|
Пояснительная записка. Данная рабочая программа по курсу «Химия, 11 класс базовый уровень» Пояснительная записка. Данная рабочая программа по курсу «Химия, 11 класс базовый уровень» разработана в соответствии с авторской программой для общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2010.), без изменений и дополнений.
Курс рассчитан на 34 учебных часа в год (1 час в неделю).
Программа базового курса химии 11 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, — общая химия.
Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей и неорганической химией, а потому в 11 выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное испытание.
Вторая идея курса — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным..
Третья идея курса — это интеграция хими ческих знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления:
о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества);
химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах);
фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.
Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе. Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Основное содержание программы:
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3 ч)
Тема 2. Строение вещества (14 ч)
Тема 3. Химические реакции (8 ч.)
Тема 4. Вещества и их свойства (9 ч) Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны
знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Календарно-тематическое планирование 11 класс
(1 час в неделю)
№ урока
| Содержание материала (тема урока)
|
| Сроки изучения
| Код КЭС
| Код КПУ
| Осваиваемые учебные действия (умения) и модели
|
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3 ч)
|
| Основные сведения о строении атома.
|
|
| 1.1.1
| 1.1.1
1.1.2
1.2.1
| Применять основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом; определять состав атома по положению элемента в периодической системе
|
| Строение электронных оболочек, орбитали, электронные формулы, электронно-графические схемы.
|
|
| 1.1.1
| 1.1.1
1.1.3
1.2.1
1.2.2
| Составлять электронно-графические схемы и электронные формулы атомов элементов малых периодов
|
| Периодический закон и Периодическая система в свете строения атома.
| Д,
л/о №1
|
| 1.2.1
| 1.2.3
2.3.1
2.4.1
| Характеризовать элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ
| Тема 2. Строение вещества (14 ч)
|
| Ионная связь и ионная кристаллическая решетка.
|
|
| 1.3.1
1.3.3
| 1.1.1
1.2.1
2.2.1
2.2.2
2.4.2
| Определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной)
|
| Ковалентная связь. Атомные и молекулярные кристаллические решетки.
| Л/о №2
|
| 1.3.1
1.3.2
1.3.3
| 1.1.1
1.2.1
2.2.2
2.4.2
| Определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ковалентной)
|
| Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка.
|
|
| 1.3.1
1.3.3
| 1.1.1
1.2.1
2.2.2
2.4.2
| Определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной)
|
| Водородная связь. Единая природа химической связи.
|
|
| 1.3.1
1.3.3
| 1.1.1
1.1.2
1.2.1
2.2.2
2.4.2
| Определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (водородной)
|
| Полимеры неорганические и органические.
| Л/о №3
|
| 1.3.3
4.2.4
| 1.3.1
1.3.2
1.3.3
1.3.4
2.2.3
| Определять зависимость свойств веществ от их состава и строения
|
| Газовое состояние вещества. Природные газовые смеси (воздух, природный газ), состав, свойства.
|
|
| 1.3.3
4.2.3
4.3.2
| 1.3.2
1.3.3
2.4.3
| Характеризовать вещества молекулярного строения в газовом состоянии по составу и свойствам
|
| Представители газообразных веществ
|
|
| 2.3
4.3.3
| 1.3.2
1.3.4
| Характеризовать состав и свойства типичных представителей газообразных веществ: кислорода, аммиака, углекислого газа, водорода
|
| .Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.
| Пр/р №1
|
| 4.1.1
4.1.6
| 1.3.4
2.5.1
| Получать, собирать и распознавать кислород, водород, аммиак, углекислый газ; применять на практике правила безопасной работы с приборами и веществами
|
| Жидкое состояние вещества. Вода, растворы.
| Л/о №4,5
|
| 1.3.3
2.8
4.1.3
4.3.1
1.4.5
| 1.3.2
1.3.3
1.3.4
2.4.3
2.4.4
| Характеризовать особенности веществ в жидком состоянии, их отличия от газообразных и твердых веществ; способы выражения концентрации растворов
|
| Дисперсные системы.
| Л/о №6
|
|
| 1.1.1
1.3.3
| Классифицировать дисперсные системы по составу и свойствам; понимать смысл понятий: истинные и коллоидные растворы, дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция, синерезис
|
| Твердое состояние вещества. Аморфные вещества, жидкие кристаллы.
|
|
| 1.3.3
| 1.3.2
1.3.3
2.4.3
| Характеризовать особенности веществ в твердом состоянии, их отличия от газообразных и жидких веществ; различать аморфные и кристаллические вещества по строению и свойствам; иметь представление о жидких кристаллах
|
| Состав вещества. Смеси.
|
|
| 1.3.3
4.1.2
4.3.9
| 1.1.1
1.1.3
1.3.1
2.4.3
| Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; применять знания об основных способах разделения смесей
|
| Подготовка к контрольной работе.
|
|
|
| 2.5.2
| Применять полученные знания и умения на практике
|
| Контрольная работа №1. Теоретические основы химии.
| К/р №1
|
|
|
|
| Тема 3. Химические реакции (8 ч.)
|
| Классификация реакций в органической и неорганической химии.
| Л/о
7-10
|
| 1.4.1
| 1.1.1
1.1.2
2.2.8
| Устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификация
|
| Скорость химических реакции и факторы, влияющие на нее.
|
|
| 1.4.2
1.4.3
4.3.4
| 1.1.1
1.1.3
2.4.5
| Применять понятия: скорость химической реакции, катализ, катализаторы; характеризовать зависимость скорости химической реакции от различных факторов; составлять термохимические уравнения и производить расчеты по ним
|
| Обратимые реакции. Химическое равновесие и его смещение.
|
|
| 1.4.4
| 1.1.1
2.4.5
| Классифицировать химические реакции (обратимые и необратимые); применять знания об условиях смещения химического равновесия
|
| Основные положения ТЭД, реакции ионного обмена.
|
|
| 1.4.5
1.4.6
| 1.1.1
1.2.1
1.2.2
2.4.4
| Понимать сущность механизма электролитической диссоциации, основные положения ТЭД; определять характер среды раствора неорганических соединений
|
| Гидролиз органический и неорганический.
| Л/о №11
|
| 1.4.7
| 1.1.1
1.1.3
2.2.4
2.4.4
| Характеризовать типы гидролиза солей и органических соединений; составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды
|
| Водородный показатель, рН.
|
|
| 1.4.7
| 2.2.4
| Определять рН среды различными методами; знать константу диссоциации воды
|
| Окислительно-восстановительные реакции.
|
|
| 1.4.8
| 1.1.1
2.2.5
2.4.4
| Составлять уравнения ОВР методом электронного баланса; использовать знания о важнейших окислителях и восстановителях
|
| Электролиз расплавов и растворов электролитов.
|
|
| 1.4.9
| 1.1.1
1.3.4
2.4.4
| Понимать сущность процесса электролиза, составлять уравнения реакций электролиза веществ
| Тема 4. Вещества и их свойства (9 ч)
|
| Металлы в органической и неорганической химии.
|
|
| 2.1
2.2
| 1.2.1
2.3.2
2.4.1
| Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; уметь характеризовать общие химические свойства металлов
|
| Неметаллы в органической и неорганической химии. Естественные группы неметаллов.
|
|
| 2.1
2.3
| 1.2.1
2.3.2
2.4.1
| Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; уметь характеризовать общие химические свойства неметаллов
|
| Кислоты органические и неорганические.
| Л/о 12-15
|
| 2.1
2.6
| 1.3.1
2.1.1
2.2.6
2.3.3
2.4.3
| Определять принадлежность веществ к изученным классам, называть их; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ
|
| Основания органические и неорганические.
| Л/о 16
|
| 2.1
2.5
| 1.3.1
2.1.1
2.2.6
2.3.3
2.4.3
| Определять принадлежность веществ к изученным классам, называть их; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ
|
| Соли органических и неорганических кислот.
| Л/о 17-18
|
| 2.1
2.7
| 1.3.1
2.1.1
2.2.6
2.3.3
2.4.3
| Определять принадлежность веществ к изученным классам, называть их; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ
|
| Генетическая связь в органической и неорганической химии.
|
|
| 2.8
| 1.1.2
2.2.6
2.3.3
2.3.4
| Составлять уравнения реакций по схемам превращений; составлять и решать схемы генетической связи классов неорганических и органических соединений
|
| Подготовка к контрольной работе.
|
|
|
| 2.5.2
| На практике применять полученные знания и умения
|
| Контрольная работа №2. Химические реакции. Вещества.
|
|
|
|
|
|
| Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
|
|
| 4.1.1
4.1.4
4.1.5
| 2.5.1
| Осуществлять исследовательскую работу по идентификации органических и неорганических соединений
|
Перечень учебно-методического обеспечения:
Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2008. - 223с.
Химия 11 класс. Рабочая тетрадь. Габриелян О.С., Яшукова А.В. – М.: Дрофа.
Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 220с.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: методическое пособие. - М.: Дрофа.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Книга для учителя. Химия.11 кл. базовый уровень: методическое пособие. - М.: Дрофа.
Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
Энциклопедия для детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.
|
|
|