|
Протокол № от 2013г. Утверждаю Директор школы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Полом Фаленского района Кировской области
Принято
на заседании педсовета
Протокол № _____ от «___»___________2013г.
|
|
Утверждаю
Директор школы
__________________/З.В.Авдулова/
Протокол № ____ от «___»_____________ 2013г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Биология
8 класс
Базовый уровень
на 2013-2014 учебный год
Учитель: Шумилова Наталья Леонидовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
8 класс
Базовый уровень (2 часа в неделю, 68 часов)
УМК И.Н.Пономаревой Рабочая программа соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования. Рабочая программ составлена на основе:
Учебник « Биология. Человек. 8 класс» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Москва, «Вентана-Граф» 2010г.
Авторская программа « Природоведение. Биология. Экология. 5-11 Авторы: Т.С.Сухова, В.С. Строганов, И.Н. Пономарева и др.». Издательский центр «Вентана- Граф, 2010 г.» к учебникам биологии И.Н.Пономаревой общеобразовательных учреждений (базовый уровень).
Нормативно-правовая основа рабочей программы: 1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3.Федеральный базисный учебный план для начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312».
6.Приказ Минобрнауки от 19.12.2012 г.№ 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».
7. Приказ департамента образования Кировской области от 13.06.2012г. №5-1204 «О региональном компоненте в структуре федерального базисного учебного плана».
8.Учебный план муниципальной казённого общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с.Полом Фаленского района Кировской области на 2013-2014 учебный год.
9.Годовой календарный учебный график муниципальной казённого общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с.Полом Фаленского района Кировской области на 2013-2014 учебный год.
Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии от 21.03.2011 года 43 № 000268 (рег. № 0094), свидетельства о государственной аккредитации от 12.03.2013 года серия 43 А01 № 0000138 (рег. № 686). Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, т.е. 2 часа в неделю, в том числе лабораторных работ 6, практических работ-12. Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с разными источниками информации.
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим ; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрывается предмет и методы изучения анатомии, физиологии, гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В завершающей части рассматривается индивидуальное развитие человека. Количество часов на изучение учебного материала соответствует программе.
В программе предусмотрены лабораторные и практические работы. Среди практических работ уделяется внимание функциональным пробам, позволяющим каждому учащемуся оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными.
Учебный материал, изложенный в стандарте образования, выделен «жирным подчеркнутым шрифтом».
Цели и задачи курса:
Развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Изучение места и роли человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Изучение строения и процессов жизнедеятельности организма человека.
Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением разделов курса с 5 – 9 классы. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими ценностями. Изучение биологического материала позволяет решить задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственность за ее сохранность. Учащие должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы и его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранять ее для себя и последующих поколений.
Основными задачами данного раздела являются следующие:
Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития.
Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека.
Раскрыть роль человека в природе.
Продолжить формировать представление о единстве живой природы.
Требования к уровню подготовки Учащиеся должны знать / понимать:
сущность биологических процессов:
- обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность, изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
место и роль человека в системе органического мира;
сходства и отличия человека от животных;
уровни организации организма человека;
процессы жизнедеятельности организма человека;
взаимосвязь строения и функций органов человека;
особенности второй сигнальной системы;
особенности обмена веществ, причины нарушений и их последствия;
предотвращение болезней ЗОЖ;
основные меры профилактики здоровья человека.
Учащиеся должны уметь:
• объяснять: роль различных организмов в жизни человека; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе их сравнения;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, животными, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, определения норм рационального питания, анализа и оценки влияния факторов окружающей среды, определения факторов риска на здоровье, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания).
Учебно-тематический план
| № п/п
| Тема
| Количество часов
| Лабораторные работы
| Практические работы
|
| 1
| Введение. Организм человека: общий обзор.
| 5
| 2
| 1
|
| 2
| Опорно-двигательная система.
| 7
| 1
| 3
|
| 3
| Кровь. Кровообращение
| 9
| 1
| 4
|
| 4
| Дыхание
| 6
| 1
| 2
|
| 5
| Пищеварение.
| 7
| 1
| 2
|
| 6
| Обмен веществ и энергии
| 3
| -
| 1
|
| 7
| Выделение. Кожа
| 5
| -
| 1
|
| 8
| Эндокринная система
| 2
| -
| -
|
| 9
| Нервная система .Органы чувств
| 9
| -
| 6
|
| 10
| Поведение и психика
| 7
| -
| 3
|
| 11
| Индивидуальное развитие организма
| 4
| -
| -
|
| 12
| Повторение изученного за курс 8 класса
| 4
| -
| -
|
| 14
| Итого:
| 68
| 6
| 23
|
| |
|
|