спартакиадах допризывной молодёжи, районных соревнованиях допризывной молодёжи «А ну-ка, парни!»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сила – дело наживное. Нужно понять простую истину: чтобы подтягиваться, нужно…подтягиваться. Чтобы плавать, нужно плавать. Бегу можно научиться только через бег. Сила начинается с действия. Хорошая физическая подготовка – добрая половина подготовки боевой. Физическая слабость – ахиллесова пята, иметь которую настоящий солдат не имеет права себе позволить.

Настоящий опыт показывает, что при определённом желании можно добиться хороших результатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ

  1. Вейдер, Джо. Строительство тела по системе Джо Вейдера. – [Текст] /Джо Вейдер // Система строительства тела. – М.: Физкультура и спорт, 1992. – 112 с.: ил.

  2. Воробьёв, А.Н. Анатомия силы. – [Текст] / А.Н. Воробьёв // Анатомия силы. Физкультура и здоровье. – 2-е изд., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 80 с.: ил.

  3. Сорокин, Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника, или Тельняшка в награду. – М.: Советский спорт, 1990. – 64 с.

  4. Сухоцкий, И.В. Силовая подготовка учащихся ПТУ допризывного и призывного возрастов: Метод. пособие для ПТУ. – М.: Высш. шк., 1990. – 80 с.: ил.