|
«Поиграем с волшебниками» Составитель: Богданова Т. В., воспитатель гбдоу детского сада №78 «Жемчужинка»
Методическая разработка серии игр по развитию
связной речи детей старшего дошкольного возраста
с использованием элементов ТРИЗ-педагогики
«Поиграем с волшебниками»
Составитель: Богданова Т.В., воспитатель
ГБДОУ детского сада № 78 «Жемчужинка»
г. Санкт – Петербург
2013 г.
В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Речевое развитие — это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. К сожалению, устная речь старших дошкольников зачастую бедна и однообразна, ограничена очень скудным словарным запасом, поэтому впоследствии создание даже небольшого письменного текста вызывает у детей серьёзные трудности.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эту задачу мы предлагаем решать через представленную ниже последовательность игр.
Данная серия игр «Поиграем с волшебниками» разработана с использованием технологии ТРИЗ. Приведенные игры рекомендовано реализовывать, соблюдая обозначенную ниже последовательность. Только так поставленная цель будет успешно достигнута. Во всех играх серии есть герой – волшебник, который приходит в гости к детям и вводит их в новую игру. В роли волшебников выступают семь гномов и забавный Арлекин.
Система игр:
«Делидавайка!»
«Соединяйка!»
«Подбери слова»
«Забегайка – Отставайка!»
«Живые картинки»
«Мы писатели-иллюстраторы».
Цель игр: Развитие связной речи.
Задачи игр:
Научить детей с помощью системного анализа рассматривать предметы; картину, понимать ее содержание.
Научить детей давать образные характеристики объектов, явлений, событий.
Обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами.
Формировать умение составлять правильные распространенные предложения с опорой на заданную схему. Объединять составленные предложения в связный рассказ.
Развитие воображения, системного мышления на основе развития умения видеть предметы, явления и события во взаимосвязи; диалектического мышления на основе умения оценивать предметы, явления и события с разных точек зрения.
Игровой материал:
Любые предметы, картина, предметная или сюжетная картинка, плоскостные фигурки волшебников /могут быть объемные фигурки/, доска с мелом или ковролин, небольшие схематичные картинки, нитки или контактная узкая лента, сигнальные карточки, схемы слов, предложений.
Примечание:
В данных играх:
1-ый вариант - игры с отдельными предметами, объектами
2-ой вариант - игры для рассматривания картин (работа с одной картиной ведется на протяжении 2-х недель).
Игра «Делидавайка!».
(состав предмета, картинки)
Цель:
- научить видеть части целого, детали предмета, находить мельчайшие подробности, сравнивать предметы между собой;
- развивать умение рассказывать об увиденном.
Ход игры:
1-ый вариант:
В группу вносится фигурка волшебника «Делидавайка!»
Воспитатель: «К нам в гости пришел волшебник Делидавайка! Наш волшебник умеет всё на свете делить на части. Смотрит, например, он на человека и сразу видит все части его тела.
Давайте вместе посмотрим на предметы в нашей группе! А для того, чтобы лучше рассмотреть все предметы, используем подзорную трубу. Сложите ладошки вместе, чтобы получилась подзорная труба. Наведём её на различные предметы в группе и внимательно посмотрим. Настройте трубу так, чтобы в трубе был виден только один какой - то объект». Вместе с нашим гостем давайте скажем: «Дели!». Воспитатель и дети смотрят в подзорную трубу.
Воспитатель: «Я, например, вижу цветок, он состоит из стебля, листочков и корня. А что увидели вы? (дети называют предметы, их детали, части предмета)».
Дети называют объекты и каждую находку детей педагог схематично фиксируем на доске, обводя кружочком (или выкладываем на ковролине заранее подготовленные предметные картинки).
Усложнение:
Каждый ребенок перед собой может выложить схемы слов, отвечающих на вопрос «Кто?» или «Что?» и все увиденные в подзорную трубу предметы соотносятся с данными сигнальными карточками.
2-ой вариант:
В группу приходит Делидавайка и вносится картина. Рассматривается картина по аналогии с первым вариантом с активным участием волшебника Делидавайки. «Подзорная труба» наводится на картину так, чтобы в ней был виден только один объект.
Называем объекты и каждую находку детей схематично фиксируем их в кружочках на доске (или выкладываем на ковралине заранее подготовленные картинки)
Усложнение:
Каждый ребенок перед собой выкладывает сигнальные карточки слов-предметов, отвечающих на вопрос «Кто?» или «Что?», предварительно повторяем, что обозначает каждая из карточек.
Игра «Соединяйка!»
(нахождение связей)
Цель:
- развивать умение находить связи, взаимодействия между предметами, объектами, явлениями и событиями не только явно и крупно выраженные, но и более незаметные, незначительные;
- развивать доказательную речь.
Ход игры:
1-ый вариант:
В группу вносится фигурка волшебника Соединяйки.
Воспитатель: «Ребята, наш волшебник Соединяйка умеет не только все делить, но и все объединять. Ведь, как известно, все в нашем мире связано между собой и действует друг на друга.
Посмотрите, у Соединяйки ладошки сближены. Как вы думаете, с чем он мог бы объединить пальцы?»
Ответы детей.
Воспитатель: « Например, с карандашом, потому что карандаш держат в руках при рисовании, с ластиком, потому что им стирают неудачные линии карандаша, с точилкой, потому что ей точат карандаши, с листом бумаги, потому что именно на ней хорошо рисовать карандашом… с деревом, т.к. бумагу и карандаш делают из дерева.
Ребята, а с чем волшебник Соединяйка мог бы соединить, объединить предметы или объекты, которые вы увидели в первой игре?
Давайте попробуем вместе с Соединяйкой объединить, найти связи, взаимодействия между объектами на доске (на ковролине) с предметами, объектами в группе. Попробуйте составить предложения и обосновать их, доказать свою мысль».
Ответы детей.
Усложнение: - Найти все природное. Объединить объекты по цвету, форме, размеру. Найти всё рукотворное, объединить по материалу и т. д.
- Выложить схему предложения, объяснить ее.
2-ой вариант:
В группу вносится фигурка волшебника Соединяйки.
Воспитатель: «У нас в гостях волшебник Соединяйка. Он очень переживает, что мы с вами картину разобрали на части, а обратно собрать забыли. А я знаю, что волшебник Соединяйка умеет все объединять. Ведь, как известно, все в нашем мире связано между собой и влияет друг на друга. Пора нам навести порядок, соединить части нашей картины в единое целое».
Воспитатель обращает внимание детей на доску (кавролин) с разрозненными объектами.
Воспитатель: «С чего начать? Скажем: «Соединяйка!». Подумайте, какие объекты мы можем соединить, объединить. Попробуйте, составить предложения и обосновать, почему вы так сделали. Докажите свою мысль».
Соединяем два объекта на доске (кавролине) линиями (ниточками) и объясняем, почему мы так сделали. Рассказываем, как связаны между собой объекты. Количество линий на доске растет. Рисунок начинает напоминать паутинку.
Усложнение: - Найти все природное. Объединить объекты по цвету, форме, размеру. Найти всё рукотворное - объединить по материалу и т.д.
- Выложить схему предложения, объяснить её.
Игра «Подбери слова».
(Характеристика объектов и действий)
Цель:
- развитие всех органов чувств (осязание, обоняние, вкус, слух).
- развитие образной речи.
Ход игры:
1-ый вариант:
В группу вносятся фигурки волшебников: Слушайки, Нюхайки, Чувствуйки.
Воспитатель: «Ребята, волшебники предлагают нам разукрасить наши рассказы о предметах и объектах. Мы должны с вами подобрать слова, которые помогут нам описать наши предметы, объекты, дать им характеристику (Какой? Какая? Какое? Какие?). Ребята, волшебники Слушайка, Нюхайка, Чувствуйка помогут нам в этом.
Давайте, закроем глаза и представим, что мы притрагиваемся и проводим рукой по нашим предметам, объектам. Что вы при этом почувствовали? Ощутили?
А теперь давайте прислушаемся. Что вы услышали? Ну, а теперь вдохните запах того, что вас окружает. Какие запахи вы почувствовали?
Теперь давайте попробуем не только соединять, объединять предметы и объекты, но и описывать их. Например: я вижу красивый, красный цветок, с гладкими лепесточками и ароматным запахом. Он растет в глиняном горшочке. Горшочек стоит на широком подоконнике. Усложнение: Выложить схему предложения, объяснить ее.
2-ой вариант:
Воспитатель: «Ребята, посмотрите на доску (на ковролин) вы помните, как мы играли с волшебником Делидавайка? Мы находили объекты и рассказывали о них. А с волшебником Соединяйка мы находили связи между предметами и составляли о них предложения, из предложений - небольшие рассказы. У нас получился вот такой рисунок – паутинка, и получились рассказы. Как вы думаете, наши рассказы красочные, интересные, обо всем ли мы рассказали?».
Ответы детей.
В группу вносится волшебники Слушайка, Нюхайка, Чувствуйка.
Воспитатель: «У нас в гостях сегодня волшебники Слушайка, Нюхайка, Чувствуйка. И они предлагают нам разукрасить наши рассказы о предметах и объектах, которые мы с вами увидели. Мы должны подобрать слова, которые помогут нам описать наши предметы, объекты, дать им характеристику (Какой? Какая? Какое? Какие?).
Вместе с Волшебниками мы оправимся в нашу картину. Давайте закроем на минутку глаза и представим, что мы попали в эту картину. Волшебник Чувствуйка предлагает нам походить тихонько в ней. Что вы почувствовали? Притронемся и проведем рукой по нашим предметам, объектам. Что вы почувствовали? Ощутили?
Волшебник Слушайка хочет, чтобы мы прислушались к тому, что происходит в нашей картине. Что вы слышите?
Ну, а волшебник Нюхайка предлагает нам вдохнуть запах, того что нас окружает в картине. Какие запахи вы чувствуете? Попробуйте что-то пожевать, если это невредно. Какие вкусовые ощущения добавились?».
Таким образом, в рассказ детей вплетаются те признаки, характеристики, свойства предметов, которые можно увидеть и почувствовать с помощью органов восприятия.
Усложнение: выложить схему нескольких предложений, составленных ребятами, объяснить схемы.
Игра «Забегайка, Отставайка»
(Выстраивание временной последовательности)
Эта игра позволит познакомиться детей с событиями предшествующими и последующими тому, что происходит. Найти начало и конец для рассказа, выстроить все события в нужной последовательности. Сделать рисунок.
Цель:
- учить выстраивать временную последовательность;
- развивать умение выражать в речи свою мысль.
Ход игры:
1-ый вариант:
В группу вносятся фигурки волшебников Забегайка и Отставайка.
Воспитатель: «Давайте, посмотрим на предметы в нашей группе!». А для того, чтобы лучше рассмотреть все предметы, мы будем использовать подзорную трубу. Сложите ладошки вместе, чтобы получилась подзорная труба. Наводим «подзорную трубу» на различные предметы в группе и смотрим на них. Да так, чтобы в трубе был виден только какой-то один объект. А волшебники Забегайка и Отставайка помогут нам узнать о прошлом и будущем рассматриваемых предметов, объектов».
Воспитатель и дети смотрят в «подзорную трубу».
Воспитатель: «Ребята, волшебник Отставайка хочет, чтобы мы с вами представили, чем или кем были предмет, найденный вами в прошлом (цветок – семечком – ростком). Что с предметом могло происходить, какие - то события или явления. А волшебник Забегайка хочет, чтобы мы представили наши предметы в будущем. Что бы с ними могло происходить, может быть это какие-то события или явления. Представляем. Ну, а теперь рассказываем».
2-ой вариант:
Воспитатель обращает внимание детей на картину, предлагает вспомнить, как уже играли с разными волшебниками. В группу вносятся волшебники Забегайка и Отставайка.
Воспитатель: «Ребята, волшебник Отставайка хочет, чтобы мы с вами представили, кем или чем были объекты на картине в прошлом /цветок – семечком – ростком/. Что с ними могло происходить, может быть, какие - то события или явления. А волшебник Забегайка хочет, чтобы мы представили наши объекты в будущем. Что с ними может произойти, может быть, какие- то события или явления. Так, мы с вами найдем начало и конец для нашего рассказа по картине. Сможем выстроить все события, изображенные на картине в нужной последовательности. Выбираем одного из героев на картине и представляем, что он делал раньше – до появления на картине, что может быть будет делать потом».
Игра «Живые картинки»
Цель:
- развивать воображение, творческие способности, умение передавать образ не только героя, но и предмета, объекта.
- побуждать детей рассказывать об увиденном.
Ход игры:
1-ый вариант:
Воспитатель: «Сегодня, ребята мы поиграем в игру «Живые картинки». Давайте, посмотрим на предметы в нашей группе!». А для того чтобы лучше рассмотреть все предметы будем использовать «подзорную трубу», сложим ладошки вместе, чтобы она получилась. Наводим «подзорную трубу» на различные предметы в группе и внимательно смотрим. Да так, чтобы в трубе был виден только какой - то один объект. Выбираем предмет, объект. У нас сегодня новый гость – забавный Арлекин. Он предлагает вам передать образ выбранного вами предмета. Помните, вы должны передать не только образ, но и чувства, настроение движение, звуки. Каждый из вас будет показывать свой образ, а мы будем угадывать, какой предмет вы увидели и изобразили.
Дети по очереди показывают выбранные предметы, объекты.
Усложнение: Здесь можно продолжить игру по типу «Море волнуется раз ….». Например, день - все герои двигаются, издают звуки. Ночь – герои замирают. Лето – медведь бродит по лесу, зима - медведь спит в берлоге.
2-ой вариант:
Воспитатель обращает внимание детей на картину.
Воспитатель: «Ребята, мы с вами рассматривали картину и играли в разные игры. Сегодня мы поиграем с нашей картиной в игру «Живые картинки». Наш гость – забавный Арлекин очень хочет, чтобы каждый из вас выбрал одного героя или предмет, объект из нашей картины и попробовал передать его образ. Помните, вы должны передать не только образ героя, но и его чувства, настроение, отношение к событиям и явлениям, происходящим на картине. Попробуйте оживить образы предметов, объектов с нашей картины. Усложнение: Дети могут обыграть сюжет с героями, образами картины. Здесь можно продолжить им игру по типу «Море волнуется раз ...». Например, день – все герои двигаются, издают звуки. Ночь – герои замирают. Лето – медведь бродит по лесу, зима – медведь спит в берлоге. По аналогии с игрой «Великан и карлик».
Игра «Мы писатели - иллюстраторы»
Цель: - развивать умение детей составлять рассказы по картине;
- развивать умение к своим рассказам создавать иллюстрации.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям послушать рассказы по картине (несколько ребят). Затем детям предлагается сделать иллюстрации к своим рассказам. Далее воспитатель записывает рассказы детей и создается книга с детскими рассказами и иллюстрациями детей.
Литературные источники:
Мурашковская И.Н., Валюмс Н.П. «Картинки без запинки» (Методика рассказа по картинке). – СПб.: Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС"; 1995. - 39 с.
Белоусова Л.Е. «Удивительные истории». – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
Финкельштейн Б.Б. (преподаватель кафедры психологии и педагогики детства ЛОИРО г. С-Пб.) Лекционный курс «Эффективные приёмы развития речи через ТРИЗ».
Нестеренко А.А. «Страна загадок». – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета; 1993. – 28 с.
|
|
|