|
Третье склонение имён существительных МОУ СОШ № 3 им. В. Н. Щеголева
Открытый урок по русскому языку Третье склонение имён существительных.
учитель 4 «Б» класса
Соколова Ольга Владимировна
п. Светлый
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Третье склонение имён существительных.
Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
-познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин «третье склонение»;
-развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах, внимание, память, логическое мышление;
-воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.
Методы обучения: проблемный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Ход урока.
I Оргмомент
- приветствие.
- эмоциональный настрой
-Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы. II Подготовка к основному этапу урока (Целеполагание и мотивация)
Словарная работа.
Игра «Будь внимательным»
Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.
Учитель называет по 2 слова, дети записывают только то, написание которого нельзя проверить. (1 ученик работает на переносной доске)
Дерево, берёза; стакан, ведро; зерно, пшеница; ягода, черника; овца, заяц; автомобиль, водитель; командир, боец.
-На какие 2 группы можно разделить эти слова? (1 склонения и 2 склонения)
-Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? Приведите примеры.
-Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?
-С какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать, к какому склонению относится имя существительное? (Чтобы правильно писать окончания существительных). III Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).
Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.
Работа в парах. У детей – конверты с набором карточек со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения. В каждом конверте 1 слово лишнее (3 склонения).
-У каких слов не определили склонение? Почему? Как вы вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению? К какому? (В ходе обсуждения дети выясняют, что есть существительные 3 склонения, называют их признаки). IV Усвоение новых знаний.
-Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению. Откройте учебники на стр. 77. Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению. Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению? V Первичная проверка понимания.
Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания (проверка проводится с помощью сигнальных карточек).
Лагерь, картофель, вермишель, гвоздь, прорубь, местность, корабль, пристань, зритель.
- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце? VI Первичное закрепление.
Найди и запомни.
Учитель поочерёдно показывает карточки, на каждой из них – 5 существительных, одно из которых 3 склонения. Задача детей: прочитав на карточке все 5 слов, найти существительные 3 склонения, запомнив всю цепочку слов 3 склонения, записать её (приложение 2)
Ученики записывают: лошадь, степь, рожь, мышь, пыль.
Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам» ( используются массажные коврики) Собери пословицы.
Дети собирают пословицы из половинок (работая в группах), находят слова 3 склонения, записывают 1 пословицу (приложение 3) Самостоятельная работа.
Используя цитаты, составьте и запишите 2 предложения с прямой речью.
В предложении с существительным 3 склонения слова автора должны стоять перед прямой речью, во втором предложении – наоборот. Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
И. Гёте.
Зависть – это сожаление о чужом благе.
Плутарх
Оздоровительная минутка (коррекция зрения) VII Контроль ЗУН.
Тестирование разноуровневое, 3 варианта (приложение 1) VIII Рефлексия (итог урока)
- С чем познакомились сегодня на уроке? (Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).
- И какие же существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные ж.р. с мягкой и твёрдой основой, имеющие в начальной форме нулевое окончание)
- Приведите примеры существительных 3 склонения?
- Что бы хотели выполнить ещё раз?
-Продолжите предложение:
Я выполнил правильно…
Я доволен своей работой, потому что…
Я допустил ошибку…
-Расскажите об этом:
1.Это я знаю и могу выполнить…
2.Этого я ещё не знаю (не умею)…
Приложение 1
Тестирование разноуровневое, 3 варианта. Склонения имён существительных (I вариант)
Определите склонения имён существительных.
Панамка - ____________ Мысль - __________
Бабочка - ____________ Сынишка - ________
Братишка - ___________ Свирель - _________
Испуг - ______________ Закат - ____________
Болезнь - ____________ Дядя - ____________
Остров - _____________ Солнце - __________
Зверь - ______________ Храбрость - ________
Склонения имён существительных (II вариант)
Запишите к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное слово другого склонения
Мама – Конь -
Неправда – Александр -
Луна – Площадь -
Андрей – Картошка
Дед – Папа -
Повар – Коза –
Обозначьте склонения всех имён существительных. Склонения имён существительных (III вариант)
От данных существительных образуйте новые слова 3 склонения.
Вещица – Кисточка -
Мышка- Тетрадочка -
Морковочка – Дочка -
Ночка – Горсточка -
Печка – Брошка -
Ёлочка - Упряжь –
Обозначьте склонения всех имён существительных.
Приложение 2 (карточка 1) пчела
бабочка
дедушка
лошадь
билет
Приложение 2 (карточка 2)
дыня
адрес
степь
стрела
сеялка
Приложение 2 (карточка 3) вокзал
рожь
трава
речка
дорога
Приложение 2 (карточка 4) юноша
пыль
багаж
берёза
судья
Приложение 2 (карточка 5) дядя
сестра
мышь
мышка
вагон
Приложение 3
Друг проверяется
| худая беседа.
| Без соли, без хлеба
| в опасности.
| Доброе слово
| а зима подбирает.
| Белые ручки
| чужой труд любят.
| Лето собирает
| и кошке приятно.
| |
|
|