|
План урока по химии на тему: Псевдоним» (8 класс, тема «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ») Цели План урока по химии на тему: Псевдоним»
(8 класс, тема «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ»)
Цели:
Дать общую характеристику основным классам неорганических веществ (соединений);
Познакомить обучающихся с некоторыми фактами из истории развития химии.
Данный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно: - учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль); - коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией); - информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её); - личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности). Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда.
Оборудование:
Раздаточный материал (карточки с формулами химических элементов); схема лаборатории;
На столах у обучающихся образцы веществ: оксид цинка, гидроксид натрия, хлорид натрия, раствор соляной кислоты, оксид кальция, раствор серной кислоты, гидроксид калия.
Эпиграф
«А нето дорого знать, что Земля
круглая, а то дорого знать, как
дошли до этого»
(Лев Николаевич Толстой) Ход урока:
Оргмомент
У большинства людей при слове «история» в сознании рождаются привычные образы: старинные толстые книги в кожаных переплетах, выцветшие от времени документы, хранящиеся в архивах, тихие музейные залы, где доживает свой век оружие, которому более не суждено убивать, одежда, которую никто не станет носить, посуда, которой никогда больше не коснется кухонный нож… Короче говоря, история – это случайно сохранившиеся до нашего времени следы давно ушедших людей и минувших событий. Именно поэтому обычно люди интересуются далеким прошлым лишь от случая к случаю – хватает забот дня сегодняшнего.
Но помимо истории обыденного сознания, доступной для всех и каждого, существуют еще история ученых, история политиков, история художников, история наук.
Кроме ученых к истории обращаются очень многие. Политики ищут в давних временах уроки: изучив взлеты и падения государственных деятелей иных веков, политики стараются избегать их ошибок в настоящем, писатели, художники и музыканты находят в истории сюжеты для своих произведений. Поэтому и мы целые эпохи и важные события воспринимаем не по трактатам историков, а через призму произведений искусства.
Времена рыцарей весь мир знает, прежде всего, по романам Вальтера Скотта, а при словах «стрелецкие бунты» какой русский не вспомнит картину Сурикова «Утро стрелецкой казни». Знаменитые название «Оксфорд» и «Сорбонна» уже в средние века ласкали слух и властно манили к себе поклонников знания, а одну из попыток обрести бессмертие, найдя «философский камень», мы связываем с периодом алхимии – искусством делать золото.
Наука, появившаяся в Египте в III – IV вв., просуществовала еще 13 веков. Алхимики создали важные химические аппараты, разработали новые методы проведения процесса. Современная химия применяет целый ряд веществ, впервые выделенных алхимиками: серную, соляную и азотную кислоты, аммиак, многие соединения металлов, этиловый спирт и эфир, берлинскую лазурь, фосфор и др.
Столкнулись алхимики и с другой проблемой: не зная состава различных веществ алхимики давали им произвольные названия, нередко очень длинные, неудобные для произношения и трудные для запоминания.
Итак, давайте угадаем тему нашего сегодняшнего урока:
П - (Что означает цифра «2» в формуле К2О?) С - (Сколько всего атомов в молекуле N2O5 ?) Е – (Cu – 64 – Что означает число?) В – (SO3 – определите валентность серы в соединении) Д – (СО2 – 44 – что означает число?) О – (Na2O – класс соединений) Н – (HCl - класс соединений) И- (KOH - класс соединений) М – (Na2SO4- класс соединений) Тема урока: ПСЕВДОНИМ
(запись на доске и в тетради)
(От греческого pseudor – вымысел, onoma – имя).
Вымышленное, ложное имя или условный знак. Псевдоним может иметь вид обычного имени, вымышленного лица, в других случаях выставляются только инициалы. Не обязательно совпадающие с начальными буквами имени и фамилии автора. Это может быть цифровая комбинация, звездочка и т.п.
Как это ни парадоксально псевдонимов химических веществ огромное множество. Например, к концу 18 века для сульфата меди существовало 4 названия, для карбоната меди – 10, для углекислого газа – 12.
Некоторые названия химики еще помнят, другие канули в Лету, и даже не всякий специалист по истории науки скажет, что такое «философская шерсть» (оксид цинка, который алхимики получали в виде рыхлого порошка). А взять описания химических процедур: в работах М. В. Ломоносова, например, встречается выражение «распущенный подонок», что может, конечно, нас смутить, хотя в современных книгах по кулинарии порой рекомендуют распустить сахар (т.е. растворить его в воде), а слово «поддонок» в старину означало «осадок».
В конце 18 века была создана комиссия по созданию новой химической номенклатуры (лат. nomenclatura – роспись имен) и все вещества получили названия с учетом их состава, особенностей химических свойств. Но тривиальные (от лат. trivialis – обыкновенный) названия остались.
Сегодня на уроке мы попробуем, насколько это у нас получится, отгадать какие же вещества прячутся за псевдонимами, проверим, какими знаниями обладаете вы, приступая к теме: «Основные классы неорганических веществ».
У меня на доске фрагмент лаборатории алхимика. Все вещества здесь подписаны и аккуратно расставлены по полочкам. Не хватает современных названий веществ. Давайте поможем ученому в этом трудном деле.
Работать сегодня вы будете по парам. У вас на столе файл. В файле находятся карточки с химическими формулами (всего 32 штуки):
NH4OH
| HgS
| HgCl2
| NaNO3
| NaOH
| SnS2
| NaCl
| NH4NO3
| KOH
| K2CO3
| As2S3
| Ca(NO3)2
| Ca(OH)2
| CdS
| CaCO3
| AgNO3
| SiO2
| CO2
| SO2
| N2O
| CaO
| MgO
| ZnO
| Al2O3
| Cr2O3
| TiO2
| Pb3O4
| Fe3O4
| HNO3
| H2SO4
| HCl
| HF
|
лист задания (для каждого обучающегося), в каждом варианте которого по 16 вопросов; рисунок лаборатории c формулами веществ.
Отвечая на вопросы заданий, каждый из вас находит формулу вещества, заполняет данные формулы в листе лаборатории ровно наполовину, вторую половину заполняет ваш сосед. Таким образом, у каждого из вас должно оказаться по 16 формул, которые не повторяются.
Работа с карточками (25 минут)
1 вариант
В состав этого нерастворимого в воде оксида входит 1 атом кремния и два атома кислорода. (1)
Валентность атома азота в этом оксиде – I. (4)
Относительная атомная масса металла, входящего в состав этого оксида – 65. Образец этого оксида у вас на столе. (7)
Соли этой кислоты – нитраты. (13)
? + HNO3 = NaNO3 + H2O
Na2O + H2O = ?
Образец этого основания у вас на столе. (18)
Hg + S = ? (21)
Образец этой соли у вас на столе. Она есть на столе в каждом доме. (26)
? = СaO + CO2 (28)
Относительная молекулярная масса оксида, образованного 1 атомом кислорода и 1 атомом этого металла равна 40. (6)
Этот оксид углерода незаменим растениям в процессе фотосинтеза. (2)
6PbO + O2 = ? (11)
Образец этой кислоты у вас на столе. В 14 веке ее называли соляным спиртом. (15)
СaO + H2O = ? (20)
Cульфид мышьяка (III). (23)
NH3 + HNO3 = ?
? = N2O + 2H2O (30)
Нитрат натрия. (29)
2 вариант
А) При взаимодействии с водой этот оксид образует сернистую кислоту
Б) 2H2S + 3O2 = ? +2H2O (3)
Основной оксид, образованный атомами химического элемента № 20 и атомом кислорода. Образец этого оксида есть у вас на столе. (5)
При высокой температуре (500 – 6000С) этот оксид образуется по реакции: Ti + O2 = ? (10)
Относительная молекулярная масса этой кислоты, в состав которой входит 1 атом серы – 98. Образец этой кислоты у вас на столе. (14)
Образец этого основания у вас на столе. (19)
Сульфид олова (IV). (22)
2KOH + CO2 = ? + H2O (27)
? + KCl = AgCl + KNO3 (32)
В состав этого оксида входят атомы алюминия и кислорода. (8)
? + 4CO = 3Fe + 4 CO2↑ (12)
Образец этого оксида находится у вас на столе. (9)
Кислоту получают из плавикового шпата:
CaF2 +H2SO4 =CaSO4 + ? (16)
Гидроксид аммония. (17)
CdCl2 + H2S = ? + 2HCl (24)
Нитрат кальция. (31)
Хлорид ртути (II) – (25)
После того, как дети закончили заполнение листа (своей половины), проходит проверка на доске всех формул веществ.
Сначала учитель с помощью детей записывает формулы вещества, затем дает современные названия и подводя итог определяет класс веществ.
Кремне-зем
1
| Углекис-лый газ
2
| Сернистый газ
3
| Веселящий газ
4
| Негашеная известь
5
| Жженая магнезия
6
|
|
|
|
|
|
| Класс:
| Цинковые белила
7
| Глинозем
8
| Хромовая зелень
9
| Титановые белила
10
| Сурик свинцовый
11
| Сурик железный
12
|
|
|
|
|
|
| Класс:
| Селитр. дым. Кислота
13
| Купоросное масло
14
| Соляный спирт
15
| Плавиковая кислота
16
|
|
|
|
| Класс:
| Нашатырный спирт
17
| Едкий натр
18
| Едкое кали
19
| Гашеная известь (пушонка)
20
|
|
|
|
| Класс:
| Киноварь
21
| Сусальное золото
22
| Аури – пигмент
23
| Желтый кадмий
24
| Сулема
25
| Поваренная соль
26
|
|
|
|
|
|
| Класс:
| Поташ
27
| Мел мрамор известняк
28
| Чилийская селитра
29
| Аммиач-ная селитра
30
| Норвеж-ская селитра
31
| Ляпис
32
|
|
|
|
|
|
| Класс:
| Подведение итогов.
Мы начали наш урок с истории, которая только на первый взгляд очень далека от химии; затем вы провели большие аналитические исследования и сами того не подозревая показали свои знания о важнейших классах неорганических веществ, умения анализировать состав веществ, делать выводы о формуле вещества на основании химических реакций, получили новые знания об истории химии, химической номенклатуры.
И наверно сегодняшние новые знания, приобретенные вами самими, будут для вас более ценными, чем мое объяснение на уроке. Поэтому как итог я хочу привести слова Л. Н. Толстого « А нето дорого знать, что земля круглая, а то дорого знать, как дошли до этого»
- Выставление отметок обучающимся.
V. Домашнее задание: пользуясь литературными источниками, напишите формулы следующих веществ: угарный газ, каустическая сода, сулема, бертолетова соль, глауберова соль, крон желтый, алебастр. |
|
|