|
План урока : Организационный момент (2 мин); Проверка знаний и их актуализация (5 мин) Тема: Преломление света.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательные: дать понятие преломления света; сформулировать законы преломления света.
Воспитательные: раскрыть роль света в жизни человека и природы; показать объективное проявление законов физики в производстве и быту;
Развивающие: развитие мышления учащихся при формировании умений сравнивать и анализировать.
Оборудование: карманный фонарик, экран со щелью, лист белой бумаги, транспортир, линейка, карандаш, прибор для изучения законов оптики.
План урока:
Организационный момент (2 мин);
Проверка знаний и их актуализация (5 мин);
Объяснение нового материала (20 мин);
Закрепление (10 мин);
Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин).
Проверка домашнего задания:
Как формируется изображение светящейся точки в глазу человека?
Какое изображение называют мнимым?
Какие особенности имеет изображение предмета в плоском зеркале?
Как понимать симметричность предмета и его изображение в плоском зеркале?
Какими особенностями обладает зеркальное отражение?
Почему при рассеянном отражении не формируется изображение предмета, находящегося перед зеркальной поверхностью?
Объяснение нового материала:
Преломление света.
Опыт 1. На экране прибора для изучения законов оптики укрепляют стеклянную пластинку, выполненную в форме полуцилиндра, на плоскую поверхность которой направляют пучок света из осветителей. На границе раздела «воздух – стекло» пучок света изменяет свое направление.
Опыт 2. Повторяют предыдущий опыт, но на этот раз пучок света направляют из осветителя на цилиндрическую поверхность пластинки. На границе раздела «стекло – воздух» пучок света изменяет свое направление.
Опыт 3. Заменяют стеклянную пластинку другой, имеющей форму трапеции. Очерчивают контур пластины. Направляют пучок света на одну из параллельных граней. Ставят по две точки на падающем и преломленном луче. Он дважды изменяет свое направление: сначала на границе раздела «воздух – стекло», а затем на границе «стекло – воздух».
Изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред называется преломлением света.
Снимают пластину и на листе бумаги по точкам чертят падающий и преломленный лучи.
Восставляют перпендикуляры в точках входа луча в пластину и выхода из нее. Результаты заносят в таблицу:
№ опыта
| Углы
| Граница воздух – стекло
| Граница стекло – воздух
| Падения α
| Преломления γ
| 1
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
Среда, в которой скорость распространения света меньше, является оптически более плотной. Таким образом: оптическая плотность среды характеризуется различной скоростью распространения света.
Опыт 4. Повторяют опыт 1, но изменяют угол падения светового пучка на плоскую грань пластинки. Обращают внимание учащихся на соответствие изменения угла преломления внутри стекла. Результаты заносят в таблицу.
Угол преломления света тем больше, чем больше угол падения. При переходе света из воздуха в стекло угол падения больше угла преломления.
Падающий, преломленный лучи и перпендикуляр, проведенный к границе раздела двух сред в точке падения луча, лежат в одной плоскости.
Продолжают заполнять таблицу, выполняя необходимые вычисления.
Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред: . Эта величина называется коэффициентом преломления.
Опыт 5. Повторяют опыт 1. Фиксируют внимание учащихся на направлениях падающего и преломленного пучков света. Затем осветитель поворачивают так, чтобы пучки поменялись местами (используя обратимость световых пучков).
При переходе светового пучка из стекла в воздух угол преломления больше угла падения. В зависимости от того, из какой среды в какую переходит свет, угол преломления может быть больше или меньше угла падения.
Применение законов преломления: призменный бинокль, волоконная оптика и т.д.
Закрепление:
В каком случае угол падения луча на плоскопараллельную пластину равен углу преломления?
Справедливо ли утверждение, что луч света, пройдя через плоскопараллельную пластину, распространяется в направлении параллельном первоначальному?
Упр. 32.
А – Упр. 32 (1, 2)
В – Упр. 32 (2). Начертите, как нужно поставить зеркала, чтобы ход луча оказался единым.
На горизонтальном дне бассейна глубиной h = 1,5 м лежит плоское зеркало. Луч света падает на поверхность воды под углом α = 450. Показатель преломления воды равен n = 1,33.
А – Чему равен угол преломления луча?
В – Чему равно расстояние от точки вхождения луча в воду до точки падения на поверхность зеркала? Определите расстояние от точки восхождения луча в воду до точки выхода на поверхность воды после отражения от зеркала.
Д/З § 65.
Итоги урока:
Я могу ответить на все вопросы темы
Моя активность на уроке
Сообщения, ответы, выступления
Ставлю себе оценку!
|
|
|