Функции
| № проб
| Описание проб
|
1
| 2
| 3
|
1. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ПРАКСИС 1а. Выполнение по зрительному образцу
| Ребенку предлагается воспроизводить заданные положения пальцев руки.
|
1
| Соединить 1-й и 2-й пальцы в кольцо
|
2
| Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 3-й пальцы вытянуты
|
3
| Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 5-й пальцы вытянуты
|
4-6
| То же левой рукой
|
16. Выполнение по тактильному образцу
| Глаза ребенка закрыты. Исследователь придает руке ребенка определенную позу, а затем снимает ее. Ребенок должен воспроизвести позу той же рукой.
|
7
| Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 3-й пальцы вытянуты
|
8
| Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 5-й пальцы вытянуты
|
9-10
| То же левой рукой
|
1в. Перенос поз
| Глаза ребенка закрыты. Исследователь придает руке ребенка определенную позу, а затем снимает ее. Ребенок должен воспроизвести позу другой рукой.
|
11
| Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 3-й пальцы вытянуты
|
12
| Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 5-й пальцы вытянуты
|
13-14
| То же левой рукой
|
2. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРАКСИС
| Ребенок сидит напротив исследователя. Исследователь придает определенное пространственное положение своей руке, ребенок должен воспроизвести его той же рукой.
|
15
| «Голосование» — рука согнута в локте и поднята вверх
|
16
| Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз
|
17
| Большой палец под подбородком, ладонь сагиттально, пальцами вперед
|
18
| Ладонь горизонтально к подбородку, пальцами к себе
|
19
| Ладонь горизонтально от подбородка, пальцами от себя
|
20
| Левая рука касается правого уха
|
21
| Правая рука касается левого глаза
|
3. ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРАКСИС За. Смена 3 положений кисти
| Ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положения кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя.
|
22
| Задание выполняется правой рукой
|
23
| Задание выполняется левой рукой
|
36. Выполнение графических проб
| 24
| Ребенку предлагается рисовать заданный узор в течение 20 сек. ЛЛАЛ
|
25
| Ребенку предлагается рисовать заданный узор в течение 20 сек. _П_1 LJTJ L.
|
26
| Ребенку предлагается рисовать заданный узор в течение 20 сек. I~VN~V\
|
Зв. Реципрокная координация
| 27
| Ребенку предлагают положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей, расправляя одну и сжимая другую.
|
4. СЛУХО-МОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ 4а. Оценка ритмов
| Исследователь стучит по столу, ребенку предлагают определить, сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой «пачке».
|
28
| Одиночные «пачки» (II, III)
|
29
| Серии «пачек» ( I I11 I I , I IIIII III)
|
46. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу
| Исследователь выстукивает ритм, ребенку предлагается повторить его.
|
Простые ритмы:
|
30
| II IIII
|
31
| III Ш Ш
|
32
| I III 11
|
Акцентированные ритмы:
|
33
| II I II 11 I II 11 I II
|
34
| III II III 11 I II II
|
4в. Воспроизведение ритмов по инструкции0
| Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции
|
35
| Стучать «по 2 раза»
|
36
| Стучать «по 2 раза сильно и 3 раза слабо»
|
5. СТЕРЕОГНОЗ
| Глаза .ребенка закрыты. Исследователь вкладывает предмет в его руку. Ребенок должен на ощупь узнать его. (Используются хорошо знакомые предметы по три в каждую руку: расческа, ключ, булавка.)
|
37
| Ощупывание предметов правой рукой
|
38
| Ощупывание предметов левой рукой
|
6. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС
| Ребенку предлагаются различные предметные изображения, которые он должен узнать (несколько изображений на одном листе).
|
39
| Реалистические изображения
|
40
| Схематические изображения
|
41
| Наложенные изображения
|
42
| Ребенку предъявляется сюжетная картинка и предлагается рассказать, что на ней изображено.
|
7. РЕЧЬ 7а. Сенсорная функция речи
| 43
| Ребенка просят показать называемый объект (используются те же картинки, что при исследовании зрительного гнозиса).
|
76. Моторная функция речи
| 44
| Ребенка просят повторить звуки: у, б, л, н, д, т
|
45
| Ребенка просят повторить слоги: ба-па, да-та, би-ба-бо
|
46
| Ребенка просят повторить слова: дочка, точка, кадр, кораблекрушение
|
47
| Ребенка просят повторить фразу: «В саду за высоким забором росли яблони».
|
7в. Номинативная функция речи
| Оценивается по результатам выполнения проб № 39-42.
|
8. СЛУХО-РЕЧЕВАЯПАМЯТЬ 8а. Запоминание 2 групп по 3 слова
| 48
| Ребенку предлагается повторить слова: холод, цветок, книга. После этого предъявляется вторая группа слов: слон, вода, пол. Затем спрашивают: «Какая была первая группа слов?», а после этого: «Какие слова были во второй группе?» При невозможности воспроизведения процедура повторяется, но не более 5 раз.
|
86. Запоминание 5 слов
| 49
| Ребенку предлагается повторить слова: дом, кот, лес, ночь, звон, которые он должен воспроизвести в заданном порядке (последнее обстоятельство подчеркивается). При неудаче задание повторяется, но не более 5 раз.
|
8в. Воспроизведение слов после интерференции
| 50
| Ребенка просят припомнить 2 группы слов, а затем — опять пять слов, которые он только что воспроизвел.
|
8г. Повторение рассказа
| 51
| Ребенку предъявляется короткий рассказ, а затем просят передать его содержание (например, рассказ Л. Н. Толстого «Курица и золотые яйца»).
|
9. РИСУНОК 9а. Самостоятельный
| 52
| Ребенку предлагается нарисовать домик, человечка
|
96. Срисовывание с образца
| 53
| Ребенку предлагается срисовать домик (образец прилагается) правой рукой
|
54
| Задание выполняется левой рукой
|
10. ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ 10а. Запоминание вербальных стимулов
| 55
| Ребенка просят скопировать 5 букв: Е Г Р К У, а затем воспроизвести их по памяти. При невозможности воспроизведения снова показывают образец, но не более 5 раз.
|
106. Запоминание невербальных стимулов
| 56
| Ребенку предлагается срисовать 5 фигур СК N D h M, после чего ребенок должен воспроизвести их по памяти. При невозможности воспроизведения образец показывают повторно, но не более 5 раз.
|
10в. Воспроизведение после интерференции.
| 57
| Ребенка просят письменно воспроизвести все буквы, а потом — все фигуры, которые ему предъявлялись для запоминания
|
11. ЧТЕНИЕ
| 58
| Ребенку предлагается назвать буквы, прочесть отдельные слова и короткие фразы.
|
12.ПИСЬМО
| 59
| Ребенка просят написать под диктовку правой рукой слова: дом, окно, халат.
|
60
| Списать правой рукой фразу: «Я хочу домой»
|
61
| Ребенка просят написать под диктовку левой рукой слова: кровать, луч.
|
62
| Списать левой рукой слова ток, нос
|
63
| Написать в максимально быстром темпе цифры от 1 до 10 правой рукой.
|
64
| То же — левой рукой.
|
13. СЧЕТ
| 65
| Ребенку предлагается сказать, сколько будет: 3+4; 7+5; 8-3; 11-4; 18:6; 5x3.
|
14. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
| 66
| Ребенка просят решить задачу: «У Пети 2 яблока, у Маши — 6. Сколько яблок у обоих».
|
67
| Ребенка просят решить задачу: «У Кати 4 игрушки, у Сони — на 3 больше. Сколько игрушек у обеих?»
|
Функции и № проб
| Нарушения функции
| Оценка нарушения
|
1
| 2
| 3
|
1. Кинестетический праксис № 1 —14
| 1.1. Не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой. Движения диффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие
| Нарушение кинестетической основы движений
|
1.1.1. Правая рука или билатерально
|
|
1.1.2. Левая рука
|
|
1.2. Неправильно располагает руку в пространстве, воспроизводит позу зеркально (вместо 2-го и 3-го пальцев показывает 4-й и 5-й).
| Нарушение зрительно-пространственной организации движений
|
1.3. Воспроизводит позу только правого (указательного) пальца, левый палец игнорирует
| Односторонняя пространственная агнозия
|
1.4. С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений
| Инертность движений
|
1.4.1. Правая рука или билатерально
|
|
1.4.2. Левая рука
|
|
1.5. Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке
| Нарушение кинестетической основы движений
|
1.5.1. Справа — налево
|
|
1.5.2. Слева — направо
|
|
1.6. Билатеральные нарушения переноса поз с одной руки на другую
| Нарушение межполушарного взаимодействия
|
2. Пространственный праксис № 15-21
| 2.1. Не может воспроизвести пространственное положение руки, путает левую и правую стороны
| Нарушение зрительно-пространственной организации движений
|
2.2. Не может найти заданную часть лица или тела
| Нарушение схемы тела
|
2,3. Импульсивно, эхопраксично воспроизводит заданные пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок
| Нарушение произвольной регуляции движений
|
3. Динамический праксис № 22-27
| 3.1. Не может плавно переходить от одного движения к другому. Движения разорваны, изолированы друг от друга
| Нарушение кинетической организации движений
|
3.1,1. Правая рука или билатерально
|
|
3.1.2. Левая рука
|
|
3.2. С трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует прежние движения
| Инертность движений
|
3.2.1. Правая рука или билатерально
|
|
3.2.2. Левая рука
|
|
3.3. Неправильно воспроизводит пространственное направление движений
| Нарушение пространственной организации движений
|
3.4. Не может одновременно изменять положение обеих рук, движение каждой руки производит изолированно, уподобляет движения обеих рук
| Нарушение реципрокной координации
|
3.5. Отстает одна рука
| Дезавтоматизация движений
|
3.5.1. Правая рука
|
|
3.5.2. Левая рука
|
|
3.6. Воспроизводит движение только правой руки, игнорируя левую руку
| Игнорирование левой руки
|
4. Слухо-моторные координации № 28-36
| 4.1. Не может определить количество ударов, сказать, одинаковыми или различными являются два предъявляемых друг за другом ритма
| Нарушение слухового восприятия
|
4.2. Не может воспроизвести ритмы по заданному образцу, не улавливает структуру ритма
| Нарушение слухового восприятия
|
4.3. Делает лишние удары, затрудняется при переходе от одного ритма к другому, персеверирует прежний ритм
| Инертность движений
|
4.4. Забывает заданный ритм, теряет структуру ритма в ходе его выполнения
| Слабость акустических следов
|
4.5. Не может выполнить ритмы по инструкции (при возможности их воспроизведения по образцу)
| Нарушение произвольной регуляции движений
|
5. Стереогноз № 37-38
| 5.1. Не узнает ощупываемый предмет
| Нарушение сенситивного гнозиса
|
5.1.1, В правой руке
|
|
5.1.2. В левой руке или билатерально
|
|
5.2. Узнает ощупываемый объект, но не может назвать его
| Нарушение номинативной функции речи
|
5.3. Не может называть объекты, ощупываемые левой рукой
| Тактильная аномия
|
6. Зрительный гнозис № 39-42
| 6.1. Не узнает изображения
| Нарушение зрительного восприятия
|
6.2. Не может называть изображения, забывает названия предметов
| Нарушение номинативной функции речи
|
6.3. Не называет и не указывает объекты, расположенные слева, игнорирует левую сторону
| Односторонняя пространственная агнозия
|
6.4. Называет предметы в обратной последовательности, справа—налево
| Зеркальность восприятия
|
6.5. Не может воспринять всю изображенную ситуацию, упускает фрагменты, элементы
| Фрагментарность восприятия
|
6.6. Дает импульсивные оценки, называет объект по отдельной детали, не стремится к коррекции указанных ошибок
| Инактивность восприятия
|
6.7. Не может определить пол и возраст персонажей на сюжетной картинке
| Нарушение лицевого гнозиса
|
6.8. Не понимает смысла картины (при отсутствии гностических расстройств)
| Нарушение мышления
|
7. Речь №43-51
| 7.1. Не понимает инструкций, не может показать называемый объект, не дифференцирует близкие фонемы (б-п, г-к, т-д и др.)
| Нарушение сенсорной функции речи
|
7.2. Затрудняется в произнесении отдельных слов, ищет нужные артикуляции, путает близкие по произношению звуки (л-н-д, б-м и др.)
| Нарушение кинестетической основы речи
|
7.3. Не может переключиться с одной артикуляции на другую, застревает на отдельных звуках, персеверирует звуки
| Нарушение кинетической организации речи
|
7.4. Не понимает грамматических конструкций, неправильно употребляет падежи, предлоги
| Нарушение грамматического строя речи
|
8. Слухо-речевая память № 48-51
| 8.1. Не может удержать в памяти серию из 3 слов, искажает слова
| Нестойкость акустических следов
|
8.2. Не может припомнить слова одной группы после воспроизведения другой, заменяет и теряет слова
| Тормозимость следов
|
8.3. Стереотипно повторяет одни и те же слова
| Инертность речевых следов
|
8.4. Соскальзывает на побочные ассоциации, вплетает новые слова
| Нарушение избирательности мнестической деятельности
|
8.5. Не может воспроизвести 5 слов. Повторные предъявления не улучшают результатов
| Сужение объема памяти
|
8.6. Постепенно заучивает слова. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение
| Замедленность запоминания
|
8.7. Не может запомнить заданную последовательность стимулов, переставляет слова
| Нарушение порядка элементов
|
8.8. После интерференции воспроизводит меньшее число слов по сравнению с непосредственным воспроизведением
| Тормозимость следов
|
8.9. Не может удержать текст рассказа, теряет фрагменты
| Сужение объема памяти
|
8.10. Передает содержание, но не понимает смысл рассказа
| Нарушение мышления
|
9. Рисунок № 52-54
| 9.1. Не может выполнить простой рисунок, не воспроизводит существенных элементов объекта
| Нарушение конструктивной деятельности
|
| 9.2. Не может воспроизвести пространственное расположение элементов, соотношение целого и частей
| Нарушение пространственного восприятия
|
| 9.3. Располагает рисунок в правой половине листа, упускает детали слева, искажает левые фрагменты
| Односторонняя пространственная агнозия
|
| 9.4. С трудом переключается с одного движения на другое, многократно обводит одни и те же элементы
| Инертность движений
|
10. Зрительная память № 55-57
| 10.1. Не может воспроизвести заданный объем стимулов. Повторные предъявления не улучшают результатов
| Сужение объема памяти
|
10.2. Заучивает стимулы. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение
| Замедленность запоминания
|
10.3. Не может воспроизвести заданную последовательность стимулов, путает их порядок
| Нарушение порядка элементов
|
10.4. Неправильно воспроизводит пространственную конфигурацию стимула, взаимоотношения его элементов между собой
| Нарушение пространственного восприятия
|
10.5. Стереотипно воспроизводит одни и те же стимулы, повторяет одни и те же ошибки
| Инертность двигательных стереотипов
|
10.6. После интерференции воспроизводит меньшее число элементов по сравнению с непосредственным воспроизведением
| Тормозимость следов
|
11. Чтение №58
| 11.1 .Неправильно называет буквы, не может читать
| Нарушение чтения
|
| 11.2. Читает в обратном (право-левом) направлении, не дифференцирует правильные и зеркально написанные буквы, слова
| Зеркальное чтение
|
| 11.3. Пропускает слова, расположенные слева, читает правую половину слов, текста
| Односторонняя пространственная агнозия
|
12. Письмо № 59-64
| 12.1 .Пропускает буквы, смешивает буквы, близкие по фонематическому признаку (б-п, г-к и др.)
| Нарушение сенсорной функции речи
|
12.2. Заменяет буквы по артикуляторному типу (д-н-л, 6-м и др.)
| Нарушение кинестетической основы речи
|
12.3. Теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных
| Нарушение кинетической структуры речи
|
12.4. Элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму букв
| Нарушение пространственного восприятия
|
12.5. Пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова, цифры
| Зеркальное письмо
|
12.6. Делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы
| Инертность элементов двигательных стереотипов
|
12.7. Делает ошибки на гласные, пропускает гласные звуки
| Нарушение анализа гласных звуков
|
13. Счет №65
| 13.1. Не может выполнить простые счетные операции
| Нарушение счета
|
13.2. Затрудняется при переходе через десяток, делает пространственные ошибки
| Нарушение пространственных представлений
|
13.3. Не может переключиться с одних чисел на другие, повторяет одни и те же ошибки
| Инертность речевых следов
|
14. Решение задач № 66-67
| 14.1. Не удерживает условия задачи, забывает и заменяет числа
| Мнестический дефект
|
14.2. Не может выполнить необходимые счетные операции
| Нарушение счета
|
14.3. Не понимает и не усваивает способ решения
| Нарушение мышления
|