|
Педагогическая помощь детям с нарушениями речи Тема: Педагогическая помощь детям с нарушениями речи
Цель: обобщить и систематизировать знания студентов об особенностях педагогической работы с детьми, имеющими речевые нарушения
Технологическая карта семинара:
Преподаватель сообщает тему, пробуждает интерес.
Формирование малых групп.
Выбор проблем малыми группами и обоснование их актуальности.
Защита проблем малыми группами.
Работа над выбранной и защищенной проблемой в малых группах.
Выступление представителя малой группы (или представителей) с освещением первого вопроса (до пяти минут).
«Огонь по малой группе». Вопросы к первой группе и ответы на них первой мало группой.
Дополнения представителей других малых групп по обсуждаемой проблеме.
Обобщение и подведение итогов обсуждения первого вопроса.
С шестого этапа технология повторяется, но с другими малыми группами и так далее до полного изучения темы семинарского занятия.
Решение пед.ситуаций.
Эксперты подсчитывают баллы. Руководители малых групп оценивают работу студентов на уроке, подготовленность к семинару
Преподаватель дает анализ занятия, обобщается материал всей темы.
Критерии оценки (в баллах):
Аргументированность выступлений – 3
Содержание выступления – 5
Культура речи – 2
Вопрос – 3 (3) – 9
Ответ на вопрос – 3 (3) – 9
Решение пед.ситуации – 1+1=2
Максимальное количество – 30. «5» - 28-30; «4» - 17-27; «3» - 14-16.
Выбор проблем малыми группами:
Значение знаний причин речевых нарушений для педагога.
Особенности учета психолого-педагогической характеристики детей с речевыми нарушениями в работе школьного учителя.
Необходимость развития системы специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
Роль артикуляционных упражнений в коррекционной и профилактической работе с детьми.
Литература:
Логопедия/ Под ред.Л.С.Волковой. – М., 2004.
Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб.методических рекомендаций. – СПб., 2006.
Полушкина Н.Н. Диагностический справочник логопеда. – М., 2010.
Специальная педагогика / Н.М.Назаровой. – М., 2004.
Тема: Развитие психики аномальных детей.
Цель: обобщить знания студентов о патогенных факторах, приводящих к врожденным и приобретенным нарушениям.
Вопросы для обсуждения:
Факторы отклоняющегося развития.
Общие закономерности отклоняющегося развития.
Сущность учения Л.С.Выготского о первичном и вторичном дефектах развития. Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие организма?
Механизмы возникновения вторичных дефектов. Что вы знаете о типах личностного реагирования на дефект развития? Каково их значение в работе педагога с детьми, нуждающимися в особых образовательных условиях?
Классификация детей с отклонениями в развитии по В.В.Лебединскому. Каковы основные параметры дизонтогенеза?
Каковы основные факторы, влияющие на продвижение в развитии детей с отклонениями?
Литература:
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М., 2002.
Колесникова Г.И. Специальная педагогика и психология. – Ростов н/Д., 2010.
Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2004.
Методические указания: главное в этой теме выяснить какие патогенные факторы приводят к врожденным и приобретенным нарушениям, какие из них воздействуют в пренатальном, натальном, постнатальном периодах. Для этого необходимо:
Охарактеризовать факторы, действующие во внеутробный период , в период родовой деятельности, прижизненные факторы, отметив их полиэтиологию.
Уделить внимание проявления наследственной отягощенности и хромосомным нарушениям.
Важно отметить различие органических и функциональных причин. Следует подчеркнуть глубокий научный и практический смысл положений Л.С.Выготского о включении детей с отклонениями в развитии в разнообразную социально значимую деятельность для создания активных и действенных форм детского опыта, о структуре дефекта, включающей первичные нарушения и вторичные отклонения, о полном раскрытии компенсаторных возможностей психических функций только при включении в процесс компенсации и биологических, и социальных факторов.
Подготовка к ответу на второй вопрос дает возможность ознакомиться с существующими в настоящее время классификациями нарушений в развитии.
Параметры, определяющие тип нарушения психического развития В.В.Лебединский связывает с функциональной локализацией нарушения, временем поражения, системным строением нарушения, нарушением межфункциональных взаимодействий. Основные закономерности развития психики детей в норме и патологии, согласно положению Л.С.Выготскому, совпадают. Дальнейшие исследования позволили выделить закономерности, характерные для всех нарушений физического и сенсорного развития, а также только для данного вида нарушения психического развития.
Важно своевременно выявить причины возникновения отклонений в развитии, понять сущность произошедших в организме нарушений, особенности развития ребенка с отклонениями в деятельности поврежденных органов, определить компенсаторные пути развития ребенка на основе сохранных органов. Тема: Проблемы и причины школьной неуспеваемости.
Цель: исследование причин школьной неуспеваемости у учащихся различного возраста.
Вопросы для обсуждения:
Назовите группы неуспевающих детей, выделенные А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурией, А.А.Смирновым.
Перечислите группы неуспевающих по Н.И.Мурачковскому.
Являются ли синонимами понятия «неуспевающиде дети», «дети с пониженной обучаемостью»?
Каковы причины возникновения неуспеваемости?
Как вы относитесь к обучению без оценок в начальной школе?
Какие вы можете назвать способы коррекции неуспевающих?
Литература:
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М., 2002.
Дубровина И.В., Андреева А.Д. Младший школьник: развитие познавательных способностей. – М., 2003.
Как учить и развивать детей с нарушениями развития / Сост.К.Грюнвальд. – Спб., 2000.
Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М., 2005.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред.С.Г.Шевченко. – М., 2001.
Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М., 2005.
Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе КРО. – М., 2003.
Методические указания: данное семинарское занятие посвящено рассмотрению проблем школьной неуспеваемости и их причин. Основная причина школьной неуспеваемости –ЗПР, дополняется другими важными причинами. Студенты самостоятельно изучают теоретический материал при подготовке к семинарскому занятию, а затем обсуждают предлагаемые им вопросы. |
|
|