План-конспект урока по химии в 8 классе
«Оксиды. Состав и классификация».
Ф.И.О.: Богачева Светлана Витальевна
МБОУ «Чернокурьинская СОШ»
Учитель химии
Химия
8 класс
Тема урока: «Оксиды. Состав и классификация»
Базовый учебник: «Химия. 8 класс»: О.С. Габриелян – М.: Дрофа. – 2009 год.
Цели урока:
Дать понятие «оксидов», их состава, классификации, рассмотреть названия оксидов;
Развивать у школьников интерес к химической науке; развивать умения выделять главное, логично излагать мысли и делать выводы; развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности;
Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.
Ход урока:
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Время, мин
| І
| Организационный момент
|
| Приветствие:
Добрый день! Я рада нашей встрече, и пусть за окном не солнечный день, но в нашем классе тепло и уютно и это поможет нам работать плодотворно и эффективно.
| Дети открывают рабочие тетради и записывают сегодняшнее число.
| 2
| ІІ
| «Вспомним былое» (фронтальный опрос)
| Тренажер: «Определение степеней окисления в сложных веществах»
| - Что такое степень окисления?
- Какие вещества называют бинарными?
| Устные ответы учащихся.
| 5
| ІІІ
| Объяснение нового материала
|
Интерактивная схема «Состав и классификация оксидов» часть 1
Интерактивная схема «Состав и классификация оксидов» часть 2
| Наверное, сложно переоценить значение веществ, о которых мы будем сегодня говорить. Там, где нет их, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, жидкие минералы. А что это за вещества, вы ответите разгадав загадки. (учитель загадывает загадки о воде и об углекислом газе углекислом газе, затем задает вопросы, тем самым подводя детей к определению темы урока ).
Учитель конкретизует тему.
- Я пишу на доске, вы работаете со мной в тетрадях. Итак, тема урока «Оксиды. Состав и классификация»
Учитель работает с темой урока и задает вопросы.
Далее, учитель предлагает детям поработать с текстом (приложение 1) и обсудить результаты работы в парах.
Учитель задает вопросы о составе оксидов. И пробует сформулировать вместе с детьми определение оксидов.
Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, один из которых кислород.
- Молодцы! Давая определение, мы с вами, что уточнили – состав. А сейчас давайте дадим название нашим оксидам (ранее записанными учащимися)
H2O – оксид водорода
CO2 – оксид углерода (ІV).
- Так из чего же складывается название оксида?
Название оксида = оксид + название элемента в Р.п.
(запись на доске)
Затем дети работают с карточкой (приложение 2).
- Попробуйте правильно назвать оксиды, формулы которых приведены в карточке (с первой парты по цепочке)
Учитель говорит об еще одной особенности оксидов, которая связана с валентностью, задавая при этом вопросы классу.
Учитель предлагает детям посмотреть интерактивную схему.
Учитель задает вопрос классу, исходя из просмотренного материала. Затем, для дальнейшей работы обращается к учебнику на стр.90.
Учитель обобщает все сказанное об оксидах.
| Дети внимательно слушают учителя, отгадывают загадки и по желанию записывают формулы отгаданных оксидов на доске.
Дети работают вместе с учителем и самостоятельно выходят на тему урока. Дети записывают тему урока в тетрадь.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Дети работают с текстом.
Дети пытаются сформулировать определение оксидов.
Дети внимательно смотрят интерактивную схему.
Дети пробуют ответить на поставленный перед ними вопрос. Дети записывают схему к себе в тетрадь. Дети по очереди называют формулы оксидов.
Дети отвечают на поставленные перед ними вопросы и при помощи учителя пытаются сформулировать данную особенность.
Дети внимательно смотрят схему.
Дети отвечают на вопрос учителя. Дети работают с материалом учебника.
| 25
| ІV
| Закрепление первичных знаний.
|
| Учитель предлагает детям выполнить задания (записать все возможные формулы оксидов из веществ приведенных на доске); выписать из полученных оксидов в один столбик основные, в другой столбик – кислотные оксиды.
| Выполняют задание в рабочих тетрадях. Дети называют формулы получившихся оксидов. Выполняют задание в рабочих тетрадях и озвучивают его.
| 10
| V
| Рефлексия.
|
| А сейчас я вам предлагаю вернуться к рабочему тексту «Оксиды», и предлагаю ответить на вопросы:
Что узнали об оксидах?
Чему научились?
Какие характеристики класса оксидов вам уже известны?
Что вы еще не знаете, но хотели бы узнать?
Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Мы вместе узнали что-то новое и все же каждый для себя совершил какое-то открытие. Поделитесь этим открытием, закончите предложение: Сегодня на уроке мне удалось… Запишите продолжение этого предложения в тетрадях, и озвучьте свои записи.
Позвольте и мне продолжить эту фразу. Сегодня на уроке мне удалось пообщаться с замечательными молодыми людьми, которые станут украшением нашего общества.
| Дети показывают чему научились на уроке.
| 5
| VІ.
| Домашнее задание
|
| Учитель комментирует задание на дом - §18, упр.1,4,5.
| Дети записывают домашнее задание в дневники.
| 5
| VІІ.
| Итог урока.
|
| Выявление пробелов и комментирование оценок за урок.
Спасибо за урок!!! Молодцы!!! Желаю успеха!!!
| Дети выставляют оценки за урок с дневники.
| 3
| Приложение 1
1.Прочитайте текст «Оксиды» и сделайте в нём пометки:
«V» - «знаю»; «?» - «хочу узнать»; «+» - «это для меня новое»:
Понятие «оксиды» включает бесконечное разнообразие веществ: оксид водорода – это вода – жидкое вещество; оксид кремния (песок) и оксид алюминия (глинозём) – твёрдые вещества. Оксиды могут быть газами, как, например, оксид углерода (IV) - углекислый газ и оксид углерода (II) – угарный газ.Оксидов много. Практически все простые и многие сложные вещества при их окислении образуют оксиды.
Кроме того, многие элементы, проявляя разные значения валентности, участвуют в образовании нескольких оксидов, например, азоту соответствует пять совершенно разных по составу и свойствам оксидов: N2O, NO, N2O3, NO2, N2O5.
По химическим свойствам оксиды делятся на несолеобразующие (CO, NO, N2O, H2O) и солеобразующие ( MgO, SO2, Al2O3 и др.). Солеобразующие оксиды подразделяют на основные, амфотерные и кислотные.
Но по составу все оксиды характеризуются тремя общими признаками: Оксиды широко используются в быту и в производстве других веществ: металлов, неметаллов, солей, кислот и оснований.
Обсудите в паре результаты своей работы.
Приложение 2
2.Назовите из перечня химических формул веществ формулы оксидов:
SO3, Ca(OH)2, FeO, H2O, H2CO3, KOH, P2O5, CO2, FeCl3, P2O3, H2SO4, Na2O, К2О СаО СuО, CrO Cr2O3 Аl 2O3 SO2 MnO Mn 2O7 Fe 2O3
Приложение 3
ЭОР использованные на уроке
https://fcior.edu.ru/card/9923/trenazher-opredelenie-stepeney-okisleniya-v-slozhnyh-veshestvah.html
http://www.fcior.edu.ru/card/7955/sostav-i-klassifikaciya-oksidov.html |