Главная страница

Урок по химии в 8 классе по теме «Ионные уравнения реакций»



НазваниеУрок по химии в 8 классе по теме «Ионные уравнения реакций»
Дата15.03.2016
Размер54.2 Kb.
ТипУрок

Учитель химии и биологии

МОУ «СОШ №19» г.о.Электросталь

Пузина Лариса Александровна
Урок по химии в 8 классе по теме «Ионные уравнения реакций»
Цели урока:

  1. Научить школьников составлять ионные уравнения реакций

  2. Рассмотреть условия протекания реакций ионного обмена до конца

  3. Продолжать совершенствовать умения и навыки, выполняя химические опыты

Формы, методы и педагогические приемы, используемые на уроке:

  1. Рассказ учителя с элементами беседы

  2. Предварительная проверка знаний учащихся – химический диктант

  3. Лабораторный эксперимент

  4. Самостоятельная работа учащихся с учебником

  5. Интерактивный элемент урока – компьютерная презентация

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Предварительная проверка знаний учащихся – работа по вариантам (задания проецируются на экран). Время выполнения работы – около 6 минут.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1.Разделите перечисленные ниже вещества на два столбика – электролиты и неэлектролиты.

Хлорид натрия (крист.)

Хлорид натрия (раствор)

Сахар (раствор)

Сульфат натрия (раствор)

Гидроксид калия (крист.)

Раствор соляной кислоты

Спирт

Кристаллы сульфата цинка

Раствор гидроксида натрия

Вода дистиллированная

Раствор гидроксида калия

Твердый гидроксид калия

Кристаллы сахара

Раствор серной кислоты

Бензин

2. Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже веществ; назовите полученные ионы.

KOH; H2SO4; Na2CO3

NaOH; H3PO4; BaCl2

Al(NO3)3; Ba(OH)2; HCl

3. Пользуясь таблицей растворимости, определите вещества, которые могут образовать перечисленные ниже ионы.

K+ , Sr2+ , H+ ,Cl- , CO32- , NO3-

H+ , Na+ , Cu2+ , SO42- , I- , OH-

Al3+ , Ca2+ , Li+ , OH- , NO2- , F-


3. Рассказ учителя.

Ребята! Вы уже знакомы с реакциями обмена. Вам также известно, что данные реакции возможны лишь в тех случаях, если в результате реакции выделяется осадок или газ или вода.

До изучения теории электролитической диссоциации реакции обмена рассматривались как взаимодействие кислот, оснований и солей. Теперь вам известно, что в расворах этих веществ молекул практически нет, а есть ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков. Отсюда следует вывод, что реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов.
Найдите в учебнике определение ионных реакций и запишите его в тетрадях. (Затем один из учащихся читает это определение).
Сейчас я сформулирую основные правила составления ионных уравнений реакций:

  1. Формулы веществ малодиссоциирующих, т.е. слабых электролитов, нерастворимых и газообразных веществ записываются в молекулярном виде

  2. Вещество, выпавшее в осадок, обозначают ↓ и ставят ее справа возле формулы; газ - ↑.

Ионные уравнения могут быть полными и сокращенными.

Рассмотрим пример: взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария.

1. Составим молекулярное уравнение:

Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2NaCl

Проверим полученные вещества по таблице растворимости. Вещество BaSO4 - осадок, обозначим его ↓.

2. Составим полное ионное уравнение, которое складывается из схем диссоциации каждого вещества:

2Na+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- = BaSO4↓ + 2Na+ + 2Cl-

3. В полном ионном уравнении есть ионы, не изменившие своего состояния; их нужно зачеркнуть.

4. Исключив эти ионы из уравнения реакции, мы получим сокращенное ионное уравнение:

Ba2+ + SO42- = BaSO4

Сущность данной реакции сводится к взаимодействию ионов Ba2+ и SO42- ; в результате этого взаимодействия образуется осадок BaSO4.

Данные ионы могли входить в состав любого электролита и наблюдалась бы аналогичная реакция.
Задание. По таблице растворимости выберите любые другие электролиты, содержащие ионы Ba2+ и SO42- .

Вывод (по заданию): можно взять любой растворимый сульфат и любую растворимую соль бария (или его гидроксид).
Таким образом, сокращенные ионные уравнения показывают сущность процесса, протекающего между растворами электролитов.

4. Химический эксперимент – практические задачи.

Учащимся раздаются карточки-инструкции и они начинают по ним работать, выполняя задания.

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

Проведите реакции между парами веществ

1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия







2. карбонат натрия и соляная кислота







3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора)







Проводя реакцию, ребята записывают наблюдения и составляют уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

Затем трое учащихся записывают эти уравнения реакций на доске (осуществляется проверка правильности составления уравнений, а наблюдения просто озвучиваются).
Для того, чтобы проверить степень усвоения данного материала, на следующем уроке я провела такую работу:

Каждый учащийся класса получил карточку с заданиями как теоретическими, так и практическими.
Пример карточки:

№1.

  1. Закончить уравнение реакции:

K2CO3 + H2SO4 ->

Запишите реакцию в полной и сокращенной ионной форме.

  1. Из имеющихся на демонстрационном столе реактивов выберите пару веществ, при взаимодействии которых образуется осадок. Проведите реакцию и запишите ее в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

№2.

  1. Закончить уравнение реакции:

FeCl3 + NaOH ->

Запишите реакцию в полной и сокращенной ионной форме.

  1. Из имеющихся на демонстрационном столе реактивов выберите пару веществ, при взаимодействии которых образуется газ. Проведите реакцию и запишите ее в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.