Главная страница

Памятка для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития»



Скачать 108.71 Kb.
НазваниеПамятка для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития»
Дата05.08.2016
Размер108.71 Kb.
ТипПамятка

Памятка для воспитателей


«Организация предметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития»



Центры развития

Материалы и

оборудование



ИГРОВОЙ ЦЕНТР


1. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр (предметы-заместители).

Врач: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (труб­ка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей с палочкой, пипетка, вата, бинт, горчичники — прямоуголь­ные кусочки медицинской клеенки, таблетки, нарисованные на ку­сочках картона).

Шофер, мотоциклист: ремень безопасности, шлем, перчатки; ко­пии разных инструментов — гаечный ключ, молоток, отвертка, пасса­тижи, насос; бензоколонка — кубы, модуль; шланг — веревка; руль.

Повар: колпак и фартук, посуда, продукты.

Летчик: фуражка, пилотка, атрибуты (штурвал), пульт управ­ления с функциональными кнопками — дверные звонки; выключа­тели — реальные предметы, дети сами мастерят из них пульт.

Машинист: железнодорожная фуражка, инструменты, пульт.

Парикмахер: халат, расчески, бигуди, ножницы, тазик, шампу­ни, духи, мыло, полотенце.

Моряк, капитан: бескозырка, матросский воротник, капитан­ская фуражка, бинокль; якорь на шнуре; мачта с флагом; инстру­менты; бутафория — штурвал, капитанский мостик, спасательный
круг, подзорная труба.

Ящик замечательных вещей: бобины от магнитофонной лен­ты, разнообразные колпачки (большие, маленькие, деревянные, резиновые, пластмассовые), катушки, трубки, кубики, бруски, ци­линдры, кегли, палочки, звонки, выключатели, всевозможные пробки, пластины из фанеры (разной длины, ширины и формы), веревки, кусочки поролона, цветные лоскутки.
2. Оборудование для режиссерской игры: многофункциональные кубики;

макеты (объемные — домики, гаражи; плоскостные кар­ты-схемы игрового пространства, ширмы); наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек не­большого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда); животные (сказочные, реалистичные; в старшей группе — фантастические существа); неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки; символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, гри­бы; в старшей группе — неопознанные предметы и объекты; в подготовительной к школе группе — мелкие плоскостные изобра­жения и несколько игровых полей).

ЛИТЕРАТУРНЫЙ

ЦЕНТР

1). Книги, рекомендованные для чтения детям определенного возраста:

Младший и средний дошкольный возраст

1. Произведения малых форм русского народного и фольклора народов мира.

2. Произведения поэтов и писателей России.

3. Литературные сказки.

4. Русские народные и сказки народов мира.

5. Небылицы.

6. Басни (со средней группой).

7. Серии сюжетных картинок (истории в картинках) со средней группой.

Старший дошкольный возраст (дополнительно к указанным выше)

1.Иллюстрированные сборники сказок, книжки-малышки с хоро­шими рисунками и текстами из двух-трех строк, предваряющими иллюстрацию или завершающими страничку.

2.Любые занимательные азбуки.

3.Комплекты открыток к известным литературным произведениям в хорошем исполнении, с достаточно ярким и крупным названием сказки на обороте открытки.

2). Книги, любимые детьми этой группы.

3). Сезонная литература.

4). Обменный фонд (для выдачи на дом).

5). Детские журналы (старшая группа).

6). Детские рисунки.

7). Словесное творчество (альбомы загадок, рассказов, состав­ленных детьми).

8). Увлечения детей (открытки, календарики).

9). Портреты писателей: А.Барто, А.С. Пушкина, Л.Толстой

ЦЕНТР ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Театрализованная деятельность

1. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.

2. Кукольный театр.

3. Театр из игрушек-самоделок.

4. Театр резиновых игрушек.

5. Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.

6. Клубковый театр.

7. Театр марионеток.

8. Плоскостной театр.

9. Теневой театр.

10. «Уголок ряженья»: костюмы, украшения — кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.

11. Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (эле­менты костюмов).

ЦЕНТР НАУКИ

- ЦЕНТР РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА


- ЦЕНТР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ (ИГРОТЕКА)




Игры и оборудование для развития речи:

1. Тактильные дощечки, разные на ощупь (5x10 см). Наклеить: кусочек искусственного меха; наждачную бумагу (она должна быть жесткой и шершавой); кусочек мягкой ткани (байки, фланель); воск от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли; кусок веревки или толстый шнурок (зигзагообразно); спички или маленькие тонкие палочки; скорлупки от орехов; фольгу или цел­лофан; бархат или бархатистую ткань; рубчатую ткань (вельвет); крупу (гречневую или перловую); чешуйки от шишки.

2.Коллаж - лист картона, на который наклеиваются или накла­дываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры

3. Настольно-печатные игры.

4. «Волшебная книга» (составляется из рассказов детей и офор­мляется их иллюстрациями).

- Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема,

Для детей 3—4 лет

1. Игра «Чудесный мешочек».

2. Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1—2 признакам (например, в большую корзинку — большие мячи; в красную коробку — крас­ные кубики).

3. Игры на раскладывание в ряд с чередованием геометричес­ких фигур, предметов по размеру, цвету (выложи дорожку к до­мику кругом, квадратом, затем снова кругом).

4. Нанизывание бус на шнур, чередование разного размера, формы.

5. Настольно-печатные игры с использованием специальных по­собий на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши).

6. Геометрическая мозаика.

7. Две-три матрешки.

8. Пирамидки из 3—4 колец одинакового и разного цвета.

9. Предметы одежды разного размера и назначения (оденем большую и маленькую куклу).

10. Игры на развитие сенсорных процессов и способностей (гео­метрическое лото, «Подбери ключ к замку»).

11. Игры с алгоритмами — заданной последовательностью дей­ствий

Для детей 4—5 лет

1. Игры: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб».

2. Серия: «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Вол­шебный куб», «Сложи картинку».

3. Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»).

4. Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные мо­дели на познание временных отношений.

5. Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-
временных отношений («Составь такой же узор»).

6. Игры с алгоритмами, включающие 3—5 элементов («Выращивание дерева»).

7. Альбомы с образцами логических упражнений.




Для детей 5—7 лет

1. Игры «Головоломки Пифагора», «Кирпичики».

2. Трафареты, линейки.

3. Игры «Пентамино», «Забавные мячи».

4. Игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»).

5. Игры с цифрами, монетами.

6. Игры для развития числовых представлений и умений коли­чественно оценивать разные величины. (Игра-пособие «Стосчет» Н.А. Зайцева, часы-конструктор, весы).

7. Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).

8. Модели числовых и временных отношений («Числовая лесен­ка», «Дни недели»).

9. Календарь, модель календаря.

10. Игры для развития логического мышления.


ЦЕНТР ПРИРОДЫ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Комнатные (цветы с крупными листьями: фикус, бегония; цветы с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин, хлорофитум, фиалка) высота 15-20 см вместе с горшком и искусственные растения (сравнение объектов по признаку «живое — неживое»).

2. Место для труда (инвентарь для трудовой деятельности: 2 клеенчатых фартука, щетки, тряпки, лейки, тазик, палочки для рыхления и т.д.)

3. Календарь природы

4. Картины - пейзажи по времени года;

5. Мини-лаборатория для исследовательских опытов;

6. Материалы по разделам: песок, соль, вода, магнит, бумага и т.д.

7. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема.

8. Сита и воронки.

9. Соломки для коктейля.

10. Разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости (для рассматривания песчинок)

11. Разные виды бумаги.

12.Карточки-схемы проведения экспериментов.

13. Персонажи, наделенные определенными чертами (любознательный, удивляющийся и задающий вопросы Почемучка), от имени которых моделируются проблемные ситуации.

ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР


1.Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.

2. Образцы построек и поделок.

3. Пластмассовые банки, коробки разных размеров.

4. Палочки.

5. Наборы для моделирования

ЦЕНТР СЕМЬИ

1. Семейные и групповые альбомы.

2. Стенд с семейными фотографиями детей группы, сопровож­даемые именами и датами рождения.


ЦЕНТР ИСКУССТВА

Оборудование для ИЗО:

1. Полочка с произведениями искусства

2. Трафареты, лекала, геометрические формы

3. Краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры

4.Белая и цветная бумага

5. Ножницы

6.Пластилин, салфетки

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


1. Материалы для игр (мячик, скакалка, обручи и пр. – спортивный зал)

2. Картотека подвижных игр.

ЦЕНТР ГИГИЕНЫ

1.Уголок дежурного: салфетки, фартуки.

2. Трельяж: с предметами-заместителями: расчески, флаконы духов, пузырьки, баночки из-под крема, губные помады и т.д.

3. Парикмахерская (для игровых действий, игры с куклами):

трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для па­рикмахерских.

ЦЕНТР УЕДИНЕНИЯ

Комфортное, тихое место

«ПОЛОЧКА КРАСОТЫ»

  1. Полочка, стул

  2. Цветок / картина


ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


1.Музыкальные игрушки (озвученные – музыкально-плоскостные балалайка, пианино и т.д.); народные игрушки;

2.Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики.

«МАГАЗИН»

Предметы-заместители: касса, весы, весовые гири, деньги, пакетики с «продуктами»: сахарный песок, мука, макароны, крупы, горох, бобы. Баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, таблички с набора­ми продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры, объемные из клеен­ки, набитой внутри поролоном; муляжи - продукты (булочки, пирожки): сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые.


«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»


Трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для па­рикмахерских.

«СПАЛЬНЯ»

Кроватки разных размеров (3-4), с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наво­лочка, покрывало - 3-4 набора), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее. Куклы-младенцы в конвертах. Шкаф для одежды с ком­плектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды.

«КУХНЯ»

Кухонный стол, стулья, кран, плита, полка или шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды, элементы домашней посуды: настоящая маленькая кастрюлька, ковшик и т.д., набор овощей и фруктов (из папье-маше),


«ПРАЧЕЧНАЯ»

Гладильная доска, утюжки, одежда куклы, игрушечное постельное белье


«БОЛЬНИЦА»

Кукла-доктор в профессиональной одеж­де с символом (медицина - красный крест), фонен­доскоп, градусник, можно тематический набор.

НАСТЕННЫЙ ГРУППОВОЙ МАТЕРИАЛ

1. Плакаты типа «Семь - Я», стенды для демонстрации детского творчества и пр.

УГОЛОК ИМЕНИННИКА

Оформляется в свободной форме.

УГОЛОК КОЛЛЕКЦИЙ

- Камни, гербарии, морские и речные раковины, фантики, открытки, марки, календари.

УГОЛОК КОСМОСА, ПЛАНЕТАРИЙ

Старшая и подготовительная группы:

Украшается моделями Луны, Солнца и планет, звездной картой; подбор дидактических игр и пособий, «Картотека созвездий», «Собери созвездие», «Солнце и планеты».