Главная страница

Третье склонение имён существительных



Скачать 62.05 Kb.
НазваниеТретье склонение имён существительных
Дата14.04.2016
Размер62.05 Kb.
ТипУрок

МОУ СОШ № 3 им. В. Н. Щеголева

МО ЗАТО Светлый Саратовской области




Открытый урок по русскому языку


Третье склонение имён существительных.

учитель 4 «Б» класса

Соколова Ольга Владимировна


п. Светлый

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Третье склонение имён существительных.

Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

-познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин «третье склонение»;

-развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах, внимание, память, логическое мышление;

-воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.

Методы обучения: проблемный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Ход урока.

I Оргмомент

- приветствие.

- эмоциональный настрой

-Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
II Подготовка к основному этапу урока (Целеполагание и мотивация)

Словарная работа.

Игра «Будь внимательным»

Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

Учитель называет по 2 слова, дети записывают только то, написание которого нельзя проверить. (1 ученик работает на переносной доске)

Дерево, берёза; стакан, ведро; зерно, пшеница; ягода, черника; овца, заяц; автомобиль, водитель; командир, боец.

-На какие 2 группы можно разделить эти слова? (1 склонения и 2 склонения)

-Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? Приведите примеры.

-Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?

-С какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать, к какому склонению относится имя существительное? (Чтобы правильно писать окончания существительных).
III Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).

Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.

Работа в парах. У детей – конверты с набором карточек со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения. В каждом конверте 1 слово лишнее (3 склонения).

-У каких слов не определили склонение? Почему? Как вы вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению? К какому? (В ходе обсуждения дети выясняют, что есть существительные 3 склонения, называют их признаки).
IV Усвоение новых знаний.

-Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению. Откройте учебники на стр. 77. Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению. Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению?
V Первичная проверка понимания.

Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания (проверка проводится с помощью сигнальных карточек).

Лагерь, картофель, вермишель, гвоздь, прорубь, местность, корабль, пристань, зритель.

- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце?
VI Первичное закрепление.

Найди и запомни.

Учитель поочерёдно показывает карточки, на каждой из них – 5 существительных, одно из которых 3 склонения. Задача детей: прочитав на карточке все 5 слов, найти существительные 3 склонения, запомнив всю цепочку слов 3 склонения, записать её (приложение 2)

Ученики записывают: лошадь, степь, рожь, мышь, пыль.

Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам» ( используются массажные коврики)
Собери пословицы.

Дети собирают пословицы из половинок (работая в группах), находят слова 3 склонения, записывают 1 пословицу (приложение 3)
Самостоятельная работа.

Используя цитаты, составьте и запишите 2 предложения с прямой речью.

В предложении с существительным 3 склонения слова автора должны стоять перед прямой речью, во втором предложении – наоборот.
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

И. Гёте.

Зависть – это сожаление о чужом благе.

Плутарх

Оздоровительная минутка (коррекция зрения)
VII Контроль ЗУН.

Тестирование разноуровневое, 3 варианта (приложение 1)
VIII Рефлексия (итог урока)

- С чем познакомились сегодня на уроке? (Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).

- И какие же существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные ж.р. с мягкой и твёрдой основой, имеющие в начальной форме нулевое окончание)

- Приведите примеры существительных 3 склонения?

- Что бы хотели выполнить ещё раз?

-Продолжите предложение:

        1. Я выполнил правильно…

        2. Я доволен своей работой, потому что…

        3. Я допустил ошибку…

-Расскажите об этом:

1.Это я знаю и могу выполнить…

2.Этого я ещё не знаю (не умею)…


Приложение 1

Тестирование разноуровневое, 3 варианта.
Склонения имён существительных (I вариант)

Определите склонения имён существительных.

Панамка - ____________ Мысль - __________

Бабочка - ____________ Сынишка - ________

Братишка - ___________ Свирель - _________

Испуг - ______________ Закат - ____________

Болезнь - ____________ Дядя - ____________

Остров - _____________ Солнце - __________

Зверь - ______________ Храбрость - ________

Склонения имён существительных (II вариант)

Запишите к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное слово другого склонения

Мама – Конь -

Неправда – Александр -

Луна – Площадь -

Андрей – Картошка

Дед – Папа -

Повар – Коза –

Обозначьте склонения всех имён существительных.
Склонения имён существительных (III вариант)

От данных существительных образуйте новые слова 3 склонения.

Вещица – Кисточка -

Мышка- Тетрадочка -

Морковочка – Дочка -

Ночка – Горсточка -

Печка – Брошка -

Ёлочка - Упряжь –

Обозначьте склонения всех имён существительных.

Приложение 2 (карточка 1)
пчела

бабочка

дедушка

лошадь

билет

Приложение 2 (карточка 2)

дыня

адрес

степь

стрела

сеялка


Приложение 2 (карточка 3)
вокзал

рожь

трава

речка

дорога


Приложение 2 (карточка 4)
юноша

пыль

багаж

берёза

судья

Приложение 2 (карточка 5)
дядя

сестра

мышь

мышка

вагон


Приложение 3



Друг проверяется


худая беседа.

Без соли, без хлеба


в опасности.

Доброе слово


а зима подбирает.

Белые ручки


чужой труд любят.

Лето собирает


и кошке приятно.