|
Урок по химии в 8 классе по теме «Ионные уравнения реакций» Учитель химии и биологии
МОУ «СОШ №19» г.о.Электросталь
Пузина Лариса Александровна Урок по химии в 8 классе по теме «Ионные уравнения реакций» Цели урока:
Научить школьников составлять ионные уравнения реакций
Рассмотреть условия протекания реакций ионного обмена до конца
Продолжать совершенствовать умения и навыки, выполняя химические опыты
Формы, методы и педагогические приемы, используемые на уроке:
Рассказ учителя с элементами беседы
Предварительная проверка знаний учащихся – химический диктант
Лабораторный эксперимент
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Интерактивный элемент урока – компьютерная презентация
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Предварительная проверка знаний учащихся – работа по вариантам (задания проецируются на экран). Время выполнения работы – около 6 минут.
1 вариант
| 2 вариант
| 3 вариант
| 1.Разделите перечисленные ниже вещества на два столбика – электролиты и неэлектролиты.
| Хлорид натрия (крист.)
Хлорид натрия (раствор)
Сахар (раствор)
Сульфат натрия (раствор)
Гидроксид калия (крист.)
| Раствор соляной кислоты
Спирт
Кристаллы сульфата цинка
Раствор гидроксида натрия
Вода дистиллированная
| Раствор гидроксида калия
Твердый гидроксид калия
Кристаллы сахара
Раствор серной кислоты
Бензин
| 2. Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже веществ; назовите полученные ионы.
| KOH; H2SO4; Na2CO3
| NaOH; H3PO4; BaCl2
| Al(NO3)3; Ba(OH)2; HCl
| 3. Пользуясь таблицей растворимости, определите вещества, которые могут образовать перечисленные ниже ионы.
| K+ , Sr2+ , H+ ,Cl- , CO32- , NO3-
| H+ , Na+ , Cu2+ , SO42- , I- , OH-
| Al3+ , Ca2+ , Li+ , OH- , NO2- , F-
|
3. Рассказ учителя.
Ребята! Вы уже знакомы с реакциями обмена. Вам также известно, что данные реакции возможны лишь в тех случаях, если в результате реакции выделяется осадок или газ или вода.
До изучения теории электролитической диссоциации реакции обмена рассматривались как взаимодействие кислот, оснований и солей. Теперь вам известно, что в расворах этих веществ молекул практически нет, а есть ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков. Отсюда следует вывод, что реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов. Найдите в учебнике определение ионных реакций и запишите его в тетрадях. (Затем один из учащихся читает это определение). Сейчас я сформулирую основные правила составления ионных уравнений реакций:
Формулы веществ малодиссоциирующих, т.е. слабых электролитов, нерастворимых и газообразных веществ записываются в молекулярном виде
Вещество, выпавшее в осадок, обозначают ↓ и ставят ее справа возле формулы; газ - ↑.
Ионные уравнения могут быть полными и сокращенными.
Рассмотрим пример: взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария.
1. Составим молекулярное уравнение:
Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NaCl
Проверим полученные вещества по таблице растворимости. Вещество BaSO4 - осадок, обозначим его ↓.
2. Составим полное ионное уравнение, которое складывается из схем диссоциации каждого вещества:
2Na+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- = BaSO4↓ + 2Na+ + 2Cl-
3. В полном ионном уравнении есть ионы, не изменившие своего состояния; их нужно зачеркнуть.
4. Исключив эти ионы из уравнения реакции, мы получим сокращенное ионное уравнение:
Ba2+ + SO42- = BaSO4↓
Сущность данной реакции сводится к взаимодействию ионов Ba2+ и SO42- ; в результате этого взаимодействия образуется осадок BaSO4.
Данные ионы могли входить в состав любого электролита и наблюдалась бы аналогичная реакция. Задание. По таблице растворимости выберите любые другие электролиты, содержащие ионы Ba2+ и SO42- .
Вывод (по заданию): можно взять любой растворимый сульфат и любую растворимую соль бария (или его гидроксид). Таким образом, сокращенные ионные уравнения показывают сущность процесса, протекающего между растворами электролитов.
4. Химический эксперимент – практические задачи.
Учащимся раздаются карточки-инструкции и они начинают по ним работать, выполняя задания.
Что делали
| Что наблюдали
| Уравнения реакций
| Проведите реакции между парами веществ
| 1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия
|
|
| 2. карбонат натрия и соляная кислота
|
|
| 3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора)
|
|
| Проводя реакцию, ребята записывают наблюдения и составляют уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
Затем трое учащихся записывают эти уравнения реакций на доске (осуществляется проверка правильности составления уравнений, а наблюдения просто озвучиваются). Для того, чтобы проверить степень усвоения данного материала, на следующем уроке я провела такую работу:
Каждый учащийся класса получил карточку с заданиями как теоретическими, так и практическими. Пример карточки:
№1.
Закончить уравнение реакции:
K2CO3 + H2SO4 ->
Запишите реакцию в полной и сокращенной ионной форме.
Из имеющихся на демонстрационном столе реактивов выберите пару веществ, при взаимодействии которых образуется осадок. Проведите реакцию и запишите ее в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
№2.
Закончить уравнение реакции:
FeCl3 + NaOH ->
Запишите реакцию в полной и сокращенной ионной форме.
Из имеющихся на демонстрационном столе реактивов выберите пару веществ, при взаимодействии которых образуется газ. Проведите реакцию и запишите ее в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
|
|
|