|
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
геометрия
9 класс
Векторы. Метод координат
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике «произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2/n-угольника, если дан правильный n-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Об аксиомах геометрии
Беседа об аксиомах геометрии.
Основная цель — дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
Начальные сведения из стереометрии
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.
Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.
Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.
Повторение. Решение задач.
9 класс
Номер параграфа
| Содержание материала
| Количество часов
| Глава IX Векторы
| 8
| 1
| Понятие вектора
| 2
| 2
| Сложение и вычитание векторов
| 3
| 3
| Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
| 3
| Глава X Метод координат
| 10
| 1
| Координаты вектора
| 2
| 2
| Простейшие задачи в координатах
| 2
| 3
| Уравнение окружности и прямой
| 3
|
| Решение задач
| 2
|
| Контрольная работа № 1
| 1
| Глава XI Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
| 11
| 1
| Синус, косинус, тангенс угла
| 3
| 2
| Соотношения между сторонами и гулами треугольника
| 4
| 3
| Скалярное произведение векторов
| 2
|
| Решение задач
| 1
|
| Контрольная работа № 2
| 1
| Глава XII Длина окружности и площадь круга
| 12
| 1
| Правильные многоугольники
| 4
| 2
| Длина окружности и площадь круга
| 4
|
| Решение задач
| 3
|
| Контрольная работа № 3
| 1
| XIII Движения
| 8
| 1
| Понятие движения
| 3
| 2
| Параллельный перенос и поворот
| 3
|
| Решение задач
| 1
|
| Контрольная работа № 4
| 1
| XIV Начальные сведения из стереометрии
| 8
| 1
| Многогранники
| 4
| 2
| Тела и поверхности вращения
| 4
| Об аксиомах планиметрии
| 2
| Повторение. Решение задач
| 9
|
Критерии и нормы оценки знаний,
умений и навыков учащихся
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если:
ученик полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Практические занятия по предмету
8 класс алгебра – предусмотрено 10 контрольных работ
1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| За год
| 8 класс алгебра
|
|
|
|
| 10 работ
| По плану
|
|
|
|
|
| фактически
| 8 класс геометрия – предусмотрено 6 контрольных работ
1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| За год
| 8 класс
геометрия
|
|
|
|
| 6 работ
| По плану
|
|
|
|
|
| фактически
| 9 класс алгебра – предусмотрено 8 контрольных работ
1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| За год
| 9 класс алгебра
|
|
|
|
| 8 работ
| По плану
|
|
|
|
|
| фактически
| 9 класс геометрия – предусмотрено 5 контрольных работ
1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| За год
| 9 класс
геометрия
|
|
|
|
| 5 работ
| По плану
|
|
|
|
|
| фактически
| Рекомендуемая литература для учителя:
Сборник нормативных документов. Математика. Примерные программы по математике. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Дрофа», 2008 год.
Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Издательство «Просвещение» 2008 г.
Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Издательство «Просвещение» 2008 г.
Сборник рабочих программ. Алгебра. 7-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Издательство «Просвещение», 2011 год.
Сборник рабочих программ. Геометрия. 7-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Издательство «Просвещение», 2011 год.
Ю. Н. Макарычев. Алгебра: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. Теляковского. М.: Просвещение, 2011 год.
Ю. Н. Макарычев. Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. Теляковского. М.: Просвещение, 2012 год.
Дидактические материалы. Алгебра. 8 класс. В. И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. М.: Просвещение, 2011 год.
Дидактические материалы. Алгебра. 9 класс. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, Л. Б. Крайнева. М.: Просвещение, 2012 год.
Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева, К. И. Нешкова, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворовой. /авт.-сост. Т. Ю. Дюмина, А. А. Махонина. – Волгоград: Учитель, 2011 год.
Алгебра. 9 класс: поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева, К. И. Нешкова, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворовой. /авт.-сост. А. Н. Рурукин, С. А. Полякова. – М.: ВАКО, 2012 год
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина Геометрия: учебник для 7-9 кл. – М .: Просвещение, 2012 год.
Дидактические материалы. Геометрия. 8 класс. Б. Г. Зив, В. М. Мейлер М.: Просвещение, 2011 год.
Дидактические материалы. Геометрия. 9 класс. Б. Г. Зив М.: Просвещение, 2012 год.
А. В. Фарков. Тесты по геометрии. 8 класс. К учебнику Л. С. Атанасяна и др. Геометрия. 7-9 классы. Издательство «Экзамен» М.: 2011
Уроки геометрии с применением информационных технологий. 7-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Е. М. Савченко. – М.: «Планета», 2011 год.
Рабочая тетрадь по алгебре. 8 класс. К учебнику Ю.Н. Макарычева "Алгебра. 8 класс", Издательство «Экзамен», 2013 год.
Рабочая тетрадь по геометрии. 8 класс. К учебнику Атанасяна Л.С. "Геометрия 7-9 классы", Издательство «Экзамен», 2013 год.
Рабочая тетрадь по геометрии. 9 класс. К учебнику Атанасяна Л.С. "Геометрия 7-9 классы", Издательство «Экзамен», 2013 год.
Алгебра. 9 класс. Тематические тесты (к учебнику Макарычева), М.: Просвещение, 2009 год.
|
|
|