Главная страница

Пояснительная записка. Содержание курса «Информатика и икт»



НазваниеПояснительная записка. Содержание курса «Информатика и икт»
страница4/5
Дата13.04.2016
Размер0.65 Mb.
ТипПояснительная записка
1   2   3   4   5

Тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» с углубленным изучением – 280 часов



10 класс (140 часов).


Теория

Компьютерный практикум и решение задач

Архитектура компьютера и защита информации – 20 часа

1.1. Магистрально-модульный принцип построения компьютера

1.2. Процессор и оперативная память

1.2.1. Процессор

1.2.2. Оперативная память

1.3. Внешняя (долговременная) память

1.3.1. Магнитная память

1.3.2. Оптическая память

1.3.3. Флэш-память

1.4. Файл и файловые системы

1.4.1. Логическая структура носителя информации

1.4.2. Файл

1.4.3. Иерархическая файловая система

1.5. Операционная система

1.5.1. Назначение и состав операционной системы

1.5.2. Загрузка операционной системы

1.6. Защита информации от вредоносных программ

1.6.1. Вредоносные программы и антивирусные программы

1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них

1.6.3. Сетевые черви и защита от них

1.6.4. Троянские программы и защита от них

1.6.5. Рекламные и шпионские программы и защита от них

1.6.6. Спам и защита от него

Практическое задание «Тестирование системной платы».

Практическое задание «Определение объемов кэш-памяти процессора».

Практическое задание «Определение температуры процессора».

Практическое задание «Производительность процессора».

Практическое задание «Объем файла в различных файловых системах».

Практическое задание «Форматирование из командной строки».

Практическое задание «Расширение и атрибуты файла».

Практическое задание «Архивация файлов».

Практическое задание «Проверка файловой системы диска».

Практическое задание «Дефрагментация диска».

Практическое задание «Копирование файлов».

Практическое задание «Ознакомление с системным реестром Windows».

Практическое задание «Защита от компьютерных вирусов».

Практическое задание «Защита от рекламных и шпионских программ».

Практическое задание «Защита от спама».

Контроль знаний и умений. Тестирование, выполнение зачетной практической работы:

Практическая работа 1.1. Создание логического диска и его форматирование

Практическая работа 1.2. Запись CD или DVD диска

Практическая работа 1.3. Установка параметров BIOS

Практическая работа 1.4. Защита информации

Информация и информационные процессы - 38 часов

2.1. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике

2.1.1. Информация в физике

2.1.2. Информация в биологии

2.1.3. Информация в общественных науках

2.1.4. Информация в кибернетике

2.2. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

2.3. Алфавитный подход к определению количества информации

2.4. Формула Шеннона

2.5. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации

2.6. Хранение информации

2.7. Кодирование числовой информации. Системы счисления

2.7.1. Непозиционные системы счисления

2.7.2. Позиционные системы счисления

2.8. Перевод чисел из одной системы счисления в другую

2.8.1. Перевод целых чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную

2.8.2. Перевод дробей из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную

2.8.3. Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно

2.9. Арифметические операции в позиционных системах счисления

2.10. Представление чисел в компьютере

2.10.1. Представление чисел в формате с фиксированной запятой

2.10.2. Представление чисел в формате с плавающей запятой

Практическое задание «Перевод единиц измерения количества информации».

Задание «Определение количества информации».

Задание «Количество информации в тексте».

Задание «Бросание пирамидки».

Практическое задание «Определение количества информации».

Практическое задание «Римская система счисления».

Практическое задание. «Перевод целого десятичного числа в целое двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа».

Задание. «Перевод десятичной дроби в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную дробь».

Задание. Заполнить таблицу, в каждой строке которой одно и то же произвольное число (число может содержать как целую, так и дробную часть) должно быть записано в различных системах счисления:

Практическое задание «Арифметические операции в позиционных системах счисления».

Задание «Диапазон хранения целых неотрицательных чисел».

Задание «Диапазон хранения целых чисел со знаком и больших целых чисел со знаком».

Задание «Дополнительный код числа».

Задание «Вычисление дополнительного кода числа с использованием обратного кода».

Задание «Арифметическое действие».

Задание «Приведение числа с плавающей запятой к нормализованной форме».

Задание «Определение максимального числа и его точности».

Задание «Арифметические операции с числами в формате с плавающей запятой».

Контроль знаний и умений. Тестирование, выполнение зачетной практической работы:

Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.

Практическая работа 2.2. Системы счисления.

Контрольная работа №1.

Основы логики и логические основы компьютера - 20 часов

3.1. Формы мышления

3.2. Алгебра логики

3.2.1. Логическое умножение, сложение и отрицание

3.2.2. Логические выражения

3.2.3. Логические функции

3.2.4. Логические законы и правила преобразования логических выражений

3.2.5. Решение логических задач

3.3. Логические основы устройства компьютера

3.3.1. Базовые логические элементы

3.3.2. Сумматор двоичных чисел

3.3.3. Триггер

Практическое задание «Определение истинности логического выражения».

Задание «Таблица истинности логического выражения».

Задание «Преобразование логического выражения».

Задание «Решение логического уравнения».

Задание «Логическая задача».

В редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций.

В редакторе схем нарисовать логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел, триггера.

Контроль знаний и умений. Тестирование, выполнение зачетной практической работы:

Практическая работа 3.1. Равносильность логических выражений

Контрольная работа №2.

Технология обработки текстовой информации – 10 часов

11.1 Различные кодировки символов

11.2 Текстовые редакторы

11.3 Различные форматы текстовых файлов (документов)

11.4 Форматирование документа

11.5.Создание, редактирование и форматирование таблиц

Практическое задание « Создание документа по образцу»

Практическое задание «Расписание уроков»

Практическое задание «Создание газеты»

Контроль знаний и умений: защита проекта.

Технология обработки графической информации – 6 часов

9.1 Растровая и векторная графика

9.2 Графические редакторы

9.3.1 Система автоматизированного проектирования КОМПАС-ГРАФИК. Окно САПР КОМПАС-ГРАФИК 9.3.2 Построение основных чертежных объектов

9.3.3 Выполнение геометрических построений

Практическое задание « Работа в графическом редакторе»

Практическое задание «Построение основных чертежных объектов»

Практическое задание «Выполнение геометрических построений»

Контроль знаний и умений: защита проекта.

Алгоритмизация и программирование – 40 часов

4.1. Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур

4.1.1. Алгоритм и его свойства

4.2. История развития языков программирования

Введение в Turbo Pascal. Понятие интегрированной среды программирования. Структура Pascal-программы. Алфавит языка. Переменные. Основные операторы TP: присваивания, ввода-вывода.

Понятие типа данных. Числовые типы данных. Операции над числовыми данными. Кодирование сложных алгебраических выражений. Кодирование в TP управляющих структур (оператор ветвления, операторы цикла). Линейные, циклические разветвляющиеся алгоритмы.

Строковые и символьные типы данных. Функции и процедуры обработки строк в TP.

Логические типы данных. Сложные условия. Основные этапы разработки алгоритма. Постановка задачи, выбор метода решения, разработка алгоритма, разработка программы, тестирование.

Понятие структурированного типа данных. Числовые статические массивы. Основные алгоритмы обработки массивов. Алгоритмы сортировки и поиска.

Разработка алгоритма методом пошаговой детализации. Понятие вспомогательного алгоритма. Рекурсивные алгоритмы. Разработка процедур и функций в TP. Тестирование программ.

Разработка программ

Практические задания в РТ №1, 2


Практическое задание «Разработка программ с использованием подпрограмм - процедур и подпрограмм –функций»

Контроль знаний и умений. Зачеты: разработка программ по индивидуальным заданиям.

Контрольная работа №3.

Повторение, резерв времени – 6 ч.


11 класс (140 часов).


Теория

Компьютерный практикум и решение задач

Алгоритмизация и программирование – 18 часов

Методы приближенных вычислений. Понятие вычислительного эксперимента. Разработка вычислительных программ.

Работа с внешними файлами. Файлы прямого и последовательного доступа. Текстовые и типизированные файлы. Средства языка TP для работы с внешними файлами.

Структурированный тип данных: запись. Средства ТР для работы с записями.

Тип данных множество.

Управление выводом информации на монитор в текстовом режиме. Модуль CRT.

Управлением выводом информации в графическом режиме. Модуль GRAPH.

Практическое задание «Приближенное вычисление корней алгебраических уравнений.»

Практическое задание «Решение систем линейных уравнений»

Практическое задание «Решение задач.

Практическое задание

Практическое задание«Написать программу «Ребус»

Практическое задание «Разработка элементов интерфейса программы с помощью средств модуля CRT»

Практическое задание «Разработка программ с элементами графики по индивидуальным заданиям»

Контроль знаний и умений. Тестирование, выполнение зачетных работы на разработку программ по индивидуальным заданиям.

Технология обработки данных в электронных таблицах – 10 часов

12.1, 12.2 Структура электронных таблиц. Типы и формат данных.

12.3 Относительные и абсолютные ссылки

12.4 Встроенные математические и логические функции

12.5 Сортировка и поиск данных

12.6 Построение диаграмм и графиков




Контроль знаний и умений: защита проекта.

Моделирование и формализация – 26 часов

Моделирование как метод познания.

Формы представления моделей. Формализация.

Системный подход в моделировании.

Типы информационных моделей.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Исследование физических моделей.

Исследование математических моделей.

Приближенное решение уравнений.

Вероятностные модели.

Биологические модели развития популяций.

Геоинформационные модели.

Оптимизационное моделирование в экономике.

Экспертные системы распознавания химических веществ.

Модели логических устройств.

Информационные модели управления объектами.

Исследование математических моделей: приближенное решение уравнений, вероятностные модели, геометрические модели.

Исследование физических моделей.

Исследование биологических моделей развития популяций.

Использование информационных моделей.

Использование химических моделей.

Оптимизационное моделирование.

Построение логических моделей.

Построение информационных моделей управления объектами.

Контроль знаний и умений: защита проекта.

Коммуникационные технологии – 20 часов

Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа.

Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен).

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Потоковое аудио- и видео в Интернете (радио, телевидение, Web-камеры).

Поиск информации в компьютерных сетях.

Электронная коммерция, электронные деньги, Интернет-банкинг.

Подключение к Интернету. Настройка модема.

“География” Интернета. Определение маршрута прохождения информации.

Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы.

Путешествия по Всемирной паутине. Настройка браузера.

Работа с файловыми архивами.

Общение в Интернете и в Интранете в реальном времени.

Мультимедиа проигрыватели.

Работа с поисковыми системами.

Покупки в Интернет-магазинах.


Контроль знаний и умений: тестирование, выполнение зачетной практической работы

Разработка Web-сайтов и Web-дизайн – 22 часов

Язык HTML для создания Web-страниц. Знакомство с тэгами форматирования текстов. Кодирование специальных символов (копирайт, длинное тире и т.п.). Атрибуты тэгов. Цветовое оформление и вставка изображений.

Различные виды гиперссылок. Якоря. Добавление таблиц. Атрибуты, форматирующие таблицы.

Топология сайта. Эргономика Web-страницы. Web-навигация. Меню. Цвет на Web-странице. Форматы графических файлов, используемых на Web-страницах. Шрифты.

Оформление Web-страницы (цвет текста, гиперссылок, фона). Гиперссылки.

Интерактивные формы общения на сайте.

Форматирование документа с помощью таблиц каскадных стилей (CSS). Слои. Цветовое оформление сайта в CSS.

Использование Flash-анимации на страницах сайта.

Обзор Visual Web Developer 2005 Express Edition и MS SQL server 2005 Express. Требования к программно-аппаратному обеспечению. Освоение приемов создания динамических веб-сайтов с использованием технологий ASP.NET.

Доменное имя. Хостинг. META-тэги. Оптимизация сайта. «Раскрутка» сайта.

Создание Web-страниц в Блокноте.

Создание Web-страниц в Web-редакторе.

Создание Gif-анимированных изображений в графическом редакторе.

Создание Flash-анимации.

Преобразование рисунка в Web-карту.

Установка сервера mySQL, PHP и Joomla на локальный компьютер.

Знакомство со средой разработки Visual Web Developer (VWD).

Оптимизация кода Web-страницы.


Контроль знаний и умений. Создание образовательного, тематического сайта или сайта школы.

Технологии хранения, поиска и сортировки информации (СУБД) – 16 часов

Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).

Системы управления базами данных (СУБД).

Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).

Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Система управления базами данных.

Создание структуры табличной базы данных.

Ввод и редактирование данных.

Поиск и сортировка данных.

Создание реляционных баз данных

Контроль знаний и умений. Создание базы данных.

Информационная деятельность человека - 12 часов

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов.

Основные этапы развития средств информационных технологий




Контроль знаний и умений. Тестирование.

Резерв свободного учебного времени – 16 часов




Календарно-тематическое планирование 10 класс (140 часов).


урока

Учеб.

Тема

дата







Архитектура компьютера и защита информации




1

1.1.

Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатике. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Практическое задание «Тестирование системной платы».




2

1.2.

Процессор и оперативная память. Практические задания «Определение объемов кэш-памяти процессора». «Производительность процессора».




3

1.3.

Внешняя (долговременная) память. Магнитная память. Оптическая память. Флэш-память




4

1.2, 1.3

Практические задания: «Определение температуры процессора», «Виртуальная память».




5

1.4.

Файл и файловые системы. Логическая структура носителя информации. Иерархическая файловая система.




6

1.2-1.4

Практическая работа 1.1. Создание логического диска и его форматирование.




7

1.2-1.4

Практические задания на работу с файловой системой «Форматирование из командной строки» «Расширение и атрибуты файла» «Архивация файлов» «Копирование файлов».




8

1.2-1.4

Практическая работа 1.2. Запись CD или DVD диска.




9

1.5.

Операционная система. Назначение и состав операционной системы. Загрузка ОС.




10

1.5.

Практическое задание «Ознакомление с системным реестром Windows». Практическая работа 1.3. Установка параметров BIOS




11

1.2-1.5

Практические задания «Проверка файловой системы диска» «Дефрагментация диска»




12

1.1-1.5

Тестирование на тему Архитектура компьютера




13

1.6.

Защита информации от вредоносных программ. Антивирусные программы.




14

1.6.

Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них.




15

1.6.

Практическое задание «Защита от компьютерных вирусов».




16

1.6.5.

Рекламные и шпионские программы и защита от них.




17

1.6.6.

Спам и защита от него.




18

1.6.6.

Практические задания «Защита от рекламных и шпионских программ и спама».




19

1.6

Практическая работа 1.4. Защита информации




20




Круглый стол «Современные методы безопасности от компьютерных вирусов и спама» Сообщения по материалам СМИ и Интернета.




21

1.6

Тестирование на тему «Защита информации от вредоносных программ»










Информация и информационные процессы




22

2.1.

Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике.




23

2.2.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний




24

2.2.

Решение задач на определение количества информации




25

2.2.

Единицы измерения количества информации




26

2.2.

Решение задач на перевод единиц измерения количества информации




27

2.3.

Алфавитный подход к определению количества информации




28

2.3.

Определение количества информации, представленной с помощью знаковых систем




29

2.4.

Формула Шеннона




30

2.4.

Решение задач на определение количества информации при неравновероятных событиях




31

2.2-2.4

Решение задач на перевод единиц измерения количества информации.




32

2.2-2.4

Решение задач на определение количества информации.




33

2.2-2.4

Тестирование и решение задач по теме «Количество информации»




34

2.2-2.4

Самостоятельная работа по теме «Количество информации»




35

2.5.

Кодирование текстовой информации




36

2.5

Кодирование графической и звуковой информации




37

2.5

Задание «Количество информации в тексте», «Бросание пирамидки».




38




Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.




39

2.6.

Хранение информации




40

2.7.1

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Непозиционные системы счисления. Практическое задание «Римская система счисления».




41

2.7.2

Позиционные системы счисления.




42

2.8.1.

Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую




43

2.8.2.

Перевод дробных чисел из одной системы счисления в другую




44

2.8.3.

Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмер. и шестнадцатер. и обратно




45

2.8.

Перевод произвольных чисел из одной системы счисления в другую.




46

2.8.

Решение задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую.




47




Самостоятельная работа на перевод чисел из одной системы счисления в другую




48

2.9.

Арифметические операции в позиционных системах счисления.




49

2.9.

Решение задач на выполнение арифм. операций в позиционных системах счисления.




50

2.9.

Вычисления в позиционных системах счисления с использованием калькулятора.




51




Тестирование по теме «Системы счисления»




52

2.10

Представление чисел в компьютере. Диапазон хранения целых неотрицательных чисел. Диапазон хранения целых чисел со знаком.




53

2.10.1

Представление чисел в формате с фиксированной запятой




54

2.10.2

Представление чисел в формате с плавающей запятой.




55

2.10.2

Дополнительный код числа. Вычисление дополнительного кода числа с использованием обратного кода.




56

2.10.2

Нормализованная форма. Приведение числа с плавающей запятой к нормализован. форме.




57

2.10

Ариф. операции с числами в формате с плавающей запятой.




58

2.10

Решение задач по теме «Представление чисел в компьютере»




59




Практическая работа 2.2. Системы счисления.




60




Контрольная работа №1. по теме « Системы счисления»










Основы логики и логические основы компьютера




61

3.1.

Формы мышления




62

3.2.1

Алгебра логики. Логическое умножение, сложение, инверсия




63

3.2.1

Логические операции: импликация, равносильность, исключающее или, стрелка Пирса, штрих Шеффера.




64

3.2.2.

Логические выражения и таблицы истинности.




65

3.2.2.

Таблица истинности логического выражения.




66

3.2.2.

Практические задания на тему «Определение истинности логического выражения»




67

3.2.2.

Самостоятельная работа по теме «Логические выражения и таблицы истинности»




68

3.2.3.

Логические функции.




69

3.2.3.

Решение задач с использованием логических функций.




70

3.2.4.

Логические законы и правила преобразования логических выражений.




71

3.2.4.

Преобразование логических выражений, решение логического уравнения.




72

3.2.4.

Решение задач с использованием логических законов.




73

3.2.4.

Практическая работа 3.1. Равносильность логических выражений




74

3.2.5.

Методы решения логических задач.




75

3.2.5.

Решение логических задач.




76

3.3.1

Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы.




77

3.3.2

Сумматор двоичных чисел.




78

3.3.3

Триггер.




79

3.3

Практические задания: в редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций, логические схемы полусумматора одноразрядных двоичных чисел, триггера




80




Контрольная работа №2.










Технология обработки текстовой информации




81

11.1-11.3

Различные кодировки символов. Текстовые редакторы. Различные форматы текстовых файлов (документов).




82

11.4

Форматирование документа.




83

11.4.

Практическое задание « Создание документа по образцу»




84

11.5.

Создание, редактирование и форматирование таблиц.




85

11.5.

Практическое задание «Расписание уроков»




86




Практическое задание: создание газеты.




87




Практическое задание: создание проекта по индивидуальным заданиям.




88




Создание проекта по индивидуальным заданиям. Подготовка к защите.




89




Защита проекта.










Технология обработки графической информации




90

9.1

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Методы сжатия данных.




91

9.2

Графические редакторы. Работа в графическом редакторе.




92




Практическое задание: создание проекта по индивидуальным заданиям.




93

9.3.

Система автоматизированного проектирования КОМПАС-ГРАФИК. Построение основных чертежных объектов. Технология трехмерной графики.




94

9.3.3

Технология построения анимационных изображений.




95




Защита проекта.










Алгоритмизация и программирование




96

4.1.1

Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства.




97

4.2.

История развития языков программирования.




98




Введение в Turbo Pascal. Понятие интегрированной среды программирования.




99




Структура Pascal-программы. Алфавит языка. Переменные.




100




Понятие типа данных. Числовые типы данных.




101




Операции над числовыми данными. Кодирование сложных алгебраических выражений.




102




Основные операторы TP: присваивания, ввода-вывода.




103




Линейные алгоритмы. Разработка линейных программ.




104




Разветвляющиеся алгоритмы. Оператор ветвления.




105




Разработка программ с условным оператором.




106




Циклические алгоритмы. Операторы цикла.




107




Операторы цикла. Программирование циклических алгоритмов.




108




Разработка программ с операторами цикла.




109




Вложенные циклы.




110




Разработка программ по индивидуальным заданиям.




111




Зачет по теме «Кодирование в TP управляющих структур»




112




Символьный тип данных. Основные операции работы с символами в Turbo Pascal.




113




Строковый тип данных.




114




Функции и процедуры обработки строк в TP.




115




Решение задач программирования обработки строк.




116




Разработка программ по индивидуальным заданиям.




117




Зачет по теме «Строковые и символьные типы данных».




118




Логические типы данных. Сложные условия.




119




Понятие структурированного типа данных. Числовые статические массивы.




120




Основные алгоритмы обработки массивов.




121




Разработка программ обработки массивов.




122




Алгоритмы сортировки массивов.




123




Решение задач обработки массивов в Turbo Pascal




124




Алгоритмы поиска массивов




125




Разработка программ по индивидуальным заданиям.




126




Зачет по теме «Работа с массивами»




127




Контрольная работа №3.




128




Основные этапы разработки алгоритма.




129




Разработка алгоритма методом пошаговой детализации. Понятие вспомогател. алгоритма.




130




Рекурсивные алгоритмы.




131




Подпрограммы. Разработка процедур и функций в TP. ,




132




Практическое задание «Разработка программ с использованием подпрограмм - процедур и подпрограмм –функций».




133




Тестирование программ




134




Разработка программ по индивидуальным заданиям.




135




Зачет по теме «Подпрограммы»










Повторение, резерв времени




136




Повторение по теме «Архитектура компьютера»




137




Повторение по теме «Количество информации»




138




Повторение по теме «Системы счисления»




139




Повторение по теме «Основы логики»




140




Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование»



1   2   3   4   5