|
"Последовательность работы над аудированием на разных этапах обучения" Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Талдома
Выступление на шмо учителей английского языка по теме:
"Последовательность работы над аудированием на разных этапах обучения"
Докладчик: В.А.Зуева, учитель английского языка
27.01.2015
Последовательность работы над аудированием на разных этапах обучения.
Успешность обучения аудированию зависит не только от правильного выбора текстов и упражнений, но и от общей организации работы над данным видом речевой деятельности на уроке.
Прежде всего следует помнить о том, что тренироваться в восприятии на слух следует не эпизотически, а регулярно, используя на каждом уроке не менее двух аудиотекстов продолжительностью звучания от одной до трех минут на начальном этапе и от трех до шести-на продвинутых.
Общая организация работы зависит от этапа обучения, характера воспринимаемого текста и практических задач каждого конкретного урока.
На начальном этапе, для которого характерна устная основа обучения, аудирование должно предшествовать говорению и использоваться как цель и средство развития других умений и навыков.
Формирование данного вида речевой деятельности начинается в процессе использования иностранного языка на уроке, проведения речевых зарядок, устного введения структур и закрепления их в несложном тексте. На этом этапе широко используется визуально-изобразительные опоры и различного рода подсказки в форме предваряющих вопросов, ключевых и др. Тексты для восприятия на слух, как правило с предварительно снятыми трудностями, сохраняют тестную связь с изучаемой темой. Возможен и иной подход к обучению аудированию на начальном этапе. Напимер:
1) Восрпиятие на слух текста с опорой на картину/серии картин
2) Контроль понимания (вопросо-ответное упрражнение или перевод структур на родной язык).
3) Закрепление одельных интонационных моделей и опозиций фонем.
4) Повторное слушание с установкой на последующий пересказ, если одной из задач урока является использование аудиотекста как средства обучения говорению.
На среднем и старшем этапах обучения, где, согласно программе, осуществляется взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, возможны другие варианты организации раборты. Напимер:
Первый вариант
1) Создание ориентировочной основы (вхождение в тему с помощью наводящих вопросов, формулировка задания-инструкции и др).
2) Восприятие текста с использованием изобразительно-визуальных или вербально-визуальных опор с установкой на общее / глобальное понимание.
3) Повторное прослушивание с установкой на детальное / полное понимание.
Общее понимание проверяется с помощью выборочного ответа на вопросы( так называемые richtig / falsch Antworten), нахождения правильного ответа из множественного выбора(multiple-choice test), с помощью альтернативных вопросов.
При проверке детального понимания используются заполнение пропусков(cloze test) в графическом варианте текста, ответы на вопросы, коррекция резюме/оценки прослушанного составление плана/ тезисов, пересказ с опорой на план/картину
Второй вариант
(для слабоподготовленных учащихся)
1) Анализ написанных на доске (или на транспарантах графопроектора) реалий, аббревиатур, имен собственных и географических названий.
2) Слушание аудиотекста с подглядыванием в графический вариант текста, проверка общего понимания при закрытых книгах.
3) Повторное слушание с установкой на полное / детальное понимание.
Проверка понимания. Как видно из описания последовательности работы, повторное предьявление текста сопровождается извлечением новой информации, более глубоким ее осмыслением и лучшим запоминанием.
Двукратное предьявление одного и того же текста в классе целесообразно лишь при установке на последующий пересказ или обсуждение текста. Повторному прослушиванию предшествует в данном случае контроль понимания и формулировка новой задачи, мобилизующей внимание слушающих на более глубокое понимание.
Третий вариант
(для класса с хорошей языковой подготовкой)
1) Вводная информация, создающая нужную направленность мысли.
2) Слушание без опор с установкой на детальное или критическое понимание.
3) Определение точности и глубины понимания через различные формы смысловой переработки и фиксации воспринятой информации.
Уровень критического понимания связан, как явствует из его названия, с оценкой прослушанного, с комментированием и реферированием, т. е. со всякого рода творческими, проблемными заданиями, предполагающими полное понимание содержания и его соотнесения с языковой формой и ситуацией общения. |
|
|