Главная страница


Уроках истории и географии». по программе Круглого стола «Система коррекционно-развивающего обучения в условиях специального образовательного учреждения»



Скачать 136.73 Kb.
НазваниеУроках истории и географии». по программе Круглого стола «Система коррекционно-развивающего обучения в условиях специального образовательного учреждения»
Дата16.04.2016
Размер136.73 Kb.
ТипУрок

Государственное бюджетное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школаVIIIвида №482 ЮВОУО ДО г. Москвы

Д О К Л А Д

«Использование игровых технологий

для активизации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью

на уроках истории и географии».

по программе Круглого стола

«Система коррекционно-развивающего обучения в

условиях специального образовательного учреждения»

(ГБОУ МЦ ЮВОУО ДО г. Москвы)

Учитель истории, обществоведения, географии и естествознания: Чубова Галина Витальевна

Использование игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках истории и географии.

Ученик – это не сосуд, который

надо заполнить, а факел,

который надо зажечь.

Л.Г.Петерсон.

Введение.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы хорошо заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

Сегодняшний этап развития системы образования в нашей стране характеризуется прежде всего необходимостью создать у учащихся устойчивую потребность в учении, научить мыслить и научить учиться, а затем применять полученные знания на практике.

Одной из главных задач коррекционной школы является формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью в достаточной мере активной и самостоятельной мыслительной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависят динамика развития умственно отсталого ребенка, возможности его социальной адаптации.

Проблема развития познавательной активности личности в обучении как ведущего фактора достижения целей обучения, общего развития ребенка, успешной его социализации и интеграции в общество требует на современном этапе развития цивилизации принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и социальной активности.

Активизируя познавательную деятельность учащихся через технологию применения активных форм обучения можно достаточно эффективно решать целый ряд задач по формированию не только познавательных, но и профессиональных мотивов и интересов, воспитывать системное мышление специалиста:

- учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений;

- воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.

Активизация познавательной деятельности была и остается одной из важных проблем педагогики. Еще К.Д.Ушинский в своих трудах подчеркивал, что «… не курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив – приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».

И в наше время этот вопрос был и остается актуальным для всех поколений педагогов и учащихся.

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках географии и истории.
Обучение и воспитание в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VII вида осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания подрастающего поколения.

Вместе с тем школа решает специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей с интеллектуальной недостаточностью, направленные на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе.

Для решения этих задач необходима коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирование нравственных и социальных качеств личности школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Учащиеся коррекционной школы отличаются крайне низким уровнем познавательной активности. Они испытывают серьезные трудности в процессе обучения.

Это можно объяснить не только своеобразием психического развития таких детей, но и недостатками обучения. Очень часто, готовясь к уроку. Учитель прилагает максимум усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Учитель часто преподносит материал в готовом виде, не надеясь, что ученики могут высказать собственное суждение, соотнести это новое с собственным опытом.

Такое обучение приводит к запоминанию учащимися учебного материала. Но не к развитию мышления. Поэтому необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на осознанном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Т.е. необходимо повышать познавательную активность учащихся, включая учеников в творческую деятельность.

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью к учебному предмету является использование на уроках игровых технологий.

Известный педагог-новатор В.А.Сухомлинский писал, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.

«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А.Сухомлинский.

В чём преимущества игровых форм обучения? Игра - организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить. Что сказать, как выиграть? Желание решить эту задачу обостряет мыслительную деятельность играющих.

Для ребенка игра – это прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она по силам даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь имеют порой более важное значение, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

Именно игровые формы урока ставят ученика в центр учебного процесса. При этом он не просто усваивает предлагаемый учителем материал, а сам ищет ответы на поставленные вопросы, применяет эти знания на практике и чётко осознаёт где, когда, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. В процессе игры происходит активизация познавательной деятельности, что особенно важно для детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Игра является одним из приёмов, который помогает детям преодолеть трудности в обучении, в развитии познавательных процессов. Учебные игры способствуют самоутверждению учащегося, позволяют выявить те его способности, о которых он сам, может, и не подозревал. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению учебного материала, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

Актуальность дидактической игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток информации. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации и поможет в этом дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке.

Дидактическая игра способна решить ещё одну задачу. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Именно дидактическая игра объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности ребёнка.

Передавая знания посредством дидактической игры, учитель учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние, а интерес к предмету в старшем школьном возрасте приводит к формированию профессиональной направленности личности, что, в конечном итоге, способствует более осознанному выбору профессии, тем более, что у учащихся коррекционной школы выбор профессии ограничен. На таких уроках через активную познавательную деятельность решается проблема межличностных отношений. Кроме того, учащиеся коррекционной школы целый день проводят в условиях достаточно напряжённой учебной деятельности, испытывают естественное утомление, напряжение, а может, и раздражение от чрезмерной «заорганизованности», постоянной регламентации поведения. Снять такое состояние легче всего именно в дидактической игре. Учитель, использующий дидактическую игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не из своих собственных соображений удобства или порядка. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, обучающего, ведущего. Учащийся, соответственно, представляет собой объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. В дидактической же игре учащийся создаёт собственную реальность, творя свой мир.

К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

• Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней. Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, а оформление – красочным, разнообразным.

• Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

• Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры. Обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, хорошее настроение, удовлетворение от удачного ответа. В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

• Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них. Конец игры должен быть результативным, четким, ярким, эмоциональным, подводящим итоги практической деятельности учащихся.

Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

Учебная игра выполняет несколько функций:

- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).

Учебные предметы география и биология в коррекционной школе – предметы увлекательные, возбуждающие интерес, развивающие мышление, память, речь учеников, углубляющие понимание ими окружающих явлений, способствующие коррекции личности умственно отсталого ребенка. Исходя из этих особенностей предметов, неустанно совершенствуя методы и приемы педагогической работы, используя игровые технологии, учитель активизирует познавательную активность учащихся.

Игры, которые применяются на уроках биологии и географии могут быть различными по содержанию, структуре, применению на определенном этапе урока.


Приведу примеры познавательных игр, которые применяю на практике.

а) Игры - упражнения.

Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её использую при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.

Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (реки России, животные тайги, достопримечательности Парижа и т.д..) одно случайно попавшее в этот список.

Конкурс «Кто точнее?». Необходимо дать определение слову. Выигрывает тот, чье определение будет наиболее точным.

Конкурс «Кто больше?». Например, необходимо назвать как можно больше достопримечательностей Москвы и др.

Игра «О чем идет речь». Учитель зачитывает поэтические (возможно, и прозаические) описания кого – либо природного явления, географического объекта, исторического события. Дети должны сказать, о чем идет речь.

б) Игра-поиск.

Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, города России лесной зоны, названия которых вперемежку с городами других регионов, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

Игра «Географическая путаница» или «Рассказ с ошибками». Дети получают тексты по различным темам уроков, где содержится много ошибок. Надо найти их и исправить эти ошибки. Посредством этих игр учащиеся активно повторяют учебный материал.

Игра «Разгадай карту». Дети получают листы – головоломки с фрагментами материков. Задача – угадать материк и назвать его отличительные черты.

в) Игры - соревнования.

Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных .конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

Игра «Продолжи рассказ». В этой игре двое учеников должны по одному предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение будет последним, в то время как другой уже не сможет больше ничего вспомнить. Игра позволяет эффективно повторить пройденный материал, развивает оперативность мышления и памяти, умение логично излагать материал, способность слушать другого человека.

г) Сюжетно - ролевые игры.

Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся. Но такие игры требуют дополнительной подготовки, дополнительного материала, рассчитаны на более старший возраст детей.

д) Познавательные игры - путешествия.

В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

Игра «Экскурсия». По иллюстративному материалу учащиеся проводят «экскурсию» по каким-то природным или географическим и историческим обьектам.

Содержание игр меняется по мере роста детей. Для детей младшего возраста используются простые дидактические игры ( загадки, ребусы, кроссворды), для старших – более сложные игры. Ребятам нравится игра «Интеллектуальный турнир», где «соревнуются» два ученика в своих знаниях.

В игре «Древо познания» дети учатся ставить вопросы к изучаемому материалу.

В игре «Три предложения» ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и точнее.

Ребятам нравится играть в «Блеф – клуб», где каждый вопрос обязательно начинается со слов «Верите ли Вы, что…?».

Большой интерес вызывает игра «Чистая доска». В ней перед объяснением нового материала в разных концах доски в произвольном порядке записываются вопросы, построенные на материале изучаемой темы. По ходу объяснения учащиеся должны быть готовы ответить на эти вопросы. Если ответ дается правильно, то этот вопрос с доски стирается. Задача игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой.

Как показывает практика, игровые технологии оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой материал является для них действенным подкреплением познавательного мотива, повышает концентрацию внимания, настойчивости, работоспособности, способствует активности мыслительной деятельности, создает дополнительные условия для появления радости, удовлетворенности, чувства коллективизма, способствует толерантному общению.

Нельзя не назвать одну из главных черт игровой технологии. Она является средством воспитания. Ребенок умственно и морально обогащает себя в ходе игры. Осознание этого приносит ему чувство удовлетворения и уверенности в себе. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда подростку необходимо утвердиться в коллективе, когда мнение одноклассников более значимо, чем отношение учителя. Т.е. в игре происходит «приобретение себя» нашими детьми, растет уважение друг к другу.

Заключение.
Как показывает опыт, применение различных методических приемов и способов для активизации познавательной деятельности учащихся способствует более успешному усвоению знаний, а также формированию практических умений детей с нарушением интеллекта, что особенно важно для их социальной адаптации, подготовке к вступлению в трудовую жизнь, к выполнению посильной для них работы.

Создавая в классе атмосферу творчества, мы , учителя, создаем оптимальные условия для развития ребенка: здоровый микроклимат, рост познавательных интересов, возможности для активного общения детей. Реализации способностей каждого.

Работая творчески сами, мы сохраняем свое здоровье, оптимизм, обновляем свой методический арсенал, пополняем свои знания и лучше понимаем детей. А это, наверное, самое главное.

Литература.


  1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. –М.: РГБ ОД, 1994. - 365с.

  2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186с.

  3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структура воспроизведения и творчества. - М.: Педагогика, 1972. - 184 с.

  4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1981. - 96с.

  5. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.:Педагогика, 1982. - 209с.

  6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160с.