|
Пояснительная записка Литература
Сборник
итоговых контрольных работ
по литературе
для 5-11 классов
2014 год
| Автор-составитель:
Данилина Галина Олеговна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Учхозская СОШ» Краснослободского района Республики Мордовия
Сборник итоговых контрольных работ для 5-11 классов поможет учителю проверить выполнение требований школьной программы базового уровня.
Сборник адресован учителям литературы.
Пояснительная записка Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Сборник итоговых контрольных работ для 5-11 классов поможет учителю проверить выполнение требований школьной программы базового уровня, а именно: текстуальное знание художественных произведений, уровень формирования читательских умений, развитие культуры устной и письменной речи, знание литературоведческих терминов и понятий.
Сборник строится с опорой на Программу среднего (полного) общего образования, сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника.
Задания сборника разработаны в соответствии со структурой ЕГЭ и отражают три уровня заданий: с выбором ответа (тесты), с кратким ответом (одно-два слова), с развернутым ответом (не более 2-3 предложений).
Время отводимое на выполнение заданий в 5-9 классах 40-45 минут, в 10-11 классах – до 90 минут.
Итоговая контрольная работа по литературе
за курс 5 класса
Часть 1.
Выберите верный ответ.
1. Фольклор – это …
а) устное народное творчество;
б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
в) сказки, придуманные народом;
г) художественные произведения, созданные нашими предками. 2. Жанр древнерусской литературы, запись исторических событий по годам.
а) житие
б) летопись
в) мемуары
г) воспоминания 3. Русские народные сказки традиционно делятся на 3 группы. Найдите лишнюю.
а) волшебные
б) бытовые
в) исторические
г) о животных 4. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?
а) добро – зло;
б) жизнь – смерть;
в) дом – дорога;
г) природа – цивилизация. 5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
г) Д.Б. Кедрин «Алёнушка»
Часть 2.
Кратко запишите ответ.
1. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.
2. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы, чтобы учиться.
3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. Назовите автора.
«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная». Часть 3.
Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):
В чем заключается главное отличие древнерусской литературы от устного народного творчества. Ответы 5 класс
| Номер задания
| Ключ ответа
| Часть 1
| 1
| а
| 2
| б
| 3
| в
| 4
| г
| 5
| в
| Часть 2
| 1
| А.С.Пушкин
| 2
| М.В.Ломоносов
| 3
| В.Астафьев «Васюткино озеро»
|
Итоговая контрольная работа по литературе
за курс 6 класса Часть 1.
Выберите верный ответ.
1 .Какие жанры литературы относятся к эпосу:
а) роман, повесть, рассказ
б) стихотворение, поэма, ода
в) трагедия, комедия 2.Соотнесите термин с определением.
1.Миф-
2.Сказ-
3.Рассказ- А. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Б.Представление человека о мире, сказание о происхождении богов и людей.
В.Повествование, опирающееся на народные предания и легенды, содержащие зарисовки народного быта и нравов. Часть 2.
Кратко запишите ответ.
1.Выпишите из стихотворения эпитеты:
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка. 2. Какое средство художественной выразительности использовал автор в описании бури?
Выпишите их.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь , она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит. Часть 3.
Письменно ответьте на вопросы (2-3 предложения):
1.Что такое летопись и зачем она нужна? Кто был первым летописцем?
2.Кто такой Иван Петрович Белкин? Где вы встречались с этим именем? Ответы 6 класс
| Номер задания
| Ключ ответа
| Часть 1
| 1
| а
| 2
| 1-Б
2-В
3-А
| Часть 2
| 1
| Свежий лес, тенью сладостной.
| 2
| Олицетворения:
буря завоет, заплачет, постучит.
Сравнения:
буря как дитя;
буря как путник запоздалый.
|
Итоговая контрольная работа по литературе
за курс 7 класса.
Часть 1.
Выберите верный ответ.
1. Какое из названных произведений является автобиографическим?
а) Н.В.Гоголь « Тарас Бульба»
б) А.П. Платонов « Юшка»
в) А.М. Горький « Детство»
г) Ю.П. Казаков « Тихое утро» 2. Какой художественный прием использовал Н.В.Гоголь, чтобы противопоставить Остапа Андрию в повести « Тарас Бульба»?
а) гипербола
б) метафора
в) олицетворение
г) антитеза 3. Какова основная идея стихотворения В. Маяковского « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
а) поэт и солнце - друзья
б) назначение поэта и поэзии
в) жалоба поэта на трудную жизнь
г) признание в любви Часть 2.
Кратко запишите ответ.
1. Назовите автора произведения и героя отрывка :
« Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имена, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась».
2. Заполните таблицу
Роды литературы
| ?
| ?
| ?
|
Жанры
| Роман
| Стихотворения
| Комедия
| Повесть
| Стихотворение в прозе
| Трагедия
| Рассказ
| Басня
| Драма
| Эссе
| Элегия
| Поэма
| Ода
|
Часть 3.
Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):
Назовите основную проблему произведений писателей, изученных в 7 классе.
Ответы 7 класс
| Номер задания
| Ключ ответа
| Часть 1
| 1
| в
| 2
| г
| 3
| б
| Часть 2
| 1
| Л.Андреев «Кусака»
| 2
| Эпос, лирика, драма.
Роды литературы
| Эпос
| Лирика
| Драма
|
Жанры
| Роман
| Стихотворения
| Комедия
| Повесть
| Стихотворение в прозе
| Трагедия
| Рассказ
| Басня
| Драма
| Эссе
| Поэма
|
|
Итоговая контрольная работа по литературе
за курс 8 класса.
Часть 1.
Выберите верный ответ.
1.Историзм- это
а) мысли об историческом прошлом
б) письма, дневники, заметки
в) принцип в литературе, помогающий представить героев, события на фоне большого исторического полотна
г) устное народное творчество 2. К какому литературному направлению принадлежит повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь»?
а) романтизм;
б) сентиментализм;
в) реализм;
в) есть черты и сентиментализма, и романтизма 3.Идейный кульминационный центр «Мцыри» - это…
а) эпизод борьбы Мцыри с барсом;
б) встреча с грузинкой
в) сон о золотой рыбке
в) три дня странствий Часть 2.
Кратко запишите ответ.
1.Выпишите жанры лирики:
а) рассказ, б) эпос, в)ода, г)драма, д)стихотворение, е)повесть, ж) рассказ, з) комедия 2.Определите раздел литературы и жанр отрывка:
Мое сердце взволновалось,
Как на Волхове вода.
Вода на время устоится-
Мое сердце никогда. 3. Определите, какие средства выразительности используются в следующих строчках.
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали. (М. Лермонтов) Часть 3.
Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):
Охарактеризуйте типы литературных героев, представленных в произведениях писателей, изученных в 8 классе.
Ответы 8 класс
| Номер задания
| Ключ ответа
| Часть 1
| 1
| в
| 2
| б
| 3
| а
| Часть 2
| 1
| в, д
| 2
| Устное народное творчество, частушка.
| 3
| Эпитеты:
хмурые тучи, скалы горючей.
Олицетворения:
тучи блуждали, сползали. Метафора: грудь скалы.
|
Итоговая контрольная работа по литературе
за курс 9 класса.
Часть 1.
1. Определите название произведения и его автора.
а) Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать. б) Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений. 2. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежат произведения русских писателей?
а) «Капитанская дочка» (А.С.Пушкин)
б) "Бедная Лиза" (Н. М. Карамзин).
в) "Властителям и судиям" (Г. Р. Державин).
г) "Мцыри" (М. Ю. Лермонтов). 3. Определите, какие средства выразительности используются в следующих строчках.
Блистая взорами, Евгений
Стоит подобно грозной тени,
И, как огнем обожжена,
Остановилась она.
а) сравнение
б) гиперболу
в) олицетворение
г) эпитет Часть 2.
Кратко запишите ответ.
1. О каком произведении В. Г. Белинский сказал, что это "прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения"?
2. Какого русского писателя XVIII века Екатерина II назвала "бунтовщиком хуже Пугачева"?
Часть 3.
Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):
Отметьте особенность стихотворений о родине, изученных в 9 классе.
Ответы 9 класс
| Номер задания
| Ключ ответа
| Часть 1
| 1
| а - М.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Государыни императрицы Елисаветы Петровны»
| б - А.Грибоедов «Горе от ума»
| 2
| а - реализм
| б - сентиментализм
| в - классицизм
| г - романтизм
| 3
| а, г
| Часть 2
| 1
| Слово о полку Игореве
| 2
| А.Радищева
|
Итоговая контрольная работа по литературе
за курс 10 класса.
Часть1
А1.В качестве эпиграфа к пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» использована пословица, выберите верную:
А) «по платью видят, кто таков идет»
Б) «сколько веревку ни вить, а концу быть»
В) «на зеркало неча пенять, коли рожа крива»
Г) «береги честь смолоду» А2. Кому посвятил И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»?
А) А.С.Пушкину
Б) В.Г.Белинскому
В) Н.В.Гоголю
Г) Н.А.Некрасову А3. О ком в «Мертвых душах» сказано: « прореха на человечестве»?
А) о капитане Копейкине
Б) о Плюшкине
В) о Коробочке
Г) о Чичикове А4. Кому принадлежат следующие слова: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша!»?
А) Катерине
Б) Кулигину
В) Тихону
Г) Кабанихе А5. Реализм – это
А) изображение типических характеров в типических обстоятельств
Б) правдивое изображение действительности
В) направление в литературе, проникнутое оптимизмом и стремление показать высокое предназначении человека
Г) художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. Часть 2.
В1. А.С.Грибоедов писал : « В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека..» Кого писатель имел в виду?
В2. К какому эстетическому направлению в литературе 18 – 19 века принадлежит поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
В3 .Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающего кого – либо или какое – либо торжественное событие?
В4 . Эпиграфом какого произведения является пословица «Береги честь смолоду»?
В5. По какому принципу вводятся в роман образы Обломова и Штольца? Часть 3. Выскажите свое мнение по поводу высказывания в форме развернутого ответа. Рассуждайте. Приводите доводы.
Прочитанные мною произведения в курсе литературы 10 класса удивили меня необычными сюжетными линиями, перепитиями судеб персонажей. А самое главное, герои произведений русской литературы XIX века личности сильные, неординарные, но зачастую вступающие в противоречие с обществом.
Ответы. 10 класс
А1
| В
| В1
| Чацкий
| А2
| Б
| В2
| романтизм
| А3
| Б
| В3
| ода
| А4
| Б
| В4
| А.Пушкин
«Капитанская дочка»
| А5
| Б
| В5
| антитеза
|
Итоговая контрольная работа по литературе
за курс 11 класса.
Часть 1. Прочитайте текст. Выполните задания.
Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошел на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулеметов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.
Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями... Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем...
Молодой парнишка, на гимнастерке у него защитные погоны, каких я еще в глаза не видал, первым подбегает ко мне, зубы скалит: «Ага, чертов фриц, заблудился?» Рванул я с себя немецкий мундир, пилотку под ноги кинул и говорю ему: «Милый ты мой губошлеп! Сынок дорогой!
Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежец? В плену я был, понятно? А сейчас отвяжите этого борова, какой в машине сидит, возьмите его портфель и ведите меня к вашему командиру». Сдал я им пистолет и пошел из рук в руки, а к вечеру очутился уже у полковника – командира дивизии. К этому времени меня и накормили, и в баню сводили, и допросили, и обмундирование выдали, так что явился я в блиндаж к полковнику, как и полагается, душой и телом чистый, и в полной форме. Полковник встал из-за стола, пошел мне навстречу. При всех офицерах обнял и говорит: «Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привез от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати "языков". Буду ходатайствовать перед командованием о представлении тебя к правительственной награде». А я от этих слов его, от ласки, сильно волнуюсь, губы дрожат, не повинуются, только и мог из себя выдавить: «Прошу, товарищ полковник, зачислить меня в стрелковую часть».
Но полковник засмеялся, похлопал меня по плечу: «Какой из тебя вояка, если ты на ногах еле держишься? Сегодня же отправлю тебя в госпиталь. Подлечат тебя там, подкормят, после этого домой к семье на месяц в отпуск съездишь, а когда вернешься к нам, посмотрим, куда тебя определить».
И полковник, и все офицеры, какие у него в блиндаже были, душевно попрощались со мной за руку, и я вышел окончательно разволнованный, потому что за два года отвык от человеческого обращения.
М.А. Шолохов, «Судьба человека»
А1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в «Судьбе человека». А2. Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение М.А. Шолохова А3. «Судьбу человека» называют «свернутым эпическим полотном». Назовите шолоховский четырехтомный роман-эпопею, представляющий собой «большой» эпос и также отображающий судьбу человека в Истории А4. Эпизод встречи героя с командиром дивизии своеобразно перекликается со сценой у лагерфюрера Мюллера, назвавшего Андрея «настоящим русским солдатом». Как называется резкое противопоставление различных ситуаций, явлений в художественном произведении? А5. Как называется способ отображения внутренних, душевных переживаний героев в произведении («упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем», «губы дрожат, не повинуются» и т.п.)?
Часть 2. Прочитайте текст. Выполните задания. ВЕЧЕР Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу. Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака. На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем. А.А. Фет
В1. «Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река...»
Как называется художественное описание природы в литературном произведении?
В2. К какому приему прибегает поэт в строке: «Разлетелись, как дым облака»?
В3. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о «вздохах дня» в «дыханье ночном»?
В 4. Как называется сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой.
В5. Каким размером написано стихотворение А.А. Фета «Вечер»?
Часть 3.
Напишите ответ на вопрос: « В чем , по –вашему мнению, особенности прозы о Великой Отечественной войне?» (Перечислите основные проблемы, типы героев и т.д.)
Ответы. 11 класс
А1
| реализм
| В1
| пейзаж
| А2
| рассказ
| В2
| сравнение
| А3
| Тихий Дон
| В3
| метафора
| А4
| контраст
| В4
| рифма
| А5
| психологизм
| В5
| анапест
|
Использованная литература.
КИМ ЕГЭ по литературе 2010-2013 гг. Москва «Просвещение».
Журнал «Русский язык в школе». Москва. 2011-2012 гг.
Журнал « Русский язык и литература. Всё для учителя! . Новосибирск. 2013 г.
Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: ВАКО, 2006 г.
Кузанова О.А. «Литература. Государственная итоговая аттестация.9 класс» М., «Экзамен», 2011г.
|
|
|