Главная страница

В подготовительной к школе группе



Скачать 58.72 Kb.
НазваниеВ подготовительной к школе группе
Дата14.04.2016
Размер58.72 Kb.
ТипДокументы

Беседа на тему в подготовительной к школе группе:

«Путешествие в прошлое и настоящее нашей Родины-России»
Программное содержание.

Дать детям общее представление о стране, где они живут. Воспитывать интерес и желание больше узнать о родной стране, родном крае, развивать связную речь детей.

Материал к занятию.

Альбомы и иллюстрациями: «Моя страна», «Животные и птицы нашей страны», «Русское народное искусство».

Иллюстрации с видами Москвы, Ленинграда и других городов, предме­ты декоративно-прикладного искусства иллюстрированный сказочный сбор­ник «Чудо Чудное».

Ход занятия и методические приемы.

Педагог зачитывает детям строки из стихотворений:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля

Это русская раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря-

Это русские картины,

Это Родина моя!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья- Это русская сторонка Это Родина моя!

и задает вопросы детям:

  • Как называется страна?

  • Где вы живете?

  • Почему мы говорим наша Родина?

Правильно ребята - «Наша Отечество, наша Родина-Матушка Россия. Отечест­вом мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью-потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет от всяких врагов... Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина».

В лесистых местах, по берегам рек и озер «садились», «оседали», стави­ли свои дома и хозяйственные постройки наши предки, «Возле леса жить - голодному не быть», так как в лесу зверь и птицы, ягоды и грибы. Недаром столько пословиц и поговорок о ягодах, грибах: «Грибы ищут - по лесу рыщут; Много комаров -готовь коробов; Поздний гриб - поздний снег».

Даже о детях говорили: растут как грибы.

Поликлиники и аптеки нет, скорую помощь не вызовешь, а потому наде­яться можно было только на себя. Народная мудрость хранит много полезных советов о здоровье и лечении больных. Береги платье основу, а здоровья смо­лоду; Кто долго ждет, тот долго живет».

Селились рядом родственники и просто соседи. Постепенно образовыва­лось село. Строились долго. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Первые постройки начинались починками. Отсюда и слово почин, т.е. на­чало.

Изба, амбар, гумно, банька - вот что такое крестьянская усадьба. Строи­лись широко—ведь земли много. Строили старательно. Дома строили крепкие иногда даже двухэтажные из сосны и ели. Под одной крышей жили и отцы и деды, внуки, правнуки.

Для строительства дома приглашались плотники (так в старину называли строителей домов). Рядом с избой ставили ещё один сруб, поменьше—клеть.

Там хранили нехитрое крестьянское имущество. Избу с клетью соединяли се­ни, в которые вёл главный вход с улицы. Ставили избу лицом к дороге или озеру, реке. У каждой избы был свой особый вид (показ иллюстраций).

Входя в избу, каждый должен поклониться хозяевам. Входящий обращал внимание сразу на печь. Печь занимает почти пол избы. С ней связан весь быт крестьянина. Она обогревает избу, в ней пекут хлеб, варят пищу и корм скоту, на ней спят. Народ наделял печь волшебными свойствами.

-Давайте вместе вспомним сказки, где есть образ печи («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»).

Человек, который умеет класть печь-печник-пользовался почётом и уважением.

По всем стенам избы размещаются полки-воронцы. Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово—закуток (отгороженное место в помещении). Другой, левый от печи угол, назывался красный или кра­сивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы.

Русский народ всегда славился гостеприимством («Умей в гости звать, умей и угощать»).

Почти всё в избе делалось своими руками, резали ложки, долбили ков­ши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины, всё делалось аккуратно, с любо­вью, было красивым. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, и предметы становились всё красивее и красивее.

Вечерами, когда темнело, избу освещали лучинами. Свечами пользова­лись люди побогаче.

Все другие постройки (амбар, хлев, курятник) располагались поблизо­сти от избы.

-Знаете ли вы, ребята, что обозначают эти слова, и для чего они нужны (объяснить детям или дополнить их ответы).

Неотъемлемая принадлежность крестьянского двора - баня. Её ставили на берегу реки, у самой воды. Всё в бане было сделано из дерева (потолок, стены, ушата, вёдра).

Вся крестьянская усадьба окружалась забором (плетнём).

Землю на Руси пахали плугом или сохой. Соха имела два «зуба» и почву брала неглубоко. «Где пашет сошка, там хлеба крошка». Сеяли пшеницу, рожь, ячмень.

Связь с землёй, дарами рек, лесов приучала русского человека к труду, бережливости. Суровый климат приучили быть выносливыми. Широкие про­сторы, разнообразие природы породили размах и удаль русского характера.

Наши предки не только могли хорошо трудиться, но и любили веселить­ся под музыку балалаек, гармошек, водили хороводы, пели песни, танцевали.

Отмечались большие праздники: Пасха, Рождество и др. В этот день лю­ди не работали, отдыхали, веселились.

А сколько сказок, загадок, пословиц, сочинил русский народ, их так и назвали русские народные.

-Давайте с вами вспомним названия русских народных сказок, вспомним загадки, пословицы.

Эти сказки, загадки передавались из уст в уста и дошли с давних времён до наших дней. Предложить детям рассмотреть иллюстрации из сборника ска­зок «Чудо Чудное» сост. В. Соколовский.

Загадывание детям загадок.

В заключительной части занятия предложить детям музыкальные инст­рументы: балалайку, дудочку, бубенцы; организовать маленький оркестр и по­играть на них, остальным детям предложить исполнить песню «Во поле берёза стояла» (песню заранее выучить с детьми).