|
В подготовительной к школе группе Беседа на тему в подготовительной к школе группе:
«Путешествие в прошлое и настоящее нашей Родины-России» Программное содержание.
Дать детям общее представление о стране, где они живут. Воспитывать интерес и желание больше узнать о родной стране, родном крае, развивать связную речь детей.
Материал к занятию.
Альбомы и иллюстрациями: «Моя страна», «Животные и птицы нашей страны», «Русское народное искусство».
Иллюстрации с видами Москвы, Ленинграда и других городов, предметы декоративно-прикладного искусства иллюстрированный сказочный сборник «Чудо Чудное».
Ход занятия и методические приемы.
Педагог зачитывает детям строки из стихотворений:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русская раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря-
Это русские картины,
Это Родина моя!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья- Это русская сторонка Это Родина моя!
и задает вопросы детям:
Как называется страна?
Где вы живете?
Почему мы говорим наша Родина?
Правильно ребята - «Наша Отечество, наша Родина-Матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью-потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет от всяких врагов... Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина».
В лесистых местах, по берегам рек и озер «садились», «оседали», ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки, «Возле леса жить - голодному не быть», так как в лесу зверь и птицы, ягоды и грибы. Недаром столько пословиц и поговорок о ягодах, грибах: «Грибы ищут - по лесу рыщут; Много комаров -готовь коробов; Поздний гриб - поздний снег».
Даже о детях говорили: растут как грибы.
Поликлиники и аптеки нет, скорую помощь не вызовешь, а потому надеяться можно было только на себя. Народная мудрость хранит много полезных советов о здоровье и лечении больных. Береги платье основу, а здоровья смолоду; Кто долго ждет, тот долго живет».
Селились рядом родственники и просто соседи. Постепенно образовывалось село. Строились долго. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Первые постройки начинались починками. Отсюда и слово почин, т.е. начало.
Изба, амбар, гумно, банька - вот что такое крестьянская усадьба. Строились широко—ведь земли много. Строили старательно. Дома строили крепкие иногда даже двухэтажные из сосны и ели. Под одной крышей жили и отцы и деды, внуки, правнуки.
Для строительства дома приглашались плотники (так в старину называли строителей домов). Рядом с избой ставили ещё один сруб, поменьше—клеть.
Там хранили нехитрое крестьянское имущество. Избу с клетью соединяли сени, в которые вёл главный вход с улицы. Ставили избу лицом к дороге или озеру, реке. У каждой избы был свой особый вид (показ иллюстраций).
Входя в избу, каждый должен поклониться хозяевам. Входящий обращал внимание сразу на печь. Печь занимает почти пол избы. С ней связан весь быт крестьянина. Она обогревает избу, в ней пекут хлеб, варят пищу и корм скоту, на ней спят. Народ наделял печь волшебными свойствами.
-Давайте вместе вспомним сказки, где есть образ печи («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»).
Человек, который умеет класть печь-печник-пользовался почётом и уважением.
По всем стенам избы размещаются полки-воронцы. Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово—закуток (отгороженное место в помещении). Другой, левый от печи угол, назывался красный или красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы.
Русский народ всегда славился гостеприимством («Умей в гости звать, умей и угощать»).
Почти всё в избе делалось своими руками, резали ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины, всё делалось аккуратно, с любовью, было красивым. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, и предметы становились всё красивее и красивее.
Вечерами, когда темнело, избу освещали лучинами. Свечами пользовались люди побогаче.
Все другие постройки (амбар, хлев, курятник) располагались поблизости от избы.
-Знаете ли вы, ребята, что обозначают эти слова, и для чего они нужны (объяснить детям или дополнить их ответы).
Неотъемлемая принадлежность крестьянского двора - баня. Её ставили на берегу реки, у самой воды. Всё в бане было сделано из дерева (потолок, стены, ушата, вёдра).
Вся крестьянская усадьба окружалась забором (плетнём).
Землю на Руси пахали плугом или сохой. Соха имела два «зуба» и почву брала неглубоко. «Где пашет сошка, там хлеба крошка». Сеяли пшеницу, рожь, ячмень.
Связь с землёй, дарами рек, лесов приучала русского человека к труду, бережливости. Суровый климат приучили быть выносливыми. Широкие просторы, разнообразие природы породили размах и удаль русского характера.
Наши предки не только могли хорошо трудиться, но и любили веселиться под музыку балалаек, гармошек, водили хороводы, пели песни, танцевали.
Отмечались большие праздники: Пасха, Рождество и др. В этот день люди не работали, отдыхали, веселились.
А сколько сказок, загадок, пословиц, сочинил русский народ, их так и назвали русские народные.
-Давайте с вами вспомним названия русских народных сказок, вспомним загадки, пословицы.
Эти сказки, загадки передавались из уст в уста и дошли с давних времён до наших дней. Предложить детям рассмотреть иллюстрации из сборника сказок «Чудо Чудное» сост. В. Соколовский.
Загадывание детям загадок.
В заключительной части занятия предложить детям музыкальные инструменты: балалайку, дудочку, бубенцы; организовать маленький оркестр и поиграть на них, остальным детям предложить исполнить песню «Во поле берёза стояла» (песню заранее выучить с детьми). |
|
|