Главная страница

Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью



Скачать 41.39 Kb.
НазваниеОсобенности развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Дата18.04.2016
Размер41.39 Kb.
ТипДокументы


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие – это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев.

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Не зрелость личности умственно отсталого ребенка отчетливо обнаруживается в недоразвитии и специфических особенностях его эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии личности.

Умственно отсталые школьники, особенно ученики младших классов, весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать. По мнению Л.С. Выготского, природу умственной отсталости следует объяснить из взаимосвязи и соотношений интеллектуальной и эмоционально стороны. У умственно отсталых детей роль чувств особенно высока, т.к. даже процесс обучения стоится не на знаниях, а на способе их преподнесения. Обучение и воспитание должны опираться на чувств только тогда, они достигнут цели.

Развитие у умственно отсталых детей идет значительно медленнее. Детям присущи замедленный темп психического развития, неравномерность физического и психического развития.

Специальная педагогика и психология свидетельствует о воспитуемости психических функций умственной отсталости и в тоже время указывает на неравномерность развития этих функций. Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и в не ее.

Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребёнка. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать.

Наши воспитанники в большинстве своём лишены родительской опеки (родители лишены через суд родительских прав) или дети – сироты (родители у детей умерли). Значит ученики испытали на себе депривации, в первую очередь - материнскую и эмоциональную. Эмоциональная депривация – любая ситуация, когда индивид лишён эмоциональных реакций, исходящих от других людей. Это ситуация, когда дети растут в ситуации отсутствие любви, привязанности и контактов.

Поэтому находясь в интернатном учреждении наши дети нуждаются в создании условий для ускоренного развития, коррекции недостатков развития, особенно в эмоциональной сферы, компенсации недостающего внимания. Коррекционного вмешательства требуют все сферы личности умственно отсталых учащихся. Причём, эмоциональное развитие, на наш взгляд, заслуживает особого внимания, поскольку оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми. Но при интеллектуальной недостаточности эти взаимоотношения редко бывает благоприятными, что затрудняет коррекционную работу и в конечном итоге адаптации детей данной категории в обществе. Поэтому перед педагогами коррекционных школ восьмого вида стоит непростая задача- не только обучить умственно отсталых детей, но и осуществить коррекцию эмоционально – волевой сферы учащихся.

Особенности эмоциональной сферы учащихся, воспитывающихся в интернатных учреждениях:

  • неадекватность эмоции тем стимулам, которыми они вызваны, на похвалу и замечания

  • частая смена настроения

  • повышенная тревожность, склонность к страхам

  • нестабильность эмоциональных контактов

  • чрезмерная импульсивность в виде гнева или подчёркнутого упрямства, обиды, ревности: друг к другу, к любимому учителю, воспитателю

  • отсутствие эмпатии.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что особенности эмоционально-волевой сферы учащихся, воспитывающихся в интернатных учреждениях – вопрос актуальный.

И соответствующим образом организованная работа по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребёнка, но и смягчить вышеназванные проблемы.

Эмоциональное состояние можно выразить через зрительные ощущения, звук, запах, осязания, обоняние, вкус, цвет, через восприятия погоды и отношение к какому-либо объекту, то есть создать образ эмоционального состояния, так как создание такого образа становится для ребёнка средством контроля за своим поведением. Зная, как выглядит, например, страх или какой у страха «вкус», ребёнку легче и проще с ним справляться.

Для отслеживания эффективности коррекционно-развивающей работы по эмоциональному развитию учащихся нами было проведено обследование эмоционального состояния учащихся 4 класса по методике «Разноцветные странички» (авторов Галецкой Л.В., Орлова В.В.). В результате суммирования всех негативных и позитивных выборов цветов у всех детей по каждому фрагменту странички получилась цветограмма, характеризующая эмоциональное состояние всего класса в целом. В итоге по цветограмме учащихся 4 класса видно, что общий эмоциональный климат класса положительный. В классе действует экран настроения, где я отслеживаю настроение детей и который помогает мне в работе на уроках, уже видно кому нужна помощь, как к этому ребенку подойти.

Таким образом, вопрос изучения развития эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых детей, обучающихся в условиях коррекционной школы нам представляется важным и актуальным при применением психокоррекционной развивающей программы.

«Мы не учим их, мы создаем условия, в которых они учатся».    (C.Паперт)